Разработка урока по родному языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Разработка урока по родному языку "Пословицы и фразеологизмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_rodnomu_yazyku.docx54.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по родному языку «Пословицы и фразеологизмы» 2 класс

Цель: расширить знания учащихся о пословицах, фразеологизмах.

Задачи урока:

Познавательная: пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и фразеологизмами; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать её; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Развивающая: научить правильно понимать и объяснять значение пословиц, фразеологизмов, употреблять их в речи, развивать связанную речь учащихся, развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, логическое мышление.

Воспитательная: воспитывать у детей культуру речи,  уважение и любовь к русскому языку.

Тип урока: Введение новой темы

Этап урока

Содержание учебного материала

1.Организа-ционный момент.

Проверяется готовность обучающихся к уроку, создается эмоциональный настрой на изучение нового материала.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок

Будем мы сейчас трудиться

Новым знаниям учиться.

-Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, теперь посмотрите на меня. Я желаю вам успехов на уроке.

Наш  девиз  на уроке: «Учеба и труд к победам ведут». 

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Повторим хором девиз нашего урока.

-Как называется это предложение.

(Пословица.)

А как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей)

 (Учеба требует много упорного труда. Если ты будешь много трудиться и учиться, то это приведёт тебя к большим победам, к поставленным целям.)

- Какова будет тема нашего урока?  

-Какую цель поставим перед собой?

- Сегодня на уроке мы расширим знания о пословицах и поговорках, узнаем что такое фразеологизмы.

3. Актуализация знаний.

-Русский язык является настоящей кладовой народной мудрости, которую не вычерпать до дна. Меткие, короткие, ёмкие выражения сами приходят нам на ум в определённой жизненной ситуации. Они сопровождают нас всю жизнь, хотя, если подумать, мы как будто и не читали их нигде, только в разговоре их слышали и сразу запомнили. Я  предлагаю вам сегодня  прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать её очарование.

-Прочитайте пословицы на слайде.  Найдите в них ошибки и исправьте их.

Делу – время, потехе – минута.

Кашу маслом не измажешь.

Яблоко от яблони рядом падает.

Без труда не вытянешь и щуку из пруда.

Друг познается в воде.

Гимнастика для рук

А так как у нас урок русского языка, разомнём наши пальчики.

Снеговик.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Мы во двор пришли гулять. («Идут « по столу пальчиками.)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладошками.)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А ещё в снегу валялись. (Кладут ладони на стол то одно, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)

4. Первичное усвоение новых знаний.

Физ.минутка.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Минутка чистописания:

Уч//уч//__________________________________________

Учеба и труд к победам ведут._______________________

-Послушайте небольшую историю. Из трёх, записанных на доске пословиц, выберите одну, выражающую основную мысль текста.

          Два мужика посеяли весной огород. Один мужик поливал, окучивал, пропалывал, а другой на печке сидел и в окно глядел.

Наступила осень – пора урожай собирать. Приходит каждый на свой огород. У того мужика, что на печке сидел,  сорняками зарос весь огород, а у другого мужика, что трудился не покладая рук, знатный урожай поспел.

Вот так-то. Как известно, что … .

  • Цыплят по осени считают.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Кто не работает, тот не ест.

- Запишите эту пословицу в тетрадь.

- Пословицы и поговорки  широко распространённый жанр устного народного творчества. Никто не знает, когда возникли пословицы и поговорки. Несомненно, лишь одно: они пришли из далёких времён. Русские пословицы – крылатая мудрость народа. В них выражен народный опыт, наблюдения. Они наставляют, учат, предостерегают, сочувствуют,  помогают оценить свои поступки и действия других людей.

 

 

         Работа на карточках. Перед вами лежат листы, на которых записаны пословицы, но у них перепутаны начало и конец. Соедините начало и конец пословицы. Проверьте себя по эталону.

Чтобы из ручья напиться,                    ни одного не поймаешь.

Кто веселится весной,                               надо к земле наклониться.

За двумя зайцами погонишься,              тот плачет зимой.

-А теперь давайте подумаем, о чём эти пословицы? Какой смысл в них скрывается?

-Запишите первую пословицу, объясните опасные места в словах.

   

-А сейчас немного отдохнём. Я буду читать пословицы, а вы их должны разделить на группы: о дружбе – прыжки на месте, о труде – наклоны в стороны, о Родине – бег на месте, о семье – покружились на месте.

Нет в мире краше Родины нашей.

На что и клад, когда в семье лад.
Маленькое дело лучше большого безделья.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Кончил дело — гуляй смело.

Нет друга, так ищи: а нашел, так береги.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Семьей дорожить — счастливым быть.
Человек без друзей — что дерево без корней.

         -Помимо пословиц и поговорок в русском языке есть устойчивые сочетания слов с переносным значением – это фразеологизмы. Они появились очень давно и передавались от одного поколения к другому через устную речь. Эти словосочетания нельзя понимать в прямом смысле, потому что они предназначены для употребления в переносном значении.  Вы наверняка слышали такие фразы: «как собака на сене», «морочить голову», «встать не с той ноги». Это и есть фразеологизмы. Они делают нашу речь красивой, богатой.

- Вернёмся к тексту, с которого начинали урок. Прочитаем его ещё раз.  Найдите в нём фразеологизм.

Трудился не покладая рук.

-  А теперь посмотрите на экран. Здесь написано несколько фразеологизмов и 2 варианта значений к ним. Выберите правильное значение и запишите его букву в тетрадь.

Играть в бирюльки:

А) заниматься пустяками, ерундой; б) искусно выполнять самую трудную работу.

Зарубить на носу:

А) одержать полную победу; б) запомнить крепко-накрепко.

Свинью подложить:

А) устроить крупную неприятность; б) пожелать удачи.

Работать спустя рукава:

А) хвастаться, набивать себе цену; б) небрежно выполнять работу.

На краю земли:

А) совсем рядом; б) где-то очень далеко.

-Теперь поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку по образцу:

а, б, а, б, б.

-А сейчас внимательно слушаем меня, если я читаю пословицу, то хлопаем в ладоши, а если читаю фразеологизм – топаем ногами.

Вешать лапшу на уши. В гостях хорошо, а дома лучше. Делать из мухи слона. Как сквозь землю провалиться. Любишь кататься - люби и саночки возить. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. От зубов отскакивает.

- Послушайте стихотворение и попробуйте найти в нем фразеологизм. Запишите его в тетрадь.

У Мушки и у Мошки

Скребут на сердце кошки:

Они о чём-то спорили

И здорово повздорили.

Надеемся, что скоро

Забыта будет ссора.

-Как вы понимаете, что означает данный фразеологизм?

5.Первичная проверка понимания.

Самостоятельная работа.

Тест

Выбери правильный ответ:

  1. 1. Выбери пословицу:

А) Сидит девица в темнице, а коса на улице.

Б) После драки кулаками не машут.

В) Висит груша, нельзя скушать.

2. Что содержит в себе пословица?

А) загадку;

Б) правило;

В) народную мудрость.

3. Что означает пословица «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть»?

А) Чтобы чего-то достигнуть, надо сначала потрудиться.

Б) Каждый желает получить то, чего у него нет.

В) Разные люди друг друга не понимают.

4. Что такое фразеологизм?

А) Красочное определение;

Б) Сочетание слов, которое нельзя разделить, так как они имеют целостное значение;

В) Выражение, которое приписывает неодушевленным предметам признаки или действия одушевленных.

5. Что означает фразеологизм «задать головомойку»?

А) Работать горячо, со старанием;

Б) Помыть голову;

В) Сильно отругать.

Проверьте  и оцените себя.

6. Задание на дом

- Дома, дети, вам нужно прочитать маленькие рассказы и подобрать к каждому из них подходящую пословицу. Записать их в тетрадь.

1. Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

(Тише едешь, дальше будешь).

2. Жил-был бедный человек. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Этому человеку сделали операцию, и он выздоровел.

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей).

7. Рефлексия.

Ребята, какая была тема сегодняшнего урока?

Какую цель ставили перед собой на урок? Достигли?

– Скажите, а для чего нужно знать пословицы и поговорки?

Закончите фразы:https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1146/00089cc5-fb1524dd/img9.jpg

Я узнал…

Я научился…

- Определите себя на лесенке достижений.

-  Определите свой эмоциональный настрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по родному языку

Разработка урока по ужуглелу (для учащихся тувинской школы) на тему "Ужуктер чурттунче аян-чорук" (Путешествие в страну Букв)...

Разработка урока на родном языке

Класстан дашкаар номчулга кичээли,  2 классТемазы: Е.Танова «Бардам кижи бажын кагар».Сорулгазы:1.Номчулганың янзы-бүрү аргаларын ажыглап тургаш, шын, дүргенномчулганы чедип алыр;2. Уруглар...

Разработка урока по родному языку 4 класс Демдек ады. Удурланышкак болгаш чоок уткалыг демдек аттары.

Данная разработка урока может быть использована учителями начальных классов. Урок родного языка (тыва дыл) 4 класс...

Методическая разработка урока по родному языку

Методическая разработка урока по родному (русскому) языку по теме: "Трудные случаи употребления паронимов". Цель: познакомить с трудными случаями употребления паронимов,повторить лексические...

разработка урока по родному языку по теме: "дамгьæ Æ, мыр æ".

Тип урока: урок играЦели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):Сывæллæтты базонгæ кæнын дамгьæ Æ, мыр æ.Бакусын ныхасы рæзтыл.3.Сабитæм гуырын кæнын мадæлон æвзагмæ уарзондзинад ....

Методическая разработка урока русский родной язык.

Разработка урока по курсу "Родной Русский язык", 1 класс...

Методическая разработка урока русский родной язык.

Конспект урока русскогот языка, УМК Школа России для 3 класса....