Разработка урока по родному языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Разработка урока по родному языку "Пословицы и фразеологизмы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_rodnomu_yazyku.docx | 54.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по родному языку «Пословицы и фразеологизмы» 2 класс
Цель: расширить знания учащихся о пословицах, фразеологизмах.
Задачи урока:
Познавательная: пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и фразеологизмами; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать её; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Развивающая: научить правильно понимать и объяснять значение пословиц, фразеологизмов, употреблять их в речи, развивать связанную речь учащихся, развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, логическое мышление.
Воспитательная: воспитывать у детей культуру речи, уважение и любовь к русскому языку.
Тип урока: Введение новой темы
Этап урока | Содержание учебного материала |
1.Организа-ционный момент. | Проверяется готовность обучающихся к уроку, создается эмоциональный настрой на изучение нового материала. Прозвенел уже звонок Начинается урок Будем мы сейчас трудиться Новым знаниям учиться. -Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, теперь посмотрите на меня. Я желаю вам успехов на уроке. Наш девиз на уроке: «Учеба и труд к победам ведут». |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | - Повторим хором девиз нашего урока. -Как называется это предложение. (Пословица.) А как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей) (Учеба требует много упорного труда. Если ты будешь много трудиться и учиться, то это приведёт тебя к большим победам, к поставленным целям.) - Какова будет тема нашего урока? -Какую цель поставим перед собой? - Сегодня на уроке мы расширим знания о пословицах и поговорках, узнаем что такое фразеологизмы. |
3. Актуализация знаний. | -Русский язык является настоящей кладовой народной мудрости, которую не вычерпать до дна. Меткие, короткие, ёмкие выражения сами приходят нам на ум в определённой жизненной ситуации. Они сопровождают нас всю жизнь, хотя, если подумать, мы как будто и не читали их нигде, только в разговоре их слышали и сразу запомнили. Я предлагаю вам сегодня прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать её очарование. -Прочитайте пословицы на слайде. Найдите в них ошибки и исправьте их. Делу – время, потехе – минута. Кашу маслом не измажешь. Яблоко от яблони рядом падает. Без труда не вытянешь и щуку из пруда. Друг познается в воде. |
Гимнастика для рук | А так как у нас урок русского языка, разомнём наши пальчики. Снеговик. Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.) Мы во двор пришли гулять. («Идут « по столу пальчиками.) Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладошками.) Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками.) С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.) А ещё в снегу валялись. (Кладут ладони на стол то одно, то другой стороной.) Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.) |
4. Первичное усвоение новых знаний. Физ.минутка. | - Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Минутка чистописания: Уч//уч//__________________________________________ Учеба и труд к победам ведут._______________________ -Послушайте небольшую историю. Из трёх, записанных на доске пословиц, выберите одну, выражающую основную мысль текста. Два мужика посеяли весной огород. Один мужик поливал, окучивал, пропалывал, а другой на печке сидел и в окно глядел. Наступила осень – пора урожай собирать. Приходит каждый на свой огород. У того мужика, что на печке сидел, сорняками зарос весь огород, а у другого мужика, что трудился не покладая рук, знатный урожай поспел. Вот так-то. Как известно, что … .
- Запишите эту пословицу в тетрадь. - Пословицы и поговорки широко распространённый жанр устного народного творчества. Никто не знает, когда возникли пословицы и поговорки. Несомненно, лишь одно: они пришли из далёких времён. Русские пословицы – крылатая мудрость народа. В них выражен народный опыт, наблюдения. Они наставляют, учат, предостерегают, сочувствуют, помогают оценить свои поступки и действия других людей.
Работа на карточках. Перед вами лежат листы, на которых записаны пословицы, но у них перепутаны начало и конец. Соедините начало и конец пословицы. Проверьте себя по эталону. Чтобы из ручья напиться, ни одного не поймаешь. Кто веселится весной, надо к земле наклониться. За двумя зайцами погонишься, тот плачет зимой. -А теперь давайте подумаем, о чём эти пословицы? Какой смысл в них скрывается? -Запишите первую пословицу, объясните опасные места в словах.
|
-А сейчас немного отдохнём. Я буду читать пословицы, а вы их должны разделить на группы: о дружбе – прыжки на месте, о труде – наклоны в стороны, о Родине – бег на месте, о семье – покружились на месте. Нет в мире краше Родины нашей. На что и клад, когда в семье лад. Родина – мать, умей за неё постоять. Человек без Родины, что соловей без песни. Кончил дело — гуляй смело. Нет друга, так ищи: а нашел, так береги. С кем поведешься, от того и наберешься. Хочешь есть калачи — не сиди на печи. Семьей дорожить — счастливым быть. | |
-Помимо пословиц и поговорок в русском языке есть устойчивые сочетания слов с переносным значением – это фразеологизмы. Они появились очень давно и передавались от одного поколения к другому через устную речь. Эти словосочетания нельзя понимать в прямом смысле, потому что они предназначены для употребления в переносном значении. Вы наверняка слышали такие фразы: «как собака на сене», «морочить голову», «встать не с той ноги». Это и есть фразеологизмы. Они делают нашу речь красивой, богатой. - Вернёмся к тексту, с которого начинали урок. Прочитаем его ещё раз. Найдите в нём фразеологизм. Трудился не покладая рук. - А теперь посмотрите на экран. Здесь написано несколько фразеологизмов и 2 варианта значений к ним. Выберите правильное значение и запишите его букву в тетрадь. Играть в бирюльки: А) заниматься пустяками, ерундой; б) искусно выполнять самую трудную работу. Зарубить на носу: А) одержать полную победу; б) запомнить крепко-накрепко. Свинью подложить: А) устроить крупную неприятность; б) пожелать удачи. Работать спустя рукава: А) хвастаться, набивать себе цену; б) небрежно выполнять работу. На краю земли: А) совсем рядом; б) где-то очень далеко. -Теперь поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку по образцу: а, б, а, б, б. -А сейчас внимательно слушаем меня, если я читаю пословицу, то хлопаем в ладоши, а если читаю фразеологизм – топаем ногами. Вешать лапшу на уши. В гостях хорошо, а дома лучше. Делать из мухи слона. Как сквозь землю провалиться. Любишь кататься - люби и саночки возить. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. От зубов отскакивает. - Послушайте стихотворение и попробуйте найти в нем фразеологизм. Запишите его в тетрадь. У Мушки и у Мошки Скребут на сердце кошки: Они о чём-то спорили И здорово повздорили. Надеемся, что скоро Забыта будет ссора. -Как вы понимаете, что означает данный фразеологизм? | |
5.Первичная проверка понимания. | Самостоятельная работа. Тест Выбери правильный ответ:
А) Сидит девица в темнице, а коса на улице. Б) После драки кулаками не машут. В) Висит груша, нельзя скушать. 2. Что содержит в себе пословица? А) загадку; Б) правило; В) народную мудрость. 3. Что означает пословица «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть»? А) Чтобы чего-то достигнуть, надо сначала потрудиться. Б) Каждый желает получить то, чего у него нет. В) Разные люди друг друга не понимают. 4. Что такое фразеологизм? А) Красочное определение; Б) Сочетание слов, которое нельзя разделить, так как они имеют целостное значение; В) Выражение, которое приписывает неодушевленным предметам признаки или действия одушевленных. 5. Что означает фразеологизм «задать головомойку»? А) Работать горячо, со старанием; Б) Помыть голову; В) Сильно отругать. Проверьте и оцените себя. |
6. Задание на дом | - Дома, дети, вам нужно прочитать маленькие рассказы и подобрать к каждому из них подходящую пословицу. Записать их в тетрадь. 1. Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу. (Тише едешь, дальше будешь). 2. Жил-был бедный человек. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Этому человеку сделали операцию, и он выздоровел. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей). |
7. Рефлексия. | Ребята, какая была тема сегодняшнего урока? Какую цель ставили перед собой на урок? Достигли? – Скажите, а для чего нужно знать пословицы и поговорки? Закончите фразы: Я узнал… Я научился… - Определите себя на лесенке достижений. - Определите свой эмоциональный настрой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по родному языку
Разработка урока по ужуглелу (для учащихся тувинской школы) на тему "Ужуктер чурттунче аян-чорук" (Путешествие в страну Букв)...
Разработка урока на родном языке
Класстан дашкаар номчулга кичээли, 2 классТемазы: Е.Танова «Бардам кижи бажын кагар».Сорулгазы:1.Номчулганың янзы-бүрү аргаларын ажыглап тургаш, шын, дүргенномчулганы чедип алыр;2. Уруглар...
Разработка урока по родному языку 4 класс Демдек ады. Удурланышкак болгаш чоок уткалыг демдек аттары.
Данная разработка урока может быть использована учителями начальных классов. Урок родного языка (тыва дыл) 4 класс...
Методическая разработка урока по родному языку
Методическая разработка урока по родному (русскому) языку по теме: "Трудные случаи употребления паронимов". Цель: познакомить с трудными случаями употребления паронимов,повторить лексические...
разработка урока по родному языку по теме: "дамгьæ Æ, мыр æ".
Тип урока: урок играЦели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):Сывæллæтты базонгæ кæнын дамгьæ Æ, мыр æ.Бакусын ныхасы рæзтыл.3.Сабитæм гуырын кæнын мадæлон æвзагмæ уарзондзинад ....
Методическая разработка урока русский родной язык.
Разработка урока по курсу "Родной Русский язык", 1 класс...
Методическая разработка урока русский родной язык.
Конспект урока русскогот языка, УМК Школа России для 3 класса....
- Мне нравится (1)