Урок "Предложный падеж", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока "Предложный падеж"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока "Предложный падеж" | 28.18 КБ |
Карточка к уроку | 14.32 КБ |
Предложный падеж | 531.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Учитель: Монгал С.К. | ||
Класс: 3 | ||
№ урока: 92 | ||
Предметная область: Русский язык (автор Канакина В. П..) | ||
УМК «Школа России» | ||
Тема: | Предложный падеж имени существительного | |
Тип урока: | Открытие новых знаний | |
Цель | Организовать учебную деятельность учащихся в предметной области «Русский язык» по овладению знаниями в рамках темы «Предложный падеж», а именно:
| |
Межпредметные связи: | Окружающий мир, литературное чтение | |
Формы работы на уроке: | Фронтальная, групповая, индивидуальная | |
Оборудование: | Проектор, компьютер, раздаточный материал, цветок из картона, карточки с названиями падежей и падежными вопросами | |
Планируемые достижения | ||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: |
- создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению особенностей предложного падежа; - способствовать использованию учащимися новых знаний в практической деятельности | Познавательные (в т.ч. логические) УУД: - использовать учебник и словарь в качестве источников информации, -с помощью учителя выделять существенную информацию, фиксировать ее, анализировать, сравнивать, обобщать информацию. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу - определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности, - контролировать выполнение плана, - оценивать результат деятельности, Коммуникативные УУД: - отвечать на вопросы учителя, - осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников; - допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ. | -становление мотивационной основы учебной деятельности; - формирование умения уважительно относиться к иному мнению, к иной точке зрения; |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент (4 минуты) 2. Актуализация знаний (3 минуты)
3. Самоопреде- ление (5 минут) | -Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их -Ну, а сейчас пришла пора отправиться в путешествие по огромной стране. Как называется эта страна, вы сейчас нам сами и расскажете В нашем путешествии нам будет помогать один сказочный предмет. А какой, вы сейчас сами и отгадаете Ровно семь лепестков, Нет пестрее цветков. Оторвешь лепесток – Полетит он на восток, И на север, и на юг, И вернется к нам он в круг. Ты желанье загадай, Исполненья ожидай. Что же это за цветок? Лютик? Ландыш? Огонек? -Кто автор произведения? -Опираясь на уроки окружающего мира скажите, разве могут быть цветы с разными лепестками? -Можно это произведение назвать сказкой? Почему? -В отличие от героини этой сказки, девочки Жени, мы не будем просить лепестки исполнять бесполезные желания. Все лепестки этого волшебного цветка мы потратим с пользой. -Какое самое главное желание может быть на всех уроках? -И сегодня мы немножко поменяем смысл сказки: не лепестки будут исполнять наши желания, а мы желания лепестков. Каждый лепесток с выполненным желанием мы будем закреплять на доске, чтобы к концу урока у нас была полная картина того, со всеми ли заданиями мы справились -Давайте вспомним, какие слова говорила Женя прежде, чем загадать желание Итак, мы начинаем (Презентация слайд 3) -Закончите предложение: 1. В русском языке падежей – ……. 2. Чтобы определить падеж им. сущ. 3. Склонение – это….. 4. И.п. отвечает на вопросы… 5. Р. п. отвечает на вопросы … 6. Д.п. отвечает на вопросы … 7. В.п. отвечает на вопросы … 8. Т.п. отвечает на вопросы … -Молодцы! Прикрепляем первый лепесток на доску -Отрываем следующий лепесток -Откройте тетради, сделайте первую запись (Презентация слайд 4) Прочитайте словосочетания. Определите падеж имен сущ. написали в газете, растут в воде, лежит на столе. Сформулируйте тему урока -Молодцы! Прикрепляем второй лепесток на доску | -Мы желаем Вам тепла, много света и добра, Позитива получить и урок наш оценить -В страну Грамматику пойдем, Большой багаж в ней соберем: Знания, умения, удачу и терпение. Цветик - семицветик В. Катаев Нет Да. Потому что в ней есть волшебный предмет, невозможно оказаться сию минуту в другом месте, разбитое снова сделать целым… Получить новые знания
-Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по-моему вели… Один ученик отрывает лепесток, произносит слова: «Лети, лети лепесток Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли Быть по-моему вели. Вели, вспомнить все, что мы знаем о падежах».
Шесть падежей Нужно найти слово, от которого зависит это существительное, задать от него вопрос, по вопросу определить падеж Изменение имен существительных по падежам Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? Выполняет Один ученик отрывает лепесток, произносит слова: «Лети, лети лепесток Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли Быть по-моему вели. Вели сформулировать тему урока». Выполняют Три человека по очереди работают у доски, остальные в тетради Предложный падеж имен существительных Выполняет |
3. Работа по теме урока (6 минут)
4. Вывод (3 минуты) Физ.минутка (1 минута) | -Отрываем третий лепесток «Презентация слайд 5) -Откройте учебник на с.54 упр. 97 -Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете? -Прочитайте задания к упражнению -Какое письменное задание нужно выполнить? -Сейчас вы поработаете в парах: первый ряд – второе предложение, второй ряд – третье предложение, третий ряд – четвертое предложение. Проверка выполненного задания -Молодцы! Прикрепляем третий лепесток на доску -Отрываем четвертый лепесток -Прочитайте правило на с.54 (Презентация слайд 6) -Закончи фразу: Имя существительное в П. п. отвечает на вопросы Имя сущ. в П.п. употребляется с предлогами -Послушайте стихотворение о предложном падеже (Презентация слайд 7) -Прикрепляем четвертый лепесток на доску | Один ученик отрывает лепесток, произносит слова: «Лети, лети лепесток Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли Быть по-моему вели. Вели узнать все о предложном падеже». Выполняют Желающие учащиеся читают, объясняют смысл Читают, отвечают на вопросы -Записать пословицу. Выделить окончания имен существительных в предложном падеже. Обвести предлоги. Выполняют, ориентируясь на образец на слайде Один из учащихся каждого ряда комментирует выполненное задание, остальные проверяют Выполняет Один ученик отрывает лепесток, произносит слова: «Лети, лети лепесток Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли Быть по-моему вели. Вели рассказать, что мы узнали о предложном падеже». В это время все учащиеся выполняют движения, о которых говорится в стихотворении -О ком? О чем? -При, о, об, на, в, во Слушают Выполняет |
4. Первичное закрепление новых знаний (9 минут) | -Отрываем пятый лепесток (Презентация слайд 8) -Сейчас вам предстоит работа в группах Вам даны карточки с отрывками из известных произведений. Нужно выполнить по три задания к каждому отрывку. Прочитайте их. Прежде, чем приступить к нахождению падежа имени существительного, что нужно вспомнить? -Назовите произведения, из которых даны отрывки -Кто автор этих сказок? -Приступаем к работе -Отвечаем
Проверка по слайду -Молодцы! Прикрепляем пятый лепесток на доску | Один ученик отрывает лепесток, произносит слова: «Лети, лети лепесток Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли Быть по-моему вели. Вели закрепить свои знания о предложном падеже». 1. Найдите устаревшие слова и объясните их смысл 2. Определите падеж выделенных имен существительных 3. Разберите слово по составу -Алгоритм определения падежа: 1. Найти слово, от которого будет зависеть это существительное; 2. Задать от этого слова вопрос к имени существительному; 3. По вопросу определить падеж имени существительного 1. Сказка о Царе Салтане… 2. Сказка о рыбаке и рыбке -А.С.Пушкин Обсуждают По одному человеку из группы отвечают на все поставленные вопросы Проверяют Прикрепляет |
6.Самостоятель ная работа по вариантам (5 минут) | -Отрываем шестой лепесток (Презентация слайд 9) -Составить из слов предложение, определить падеж существительных 1 вариант: Живёт, топком, цапля, болоте, на 2 вариант: В, отдыхает, дневное, гнезде, время, в, она Проверка по слайду (Презентация слайд 10) -Молодцы! Прикрепляем шестой лепесток на доску | Один ученик отрывает лепесток, произносит слова: «Лети, лети лепесток Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли Быть по-моему вели. Вели выполнить самостоятельную работу выполняют работу в тетрадях - проверяют по эталону со слайда, оценивают свою работу Прикрепляет
|
7. Итог урока (2 минуты) | -Отрываем седьмой лепесток (Презентация слайд 11) -Что нового узнали на уроке? - Кто может рассказать о предложном падеже? -Молодцы! Прикрепляем седьмой лепесток на доску | Один ученик отрывает лепесток, произносит слова: «Лети, лети лепесток Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли Быть по-моему вели. Вели подвести итог нашего урока - отвечают на вопросы - рассказывают о предложном падеже
Прикрепляет |
6. Рефлексия учебной деятельности (2 минуты) | -У меня на столе лежат цветочки разного цвета. Если вам понравился урок -прикрепите на доску цветок красного цвета. Если вы не совсем поняли, о чем сегодня шла речь – прикрепите цветок желтого цвета. Если вы совсем ничего сегодня не поняли – прикрепите цветок синего цвета | Оценивают свою работу на уроке, прикрепляют цветы |
Предварительный просмотр:
1. Найдите устаревшие слова и объясните их смысл
2. Определите падеж выделенных имен существительных
3. Разберите слово по составу
…Видит: весь сияя в злате2,
Царь Салтан сидит в палате…
Толкования: изделия из золота, большая комната
1. Найдите устаревшие слова и объясните их смысл
2. Определите падеж выделенных имен существительных
3. Разберите слово по составу
…На престоле и в венце
С грустной2 думой на лице…
Толкования: царский трон, царская корона
1. Найдите устаревшие слова и объясните их смысл
2. Определите падеж выделенных имен существительных
3. Разберите слово по составу
…На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая2 на маковке кичка…
Толкования: тёплая женская безрукавка, макушка (головы), головной убор
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Познакомить с особенностями предложного падежа имени сущ. Учить определять падеж имени существительного по вопросу и предлогу. Развивать орфографическую зоркость Воспитывать любовь к русскому языку, аккуратность.
Актуализация знаний Закончи предложение. 1. В русском языке падежей – ……. 2. Чтобы определить падеж им. сущ … 3 . Склонение – это….. 4 . И.п . отвечает на вопросы… 5. Р. п. отвечает на вопросы … 6 . Д.п . отвечает на вопросы … 7. В.п . отвечает на вопросы … 8. Т.п . отвечает на вопросы … 9. Все падежи, кроме И.п …
Предложный падеж О ком? О чём? Прочитайте словосочетания. Определите падеж имен сущ. написали в газете, растут в воде, л ежит на столе. Сформулируйте тему урока
В ыполните письменно задания к упражнению . Упр. 97 Образец: При солнце тепло, при матери добро. Прочитайте правило на стр. 54 П .п . П .п
Закончи фразу Имя существительное в П . п. отвечает на вопросы___________ Имя сущ. в П .п . употребляется с предлогами ______________
Г рупповая работа Проверка: Злато – изделия из золота Палата –большая комната Престол – царский трон Венец – царская корона Душегрейка – теплая женская безрукавка Маковка – макушка (головы) Кичка – головной убор
Составьте из слов предложение, определите падеж существительных 1 вариант: Живёт , топком, цапля , болоте, на 2 вариант: В, отдыхает, ночами, гнезде, она
Проверка И.п . П.п . Цапля живёт на топком болоте. Т.п. П.п . Ночами она отдыхает в гнезде.
И тог урока -Что нового узнали на уроке? - Кто может рассказать о предложном падеже?
На уроке я узнал….. Я научился ….. Мне было трудно…. Мне было легко….
Спасибо за работу
Источники: Т.С. Ситникова , И.Ф. Яценко «Поурочные разработки по русскому языку»3класс М.: « Вако » 2014.-496с. (В помощь школьному учителю) В.П. Канакина , В.Г. Горецкий «Русский язык» учебник 3 класс 2 часть М.: «Просвещение» 2014 3. Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/ 4 .Картинка https://yandex.ru/images/search?text=%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемный урок по русскому языку в 4 классе "Винительный падеж имён существительных.Распознование винительного и именительного падежей.
Проблемный урок по русскому языку в 4 классе"Винительный падеж имён существительных. Распознование именительного и винительного падежей.Урок-исследование. Цель: -познакомить с особенностями ...
Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме "Именительный падеж и винительный падеж" ("Школа России")
Разработка урока в 4 классе по теме "Именительный падеж и винительный падеж" ("Школа России")...