Методические рекомендации для педагогов по подготовке учащихся к работе с разными текстами.
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Семёнова Татьяна Владимировна

Представлены типы теткстов, их структура, теоретико-практическая часть по их изучению. УУД, коммуникативные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Типы текстов15.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов по подготовке учащихся к работе с разными текстами.

1ЧАСТЬ. 

В школе изучаются тексты:

повествование - это речь о событиях, действиях и их последовательности, описание - это речь, характеризующая предметы, их признаки или место действия,

 рассуждение - это речь с объяснением, доказательством, высказыванием своего мнения.

Текст-описание

•описание предмета, животного или человека

•описание места

 •описание состояния среды

•состояния человека

 Цель: создать картину действительности (это перечисление свойств, сторон предмета или явления, присущих ему в определённый момент)

Структура

1.(что? кто? какой?) общий признак

2.признаки частей (рост, вес, цвет, лицо, голова)

3.оценка предмета (своё отношение)

Текст-повествование

Цель: передать движение событий во времени. (это рассказ о том, как, в какой последовательности происходили события)

Структура

1.Завязка (начало действия, события) внезапно, вдруг, затем, наконец…;

2. Развитие действий;

3. Развязка (окончание события, завершение повествования).

 Должно быть указано, чем закончилась история. .

Текст-рассуждение

•описание предмета, животного или человека

•описание места

•описание состояния среды

•состояния человека

 

Цель: исследование, обобщение знаний о действительности, выяснение причин явлений, обоснование выводов, доказательство истинности или ложности определённых положений

Структура

1.Автор формулирует тезис или гипотезу, иногда это предваряется кратким вступлением;

2.В основной части приводятся аргументы и доказательства;

3.Заключительная часть содержит выводы

2 ЧАСТЬ.

Алгоритм определения типа текста.

1.Прочитайте текст внимательно и вдумчиво.

2.Во время чтения забудьте о признаках каждого типа.

 Главная задача — понять цель текста.

3.Обратите особое внимание на последний абзац (предложение).

 4.Если текст в целом отвечает на вопросы:

•что? где? когда? - перед вами повествование;

 • какой? или каков? - описание;

•зачем? как? – рассуждение

 3 ЧАСТЬ.

При подготовке учащихся к работе с разными текстами необходимо обеспечить формирование у них знаний о языке, речи (устная и письменная), тексте, признаках текста, заголовке текста, основной мысли, опорных и ключевых словах, абзаце, типах текста, стилях речи… При этом учащиеся должны понимать, что эти знания необходимы для их применения.

Поэтому, сформированность этих знаний предполагает овладение следующими умениями:

 ● умение ориентироваться в содержании высказывания (умение озаглавливать текст, передавать его содержание, находить основную мысль, определять тему высказывания и т.д.)

● умение логически строить высказывание (умение составлять план, определять, с чего начать высказывание, чем его закончить; осуществлять последовательный переход от одной мысли к другой и т.д.)

 ● умение отбирать языковые средства, соответствующие содержанию высказывания.

Успешность учащихся в работе с разными текстами зависит от наличия у учащихся позитивного опыта решения задач типа:

● различать текст и предложение

 ● определять признаки текста

● членить непунктированный текст на предложения

● определять тему, название, автора, основную мысль текста

 ● выделять абзац красной строкой

 ● членить текст на смысловые части, озаглавливать их

 ● восстанавливать деформированный текст

 ● составлять и записывать предложения, составляющие небольшой текст (по рисунку, сюжетной картинке, по вопросам)

● использовать средства речевого этикета

● определять тип текста и его структуру

 ● создавать тексты разных типов по самостоятельно составленному плану с использование элементов образности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения в текстах повествовательного и описательного характера)

● составлять письмо по алгоритму

● писать разнообразные сочинения по тематике, типам текста, стилю и жанрам.

Теоретико-практическое изучение текста- повествования.

 1.Знакомство с особенностями текста- повествования.

 2.Знакомство с типами связи предложений и средствами связи.

 3.Знакомство с единым временным планом текста.

 4.Знакомство с временной соотнесённостью глаголов в повествовательных текстах.

5.Знакомство с последовательностью частей текста (абзацев) в тексте-повествовании.

 6. Работа над планом текста-повествования.

 7. Работа над композицией текста-повествования.

Теоретико-практическое изучение текста-описания.

1.Знакомство с особенностями текста- описания.

 2.Знакомство с типами связи предложений и средствами связи.

 3.Знакомство с единым временным планом текста-описания.

4.Знакомство с последовательностью частей текста (абзацев) в тексте-описании.

5. Работа над планом текста-описания.

 6. Работа над композицией текста-описания.

7.Работа над языковыми средствами (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.)

Теоретико-практическое изучение текста-рассуждения.

 1.Знакомство с особенностями текста- рассуждения.

2.Знакомство с типами связи предложений и средствами связи.

3.Знакомство с временным планом текста-рассуждения.

 4.Знакомство с последовательностью частей текста (абзацев), планом и композицией текста-рассуждения. Формирование УУД (предметных и метапредметных результатов):

● умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и т.д.) Формирование коммуникативных результатов:

● умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов коррекционных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников

Методические рекомендации для педагогов коррекционных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников помогают создать комфортную непринужденную обстановку, уютную атмосфер...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Об учете специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией

Рекомендации к учету специфических ошибок у детей с нарушениями письменной речи...

Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся к школьным олимпиадам

Данный  методический материал поможет учителям  подготовить учащихся к олимпиадам и в работе с одаренными учащимися...

Методические рекомендации для педагогов и родителей при работе с одаренными детьми младшего школьного возраста.

Данные рекомендации разработаны с целью снижения проявлений психомоторной и интеллектуальной диссинхронии у одаренных детей младшего школьного возраста....

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...

Методические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений по организации работы с детьми группы риска

Методические рекомендации для педагогов и специалистовобразовательных учреждений по организации работы с детьми группы риска...

Сборник методических рекомендаций по организации и проведению интегрированных диагностических работ с целью мониторинга метапредметных результатов учащихся 1-4 классов образовательных учреждений г. Череповца Вологодской области

Пособие посвящено практике организации и проведению интегрированных диагностических работ для учащихся начальной школы. Представленные материалы являются продуктом деятельности педагогов-тьюторов в ст...