Методические рекомендации для педагогов по подготовке учащихся к работе с разными текстами.
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Представлены типы теткстов, их структура, теоретико-практическая часть по их изучению. УУД, коммуникативные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Типы текстов | 15.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов по подготовке учащихся к работе с разными текстами.
1ЧАСТЬ.
В школе изучаются тексты:
повествование - это речь о событиях, действиях и их последовательности, описание - это речь, характеризующая предметы, их признаки или место действия,
рассуждение - это речь с объяснением, доказательством, высказыванием своего мнения.
Текст-описание
•описание предмета, животного или человека
•описание места
•описание состояния среды
•состояния человека
Цель: создать картину действительности (это перечисление свойств, сторон предмета или явления, присущих ему в определённый момент)
Структура
1.(что? кто? какой?) общий признак
2.признаки частей (рост, вес, цвет, лицо, голова)
3.оценка предмета (своё отношение)
Текст-повествование
Цель: передать движение событий во времени. (это рассказ о том, как, в какой последовательности происходили события)
Структура
1.Завязка (начало действия, события) внезапно, вдруг, затем, наконец…;
2. Развитие действий;
3. Развязка (окончание события, завершение повествования).
Должно быть указано, чем закончилась история. .
Текст-рассуждение
•описание предмета, животного или человека
•описание места
•описание состояния среды
•состояния человека
Цель: исследование, обобщение знаний о действительности, выяснение причин явлений, обоснование выводов, доказательство истинности или ложности определённых положений
Структура
1.Автор формулирует тезис или гипотезу, иногда это предваряется кратким вступлением;
2.В основной части приводятся аргументы и доказательства;
3.Заключительная часть содержит выводы
2 ЧАСТЬ.
Алгоритм определения типа текста.
1.Прочитайте текст внимательно и вдумчиво.
2.Во время чтения забудьте о признаках каждого типа.
Главная задача — понять цель текста.
3.Обратите особое внимание на последний абзац (предложение).
4.Если текст в целом отвечает на вопросы:
•что? где? когда? - перед вами повествование;
• какой? или каков? - описание;
•зачем? как? – рассуждение
3 ЧАСТЬ.
При подготовке учащихся к работе с разными текстами необходимо обеспечить формирование у них знаний о языке, речи (устная и письменная), тексте, признаках текста, заголовке текста, основной мысли, опорных и ключевых словах, абзаце, типах текста, стилях речи… При этом учащиеся должны понимать, что эти знания необходимы для их применения.
Поэтому, сформированность этих знаний предполагает овладение следующими умениями:
● умение ориентироваться в содержании высказывания (умение озаглавливать текст, передавать его содержание, находить основную мысль, определять тему высказывания и т.д.)
● умение логически строить высказывание (умение составлять план, определять, с чего начать высказывание, чем его закончить; осуществлять последовательный переход от одной мысли к другой и т.д.)
● умение отбирать языковые средства, соответствующие содержанию высказывания.
Успешность учащихся в работе с разными текстами зависит от наличия у учащихся позитивного опыта решения задач типа:
● различать текст и предложение
● определять признаки текста
● членить непунктированный текст на предложения
● определять тему, название, автора, основную мысль текста
● выделять абзац красной строкой
● членить текст на смысловые части, озаглавливать их
● восстанавливать деформированный текст
● составлять и записывать предложения, составляющие небольшой текст (по рисунку, сюжетной картинке, по вопросам)
● использовать средства речевого этикета
● определять тип текста и его структуру
● создавать тексты разных типов по самостоятельно составленному плану с использование элементов образности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения в текстах повествовательного и описательного характера)
● составлять письмо по алгоритму
● писать разнообразные сочинения по тематике, типам текста, стилю и жанрам.
Теоретико-практическое изучение текста- повествования.
1.Знакомство с особенностями текста- повествования.
2.Знакомство с типами связи предложений и средствами связи.
3.Знакомство с единым временным планом текста.
4.Знакомство с временной соотнесённостью глаголов в повествовательных текстах.
5.Знакомство с последовательностью частей текста (абзацев) в тексте-повествовании.
6. Работа над планом текста-повествования.
7. Работа над композицией текста-повествования.
Теоретико-практическое изучение текста-описания.
1.Знакомство с особенностями текста- описания.
2.Знакомство с типами связи предложений и средствами связи.
3.Знакомство с единым временным планом текста-описания.
4.Знакомство с последовательностью частей текста (абзацев) в тексте-описании.
5. Работа над планом текста-описания.
6. Работа над композицией текста-описания.
7.Работа над языковыми средствами (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.)
Теоретико-практическое изучение текста-рассуждения.
1.Знакомство с особенностями текста- рассуждения.
2.Знакомство с типами связи предложений и средствами связи.
3.Знакомство с временным планом текста-рассуждения.
4.Знакомство с последовательностью частей текста (абзацев), планом и композицией текста-рассуждения. Формирование УУД (предметных и метапредметных результатов):
● умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и т.д.) Формирование коммуникативных результатов:
● умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов коррекционных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников
Методические рекомендации для педагогов коррекционных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников помогают создать комфортную непринужденную обстановку, уютную атмосфер...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Об учете специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией
Рекомендации к учету специфических ошибок у детей с нарушениями письменной речи...
Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся к школьным олимпиадам
Данный методический материал поможет учителям подготовить учащихся к олимпиадам и в работе с одаренными учащимися...
Методические рекомендации для педагогов и родителей при работе с одаренными детьми младшего школьного возраста.
Данные рекомендации разработаны с целью снижения проявлений психомоторной и интеллектуальной диссинхронии у одаренных детей младшего школьного возраста....
Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)
Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...
Методические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений по организации работы с детьми группы риска
Методические рекомендации для педагогов и специалистовобразовательных учреждений по организации работы с детьми группы риска...
Сборник методических рекомендаций по организации и проведению интегрированных диагностических работ с целью мониторинга метапредметных результатов учащихся 1-4 классов образовательных учреждений г. Череповца Вологодской области
Пособие посвящено практике организации и проведению интегрированных диагностических работ для учащихся начальной школы. Представленные материалы являются продуктом деятельности педагогов-тьюторов в ст...