Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Елена Анатольевна Киселева

Русский язык 21 век 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya.docx245.71 КБ

Предварительный просмотр:

         Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе авторской программы С.В. Ивановой, А.О. Евдокимовой и М.И. Кузнецовой (УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией Н.Ф.Виноградовой) в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, ООП НОО МАОУ НШ-ДС №72 и положения о рабочей программе педагога.

Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ НШ-ДС № 72 с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся третьего класса.

Программа по предмету «Русский язык» относится к предметной области «Русский язык и литературное чтение», рассчитана на 147 часов в год и расширена внутрипредметными модулями «Занимательная лингвистика» (15 ч) и «Наш друг – словарь» (14 ч). Данные модули введены с целью повышения уровня практической грамотности у младших школьников,  умения владеть устной и письменной речью как средством отражения действительности, совершенствования навыков лингвистического анализа, реализации творческих способностей, а также развития интеллектуальных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств личности.

Планируемые результаты освоения предмета

В результате освоения предметного содержания у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.        

Личностными результатами изучения программы «Русский язык» являются следующие умения:

–осознавать роль языка и речи в жизни людей;

–эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

–понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих   результатов служат тексты из учебника «Русский язык».

Метапредметными результатами освоения программы «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий(УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию,  представленную в разных формах  (сплошной текст;  несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы;
  • уметь работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты:

К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
  • виды предложений по цели высказывания и интонации;
  • главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

выделять, находить:

  • собственные имена существительные;
  • личные местоимения 1, 2, 3-го лица;
  • грамматическую основу простого двусоставного предложения;
  • в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

решать учебные и практические задачи:

  • определять род изменяемых имён существительных;
  • устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;
  • задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
  • определять принадлежность имён существительных к 1, 2 3-му склонению;
  • устанавливать с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
  • находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
  • использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; подбирать примеры слов с определённой орфограммой;
  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 65-80 слов;
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • составлять план собственного и предложенного текстов; о
  • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
  • корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев; составлять собственные тексты в жанре письма;

применять правила правописания:

  • приставки, оканчивающиеся на з, с;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой);
  • буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
  • буквы и, ы после  ц в различных частях слов;
  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных;
  • буквы о, е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц;
  • безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;
  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
  • знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

К концу обучения в 3 классе учащиеся смогут научиться:

  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
  • устанавливать род неизменяемых имён существительных (наиболее употребительные слова);
  • склонять личные местоимения;
  • различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
  • находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;
  • самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
  • разбирать по членам простое двусоставное предложение;
  • применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;
  • применять правило правописания суффиксов имён существительных -ок-, -ец-, -иц-, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;
  • применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных на -ий, -ия, -ие;
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
  • писать подробные изложения;
  • создавать собственные тексты (писать сочинения) с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала).

          Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольная работа, муниципальный мониторинг, комплексная работа.

Содержание учебного предмета

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)

1. Фонетика и графика

Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова.

Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.

2. Орфоэпия. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

3. Слово и предложение

Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Однородные члены предложения.

4. Состав слова (морфемика)

Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу

              5. Морфология.

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.

Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.

Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)

Повторение правил правописания, изученных во2-ом классе.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • Правописание надежных окончаний имен существительных.
  • Правописание суффиксов имен существительных- ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-.
  • Правописание сочетаний -ичк-, -ечк-.
  • Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
  • Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но).

Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

«Развитие речи»

Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование
текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.

Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.

Создание собственных текстов: использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов. Корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела).

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел программы или тема

Количество часов на изучение раздела (темы)

Количество часов на освоение внутрипредметного модуля в данном разделе (теме)

Практическая часть раздела (темы) программы

1

Повторение изученного во 2 классе

14

3

1

2

Слово и предложение

42

5

4

3

Морфология

37

7

6

4

Правописание (формирование навыков грамотного письма)

29

9

16

5.

Развитие речи

15

2

4

7.

Повторение

10

3

3

Итого

147

29

34

Поурочное планирование

№ п/п

Тема

Дополнитель-

ные сведения

Фонетика.

Правила написания большой буквы.

Фонетический анализ слова.

М. «Занимательная лингвистика». Что такое орфоэпия? Звуки не буквы!

Правила переноса слов.

Текст, его признаки и типы.

М. «Занимательная лингвистика». К тайнам волшебных слов.

Фонетический анализ слова.

Правила обозначения гласных после шипящих.

Состав слова. Проверочная работа по теме «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу».

Анализ проверочной работы и работа над ошибками. Правописание безударных гласных в корне слова.

М. «Наш друг – словарь». Роль словарей, справочников, энциклопедий в жизни современного человека.

Признаки и типы текстов.

Разбор слова по составу.

Правила правописания согласных в корне.

Словообразование.

Правило написания непроизносимых согласных в корне слова.

Входная контрольная работа по теме «Повторение изученного материала во 2-ом классе».

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Текст и его заголовок. Разбор слова  по составу и словообразование.

Правописание суффиксов.

Правописание приставок.

Словарный диктант.

Заголовок и начало текста.

Предложение и его смысл. Слова в  предложении.

Проверочная работа по теме «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу».

Анализ проверочной работы и работа над ошибками. Виды предложения по цели высказывания и интонации.

Последовательность предложений в тексте. Деление текста на абзацы.

Главные члены предложения.

Правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков.

Правописание приставок, оканчивающихся на з- и с-.

Подлежащее.

Сказуемое.

М. «Наш друг – словарь». Орфографический словарь - твой помощник.

Подлежащее и сказуемое.

М. «Наш друг – словарь». О словарях энциклопедических и лингвистических.

М. «Занимательная лингвистика». Орфографические сказки..

Проверочная работа по теме «Простое предложение (виды предложений по цели высказывания)».

Анализ проверочной работы и работа над ошибками Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

Словарный диктант.        

Обстоятельство. Фразеологизмы.

Правописание приставки с-.

Контрольная работа по теме «Главные члены предложения».

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Определение.

Правописание слов с двумя корнями.

Соединительные гласные о и е.

Дополнение.

Правописание букв о, ё после шипящих в корне слова.

М. «Наш друг – словарь». Словари «чужих» слов.

М. «Занимательная лингвистика». Происхождение некоторых слов. К истокам слова.

Правописание букв о, ё после шипящих в корне слова. Словарный диктант.

Правописание звука ы после звука ц.

Однородные члены предложения.

Проверочная работа по теме «Члены простого предложения».

Анализ проверочной работы и работа над ошибками. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Контрольная работа по темам «Правописание слов, образованных сложением; о, ё после шипящих; ы после ц».

Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Знаки препинания при однородных членах предложения.

М. «Занимательная лингвистика». В королевстве ошибок.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.

Словарный диктант.

М. «Наш друг – словарь». Сокровища живого русского языка. Собиратель слов В.И.Даль.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.

Учимся писать письма.

Повторение правописания знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.

Проверочная работа по теме «Простое предложение, члены простого предложения».

Анализ проверочной работы и работа над ошибками. Части речи.  

М. «Наш друг – словарь». Какой словарь поможет избежать ошибок?

Самостоятельные и служебные части речи.

Контрольное списывание.

Анализ контрольного списывания. Имя существительное.

Имя существительное. Словарный диктант.

Обучающее изложение.

Анализ изложений и работа над ошибками. Род имён существительных.

Контрольная работа за 1 полугодие .

Анализ контрольных работ и работа над ошибками. Число имён существительных.

М. «Занимательная лингвистика». Многозначность слова. Об одном и том же - разными словами.

Число имён существительных.

Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных.

Род имён существительных.

Изменение имён существительных по числам.

Проверочная работа по теме «Изменение имён существительных по числам».

Анализ проверочной работы и работа над ошибками. Изменение имен существительных по падежам.

Падеж имен существительных.        

Падеж имен существительных.

М. «Наш друг – словарь». Толковые словари русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова и С.И.Ожегова.

Правописание слов с удвоенными согласными в корне слова. Словарный диктант.

Учимся писать письма.

М. «Занимательная лингвистика». К словам – родственникам. Почему их так назвали?

Падеж имён существительных.

Правописание суффиксов -ец- и -иц- и сочетания -ичк- и -ечк-.

Контрольная работа по теме «Имя существительное».

Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Склонение имён существительных.

Правописание сочетаний -инк-, -енк-.

Склонение имён существительных.

М. «Занимательная лингвистика». Составление словаря  трудных слов (имен существительных).

Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения.

Склонение имён существительных.

Словарный диктант.

Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения.

Имена существительные одушевленные и неодушевлённые.

Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения.

Обучающее изложение.

М. «Наш друг – словарь». Фразеологические словари. Словари пословиц и поговорок.

Анализ изложений и работа над ошибками. Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения.

Имена существительные собственные и нарицательные.

Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.

Контрольная работа по теме «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; удвоенный согласный в словах; суффиксы имён существительных».

Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Повторение изученного материала.

Имена существительные собственные и нарицательные.

Способы образования имен существительных.

М. «Наш друг – словарь». Особенности грамматических словарей.

Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения.        

Словарный диктант.

М. «Занимательная лингвистика». Интересные факты об орфографии.

Обучающее изложение. М. «Наш друг – словарь». Как и почему появляются новые слова?

Анализ изложений и работа над ошибками. Повторение правописания безударных окончаний имён существительных l-го, 2-го и 3-го склонения.

М. «Занимательная лингвистика». Викторина по теме: «Части речи в русском языке».

М. «Наш друг – словарь». Этимологические словари. Этимология знакомых слов.

Контрольная работа по теме «Грамматические признаки имени существительного».

Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Правописание окончаний имен существительных множественного числа.

Правописание окончаний имен существительных множественного числа.

Правописание имен существительных на -ий, -ия, -ие.                

Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных.

Словарный диктант.

Имя прилагательное.

Имя прилагательное.

Качественные имена прилагательные.

М. «Занимательная лингвистика». Секреты правильной речи.

Изложение с элементами сочинения.

Анализ изложений и работа над ошибками. Правописание окончаний имен прилагательных.

Правописание окончаний имен прилагательных.

Правописание окончаний имен прилагательных.

Правописание краткой формы качественных прилагательных.

М. «Наш друг – словарь». Энциклопедии как разновидность словаря. Википедия.

Обучающее сочинение.

Анализ сочинений и работа над ошибками. Относительные имена прилагательные.

Правописание относительных имён прилагательных.

Как образуются относительные прилагательные.

Контрольное изложение.

Анализ изложений и работа над ошибками.

М. «Наш друг – словарь». Необычные словари.

М. «Занимательная лингвистика». Выразительность русского языка.

Правописание притяжательных прилагательных.

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное и его грамматические признаки».

Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Правописание краткой формы имён прилагательных.

М. «Наш друг – словарь». Энциклопедии как разновидность словаря. Википедия.

М. «Занимательная лингвистика».  Мини – сочинение «О чем может рассказать словарь».

Контрольное списывание.

Местоимение.

Работаем с текстом. Личные местоимения.

Итоговая контрольная работа  за год.

Анализ контрольных работ и работа над ошибками. Личные местоимения. Правописание местоимений с предлогами.

Как изменяются местоимения.

Правописание местоимений.

М. «Наш друг – словарь». Составление веселых школьных словарей.

М. «Занимательная лингвистика». Чудесные превращения слов.

М. «Занимательная лингвистика». О прямых и переносных значениях в морфологии. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.

Резервные уроки..

Резервные уроки.

Работа с одаренными и неуспевающими детьми (проекты, консультации, тренинги и т.д.)

     

C:\Users\Dmitrieva O.I\Pictures\2019-06-25\005.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...