Работа над новым словарным словом на уроках русского языка в начальных классах для обучающихся с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения
методическая разработка по русскому языку (2, 3, 4 класс)

Волкогон Валентина Петровна

Работа над словом имеет большое значение для коррекции и развития психики ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения, для более успешного включения его в сферу общения с окружающими. 

Учитывая основные недостатки лексической стороны речи школьников с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения,программа по русскому языку определяет задачи работы над словом:

-обогащение словаря,

-уточнение значений слов,

-активизация словаря,

-уточнение фонетического состава слова, усвоение его орфографии,отработка умения сочетать его с другими словами.

Данные методические рекомендации помогут учителю быстро и эффективно проводить словарную работу на уроках русского языка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа над новым словарным словом на уроках русского языка в начальных классах для обучающихся

с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения

Работа над новым словарным словом проводится в первой половине урока и занимает 4 – 7 минут. Знакомство со словом происходит поэтапно.

1. Чтение слова учителем. Хоровое  чтение этого слова детьми.

2. Демонстрация картинки. Беседа о данном предмете.

3.  Запись слова в рабочую тетрадь. Подчеркивание ошибкоопасной буквы.

4. Постановка ударения, разделение слова на слоги.

5. Составление словосочетаний с данным словом (устно).

6. Составление предложений (устно). Запись на доске и в тетради одного из составленных детьми  предложения.

Работа с изученными ранее словами проводится 3 раза в неделю. Выбирается 3 - 5 слов, которые записываются в тетрадь под диктовку,  подчеркивается ошибкоопасная буква.

Виды работы со словами (применяются на уроках русского языка, окружающего мира, коррекционно-развивающих занятиях)

  • Картинный диктант
  • Отгадывание загадок
  • Вставка пропущенных букв  в  слова, записанные  на  доске.
  • Составление слов из слогов.
  • Выделение  в предложении словарного слова.

Например

  1. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом. Его написание вы должны запомнить наизусть. Это слово вы назовете мне сами, отгадав загадку:

 Он большой, как мяч футбольный,
 Если спелый - все довольны.
 Так приятен он на вкус!
 Что это за шар?....(дети договаривают «Арбуз»)

- Правильно, АРБУЗ!   Давайте скажет хором громко и чётко: «АРБУЗ»   

C:\Users\vvol\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\S3JUANUW\77552,1267309285,14[1].jpg   

                                                                                                  -  

2. Беседа об арбузе (1-2 мин.)

-Ребята, скажите, какой арбуз по форме?

-Какого цвета у него кожура?

-Какого цвета у него мякоть?

-Какой арбуз на вкус?

- Что еще вы можете рассказать об арбузе?

3. А сейчас научимся правильно  писать это слово

(учитель пишет на доске  арбуз, дети смотрят,  а затем записывают в тетрадях)        (арбуз)

- Пропишите это слова до конца строки.

4. - С новой строки запишите  ещё раз это слово.                                                                            (арбу′з)

- Выделим ударный звук.  Поставьте ударение.

- В слове «арбуз» последний согласный «з» слышится как «с». Это и есть ошибкоопасное место  в этом слове. (Учитель напоминает правило проверки парных звонких – глухих согласных на конце слова, если дети с ним знакомы).

-Разделим слово «арбуз» на слоги хлопками: ар-буз 

 - запишите это слово, деля его на слоги для переноса        (ар-буз)                                                            

 - Сколько слогов в этом слове?                    (два)                                                                                          

5. - Давайте составим словосочетания с этим словом.               (дети устно составляют: вкусный арбуз, сочный арбуз, два арбуза, огромный арбуз, и т.д.)

6. – А сейчас составим предложение со словом арбуз (дети высказывают свои версии, учитель выбирает самое удачное простое предложение)       (Мама купила арбуз.)

Запись предложения  учителем (или более сильным учащимся) на доске и в тетрадях.

7. В зависимости от темы урока, данная работа может быть продолжена: можно составить схему предложения, или разобрать предложение по членам, и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах

Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и мет...

«Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе».

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка являе...

Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.

В этой работе описана комплексная работа со словарными словами в начальной школе,над этой темой я работала более 5 лет и получила хорошие результаты....

Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах.

Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего зве...

"Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах. Шифровки - ребусы".

Презентация предназначена для работы со словарными словами программы "Перспектива". У детей развивается при разгадывании ребусов мышление, художественные способности, зрительная память. ...

Методическая разработка "Система работы изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах"

Для успешного запоминания слов с непроверяемыми написаниями наряду с традиционной моделью передачи знаний в разработке показаны нетрадиционные методы и приёмы изучения словарных слов, которые напрвлен...

Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах.

      Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и методов изучения с...