Работа над новым словарным словом на уроках русского языка в начальных классах для обучающихся с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения
методическая разработка по русскому языку (2, 3, 4 класс)
Работа над словом имеет большое значение для коррекции и развития психики ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения, для более успешного включения его в сферу общения с окружающими.
Учитывая основные недостатки лексической стороны речи школьников с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения,программа по русскому языку определяет задачи работы над словом:
-обогащение словаря,
-уточнение значений слов,
-активизация словаря,
-уточнение фонетического состава слова, усвоение его орфографии,отработка умения сочетать его с другими словами.
Данные методические рекомендации помогут учителю быстро и эффективно проводить словарную работу на уроках русского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа над новым словарным словом на уроках русского языка в начальных классах для обучающихся
с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения
Работа над новым словарным словом проводится в первой половине урока и занимает 4 – 7 минут. Знакомство со словом происходит поэтапно.
1. Чтение слова учителем. Хоровое чтение этого слова детьми.
2. Демонстрация картинки. Беседа о данном предмете.
3. Запись слова в рабочую тетрадь. Подчеркивание ошибкоопасной буквы.
4. Постановка ударения, разделение слова на слоги.
5. Составление словосочетаний с данным словом (устно).
6. Составление предложений (устно). Запись на доске и в тетради одного из составленных детьми предложения.
Работа с изученными ранее словами проводится 3 раза в неделю. Выбирается 3 - 5 слов, которые записываются в тетрадь под диктовку, подчеркивается ошибкоопасная буква.
Виды работы со словами (применяются на уроках русского языка, окружающего мира, коррекционно-развивающих занятиях)
- Картинный диктант
- Отгадывание загадок
- Вставка пропущенных букв в слова, записанные на доске.
- Составление слов из слогов.
- Выделение в предложении словарного слова.
Например
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом. Его написание вы должны запомнить наизусть. Это слово вы назовете мне сами, отгадав загадку:
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар?....(дети договаривают «Арбуз»)
- Правильно, АРБУЗ! Давайте скажет хором громко и чётко: «АРБУЗ»
-
2. Беседа об арбузе (1-2 мин.)
-Ребята, скажите, какой арбуз по форме?
-Какого цвета у него кожура?
-Какого цвета у него мякоть?
-Какой арбуз на вкус?
- Что еще вы можете рассказать об арбузе?
3. А сейчас научимся правильно писать это слово
(учитель пишет на доске арбуз, дети смотрят, а затем записывают в тетрадях) (арбуз)
- Пропишите это слова до конца строки.
4. - С новой строки запишите ещё раз это слово. (арбу′з)
- Выделим ударный звук. Поставьте ударение.
- В слове «арбуз» последний согласный «з» слышится как «с». Это и есть ошибкоопасное место в этом слове. (Учитель напоминает правило проверки парных звонких – глухих согласных на конце слова, если дети с ним знакомы).
-Разделим слово «арбуз» на слоги хлопками: ар-буз
- запишите это слово, деля его на слоги для переноса (ар-буз)
- Сколько слогов в этом слове? (два)
5. - Давайте составим словосочетания с этим словом. (дети устно составляют: вкусный арбуз, сочный арбуз, два арбуза, огромный арбуз, и т.д.)
6. – А сейчас составим предложение со словом арбуз (дети высказывают свои версии, учитель выбирает самое удачное простое предложение) (Мама купила арбуз.)
Запись предложения учителем (или более сильным учащимся) на доске и в тетрадях.
7. В зависимости от темы урока, данная работа может быть продолжена: можно составить схему предложения, или разобрать предложение по членам, и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах
Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и мет...

«Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе».
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка являе...

Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
В этой работе описана комплексная работа со словарными словами в начальной школе,над этой темой я работала более 5 лет и получила хорошие результаты....
Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах.
Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего зве...
"Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах. Шифровки - ребусы".
Презентация предназначена для работы со словарными словами программы "Перспектива". У детей развивается при разгадывании ребусов мышление, художественные способности, зрительная память. ...

Методическая разработка "Система работы изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах"
Для успешного запоминания слов с непроверяемыми написаниями наряду с традиционной моделью передачи знаний в разработке показаны нетрадиционные методы и приёмы изучения словарных слов, которые напрвлен...

Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах.
Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и методов изучения с...