Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах.
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и методов изучения словарных слов, таких как: проблемная ситуация, этимологический анализ слова, мнемотехника, запоминание словарных слов на основе ярких ассоциаций, использование занимательного материала (ребусов, анаграмм, кроссвордов, шарад, загадок, стихов- рифмовок, сказок), дидактического материала, а также с помощью наглядности и средств обратной связи. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Автор материала (ФИО) * | Сайдахметова Аниса Мунавировна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) * | Учитель начальных классов |
Образовательное учреждение | МОУ «Кунашакская СОШ» |
Название материала * | Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах. |
Класс (возраст) * | 1-4 классы |
Учебный предмет * | Русский язык |
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс | К учебникам русского языка для всех систем учебников |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) * | Методический материал для учителей начальных классов |
Цели, Задачи материала * | Повышение компетентности учителя начальных классов при изучении с детьми слов с непроверяемыми написаниями. Повышение орфографической зоркости учащихся при изучении словарных слов с использованием этимологического анализа |
Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора). * | Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и методов изучения словарных слов, таких как: проблемная ситуация, этимологический анализ слова, мнемотехника, запоминание словарных слов на основе ярких ассоциаций, использование занимательного материала (ребусов, анаграмм, кроссвордов, шарад, загадок, стихов- рифмовок, сказок), дидактического материала, а также с помощью наглядности и средств обратной связи. |
Этимологический анализ
как методический прием
при обучении орфографии
на этапе изучения словарных слов
на уроках русского языка в начальных классах.
Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов.
Большинство написаний, относимых к числу беспроверочных, на самом деле может быть проверено на основе языка - источника, на основе знания этимологии и исторических изменений русского языка:
Мешок- от мех, столица – от стол;
Дорога, корова, мороз- содержат полногласие – оро, в котором не бывает буквы а и т. д.
Применение исторического комментария убеждает младших школьников в том, что грамотное письмо тесно связано с наукой о языке и основывается на её положениях. Ученики видят эту связь воочию, отчего обучение орфографии ставится на научную основу.
Этимологический анализ – эффективный приём обогащения словаря младших школьников. Этот приём может служить важным средством объяснения значений непонятных слов. С помощью происхождения слова можно объяснить его написание.
Словарно-орфографическая работа в 1 классе.
В первом классе этимологический анализ вводится на пропедевтическом уровне:
Воробей – от слова “ворх” воркует, т.к. издает переливчатые звуки.
Корова- от слова “корна” “рог”, “рогатая”;
Москва – от слова “моцка”- небольшая речка
Пенал- перья, коробочка для перьев
На этапе введения нового слова предлагается проведение многоплановой работы
Предъявление слова:
а) чтение загадки; отгадывание её учащимися;
б) дети сообщают признаки, по которым они определили отгадку;
в)учитель сам дает толкование его современного лексического значения;
г) дети с помощью учителя подбирают близкие по смыслу слова.
Работа над “слуховым образом слов”
Учащиеся проговаривают слово хором орфоэпически, без выделения слогов, определяют “трудное “ место. Это очень важно для всей последующей работы, т.к. именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. После орфоэпического произнесения ( если в период обучения грамоте учащихся знакомили с признаками орфограмм - со словами позициями для гласных и согласных) дети сразу могут назвать в этом слове “трудное” место. Учащиеся лучше запоминают то, что как им кажется, они нашли сами. Если дети умеют определить “трудное” место в слове до начала письма, то процесс письма становится более осознанным.
Запись слова с “окошками”
После того как дети определяют ударный и безударный слоги, они записывают слово в словарь (желательно, чтобы у каждого ребёнка была тетрадь - словарь, которую он будет вести на протяжении всех четырех лет и в которую он будет записывать изучаемые слова).
Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали “трудное” место пропуском буквы “окошком”. Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного слова и ставя ударение.
Вместо пропущенной буквы обязательно должен ставиться какой-либо сигнал опасности, например, точка: б. реза. После того как учащиеся записали слово с “окошком», они пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, учитель даёт краткую этимологическую справку (если она помогает объяснить написание слова). После этого учитель задаёт вопрос: какую же букву, как подсказывает эта история, нужно написать? Дети орфографически проговаривают слово, вставляют букву в окошко.
Закрепление нового слова.
- Составление словосочетаний, предложений.
- Прочтение учителем стихотворения или небольшого рассказа об этом слове.
- Прослушивание или запись пословиц и поговорок с изучаемым словом.
- Можно предложить первоклассникам скороговорки с этими словом.
Пример,
Береза.
- В белом сарафане встала на поляне (береза)
- Правильно, а как вы догадались? По каким признакам?
- Проговорим орфоэпически. Какой слог ударный? Безударный?
- Самостоятельно запишите слово, пропустив орфограмму (трудное место).
- Прежде чем мы вставим в «окошко» нужную букву, послушайте, что пишет о березе Л. Успенский « Береза. Это дерево мы считаем нашим, русским деревом, но имя его знакомо большинству родственных народов. Оно восходит к …корню (бе) Ю уходящему в глубокую древность, означающему «блеск», «белизна». Ведь и ее кора – «береста» - носит название, связанное с тем же корнем».
- Итак, слово «береза» образовано от слова «белый», и дерево названо так по белому цвету коры.
- Какую же букву, как подсказывает эта история, нужно написать в I слоге?
Фрагмент урока.
Знакомство со словом корова
- –Ребята, кто из вас читал книгу «Дядя Федор, пес и кот»? Кто автор этой книги? Вспомните героев повести, назовите их. О чем мечтал кот Матроскин? Сбылась ли его мечта? Кого Матроскин взял на прокат? Как он ее назвал? Почему?
А через некоторое время домой Матроскин является и корову на веревочке ведет. Он её напрокат взял в сельском бюро обслуживания. Корова рыжая и важная такая. Ну просто профессор с рогами! Только очков не хватает. И кот тоже заважничал.
- Это,- говорит,- моя корова. Я её Муркой назову в честь бабушки. Вот она какая красивая! Последняя была. Никто ее брать не хотел. А я взял: очень она мне понравилась. А если еще больше понравится, я её насовсем куплю. Так можно делать.»
Как вела себя Мурка, когда Матроскин привел ее домой? Почему?
«А корова к окну подошла. На окне занавесочки были. Она взяла и все занавесочки съела. И все цветы, которые в горшках стояли, потом, как всунется в окно, как вытащит из дома новую скатерть - давай жевать!
А тут дядя Федор идет из магазина с покупками. Тут он увидел. Что все цветы поедены и занавесок нет, и все понял. Вынул он ремень из брюк да как хлестнет глупую корову» А корова, видно, балованная была. Она на дядю Федора с рогами … Пес за хвост схватил - не дает бодать дядю Федора. А тут кот идет … Корова как побежит, да прямо на кота! Бедный кот еле увернулся»
- Почему Мурка стала бодаться? Была ли она злой коровой? Кто из вас видел живую корову? Какая она? Когда коровы начинают бодаться? Почему? Какую пользу приносят коровы? Как люди ухаживают за ними? Для чего они это делают?
Вывешивается карточка со словом корова.
- – Сегодня на уроке мы будем учиться писать слово корова. Прочитайте слово по слогам. Сколько слогов в этом слове? Назовите первый слог, второй, третий. Произнесите слово с ударением. На какой слог падает ударение? Назовите орфограмму. Докажите, как можно проверить безударную гласную в первом слоге? Есть ли в этом слове сочетание – оро-? Какие еще слова с сочетанием –оро- вы знаете? Как вы напишете все эти слова? Почему?
- Как вы думаете, почему домашнее животное назвали коровой? Откройте этимологический словарик, прочитайте статью о корове.
Корова. Домашнее животное назвали от слова кор. На древнерусском языке кор значит рог. Корова – «рогатая».
Фрагмент урока
Знакомство со словом медведь.
_ Сегодня мы познакомимся с новым словом. Угадайте, о ком речь: «летом бродит без дороги между сосен и берез, зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос».
( Вывешивается картинка с изображением медведя)
_ Что вы знаете о нем? Где он живет? Чем питается? Почему медведя считают лакомкой?
- Проговорите слово орфоэпически. Сколько слогов? Какой слог ударный? Как вы думаете, как пишется это слово? Почему медведя так назвали? (Сообщается этимологическая справка)
- Медведь крупное хищное животное с большим грузным телом и короткими ногами. Медведя назвали так потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мед.
Медведь - мед ведающий, «знающий, где есть мед». Теперь нам понятно, почему слово медведь пишется с гласной е в первом слоге. По слову мед.
Вывод: как пишется слово медведь? Почему?
На следующих уроках при проведении словарных диктантов, записи изученного слова с непроверяемым написанием в составе текстов упражнений этимологическую справку необходимо использовать для «проверки», объясняя правописания.
Приведем несколько вариантов краткой записи, которую необходимо делать на доске и в тетрадях (словариках) учащиеся при этимологическом анализе слов.
- Корова (от кор)
Огурец (от огур)
Телефон (от теле и фонэ)
- Корова образовано от кор - «рог»
Огурец образовано от огур - « незрелый»
Телефон образовано от теле – «далеко» и фонэ - «звук»
- Корова – кор - «рогатая»
Огурец – огур - «незрелый»
Телефон – теле, фонэ « дальноговоритель».
- Корова - «рогатая», от кор-рог
Огурец – «незрелый», от огур.
Телефон – «дальноговоритель», от теле- «далеко» и фонэ – «звук»
Словарно- орфографическая работа во 2 классе
Словарное слово не предъявляется детям в готовом виде. С помощью специальных заданий, развивающих интеллектуальные качества детей, учащиеся сами определяют слово, с которым им предстоит познакомиться.
Например, учитель сообщает: «Новое слово, с которым вы сегодня познакомитесь, спряталось в цепочке букв. Внимательно рассмотрите цепочку, найдите в ней слоги в следующем порядке: СГ, СГС. Сложив их в указанной последовательности, вы узнаете слово».
Ознакомление с лексическим значением изучаемого слова осуществляется частично - поисковым методом, во время которого дети составляют определения, находя родовое понятие и существенные признаки того или иного предмета, обозначенного новым словом. Это происходит в атмосфере общения учителя, в процессе которого идут поиск, анализ, сопоставление, обобщение. Затем учитель или кто - либо из детей даёт полное лексическое значение нового слова. Затем дети записывают новое слово, пропустив «трудное» место. Сообщается этимологическая справка, которая может подсказать правильное написание. Дети проговаривают слово вслух орфоэпически. Определяют ударный и безударные слоги. Далее идет работа над закреплением нового слова.
Приведем некоторые приемы введения нового слова во втором классе.
Ученик
На доске прикреплены картинки, на которых изображены предметы в следующей последовательности: утка, чашка, ель, нитки, игла, кошка.
У. Сегодня мы познакомимся со словом, в котором есть буква е. Его вы должны назвать сами. Выделите первую букву в названии каждого изображенного на картинке предмета. Соедините буквы между собой в том порядке, в котором изображены предметы.
Д. Получилось слово ученик.
У. Кого можно назвать учеником?
Д. Учеником можно назвать человека, который где-либо учится.
У. Где может учиться такой человек?
Д. Он может учиться в школе.
У. Учеником также называют человека, который учится в профессиональном училище.
Теперь дайте полный ответ, что обозначает слово ученик.
Д. Ученик - это человек, который учится в школе или в профессиональном училище.
У. Найдите слово ученик в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Подчеркните гласные на которые не падает ударение. Какую гласную надо запомнить?
Д. Надо запомнить гласную е.
У. Составьте предложение , в котором слова ученик и тетрадь соединялись бы между собой с помощью любого третьего слова.
Варианты ответов?
Ученик взял тетрадь.
Ученик пишет в тетради.
Тетрадь находится у ученика.
Ученик спрятал тетрадь.
Медведь
Сегодня мы познакомимся с новым словом. Вы его сможете определить, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.
Какое слово вы составили?
Д. Мы составили слово медведь.
У. Кто такой медведь?
Д. Медведь - крупное хищное животное.
У. Какие признаки этого животного вы можете назвать? (учитель показывает картинку с изображением медведя).
Д. У него длинная шерсть и толстые ноги.
У. Скажите полностью, что обозначает слово медведь.
Д. Медведь - это крупное хищное животное с длинной шерстью и толстыми ногами.
У. Каким медведь изображается в сказках?
Д. В сказках медведь глуповатый, неуклюжий, косолапый.
У. На самом же деле медведь - это умный, ловкий, очень сильный, быстрый и хитрый зверь. Если он от кого - либо убегает, его трудно догнать. Когда крадется к своей добыче, ни одна веточка не хрустнет под его лапами. А что делает медведь зимой?
Д. Спит.
У. Верно, но при этом лапу он не сосет. Это выдумки. В каком смысле еще употребляется слово медведь?
Д. Медведем называют неуклюжего, неповоротливого человека.
У. А еще – это мед едящий (от слова еда) зверь. Зная это качество медведя, легко запомнить правописание данных слов.
( Учитель пишет на доске: мед едящий (еда)
Глядя на слова, от которых образовалось слово медведь, скажите, как вы его напишете. Дети произносят слово медведь так, как оно пишется.) Проверьте по словарику и напишите слово медведь в тетрадь. Какую букву надо подчеркнуть и запомнить?
Д. Букву е.
Пальто
Д. Получилось слово пальто.
У. Что такое пальто?
Д. Пальто - это одежда.
У. Но брюки, майка, платье - это тоже одежда. Какая между ними разница?
Д. Пальто – это верхняя одежда.
У. Верно. Слово произошло от латинского слова « паллос» – верхнее платье.
Найдите слово пальто в орфографическом словарике, напишите его, поставьте ударение, подчеркните все имеющиеся в нем орфограммы.
Скажите, как можно использовать пальто в жизни. Ответьте полным предложением?
Варианты ответов:
Пальто надевают в холодное и прохладное время года.
Пальто можно укрываться вместо одеяла.
Пальто можно подстелить, чтобы было теплее и мягче.
Пальто можно использовать как перегородку.
Пальто можно применить в дождь как зонтик. И т.д.
У. Придумайте примеры фантастического характера.
Варианты ответов:
Пальто можно использовать как ковер-самолет.
Из пальто можно соорудить скатерть- самобранку.
С помощью электрических деталей создать пальто-электрогрелку. И т.д.
Сапоги.
У. Слово, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, зашифровано. Вы его можете узнать, если сравните два прямоугольника. Какое это слово?
Д. Это слово сапоги.
У. Что такое сапоги?
Д. Сапоги – это обувь.
У. Верно, но туфли, калоши, кроссовки – это тоже обувь.
Чем они отличаются?
Д. Сапоги это высокая обувь, а туфли, калоши, кроссовки - низкая.
У. Из какого материала шьют сапоги?
Д. Сапоги шьют из кожи, резины и другого материала.
У. Слово сапоги – древнерусское. У ученых нет единого мнения, от какого слова оно образовалось. Одни считают, что слово соn- печная труба, так как сапоги напоминают по форме; другие - от слова canamu, т.е. сопеть, скрипеть, так как при ходьбе обычно поскрипывают. Вторая точка зрения считается более убедительной. Произнесите слово сапоги по слогам, определите ударный.
Д. Ударный слог третий.
У. Ориентируясь на орфографический словарик, напишите слово сапоги в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Карандаш
Новое слово, с которым вы сегодня познакомитесь, спряталось в цепочке букв. Внимательно посмотрите на цепочку, найдите слоги в следующем порядке: СГ, СГС, СГС. Сложив их в указанной последовательности, вы получите слово.
- Это тюркское слово « кара»- чёрный, «даш»- камень.
- Как будем записывать это слово?
Какое получилось слово?
Д. Получилось слово карандаш.
У. Что такое карандаш?
Д. Карандаш – это предмет, которым рисуют.
У. Произнесите хором слово карандаш. На какой слог падает ударение?
Д. Ударение падает на третий слог.
Барабан
Новое слово, с которым мы сегодня познакомимся, зашифровано. Чтобы его прочитать, надо ориентироваться на прямоугольники – от самых больших к маленьким. Какое это слово?
Д. Зашифровано слово барабан.
У. Что такое барабан?
Д. Барабан- это музыкальный инструмент.
У. Верно, но гитара, балалайка- это тоже музыкальные инструменты. Что их отличает?
Д. Барабан - ударный инструмент, а гитара и балалайка-струнные.
У. Что находится вверху и внизу барабана?
Д. Верх и низ барабана обтянуты кожей.
У. Что же обозначает слово барабан?
Д. Барабан – это музыкальный инструмент, верх и низ которого обтянуты кожей.
У. Найдите слово барабан в орфографическом словарике. Что можете сказать о его правописании?
Д. В слове барабан три буквы а.
У. Какая из них ударная?
Д. Ударная - третья буква а.
У. Как называется первая и вторая буква А?
Д. Первая и вторая буквы А называются безударными.
У. Можно ли проверить их написание?
Д. Проверить написание данных букв нельзя.
У. Что же надо сделать?
Д. Правописание первых двух гласных надо запомнить.
У. Напишите слово барабан в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Найдите общие признаки слов барабан и одежда.
Игровые приемы при закреплении изученных слов.
После знакомства с новым словом на последующих уроках желательно в 1 и во 2 классе использовать интересные приёмы закрепления. Очень детям нравятся ребусы и кроссворды.
Вот,например, кроссворд, где зашифровано слово «молоко». К такому кроссворду обычно дается загадка.
| О | О | О |
Хочешь бегать далеко
Хочешь прыгать высоко
Пей почаще……..(молоко)
Дети хорошо подсказывают отгадку.
Кроссворд или ребус в этом случае не только забавный материал, но способ еще раз подчеркнуть трудную орфограмму и закрепить её написание в памяти.
А | У | А |
Две гласных «а» и «у» одна.
Угадайте-ка, друзья
Очень много хруста
Издает……(капуста)
Е | И | А |
В поле выросла она,
Колосом своим горда.
Может колосом гордиться
Лишь хорошая ……..(пшеница)
О | Р | О |
Прошу вас все слова назвать,
Где – оро - надо написать.
К этим кроссвордам можно предложить игру « Подскажи словечко».
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков …..(горох).
Дед Рох посеял ………...(горох).
Привезли во двор песок-
Золотую гору:
Без гвоздей и без досок
Можно строить…..(город)
Берегите уши, нос
Здесь ведь прячется …..(мороз)
Для правильности закрепления написания словарного слова используем шуточные вопросы, загадки, например:
- В каких словах живет рак? (Завтрак, Ракета)
- В каких словах спрятались ноты? (Помидор, Дорога)
- Назовите слова, в которых спрятаны числа? (Родина (1), сорока(40)_, однажды (1) и другие)
- Какие слова любит ворона? (Карандаш, картина, картофель). А лягушка? (Квартира, Москва)
- В каких словах ель растет? (картофель, учитель, понедельник).
Очень хорошо воспринимают учащиеся загадки в форме шарад.
Мой первый слог птицы
Два других на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда. (картина)
После того, как написание слова хорошо усвоено и дети не делают ошибок, можно использовать загадки, где отгадка словарное слово. Мы загадываем загадки, а дети пишут отгадки. Кроме обычных загадок, используем загадки с хоровыми ответами. Мы «помогаем» поэту, вставляем пропущенное слово.
«Подскажи словечко»
- Рано утром всех на луг
Собирает нас пастух
А к вечеру всем молока
Я людям дать готова
Угадали, кто же я?
Конечно же …..(корова)
- Дремучий лес к стеклу прирос-
Нарисовал его …..(мороз)
- Трещала с самого утра:
«Пора! Пор-р-ра»
А что пора?
Такая с ней морока,
Кто трещит ……(сорока).
И, последним завершающим этапом изучения словарного слова являются словарные работы учащихся по закреплению умения правильно писать изученное слово в письменной работе. С этой цель даем такие работы, как:
- Написать все словарные слова, используя сюжетную картинку;
- Учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания должны записать все словарные слова и др.
Этимологический словарик
1 – 2 класс
Слово | Лексическое значение | Этимологическая справка |
Береза | Лиственное дерево с тонкими розовато- коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой темными полосками | Береза получила свое название по цвету коры, Раньше существовало слово «Бер»- «светлый, ясный, белый». Береза-Берза, бер= «светлый, ясный, белый» |
Воробей | Маленькая птичка с коричневато-серым оперением | Воробей назван по своему чириканию «вор», «ворк» -ворковать/издавать |
Ворона | Птица с черно-серым оперением, Голова, крылья, хвост черные, а все тело - серое | «Вороной»- «черный». За черное оперение. Ворон, ворона- «вороной»= черный |
Город | Крупный населенный пункт, место большого населения людей | В старину, чтобы защитить это место от врагов, люди обносили его высоким забором, стеной. Такое огороженное и укрепленное место, крепость и стали называть городом.Город - городить = «огороженное место. |
Деревня | Небольшое поселение людей | В старину, чтобы основать такой поселок, построить дома, распахать землю, люди должны были расчистить место от леса. Для этого выкорчевывали, дергали с корнем деревья, а потом строили дома. Деревня- дерево «место, очищенное от деревьев». |
Дорога | Узкая полоска земли, по которой движутся машины, идут люди | Дорога – дорг, дергать = «продранное в лесу пространство» |
Завод | Промышленное предприятие, производящее продукцию или разводят животных | Завод-заводить = «место, где что-либо заводят, разводят, выводят». |
Капуста | Огородный овощ, растущий обычно кочаном, т.е. шаром | Капут (лат) – «голова», «кочан». |
Карандаш | Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку | Кара (тюрк)- «черный» Даш - «камень» |
Картина | Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани | Карта (итал)- «бумага» тонкая красивая, изукрашенная бумага |
Коньки | Узкие стальные полозья для катания на льду | Раньше коньки были деревянные. Изгиб конька обычно украшали изображением лошадиной головы. Коньки – «маленькие кони». Конек коньки)-конь= «лошадки» |
Корова | Крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко | Кор (лат) – «рог» Корна – «рогатое». |
Лисица | Хищное животное, с острой мордой и длинным пушистым хвостом | Лисый - «желтоватый» Лисица – лис, лисый = «с желтой шерстью» |
Лопата | Орудие труда с длинной ручкой и плоским широким концом | Лопа ( рука, ладонь). Лопата – лопа, лопасть= «похожая на ладонь, руку». |
Малина | Душистые сладкие, обычно красного или желтого цвета ягоды. | Малина – малый (из маленьких частиц) Малина – малый = «состоящее из маленьких частей» |
Медведь Медведица | Крупное хищное животное с большим грузным, покрытым шерстью телом и короткими ногами. | Медведь – мед, ведающий = «знающий, где есть мед» |
Москва | Столица России . Расположен на берегу Москвы реки | Город Москва - по названию реки. Моцка= «небольшая речка» |
Народ | Население государства, жители страны | Народ- род ( корень) С приставкой «На» – «те, кто народился» |
Огород | Участок земли, на котором посажены овощи | Огород - городить, город, огороженный= «место, обнесенное забором» |
Одежда | То, чем человек покрывает свое тело | Одежда - деть с приставкой «о»= « то, чем покрывают тело» |
Петух | Домашняя птица с ярким оперением, красным гребешком на голове и красной бородкой | Петух - петь, певень, певун= «поющая птица» |
Портфель | Четырехугольная сумка с застежкой для ношения книг, бумаг | Франц. «порт»- нести «фель»- лист |
Посуда | Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды | Посуда- судно, суденышко. С приставкой «по» = « похожая на лодку, судно» |
Словарная работа в 3 – 4 классе.
Методика изучения слов с непроверяемыми написаниями в 3 – 4 классах зависит от того, что собой представляет данное слово с точки зрения трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся, употребляя его в своей речи.
Выделяются слова, сложные для учащихся с точки зрения:
- написания (велосипед, майонез, хоккей)
- написания и произношения (магазин)
- написания и значения (барьер, акварель)
- написания, значения и произношения (искусство, микстура, поэзия)
- написания в связи с другими словами (осанка, шоссе, желе)
- написания, значения и связи с другими словами (гораздо, гарнир, жонглёр)
В ходе изучения всех указанных групп обязателен анализ состава слов и подбор однокоренных слов, например, велосипед, велосипедист, велосипедистка, велосипедный. В таком случае учащиеся запоминают и написание родственных слов, и корень; дифференцированный подход к каждому слову создает условия для прочного запоминания слова не только с точки зрения написания, но и с точки зрения употребления в речи.
Подбирая родственные слова, учащиеся должны обязательно объяснять, почему они являются однокоренными. Например, газета – газетница.
Образец рассуждения:
1) слова «газета – газетница» имеют общую часть «газет».
- они сходны по смыслу: газетница - это предмет, в котором можно хранить газету;
3) поэтому слова «газета» и «газетница» однокоренные;
- записываем слова и выделяем корень.
Порядок работы со словарным
словом в 3-4 классе.
- Постановка цели
Предъявление слова из текста, с помощью ребусов, загадок.
- Лексическое значение слова.
- Произнесение слова (орфоэпическое чтение)
- Запись слова в тетради (на доске) с пропущенной орфограммой.
- Решение орфографической задачи: можно ли проверить?
- Сообщение этимологической справки, краткая схематичная запись её на доске, тетрадях.
- Орфографическое проговаривание. Дети вставляют пропущенную букву.
- Подбор однокоренных слов.
- Запоминание слова с помощью разных приемов (отчетливое проговаривание два – три раза; запись слова несколько раз).
- Составление со словом словосочетаний. Словарные слова можно изменять и подбирать родственные слова:
А) образовывать другие формы слова, изменяя слова по числам и падежам;
Б) образовывать группы родственных слов, и с каждым из них составлять словосочетания.
- Составление тематической группы словарных слов.
- Подбор синонимов, антонимов, омонимов.
- Сочинение о слове:
В 1-3 классе – текст повествование, текст - описание
В 4 классе добавляется текст – рассуждение.
Фрагмент урока.
Знакомство со словом картина
- Сегодня на уроке у нас новое словарное слово.
Постарайтесь определить его по лексическому значению.
Произведение живописи: портрет, пейзаж, натюрморт,
выполненное в красках, на бумаге, доске, ткани. (картина).
- Расскажите об этом слове (имя существительное, единственного числа, женского рода, 1 склонения)
- Проговорите слово орфоэпически, определите «трудное» место.
- Слово образовалась от итальянского «карта» – бумага. Первоначальное значение слова «картина» – тонкая, красивая, изукрашенная бумага.
- Какую же букву, как подсказывает эта история, нужно написать?
- Проговорите слово орфографически 3 раза, вставьте букву в окошко.
- Составьте предложение. Разберите его по членам и по частям речи.
Герой – по-гречески «богатырь», «смельчак» - «герос»
Дорога – «дорог» - продранное в лесу пространство.
Желтый - латинское – «желчь»
Коллектив, коллекция – латинское – «колло» – соединяю, объединяю.
Кровать – греческое – «кров»
Лагерь – немецкое – «лагер» – «лежать»
Солдат – от итальянского «сольдо» человек, получающий «сольдо», жалование.
Земляника – близко к земле растет
Ежевика – черного цвета, колючая, похожая на ежа.
Смородина – смород (сильный запах)
Костяника – косточка (внутри)
Калина – кал (грязный, черный)
Малина – «малый». Состоит из маленьких частей
Медведь – он ведает, знает, где найти в лесу мед.
Карандаш – тюркское слово кара-черный, даш-камень (грифель)
Лопата – лопа- рука, ладонь.
Картина – от итальянского «карта» (изукрашенная бумага)
Собака – домашнее животное. Собака – друг человека. И название она получила от древнего корня (соб), т.е. собственный «существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину)
Урожай – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле от слова «род».
Платок – кусок ткани, обычно квадратной формы, кусок ткани – «плат»
Петух – петь, певун, Петя.
Пенал – перья, коробочка для перьев.
Богатство – связано со словом «бог», «наделенный свыше всякими благами счастливец»)
Приемы закрепления написания
трудных слов
- Определение и запись группы изученных словарных слов
А. Из отгадок на загадки
Б. Из ребусов
В. Из шарад
Г. Отгадывание кроссвордов
- Д. Игра «Доскажи словечко». (Чтение учителем стихотворения, в котором пропущено последнее слово).
Е. Учитель называет слово, дети – его лексическое значение
Ж. Учитель называет лексическое значение, а дети по нему определяют словарное слово.
2. Словарно-орфографические упражнения.
- Диктанты:
Комментированный
Объяснительный
Выборочный
Диктант по памяти
Диктант с использованием загадок
Творческий
- Упражнения типа грамматического разбора. (Различные виды списывания и диктовки, сопровождаемые объяснением и доказательством правильности выполненной работы).
- Лексические упражнения, направленные на развитие у детей внимания к слову, наблюдения над синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями.
- Упражнения в конструировании словосочетаний и предложений.
- Упражнения по развитию речи и др.
Упражнения для работы
со словарем в 3 – 4 классе.
- Выбрать слово из словаря, подобрать к нему родственное, доказать, что это родственные слова, записать.
- Выпиши из словаря слова по группам:
Звуков меньше букв | Звуков больше букв | Звуки равны буквам |
Пальто Учитель | Язык растение | Город Народ |
- Распредели словарные слова в две группы:
В первый звук ( Й ) обозначается буквой й,
Во второй – буквами е, ё, ю, я, и.
3 класс воробей заяц
дежурный ноябрь
урожай союз
яблоко
4 класс иней до свидания
комбайн фамилия
сейчас экскурсия
черный путешествие
хозяйство электростанция
- Заполни таблицу
слово | синонимы | Однокоренные слова |
интерес | Внимание Мотивация | Интересный Интересно интересоваться |
- Составление словарика корней русского языка.
- Выпишите в таблицу родственные слова (корни можно указывать)
существительные | прилагательные | Глаголы |
Квартира Команда перепись | Квартирный Командный Переписной (лист) | Квартировать Командовать Переписывать |
- Спишите, продолжая список однокоренных слов и объясняя их правописание:
Облако... (облачко, заоблачный)
Подобная работа нацеливает детей на восприятие графического облика морфем, тренируется зрительная память, углубляется представление о значении корня.
Словарные слова представляют возможность сопоставлять слова с корнями – омонимами.
- К каждому слову напишите по два однокоренных:
Горе – гора – гореть.
- Напишите слова, разбив их на группы однокоренных:
Город, городской, огород, огородик, огородный, городище, огородище.
- Что общего и что различного в словах:
Гордец – гордый, гордыня;
Горевать – горюшко, погоревать.
Словарные слова со второго класса рекомендуется разбирать по такому же плану, что и любые другие слова.
- Выбери слово из словаря и проанализируй его по плану:
- Определить слово как часть речи, выделить основу и окончание;
- Выяснить словообразовательное (буквальное) значение слова;
- Выяснить, как образовано слово (от какого слова и при помощи каких морфем). Например, лисица – имя сущ., ж.р., ед.ч., им.п.
Лисица – хищное животное, с длинным пушистым хвостом и красивым мехом. Слово образовано от слова лиса, значит, пишется лисица. Орешник – имя сущ., м.р., ед.ч., им.п. Орешник – кустарник со съедобными плодами – орехами. Слово образованно от слова орех, значит орешник (чередование звуков х-ш).
Постоянное внимание к указанным упражнениям способствует развитию грамотного письма, так как отрабатывается важное умение совмещать в процессе записи слова морфемный и орфографический анализ.
Необходимо в рамках названной темы коснуться и самого обширного раздела курса русского языка – грамматика. Понятие грамматика объединяет в себе морфологию и синтаксис. Несмотря на кажущуюся легкость разделов (в сравнении с фонетикой и графикой), 30 – 40 % учащихся допускают ошибки в диктантах и сочинениях морфологического и синтаксического характера. Типичные затруднения младших школьников:
- Затрудняются в определении слова как части речи (примеры из списка словарных слов: однажды, около, победа (как действие), потом, путешествие (как действие), свобода (как признак));
- Смешивают части речи с членами предложения;
- Допускают множество речевых ошибок как в устной, так и в письменной речи.
К ошибкам относятся:
- диалектное или просторечное образование морфологических форм имени существительного, прилагательного, местоимения, (без пальта, транвай, песковый – вместо песчанный; чистее, красивше, ширше, у ее, еный, евоный, хотит, я одеюсь, будем убираться и т.д.);
- образование формы множественного числа у тех существительных, которые ее не имеют (восток, земледелие, иней, капуста, картофель, метро и т.д.);
- употребление имен числительных в форме Им. п. Там, где нужны косвенные формы ( двенадцать отнять восемь, одиннадцать прибавить три, шестнадцать отнять шесть и т.д.);
- орфографические ошибки в окончаниях имен существительных и имен прилагательных в косвенных падежах, в личных окончаниях глаголов, в суффиксах глаголов (беседовать, интересоваться, квартировать, командовать т.д.)
Изживаются морфологические ошибки с большим трудом, особенно в формах слов с непроверяемыми написаниями, потому что заучивается одна форма слова – начальная.
Отсюда вывод: работать с такими словами так же, как со всеми остальными. Общие линии изучения слова как части речи следующие:
- Что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета, признак действия предмета, количество);
- На какие вопросы оно отвечает?
- Как изменяется (или является неизменяемой частью речи)?
- С какой частью речи чаще всего связано в предложении?
- Каким членом предложения чаще всего является?
Одно из самых эффективных упражнений – группировка. Пример – изучается тема «Имя существительное».
После введения определения, помимо упражнения учебника, возможны задания по «Словарю»:
- Выпишите из словаря слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?;
- Заполните таблицу (самостоятельная работа, работа в парах, приведите примеры из «Словаря» (свободный выбор слов), коллективная проверка.
Выпишите имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные, нарицательные (по 4 – 5 слов).
Явления природы | предмет | действие | признак |
месяц (луна) | заяц | костер | желтизна |
мороз | пшеница | салют | аккуратность |
- Запишите по 3 – 5 слов имен существительных мужского, женского, среднего рода.
- Запишите имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
- Запишите 12 форм выбранного вами имени существительного (6 падежей – в единственном и множественном числе)
- Составьте с любой формой выбранного имени существительного предложение, разберите его по членам предложения. Каким членом предложения является ваше существительное в предложении?
То есть последовательность заданий должна привести к составлению алгоритма разбора имени существительного как части речи. Во всех учебниках такие памятки есть. Группировка слов может проводится по различным группообразующим признакам (см. таблицы).
- По безударной гласной:
А | О | Е | И | Я |
альбом | воробей | береза | билет | язык |
арбуз | ворона | ветер | виноград | |
барабан | город | девочка | директор | |
машина | морковь | пенал |
- На правило ЖИ-ШИ:
Карандаши, машина, пассажир.
- По морфологическим признакам (можно предлагать и для второго класса):
Мужской род | Средний род | Женский род |
альбом | пальто | газета |
арбуз | железо | канава |
барабан | молоко | капуста |
завод | облако | машина |
заяц | яблоко | работа |
- По вопросам:
Кто? | Что? | Какой? | Как? |
воробей | альбом | дежурный по классу | быстро |
ворона | арбуз | русский по по национальности | вдруг |
девочка | барабан | рабочий человек | весело |
директор | береза | скоро | |
заяц | ветер | ||
медведь | газета |
- По употреблению в формах:
Ед. и мн. числа | Только ед. ч. |
альбом - альбомы | железо |
береза - березы | виноград |
ветер - ветры | иней |
петух - петухи | капуста |
Морфология во всех учебниках изучается на синтаксической основе. Есть приемы, «обостряющие» внимание к изучению морфологических понятий:
- Анализ текста, в котором опущены слова интересующей нас части речи;
- Составить текст, по иллюстрации из имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в тексте слов других категорий мало);
- Исправить текст, заменив повторяющиеся слова словами – синонимами и местоимениями;
- Анализ текста, в котором слова интересующей части речи состоят в начальной форме;
- Анализ словосочетаний с нарушенным согласованием;
- Анализ текста, в котором перепутаны формы числа или рода (например, существительное в единственном числе, а прилагательное – во множественном);
- Конструирование словосочетаний, предложений, заданий – ловушек, прием создания ситуации открытого незнания:
- К слову космонавт подберите имя прилагательное и составьте словосочетание по схеме «Прилагательное + предлог + существительное».
К известному космонавту;
Для ..........ого космонавта;
Перед ...........ым ...............ом.
Какая часть слова меняется в существительном и прилагательном?
- Веялка, сеялка.
Одинаков ли состав слова? Разберите слова по составу, подобрав родственные слова.
- Электричество, электровоз, электростанция. Все ли слова сложные?
- Возможны ли различные написания: сейчас – сей час, килограмм – кило грамм?
- Является ли второй корень в слове хлебороб равным корню в слове работа?
Ситуация открытого незнания (незнания, неумения объяснить лексическое значение слов) приучает школьников пользоваться толковыми словарями.
Работа со словарными словами позволяет активно работать над конструированием предложений из отдельных слов: деформированное предложение, сопоставление разных вариантов порядка слов, распространение предложений; составление предложения, которое могло бы быть продолжением другого; и т.д.
Кроссворд
Словарные слова
3-й класс (1-3)
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||||||||||
5 | 6 | |||||||||||||||||||||
7 | 8 | |||||||||||||||||||||
9 | 10 | |||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||
12 | 13 | |||||||||||||||||||||
14 | 15 | |||||||||||||||||||||
По горизонтали:
2. Инструмент для колки дров. 5. Синоним слова «грусть»
6. Возле самого порога начинается... .
9. Слово, близкое по значению слову «рядом». 10. Крупное промышленное предприятие. 11. Средство связи. 12. Свидетельство об оплате проезда. 13. Человек, управляющий самолетом. 14. У реки есть левый и правый ..... . 15. То, что пишут на конверте.
По вертикали:
1. Человек, выращивающий хлеб. 3. Поездка, круиз, ... 4. Линия кажущегося соприкосновения неба с землей. 7. День недели. 8. Он – мужчина, она - ....
Ответы по горизонтали:
2. Топор.
5. Печаль.
6. Дорога.
9. Около.
10. Завод.
11 Телефон.
12. Билет.
13. Пилот.
14. Берег.
15. Адрес.
По вертикали:
- Хлебороб.
3. Путешествие.
4. Горизонт.
7. Четверг.
8. Женщина
Кроссворд «Техника»
По горизонтали:
- Слово имеет в своём составе греч. элемент photot«свет» и обозначает аппарат для фотографирования.
- Слово восходит к лат. ventus «ветер» и обозначает прибор, предназначенный для проветривания помещений.
- Слово восходит к греч. tele «вдаль, далеко» и обозначает аппарат для разговора людей на расстоянии.
По вертикали:
Контрольное слово восходит к лат. computare «вычислять» и
обозначает информационно-вычислительную машину.
К | ||||||||||
Ф | О | Т | О | А | П | П | А | Р | А | Т |
М | ||||||||||
П | ||||||||||
Ь | ||||||||||
Ю | ||||||||||
В | Е | Н | Т | И | Л | Я | Т | О | Р | |
Т | Е | Л | Е | Ф | О | н | ||||
Р |
Для кроссвордов второго типа мы подбирали такие слова, которые не входят в гнездо слов, включающих какой-либо международный элемент. Это единичные слова (гардероб, вестибюль, партер, балет и др.)- Если же с помощью данного элемента образовано ещё какое-либо слово, то в скобках мы давали толкование значения загаданного слова.
Кроссворд «Театр»
По горизонтали:
1)Cлово восходит к лат. vestibulum.
2)Слово восходит к фр. garde и robe.
3)Слово восходит к лат. actus (и обозначает исполни
теля ролей в театральных представлениях, в ки
но, телевидении).
4)Слово восходит к фр. par terre.
5)Слово восходит к ит. ballo.
По вертикали:
Контрольное слово образовано от лат. spicio (и обозначает театральное представление или смешное, занятное зрелище).
В | Е | С | Т | И | Б | Ю | Л Ь | Ь | ||
П | ||||||||||
Г А | А | Р | Д | Е | Р | О | Б | |||
К | ||||||||||
А | К | Т | Ё | Р | ||||||
П | А | Р | Т | Е | Р | |||||
К | ||||||||||
Б | А | Л | Е | Т | ||||||
Ь |
Кроссворды с опорой на этимологию позволяют детям активизировать в памяти этимологические сведения о словах. Кроме того, использование этимологических кроссвордов в описанной системе работы даёт возможность учащимся применить полученные на уроках сведения о происхождении слов не только в учебной, но и в игровой деятельности.
2.5 Мониторинг.
Известно, что освоение слов с непроверяемыми написаниями трудно дается младшим школьникам. Начиная работать в начальной школе, мы столкнулись с проблемой абсолютной безграмотности наших учеников. Слова с непроверяемыми написаниями усваивались детьми путем механического запоминания. Ребенку отводилась пассивная роль: слово предъявлялось и анализировалось самим учителем. Учащемуся предлагалось лишь списать и заучить его. Мы поняли, что такое механическое заучивание правописания словарных слов не дает положительных результатов.
Опыт нашей работы показал, что запоминание должно быть осмысленным. Мы стали искать новые методы и приемы запоминания «трудных» слов. Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающим правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологическая справка, которая содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Обращение к истории слова помогало мотивировать его современное написание. Дети стали внимательнее к слову, его строению и написанию.
В 2010-2011 учебном году в 3-а классе был проведен эксперимент. На протяжении II четверти из урока в урок дети изучали по два словарных слова, причем предоставлены были слова в готовом виде, с обозначением сильной и слабой позиции. Слово прочитывалось несколько раз, анализировалось, составлялись предложения. Была дана установка на запоминание правописания слов дома. После изучения группы слов был проведен диктант. Текст словарного диктанта:
Малина, лопата, карандаш, картина, собака, платок, урожай, солдат, богатство, пенал, петух, земляника.
После проверки диктанта было обнаружено, что дети недостаточно усвоили данные слова, следовательно, работа, проведенная по усвоению словарных слов, была малоэффективна. В течение III четверти мы вернулись к этой же группе слов, но изменили методику работы над словом, а именно: использовали нетрадиционный метод введения слова, вводили этимологический анализ слова. внедряли метод запоминания на основе ярких ассоциаций и систематически работали над словарем в учебнике.
После проведения систематической работы по усвоению словарных слов с использованием новых методов и приемов в III четверти были проведены повторные контрольные срезы, результаты которых были положительны. В классе обучалось 28 человек.
Для сравнения приведем таблицу:
Слова | Количество ошибок, допущенных в диктанте | |
До эксперимента | После эксперимента | |
Малина Карандаш Лопата Картина Собака Платок Урожай Солдат Богатство Пенал Петух Земляника | 8 4 3 9 2 3 4 7 3 - 2 1 | - 1 2 3 - - - - 1 - - 1 |
Сводная таблица результатов контрольного среза по усвоению словарных слов.
№ | Список класса | Результаты до эксперимента | После эксперимента |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 | Абдуллин Ахметов Байрамова Гарипова Д Гарипова Э Гирфанов Гирфанова Динмухаметова Зайнуллин Лукманова Махмутов Минаева Мухтаруллин Закиров Мухамедьяров Гимадетдинов Зарипов Нурхаметова Пичугин Рахимова Салинина Сатыбалдин Фахрутдинов Халилов Хабиров Хусаинов Шакиров Ямалетдинова | 2 2 2
3 3 4 2 2 3 2 2 2 4 4 4 5 5 4 2 2 2 3 4 3 4 5 4 2 2 2 4 4 5 4 3 4 3 4 4 2 3 3 3 3 4 4 5 5 5 5 5 3 4 4 4 5 5 4 4 4 5 5 5 5 5 4 4 5 5 4 4 5 4 3 4 3 3 4 3 4 5 | 3 3 4 3 4 4 4 5 5 3 3 4 3 4 4 5 5 5 5 5 5 2 3 4 4 5 5 5 5 5 3 3 3 5 5 5 5 5 5 4 5 4 4 3 5 4 5 5 5 5 5 5 5 5 4 5 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 4 4 5 4 5 4 5 5 5 |
Как видно из таблицы, использование новых методов и приемов позволило обеспечить более прочное усвоение трудных слов.
Для контрольного среза, проведенного в 4-а классе были взяты два диктанта.
Текст диктанта, использованного до эксперимента.
Солдат, направо, до свидания, металл, здесь, директор, электричество, аллея, желтый, впереди, издалека, самолет, трамвай, аккуратно, вагон.
Текст диктанта, использованного после эксперимента.
Слева, спасибо, везде, здравствуйте, здесь, вагон, одиннадцать, впереди, инженер, багаж, земляника, шестнадцать, агроном, салют, директор.
Результаты контрольных срезов для сравнения занесены в таблицу:
№ | фамилия | Отметка за диктант до эксперимента | Отметка за диктант после эксперимента |
1 | Абдуллин | 2 | 4 |
2 | Ахметов | 2 | 4 |
3 | Байрамова | 4 | 5 |
4 | ГариповаД | 2 | 4 |
5 | ГариповаЭ | 2 | 4 |
6 | Гимадетдинов | 3 | 5 |
7 | Гирфанов | 4 | 5 |
8 | Гирфанова | 5 | 5 |
9 | Динмухаметов | 2 | 4 |
10 | Зайнуллин | 3 | 5 |
11 | Закиров | 3 | 5 |
12 | Зарипов | 5 | 5 |
13 | Лукманова | 4 | 5 |
14 | Махмутов | 2 | 4 |
15 | Минаева | 4 | 5 |
16 | Мухамедьяров | 2 | 5 |
17 | Мухтаруллин | 3 | 5 |
18 | Нурхаметова | 5 | 5 |
19 | Пичугин | 3 | 5 |
20 | Рахимова | 4 | 5 |
21 | Самигина | 3 | 5 |
22 | Сатыбалдин | 4 | 5 |
23 | Фахрутдинов | 5 | 5 |
24 | Хабиров | 5 | 5 |
25 | Халилов | 4 | 5 |
26 | Хусаинов | 2 | 5 |
27 | Шакиров | 2 | 4 |
28 | Ямалетдинова | 3 | 5 |
Обобщим результаты контрольного среза до проведения эксперимента и после.
Отметки | До эксперимента | после | Разница (изменение) |
«5» | 5 (17%) | 21( 75%) | 58% |
«4» | 7 (25%) | 7(25%) | - |
«3» | 7 (25%) | - | - |
«2» | 9 (32%) | - | - |
Результаты, полученные после проведения эксперимента, значительно улучшились. Второй контрольный срез показывает, что количество «5» за орфографически правильно написанные словарные слова увеличилось в 4 с половиной раза, число «4» осталось прежним и ни одной отрицательной отметки.
Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и методов изучения словарных слов, таких как: проблемная ситуация, этимологический анализ слова, мнемотехника, запоминание словарных слов на основе ярких ассоциаций, использование занимательного материала (ребусов, анаграмм, кроссвордов, шарад, загадок, стихов- рифмовок, сказок), дидактического материала, а также с помощью наглядности и средств обратной связи.
При анализе результатов таблиц замечено, что значительно изменилось качество некоторых мыслительных операций, повысилась эмоциональность, активность детей, успеваемость.
В конце 2004-2005 учебного года администрацией школы были проведены контрольные срезы по усвоению правописания словарных слов.
Сравним результаты в выпускных классах:
4 «А» | 4 «Б» | 4 «В» | |
«5» | 4 | 4 | 17 |
«4» | 6 | 7 | 3 |
«3» | 1 | 3 | 1 |
«2» | 6 | 6 | - |
Из таблицы видно, что хорошо продуманная систематическая работа над усвоением правописания словарных слов с опорой на этимологию в 4 «В» классе дал положительный результат. Многие учащиеся 4 «В» класса имеют положительные отметки по русскому языку.
Приведем сравнительный график обученности русскому языку в выпускных классах в Кунашакской начальной школе на конец 2010 – 2011учебного года.
Заключение.
Основной целью словарной работы в начальной школе должно быть обогащение словарного запаса учащихся. Работа над орфографической грамотностью младших школьников должна идти в контексте обогащения их словаря.
Обогащение словарного запаса учащихся должно идти в двух направлениях: парадигматическом и синтагматическом.
Парадигматическое обогащение происходит на количественном и качественном уровне. Количественное обогащение идет путем узнавания учащимися новых лексем и новых сем у известных им слов, путем перемещения из пассивного в активный словарный запас. Качественное совершенствование словаря младшего школьника происходит посредством уточнения значения уже известных им слов, путем замены в словарном запасе школьников нелитературных слов эквивалентными литературными.
Синтагматическое обогащение словаря младших школьников предполагает их обучение сочетаемости слов, умению правильно и точно употребить слово в речи.
Основным приемом словарной работы, рассчитанным на осознанное понимание значения и орфографии слова, является использование этимологии.
Элементы этимологического анализа доступны пониманию младших школьников, так как этимологический анализ открывает первичные, образные значения слов, а мышление ребенка, пришедшего в начальную школу, образно.
Этимологизирование - естественная языковая способность младшего школьника, подсознательно опираясь на которую, он усваивает значение новых для него слов.
Применение этимологического анализа как методический прием направляет способность младших школьников к этимологизации в научное русло, способствует формированию правильного понимания ими лексического значения слов и, как следствие, избавляет от большого количества орфографических ошибок.
Работа с терминами, обозначающими научные понятия, будет для младших школьников значительно облегчена, если строить ее с опорой на этимологию.
Использованная литература.
- Агафонов В. Неправильные правила. – М.: Новые имена, 2002
- Аксенова А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах. – М.: Просвещение, 1999.
- Бельдина Е.В. Развитие орфографической зоркости // Начальная школа, 2004, №3, с 35-38
- Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. – М.: Просвещение, 1966.
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 2000.
- Волина В.В. «Этимологический словарь». – М.: Аст – Пресс, 1998.
- Волина В.В. Этимологический словарь. – ПБ.: Издательство «Дидактика плюс», 2000.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956. – с. 195
- Гоноболин Ф.Н. Психология младшего школьника: - М.: Просвещение, 1973.
- Дубовец З.В. Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышения грамотности и развития речи // Начальная школа, 2004, п.3, с. 61-63
- Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальной школе. – М.: Просвещение, 1999.
- Кондрашов В.Г. Грамматические игры и загадки. – Кострома. 1999.
- Конкина Ю.А. Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка // Начальная школа, 2004, п.7, с. 25-28.
- Кузнецов В.М. 300 трудных слов. Учимся работать со словарными словами. 1 – 4 класс – М.: «Аквариум Бук», К.: ФГ УИППВ, 2003.
- Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах: пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд-во Центр ВЛАДОС, 2003.
- Львов М.р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1993.
- Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2002.
- Никитин Ю.З. В мире слова. – Киев. , Реклама, 1998
- Олькович С.И. Этимология и орфография. Учебное пособие, Часть I, II – Томск: Пеленг, 1999
- Пмкин А.А. Что делать, чтобы ваш ребенок запомнил словарные слова? – М.: Айрис – пресс, 2004.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы [1-4] Часть I – М.: Просвещение, 2001, с 120-121
- Приступа Г.Н. Об элементах этимологического разбора на уроках русского языка// 1999, п.4, с 67
- О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Словарные слова 3 – 4й класс. М.: ООО «Издательство Астрель”, 2005.
- Серикова О.С. Образные и звуковые ассоциации для запоминания словарных слов // Начальная школа, 1999 № 12, с. 92
- Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте //Срезневский И.И. Родное слово. Избранные труды. – М.: Просвещение, 19876. – с. 108
- Тирских В.Н. Словарная работа // Начальная школа, 1999, № 12 с 93-95.
- Черных П.Я. Историко – этимологический словарь современного русского языка. М.: 1993
- Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. М.: 1971.
- Шаталина З.С. Словарно – орфографическая работа в начальных классах. Челябинск: Издательство Марины Волоковой, 2005.
- Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Языковые системы и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974.
Приложение 1.
Тема. «Закрепление знаний об ударении»
2-й класс (1-4)
Цели урока. Повторить изученное об ударении; работать над развитием речи детей; познакомить с новым словарным словом; воспитывать любовь к русскому языку; повторить словарные слова.
Оборудование. Кодоскоп, магнитная доска, орфографические словари, листочки с текстом, магнитофонная запись с прогнозом погоды, учебник «Русский язык».
Ход урока I. Организационный момент
II. Работа с орфографическим словарем
Учитель орфографически читает группу слов. После этого следует работа над прочитанными словами.
• Найдите слова, где букв больше, чем звуков. Почему?
• Найдите слова, где звуков больше, чем букв. Почему?
• Найдите слова, к которым можно поставить вопрос кто? Почему?
• Найдите слова, к которым можно поставить вопрос что? Почему?
• Найдите слова, которые являются родственными.
III. Сообщение темы урока
Тема зашифрована на доске. Дети расшифровывают ее с помощью алфавита...
IV. Введение нового словарного слова
Учитель. Какой слог называется ударным? Какие слоги называются безударными? Ответы детей.
- Сегодня на уроке мы будем определять ударные и безударные слоги. А начнем с нового словарного слова.
Учитель включает магнитофонную запись прогноза погоды, дети определяют новое словарное слово - погода. Далее они проговаривают это слово орфоэпически, определяют, какой слог ударный, а какие - безударные. Затем самостоятельно записывают в тетрадь, пропустив «опасное» место (п_года).
После того как учитель зачитает справку о том, как образовалось это слово, дети вставляют правильную букву в слово и проверяют правильность по словарю.
Затем дети орфографически проговаривают это слово и записывают его по памяти.
V. Работа над развитием речи
Учитель раздает детям листочки.
1-й листочек 2-й листочек
установилась
стоит
держится
сохраняется
ожидается
чудесная
ненастная
темная
холодная
удивительная
солнечная
ясная
безоблачная
дождливая
Составьте предложение, используя слова из двух листочков.
Дети выполняют задание: Стоит чудесная погода.
- А теперь составьте предложение про сегодняшнюю погоду. Для этого выберите из первого листочка слово, где ударение стоит на втором слоге, из второго - подходящее слово к нашей погоде.
Дети составляют предложение, орфографически его проговаривают, записывают в тетрадь. Затем читают его друг другу с восторгом, ужасом, удивлением, радостью.
VI. Работа над омографами
У. Возвращаемся к нашему предложению. Стоит чудесная погода. Какое слово здесь «загадка»?
Дети находят слово, в котором, если переставить ударение, поменяется смысл слова: стоит - стоит.
- Может ли от места ударения зависеть смысл слова? Дети. Да.
У. Давайте убедимся в этом еще раз. На каждой парте лежат листочки со следующими текстами.
Пересохла глина.
Рассердилась Нина:
- Не мука, а мука.
Поварам наука.
В ведерко руку окуни.
Не бойся: это окуни.
Коксит косец,
А зайчишка косит.
Трусит трусишка,
А ослик трусит.
Двери замка
Нет замка.
Живет щегол здесь –
Первый щеголь.
Дети в парах быстро расставляют ударения.
VII. Минутка орфоэпии
На магнитной доске.
красивее
кухонный
намерение
начать
озлобленный
VIII. Работа над ударением
Дети с помощью учителя выясняют смысл ударения, его значение. Так как каждый день на уроках проводится минутка орфоэпии, то в виде
тестов проходит проверка того, как дети усвоили материал. Повторение материала о том, когда ударение не ставится. Дети находят на листочках с текстом слова с буквой ё и предложения, где
есть односложные слова, и списывают их к себе в тетрадь. После этого они выполняют упр. 199.
IX. Итог урока
X. Домашнее задание
Конспект урока русского языка.
( 2 класс)
Парные звонкие и глухие согласные.
Цель:
- Закрепить знания учащихся о правописании слов с парными звонкими, глухими согласными;
- Развивать речь, мышление, внимание, память учащихся;
- Воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока.
- Посмотрите внимательно на игровое поле.
У нашего зайчика на этом поле сегодня два маршрута (направления). Если вы их правильно определите, то узнаете тему сегодняшнего урока.
(Сначала зайчик находился в домике с буквой Б. Из него отправился в домик с буквой В. Оттуда он пошел в домик с буквой Г. Из домика с буквой Г зайчик перепрыгнул в домик с буквой Ж. Из домика с буквой Ж он направился в домик с буквой З и далее в домик с буквой Д. На этом пути зайчик посетил домики только со звонкими парными согласными.
- Верно. Каким был второй маршрут зайчика? (Зайчик из домика с буквой П перепрыгнул в домик с буквой Ф. Из домика с буквой Ф он направился в домик с буквой К. Из домика с буквой К зайчик попал в домик с буквой Т. Из домика с буквой Т он попал в домик с буквой С, а из него – в домик с буквой Ш. Таким образом зайчик побывал в домиках с глухими согласными.)
- Какие звонкие и глухие согласные составляют пары?
[ б ] - [ п ], [ в ] - [ ф ], [ г ] - [ к ], [ д ] - [ т ], [ з ] - [ с ], [ ж ] - [ ш ].
- В связи с нашими рассуждениями скажите, какие знания мы будем закреплять сегодня на уроке?
(Сегодня на уроке мы будем закреплять знания о правописании слов с парными звонкими и глухими согласными).
- Верно. Но с начала проведем минутку чистописания.
- Напишем звонкую согласную, которая была последней в первом маршруте зайчика, и парную ей глухую согласную. Какие это буквы? (Д , Т)
- Составьте из этих букв цепочку, прибавив к ним гласную О. Какая цепочка из вас получилась?
(дто, дтоо, дтооо, дтоооо .......)
(тдо, тдоо, тдооо, тдоооо........)
О
О Д
Г Р
_ Сегодня познакомимся с новым словом из словаря. Вы его сможете определить с помощью данного рисунка. (Город)
- Бывают крупные населенные пункты и небольшие. К какому из них относится город? (город – это крупный населенный пункт)
- Какие промышленные предприятия имеются в городе? (заводы, фабрики).
- В крупных городах обычно находятся институты, техникумы, училища). Какое название им всем можно дать? (это учебные заведения)
- В городах имеются культурные учреждения. Это филармонии, театры. Продолжите этот перечень.
(культурные учреждения – это музеи, выставки, кинотеатры, цирк).
- Теперь скажите полностью, что обозначает слово город?
(город – это крупный населенный пункт, в котором имеются заводы, фабрики, учебные заведения и культурные учреждения.
- Запишите это слово в тетрадь (учитель пишет на доску), пропустив орфограмму.
- Прежде чем мы вставим в «окошко» нужную букву, послушайте этимологию этого слова.
В старину, чтобы защититься от врагов, захватчиков, люди обносили место, где жили, высоким забором, частоколом, стеной (деревянной или каменной). Такое огороженное и укрепленное место (крепость) стали называть городом.
Слово – помощник – «огороженное».
- Какую же букву, как подсказывает эта история, нужно написать во втором слоге? (О).
Проверьте по словарю. Вставьте в «окошко» нужную букву.
(В слове город имеются безударная гласная О и парная звонкая согласная Д. Проверочное слово города).
- Составьте предложение, включив в него слово город и любое слово из словаря, имеющее парный согласный.
(В городе строится большой завод и т.д.)
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с парными звонкими и глухими согласными?
(Чтобы не ошибиться в написании слов с парными звонкими и глухими согласными, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный).
_Я буду называть слова с парными согласными на конце и без него. Если назову слово с парными согласными – вы хлопаете, если без него – топаете.
Трава, зуб, суп, книга, школа, клуб, зима, роза, мороз, земля, вода, сторож.
- Прочитайте написанные слова.
Ду..., цветок, руба...ка, зверь, ястре..., оде...да, медве..ь, дерево, ланды..., птица.
- Объедините данные слова в пары по смыслу. Составленные пары напишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы. К словам с парной согласной подберите проверочные.
(Дуб – дерево. В слове дуб имеется парный звонкий согласный [б]. Проверочное слово дубы. В слове дерево непроверяемая безударная гласная е и т.д.)
Рубашка (рубашечка) – одежда (одежонка)
Ястреб (ястребы) – птица и т.д.
2) Выпал первый сне (г.к).
К данному предложению придумайте по одному предложению так, чтобы оно по смыслу было продолжением предыдущего.
(Выпал первый снег. Все вокруг стало белым)
(Выпал первый снег. Засыпало в саду дорожки).
- Подчеркни орфограммы.
- Над каким правилом мы работали сегодня на уроке?
- Расскажите это правило.
Урок – путешествие
по океану Знаний
(4 класс)
Тема: Обобщение по теме «Правописание безударных надежных окончаний имен существительных».
Цели: развивать умение правильно определять безударные надежные окончания имен существительных, совершенствовать орфографическую грамотность учащихся, развивать у детей внимание к слову, морфологическим признакам существительного.
Оборудование: карта путешествия по океану Знаний, средства обратной связи (карточки с гласными е и и -
Оргмомент Сообщение темы и цели Словарная работа Закрепление Устный диктант Выборочный слуховой диктант Итог | Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок Мы за парты дружно сели и на доску поглядели Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний. Этот океан необычный. Посмотрите, какие острова находятся на нем. На каждом острове нас ждут интересные испытания по одной из пройденных нами тем, а по какой, вы мне скажите сами. Вы готовы странствовать по океану знаний? Тогда торопитесь приобрести билеты. Это смогут сделать те, кто хорошо знаком с правописанием трудных слов. Готовы? Спишите с доски словарные слова, устно объясняя их написание. С . лдат, к . р . ндаш, . гр . ном, в . . зал, к . рабль, б . гаж. Солдат – от итальянского «сольдо» (монеты) – «жалование». Человек, получающий сольдо, назывался «сольдато». Карандаш – от тюркского «кара» - черный, «даш» - камень Агроном – по-гречески «агрос» - поле Вокзал – от английского «вокс»- холл, зал для ожидания, отдыха и прогулки. Корабль – от слова «кора», т.к. раньше корабль выдалбливали из ствола дерева Багаж – от английского слова «багг»- сумка
Учитель называет слова, дети показывают карточку с Е или И стояли на якор• плыть на лодк• из пристан• в морской пучин• ждать помощ•
А теперь пора в путь. На большом белом корабле по тихой Словарной реке мы выплываем в открытый океан и что же мы видим? (Дети фантазируют и придумывают предложения). Не заметили мы, как оказались на Морфологов Мысе. Вам знакомо это слово? Что такое морфология? Какие части речи вы знаете?
Ветер по морю гуляет Наш корабль подгоняет Он бежит себе в волнах На раздутых парусах.
Ой, ребята, посмотрите, как разбушевался океан Знаний. Видимо, он нами не доволен. Что же мы забыли? Мы забыли про наш бортовой журнал (учебник). Давайте его откроем и найдем следующие ориентиры с.99 Упр.221. (Дети выполняют задание, проверка по цепочке)
Один из жителей этого острова делится с нами своей радостью. (на доске текст) Я завел малинкого осьминошка. Он запутался срыбой в ситях. Жыл он уменя в банки из-под вореня.
Вам понравилось наше путешествие? А что интересного вы расскажете друзьям из других четвертых классов? Урок окончен. Спасибо вам за урок! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах
Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и мет...
Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах.
Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего зве...
"Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах. Шифровки - ребусы".
Презентация предназначена для работы со словарными словами программы "Перспектива". У детей развивается при разгадывании ребусов мышление, художественные способности, зрительная память. ...
Изучение словарных слов на уроках русского языка в начальной школе на тему ОГОРОД
Данная разработка может быть использована на уроках русского языка при изучении слов на тему "ОГОРОД"...
Работа над новым словарным словом на уроках русского языка в начальных классах для обучающихся с ОВЗ, имеющих легкие интеллектуальные нарушения
Работа над словом имеет большое значение для коррекции и развития психики ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения, для более успешного включения его в сферу общения с окружающими. Учитывая о...
Методическое пособие «Запоминай-ка» как средство развития памяти с использованием мнемотехники при изучении словарных слов на уроках русского языка во 2 классе
Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой за...
Методическая разработка "Система работы изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах"
Для успешного запоминания слов с непроверяемыми написаниями наряду с традиционной моделью передачи знаний в разработке показаны нетрадиционные методы и приёмы изучения словарных слов, которые напрвлен...