Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных в суффиксах -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Шестопалова Елена Геннадьевна

Интересные задания этого урока помогут детям быстрее и точнее запомнить новый материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russogo_yazyka_v_4_klasse.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка  по теме "Правописание гласных в суффиксах -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)"

Цели урока:

  • познакомиться с правописанием суффиксов -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-);
  • научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение. Словообразовательная разминка

На карточках. 
Как словообразовательный разбор помогает нам решить орфографическую задачу?
ОСЕННИЙ  –  ОСЕНЬ?    


Какая приставка поможет нам завершить действие?
УЧИЛ  –   ВЫУЧИЛ?


Какой суффикс поможет мальчику привести себя в порядок?
умываетСЯ, расчесываетСЯ,  одеваетСЯ


(на доске картинка с изображением неряшливого мальчика
На обратной стороне изображение аккуратного мальчика))
Объяснение нового материала.

Хорошо,зачитайте только глаголы.

Вы дома нашли высказывания о глаголе великих людей. Зачитаем.

ФИЗМИНУТКА.

III. Постановка проблемы

Возьмите другие карточки и в парах подумайте. Какая проблема возникла в данных глаголах?

– Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? 
В какой морфеме?

ДОКЛАДВАТЬ,
КОМАНДВАТЬ,
ГОРВАТЬ,
НАСТАВАТЬ.

IV. Сообщение темы урока

Правописание гласных в суффиксах -ыва-(-ива-

– ВЫ самостоятельно учили новый материал дома

- Что вы поняли?

Мы убедились, что при написании этих суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. И целью нашего сегодняшнего урока –  познакомиться с правилом  и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.
Должно существовать правило, которое поможет нам сделать выбор. Знакомство с правилом.
Составим опорную схему в справочниках
– Какие функции мы должны выполнять для того, чтобы правильно писать эти суффиксы глаголов?

Составление инструкции для применения  правила

V. Применение алгоритма

– «Пропускаем через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя  пропущенные буквы

– Почему мы в каждом случае  говорим о двух суффиксах? (О, Ы – употребляется после твердых согласных. И, Е – после мягких согласных)

– Ребята, мы с вами рассмотрели правило, объяснили его, а сейчас, пожалуйста послушайте сказку.

VI. Грамматическая сказка

Жили-были в русской грамматике суффиксы – -ова--ева--ыва--ива-. Честно трудились,  образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.
Суффиксы 
-ыва- и -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности – просто буквам  Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.
Так или иначе, но суффиксы 
-ыва- и -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.
А вот суффиксы 
-ова- и -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам – -у-,-ю-, оставаясь только в некоторых формах Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это – -ыва- и -ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О, Е.

–  Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой нам урок дают эта сказка? Еще раз сформулируем правило.

VII. Закрепление нового материала

Работа по алгоритму– Это задания  не очень сложные, суффиксы даны, вам только нужно объяснить, почему такой суффикс пишется в глаголах. Далее задания  будут усложняться.

VIII. Работа с карточками

Объяснить смысл пословиц. Определить суффикс глагола, произведя по алгоритму. Обозначьте орфограмму. (1 посл. каждому ученику.)

  • Не та хозяйка, которая разговаривает, а та, которая щи наваривает.
  • Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
  • Кто не умеет выполнять, не должен приказывать.
  • Всякий трус любит  о храбрости беседовать.
  • Новых  друзей наживай, а старых не теряй. (посл.гл – провокац. Буква пропущена в корне.

IX. Самостоятельная работа – Из  каждой пары глаголов выбираем слово с требуемым суффиксом и записываем его в тетрадь, выделяем суффиксы.
– Подчеркните, пожалуйста,  первые  буквы каждого глагола; если правильно выполнили , то вы прочитаете вашу  отметку.

И проверяем

X. Тестирование или словарный диктант 

Подведение итога урока.
–  Используя записанные на слайде глаголы составить простое предложение с однородными сказуемыми. В своем предложении рассказать о том, что мы делали на уроке. Объяснить еще раз гласные в суффиксах глаголов.

X. Дополнительный материал

Смотреть – рассмАтривать (СМОТР)
Умолчать – умАлчивать  (МОЛЧА)

– Правильно ли здесь подобраны проверочные слова?  Ребята, запомните раз и навсегда!!! Для проверки безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами -ыва--ива-.
Подберите проверочные слова., определите гласную в корне.

Ослабеваю – ослабеть.
Повелеваю – повелеть.

В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Гл НСВ обр. с пом.суф -ВА-  а гл. буква  Е проверяется с пом.глагола СВ. Записываем в  словарики.

XI. Домашнее задание (на карточках)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки»

Цель: создание условий для формирования осознанного представления учащихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование представлений о чередовании согласных в корне ...

конспект урока русского языка 3 класс правописание суффикса ок

№ урока: 83 (по планированию) УМК "Школа 21 века"Тема урока: Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных.Планируемые результаты:личностные результаты: продолжить формировать вн...

конспект урока русского языка по теме "Правописание суффиксов и приставок"

конспект урока   русского языка на тему " Правописание суффиксов и приставок" школа РоссииЦели: Создать условия для развития умений осознанного написания слов с безударной гласной ...

Конспект урока русского языка "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс"),

Цель деятельности учителя: углубление знаний обучающихся об образовании слов, называющих признаки, с помощью суффикса «н»; формирование знаний о чередовании согласных в корне слова; ф...

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования знаний учащихся о условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик, и, так называемых беглых гласных звуках  ...

Конспект урока русского языка «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О-беглые гласные» 3 класс

Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в суффиксе беглым; формирование умения выделять суффиксы в словах с та...

Конспект урока русского языка «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О-беглые гласные» 3 класс

Цели деятельности учителя:Закрепление знаний по теме «Беглые гласные Е и О в суффиксе»  Планируемые результатыПредметные:Уметь определять является ли гласный в суффиксе беглым, выделя...