Рабочая программа по русскому языку 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Рабочая программа разработана по предмету Русский язык в 1 классе по программе Школа России. Содержит пояснительную записку, цели, задачи, общую характеристику предмета, место предмета, наименование учебной литературы, планируемые результаты, лист индивилуальных достижений, содержание учебного предмета, тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России по ФГОС | 64.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе программы В.Г.Горецкого, В.П.Канакиной и др. (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия
учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ [В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. М.: Просвещение, 2014г.) в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от: 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа 2018 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.
- Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ____ СОШ на ___учебный год;
- Учебным планом начального общего образования МБОУ на ____ учебный год;
- Календарным учебным графиком МБОУ ____ СОШ на ____ учебный год.
Цели обучения: создать условия для формирования:
- ключевых компетенций через освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладения элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- компетенций личностного саморазвития через развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; через овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; через стремления совершенствовать свою речь;
- коммуникативной компетентности через формирование собственной точки зрения, развития культуры речи и культуры общения, обогащение словарного запаса;
- социальной компетентности посредством работы в группах, парах, индивидуально, фронтально, самостоятельно;
- компетентности сохранения и укрепления собственного здоровья через выполнение режима дня и соблюдения гигиены.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Изучение русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Место учебного предмета в учебном плане:
Учебный предмет «Русский язык» изучается на уровне начального общего образования в качестве обязательного предмета в 1 классе в общем объеме 132 часов (4 часа в неделю, 33 учебных недели). С целью выполнения требований учебных программ по русскому языку в
1 классе обязательный учебный предмет «Русский язык» дополнен 1 часом из части, формируемой участниками образовательных отношений. Итого 5 часов в неделю, всего 165 часов. В связи с праздничными днями 8 марта, 1, 2, 3, 9, 10 мая в 2018-2019 учебном году учебный предмет «Русский язык» в 1 классе будет реализован за 159 часов. Программа реализуется за счёт уплотнения материала по темам «Текст, предложение, речь» на 2 часа, «Звуки и буквы» на 4 часа.
Наименования учебной литературы:
1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линияучебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ [В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. М.: Просвещение, 2014г.
2. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и др. – 8 изд.-М.: Просвещение, 2018г.
3. Канакина В.П. Русский язык. 1 класс. Методические рекомендации. — М.: Просвещение, 2016г.
4. КанаинаВ.П.Русский язык. 1 класс. Методическон пособие с поурочными разработками М.: Просвещение 2018г.
5.Канакина В.П. Русский язык. 1–4 классы: сборник диктантов и самостоятельных работ.–М.: Просвещение, 2015г.
6. Канакина В. П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ 1—2 классы. — М.: Просвещение, 2018г.
7. Канакина В.П. Русский язык. Проверочные работы. 1класс.М.: Просвещение 2018г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- положительного отношения к урокам русского языка;
- уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
- интереса к языковой и речевой деятельности;
- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся получит возможность для формирования:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД:
Обучающийся получит возможность для формирования:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
- понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Коммуникативные УУД:
Обучающийся получит возможность для формирования:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- принимать участие в работе парами и группами;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
К концу изучения блока «Русский язык. Обучение письму» обучающиеся научатся:
-называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
-вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; различать гласные и согласные звуки и буквы;
- соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;
-четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;
-выделять предложения, слова из потока речи;
-правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом. К концу изучения блока «Русский язык. Обучение письму» обучающиеся получат возможность научиться:
- слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество; -при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы;
-выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый звук (гласный / согласный, гласный ударный / безударный, согласный твёрдый / мягкий, звонкий / глухой);
-строить модель слогового и звукового состава слова;
-оценивать качество своего письма; сравнивать самостоятельно написанное с предложенным образцом.
К концу изучения блока «Русский язык» обучающиеся научатся:
- под руководством учителя создавать короткие устные и письменные высказывания; - различать слово и предложение;
-правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке; -правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й’];
-обнаруживать в словах изученные орфограммы;
-правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец -точкой; -обозначать пробелами границы слов;
-писать большую букву в собственных именах;
- соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося одну букву); -правильно писать ударные слоги жи—ши, ча—ща, чу—шу;
- писать слова с проверяемыми парными согласными на конце слова;
- не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч, щн, нщ и др.;
- списывать текст и писать текст под диктовку учителя.
К концу изучения блока «Русский язык» обучающиеся получат возможность научиться:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в виде предложения или небольшого текста);
-обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки (обозначение твёрдости и мягкости, звука [й’], пропуски, перестановки и замены букв; нарушения изученных орфографических правил) в специально предложенных и в собственных записях;
- правильно писать изученные слова с удвоенными согласными;
-под руководством учителя осуществлять проверку написанного;
- составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя, составлять текст из предлагаемых абзацев (восстановление деформированного текста);
- выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов, видеть несоответствия между их произношением и правописанием;
-писать безударные гласные, проверяемые ударением, в двусложных словах.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- понимать различие между звуками и буквами;
- устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
- различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
- определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
- различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
- различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
- различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
- различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
- обозначать ударение в слове;
- правильно называть буквы русского алфавита;
- называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков;
- определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
- наблюдать над образованием звуков речи;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
- определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.;
- обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый;
- располагать заданные слова в алфавитном порядке;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).
Лексика
Обучающийся научится:
- различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга – агник);
- определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
- классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
- определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения).
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать слово как единство звучания и значения;
- осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря;
- различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие);
- на практическом уровне различать слова – названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов;
- иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению;
- подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
- соотносить слова – названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- соотносить слова – названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- соотносить слова – названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
- выделять предложения из речи;
- соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
- определять границы предложения в деформированном тексте (из 2-3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
- соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
- составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
- составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему (например, на тему «Весна»);
- писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
- устанавливать связь слов в предложении;
- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
- раздельное написание слов в предложении;
- написание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
- отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, именах собственных;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
- знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
б) безошибочно списывать текст объёмом 20 – 25 слов с доски и из учебника;
в) писать под диктовку тексты объёмом 15 – 20 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
- писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
- писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.);
- применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
- пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 обучающимся 1 классов отметка не выставляется.
В 1 классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Не следует использовать в качестве отметки любую знаковую символику.
Оценки фиксируются и накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в портфолио.
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений обучающихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочёта.
Уровню Выше среднего развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией, ученик допускает исправления , 1-4 негрубых недочета.
Среднему уровню развития навыка письма соответствует письмо, если имеется 2-3 существенных недочёта (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, словами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 1-2 негрубых недочёта.
Низкому уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, которое в целом не соответствует из перечисленных выше требований, небрежное, неразборчивое, с помарками.
К числу негрубых недочётов относятся:
- частичные искажения формы букв;
- несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв;
- наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв;
- выход за линию рабочей строки, недописывание до неё;
- крупное и мелкое письмо;
- отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами.
Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо без ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу.
Уровню выше среднего развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо 1-2ошибок и 1-3 недочетов как по текущему, так и по предыдущему материалу.
Среднему уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 6 и работы не содержат более 5-7 недочётов.
Низкому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок без ошибок и недочётов превышает указанное количество.
Форма фиксации учебных достижений обучающихсяпри безотметочной системе обучения
«+»– хорошо знает и может применить на практике.
Этим знаком отмечается только прочное усвоение учебного материала, полностью самостоятельная и безошибочная работа ученика;
«+» – знает, умеет, правильно выполняет, но изредка допускает единичные ошибки;
«±» – знает, но недостаточно уверенно, выполняет с небольшим количеством ошибок, т.е. в большей мере материал освоен, но требуется небольшая помощь;
«–» – выполняет некоторые задания, но допускает большое количество ошибок;
«!» – не владеет материалом, при выполнении заданий практически во всех случаях делает ошибки.
Лист индивидуальных достижений (письмо)
ФИ……………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение письму
Добукварный период
Знакомство с правилами гигиены письма.
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов. Рисование бордюров. Письмо длинных прямых наклонных линий. Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево и вправо). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. Строчная и заглавная буквы А, а. Строчная и заглавная буквы О, о. Строчная буква и. Заглавная буква И. Строчная буква ы. Строчная и заглавная буквы У, у.
Букварный (основной) период
Строчная и заглавная буквы Н, н. Строчная и заглавная буквы С, с. Строчная и заглавная буквы К, к. Строчная и заглавная буквы Т, т. Строчная и заглавная буквы Л, л. Строчная буква р. Заглавная буква Р. Строчная и заглавная буквы В, в. Строчная и заглавная буквы Е, е. Строчная и заглавная буквы П, п. Строчная и заглавная буквы М, м. Строчная и заглавная буквы З, з.Строчная и заглавная буквы Б, б. Строчная и заглавная буквы Д, д. Строчная и заглавная буквы Я, я. Строчная и заглавная буквы Г,г. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч. Буква ь. Строчная и заглавная буквы Ш, ш. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Строчная и заглавная буквы Ж, ж. Строчная буква ё. Заглавная буква Ё. Строчная и заглавная буквы Й, й. Строчная и заглавная буквы Х, х .Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. Строчная и заглавная буквы Ю, ю. Строчная и заглавная буквы Ц, ц. Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. Строчная и заглавная буквы Э, э. Строчная буква щ. Заглавная буква Щ. Строчная и заглавная буквы Ф, ф. Строчные буквы ь, ъ.
Написание слов с изученными буквами. Письмо элементов заглавных букв. Письмо элементов заглавных букв. Письмо изученных букв, слогов. Строчная и заглавная буквы А, а. Строчные и заглавные буквы О, о, Э, э. Строчные и заглавные буквы И, и, ы. Строчная и заглавная буквы Й, й. Строчная и заглавная буквы У, у. Строчные и заглавные буквы Е,е, Ё,е. Строчная и заглавная буквы Я, я. Строчная и заглавная буквы Ю, ю.
Развитие устной речи.
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Общие речевые навыки( неторопливый темп , ритм речи, правильное речевое дыханию, умеренная громкость.
Произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Послебукварный период
Оформление предложений в тексте. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? Правописание безударные гласных в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных в конце слова. Правописание жи-ши . Правописание ча-ща, чу-щу . Правописание чк-чн, щн Правописание чк-чн, щн. Письмо слов, имеющих одинаковую концовку. Письмо слов со сложной слоговой структурой .Запись предложений по зрительной памяти.
Наша речь
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.
Текст, предложение, диалог.
Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Слова, слова, слова…
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.
Слово и слог. Ударение.
Слово и слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Перенос слов. Деление слов на слоги. Ударение .Деление слов на слоги.
Звуки и буквы
Развитие речи. Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словарями. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос. Ударные и безударные гласные звуки. Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки безударного гласного звука. Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Слова с удвоенными согласными. Буквы Й и И. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. .Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука .Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Согласные звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. Правило обозначения буквой парного звука на конце слова. Способы проверки парного согласного звука. Развитие речи. Работа с текстом. Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков: ж, ш, ч, щ. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ. Работа с орфоэпическим словарём. Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, географических названиях, кличках животных.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№урока | Темаурока | Дата | ||
план | факт | |||
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД(18 часов) | ||||
1 | История возникновения письма. Знакомство с прописью, с правилами письма. | 03.09. | ||
2 | Рабочая строка. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. | 04.09. | ||
3 | Строка и межстрочное пространство. Письмо прямых наклонных линий. Рисованиебордюров. | 05.09. | ||
4 | Письмо наклонной линии с закруглением внизу и вверху. | 06.09. | ||
5 | Письмо длинной прямой наклонной линии с закруглением вверху и внизу. | 07.09. | ||
6 | Письмо наклонных прямых с закруглениями сверху и внизу. | 10.09. | ||
7 | Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу. | 11.09. | ||
8 | Письмо длинной наклонной линии с петлей вверху. | 12.09. | ||
9 | Письмо овалов и полуовалов, коротких наклонных линий. | 13.09. | ||
10 | Письмо короткой и длинной наклонных линий с закруглением внизу и вверху. | 14.09. | ||
11 | Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. | 17.09. | ||
12 | Строчнаяписьменнаябуква а. | 18.09. | ||
13 | Строчная и заглавная буквыа, А. | 19.09. | ||
14 | Строчная и заглавная буквыо, О. | 20.09. | ||
15 | Строчнаябукваи. | 21.09. | ||
16 | ЗаглавнаябукваИ. | 24.09. | ||
17 | Строчнаябукваы. | 25.09. | ||
18 | Строчная и заглавная буквы у ,У . | 26.09. | ||
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД(73 часа) | ||||
19 | Строчнаябукван. | 27.09. | ||
20 | ЗаглавнаябукваН. | 28.09. | ||
21 | Строчная и заглавная буквыс, С. | 01.10. | ||
22 | Строчная и заглавная буквыс, С. | 02.10. | ||
23 | Письмо слогов, слов. Написание предложений. | 03.10. | ||
24 | Строчнаябуква к. | 04.10. | ||
25 | ЗаглавнаябукваК. | 05.10. | ||
26 | Строчнаябуква т. | 08.10. | ||
27 | ЗаглавнаябукваТ. | 09.10. | ||
28 | Письмо слогов, слов. Написание предложений. | 10.10. | ||
29 | Строчнаябуква л. | 11.10. | ||
30 | ЗаглавнаябукваЛ. | 12.10. | ||
31 | Строчнаябуквар. | 15.10. | ||
32 | ЗаглавнаябукваР. | 16.10. | ||
33 | Письмо слогов, слов. Написание предложений. | 17.10. | ||
34 | Строчнаябуква в. | 18.10. | ||
35 | ЗаглавнаябукваВ. | 19.10. | ||
36 | Строчнаябуква е. | 22.10. | ||
37 | ЗаглавнаябукваЕ. | 23.10. | ||
38 | Письмо слогов, слов. Написание предложений. | 24.10. | ||
39 | Строчнаябуквап. | 25.10. | ||
40 | ЗаглавнаябукваП. | 26.10. | ||
41 | Строчнаябуквам. | 06.11. | ||
42 | ЗаглавнаябукваМ. | 07.11. | ||
43 | Оформлениеграницпредложений. | 08.11. | ||
44 | Строчнаябуква з. | 09.11. | ||
45 | ЗаглавнаябукваЗ. | 12.11. | ||
46 | Строчнаябукваб. | 13.11. | ||
47 | ЗаглавнаябукваБ. | 14.11. | ||
48 | Письмо слогов, слов. Написание предложений. | 15.11. | ||
49 | Строчнаябуквад. | 16.11. | ||
50 | ЗаглавнаябукваД. | 19.11. | ||
51 | Строчнаябуква я. | 20.11. | ||
52 | ЗаглавнаябукваЯ. | 21.11. | ||
53 | Письмо слогов, слов. Написание предложений. | 22.11. | ||
54 | Письмо слогов, слов. Написание предложений. | 23.11. | ||
55 | Строчнаябуква г. | 26.11. | ||
56 | ЗаглавнаябукваГ. | 27.11. | ||
57 | Письмо слогов, слов. Написание предложений. | 28.11. | ||
58 | Строчная буквач, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу. | 29.11. | ||
59 | Заглавная буква Ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу. | 30.11. | ||
60 | Буква ь. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. | 03.12. | ||
61 | Буква ь. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. | 04.12. | ||
62 | Буква ь – знак мягкости. Букваь в середине слова. | 05.12. | ||
63 | Строчная буква ш, обозначающая твердый согласный звук. | 06.12. | ||
64 | Заглавная буква Ш, обозначающая твердый согласный звук. | 07.12. | ||
65 | Строчная и заглавная буквыж, Ж,обозначающая твердый согласный звук. | 10.12. | ||
66 | Строчная и прописная буквыж, Ж. Написание слов с сочетанием жи. | 11.12. | ||
67 | Письмо слогов, слов. Написание предложений. | 12.12. | ||
68 | Строчнаябуква ё. | 13.12. | ||
69 | ЗаглавнаябукваЁ. | 14.12. | ||
70 | Строчная буквай. Слова с буквой й. | 17.12. | ||
71 | Строчная буква й. Слова с буквой й. | 18.12. | ||
72 | Письмо слогов, слов. Написание предложений. | 19.12. | ||
73 | Строчнаябуквах. | 20.12. | ||
74 | ЗаглавнаябукваХ. | 21.12. | ||
75 | Письмо слогов, слов. Написание предложений. | 24.12. | ||
76 | Строчнаябукваю. | 25.12. | ||
77 | ЗаглавнаябукваЮ. | 26.12. | ||
78 | Письмо слогов, слов. Написание предложений. | 09.01. | ||
79 | Письмо слогов, слов. Написание предложений. | 10.01. | ||
80 | Строчная буквац, обозначающая твердый согласный звук. | 11.01. | ||
81 | Заглавная букваЦ, обозначающая твердый согласный звук. | 14.01. | ||
82 | Строчнаябуква э. | 15.01. | ||
83 | Заглавная букваЭ. Работа с деформированным предложением. | 16.01. | ||
84 | Письмо слогов, слов. Написание предложений. | 17.01. | ||
85 | Строчная букващ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу. | 18.01. | ||
86 | Заглавная букваЩ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу. | 21.01. | ||
87 | Строчнаябукваф. | 22.01. | ||
88 | ЗаглавнаябукваФ. | 23.01. | ||
89 | Письмо слогов, слов. Написание предложений. | 24.01. | ||
90 | Буквы ь, ъ. Функция букв. | 25.01. | ||
91 | Буквы ь, ъ. | 28.01. | ||
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (16 часов) | ||||
92 | Деформированныйтекст. | 29.01. | ||
93 | Предмет и слово. | 30.01. | ||
94 | Слова, отвечающие на вопросы кто?, что? | 31.01. | ||
95 | Действие и слово. | 01.02. | ||
96 | Слова, отвечающие на вопросы: что делать?, что сделать? | 04.02. | ||
97 | Признак и слово. | 05.02. | ||
98 | Слова, отвечающие на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? | 06.02. | ||
99 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 07.02. | ||
100 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 08.02. | ||
101 | Слово – имясобственное. | 11.02. | ||
102 | Диктант по теме «Безударные гласные в корне». | 12.02. | ||
103 | Основа предложения (подлежащее и сказуемое). | 13.02. | ||
104 | Грамматическаяосновапредложения. | 14.02. | ||
105 | Знакипрепинания в предложении. | 15.02. | ||
106 | Правописание жи – ши , ча – ща, чу – щу, чк – чн, щн. | 25.02. | ||
107 | Проверочное списывание по теме «Заглавная буква в именах собственных». | 26.02. | ||
НАША РЕЧЬ (2 часа) | ||||
108 | Язык и речь, их значение в жизни людей. | 27.02. | ||
109 | Устная и письменнаяречь. | 28.02. | ||
ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РЕЧЬ (3 часа) | ||||
110 | Текст и предложение. | 01.03. | ||
111 | Диалог. | 04.03. | ||
112 | Предложение. | 05.03. | ||
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА…(6 часов) | ||||
113 | Рольслов в речи. | 06.03. | ||
114 | Классификация и объединение слов в тематические группы. | 07.03. | ||
115 | Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов. | 11.03. | ||
116 | Проект «Вежливые» слова. | 12.03. | ||
117 | Однозначные и многозначныеслова. | 13.03. | ||
118 | Близкие и противоположные по значению слова. | 14.03. | ||
СЛОВО И СЛОГ.УДАРЕНИЕ (7 часов) | ||||
119 | Слог как минимальная произносительная единица. | 15.03. | ||
120 | Делениесловнаслоги. | 18.03. | ||
121 | Переносслов. | 19.03. | ||
122 | Повторение по теме «Перенос слов». | 20.03. | ||
123 | Ударение (общеепредставление). | 21.03. | ||
124 | Ударные и безударныеслоги. | 22.03. | ||
125 | Упражнение в определении ударения в словах. | 01.04. | ||
ЗВУКИ И БУКВЫ (34 часа) | ||||
126 | Чем отличаются звуки от букв? | 02.04. | ||
127 | Повторение по теме «Звуки и буквы». | 03.04. | ||
128 | Русскийалфавит, илиАзбука. | 04.04. | ||
129 | Русский алфавит, или Азбука.Использование алфавита при работе со словарями. | 05.04. | ||
130 | Гласныезвуки и буквы. | 08.04. | ||
131 | Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах. | 09.04. | ||
132 | Буквы е, ё, ю, яи их функции в словах. | 10.04. | ||
133 | Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э. | 11.04. | ||
134 | Обозначение безударного гласного буквой на письме. | 12.04. | ||
135 | Особенности проверяемых и проверочных слов. | 15.04. | ||
136 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. | 16.04. | ||
137 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. | 17.04. | ||
138 | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | 18.04. | ||
139 | Согласныезвуки и буквы. | 19.04. | ||
140 | Слова с удвоеннымисогласными. | 22.04. | ||
141 | Слова с буквами Ии Й. | 23.04. | ||
142 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 24.04. | ||
143 | Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки. | 25.04. | ||
144 | Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки. | 26.04. | ||
145 | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. | 29.04. | ||
146 | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком. | 30.04. | ||
147 | Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 06.05. | ||
148 | Глухие и звонкие согласные звуки. | 07.05. | ||
149 | Парные глухие и звонкие согласные звуки. | 08.05. | ||
150 | Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов. | 13.05. | ||
151 | Правописание парных согласных звуков на конце слов. | 14.05. | ||
152 | Контрольный диктант за курс 1 класса. | 15.05. | ||
153 | Шипящиесогласныезвуки. | 16.05. | ||
154 | Проект «Скороговорки». | 17.05. | ||
155 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. | 20.05. | ||
156 | Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ-ЩУ. | 21.05. | ||
157 | Заглавнаябуква в словах. | 22.05. | ||
158 | Проект «Сказочнаястраничка». | 23.05. | ||
159 | Повторение по теме «Звуки и буквы». | 24.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...