УМК "Планета знаний" ТКУ « Собственные и нарицательные имена существительные»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гусева Виктория Сергеевна

УМК "Планета знаний" ТКУ « Собственные и нарицательные имена существительные» 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobstvennye_i_naritsaitelnye_imena_sushchestvitelnye.docx32.73 КБ

Предварительный просмотр:

« Собственные и нарицательные имена существительные»

Тема: « Собственные и нарицательные имена существительные»

Класс: 2

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать представление о собственных и нарицательных именах существительных
  • Развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, аргументировать и доказывать, слышать и слушать.
  • Воспитательная: умение работать в парах, навыки самостоятельной работы

Планируемые результаты:

Предметные:

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выявления существенных и несущественных признаков, подведение под понятие, доказательство, осознанные и произвольные построения речевого высказывания в устной и письменной форме

Метапредметные:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Оборудование: компьютер, проектор, доска, учебники и тетради учащихся, презентация,  дополнительный материал

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационно- мотивационный

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Я уверена, что сегодня мы сделаем для себя много новых открытий, и нам обязательно все удастся, если мы будем внимательными, активными и старательными.

- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо

- Ребята, к нам в гости прилетела сова и она хочет научить нас чему то новому. Вы согласны?

Дети приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

- Да!

II. Актуализация  знаний

 - Прочитайте слова, записанные на доске.

-  солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок.

- Какой частью речи они являются?

- Почему вы так решили?

- Как можно разделить данные существительные на две группы?

- Какие существительные называются одушевлёнными?

- Какие существительные называются неодушевлёнными?

-Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные.

- Надо помочь сове построить лестницы к её домикам, т.е. дуплам. Для этого надо будет правильно распределить дощечки по деревьям.

Жасмин, осина, жираф, зебра, сирень, слон, кабан, тополь, тюлень, камень

- Назовите, как вы их распределили.  Первый столбик?

- Второй столбик?

- Почему вы решили распределить их именно так?

- А почем вы написали слово «жасмин» в 2 столбика?

- именем существительным

- обозначают предмет, отвечают на вопросы «кто?» «что?»

- одушевлённые и неодушевлённые

- Которые дышат, живут, питаются и отвечают на вопрос «кто?»

- Которые отвечают на вопрос «что?»

- Жасмин, жираф, зебра, слон, кабан, тюлень

- Жасмин, осина, сирень, тополь, камень

- Потому что эти слова одушевленные и неодушевленные

- Это может быть имя и может быть название цветка, кустарника

III. Целеполагание

- На доске записаны слова.  Маша, Катя,  Игорь, Петя, Шарик, Бобик, Николаевск, Волгоград, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город, утро

- Посмотрите на доску, вы видите записанные имена существительные.

- Выберите из них название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку. Назовите их.

- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

- Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что - то новое об этих словах.

Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах.

Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия.

Аня, Ивановна, Миша, ученик, Королёв, Алексеевна, Петровна, дом, Кузнецов.

- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?

- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?

- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?

- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?

- Учёные в русском языке  уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.

- Попробуйте назвать тему нашего урока

- Верно.

- Города: Николаевск, Волгоград. Имя мальчика: Игорь, Петя. Имя девочки: Маша, Катя. Кличка собаки: Шарик, Бобик, Рыжик.

-  Потому что инициалы, клички животных и название городов, стран пишутся с большой буквы.

имя

отчество

фамилия

- Аня, Миша. Ивановна, Алексеевна,  Петровна. Королёв,  Кузнецов.

- Ученик, дом

- Первый три пишутся с большой буквы.

- Имена собственные

- Собственные и нарицательные имена существительные

IV.Открытие новых знаний

- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?

А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.

- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.

- А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?

- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Собственное имя называет только вас.

С какой буквы пишутся имена собственные?

- А все остальные – несобственные - имена существительные.

нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени. Например, слово лес.

Рука

Никита

Вода

Рома

Лес

Маша

Зон

Даша

- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?

- Прочитаем правило на доске

- С какой буквы они пишутся?

- А у кого еще может быть своё собственное имя?

- Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.

- Приведите примеры собственных имён существительных.

- Прочитаем правило с доски

- С какой буквы они пишутся?

Приведите примеры нарицательных имён существительных.

- Собственные пишутся с большой буквы, а нарицательные с маленькой.

- С большой буквы

- В первом нарицательные, а во втором собственные

- К собственным именам существительным относятся: имена, фамилии и отчества людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек, морей и океанов. Имена собственные всегда пишутся с прописной (заглавной) буквы. А названия организаций, литературных произведений также заключаются в кавычки.

- С большой

-  У людей, у животных, реки  и т.д.

- Аня, Волга

- Нарицательные существительные — существительные, обозначающие общие понятия, классы предметов и явлений, в отличие от собственных существительных.

- С маленькой

- велосипед, машина, сумка, дом

V.Первичное закрепление

- А теперь нам предстоит учиться различать имена собственные и нарицательные.

Мы сейчас будем работать самостоятельно

- Сейчас вам надо будет написать мини сочинение о себе и своей семье, вставив, где нужно собственные имена существительные.

- Прочитайте свое сочинение.

- Почему слово « мама» вы написали с маленькой буквы?

- А почему имя мамы написали с большой?

- Моя семья состоит из трёх человек – мама, папа и я. Маму зовут Людмила Ивановна, а папу – Александр Витальевич. Мы все вместе любим путешествовать.
Прошлым летом мы ездили в Красноярск. Мы с мамой ходили в зоопарк. Там много зверей и птиц. Особенно нам понравилась мартышка. Она веселая и смешная. Мы с мамой назвали её Анфисой. Часто гуляя в парке, мы заходили и в зоопарк. Я подходила к Анфисе, улыбалась ей, махала рукой. Мама тоже её полюбила.

- Потому что это нарицательное имя существительное

-Это имя существительное

VII. Рефлексия

- Что нового вы сегодня для себя узнали?

- Было ли вам трудно?

-  Сейчас каждый выйдет к доске и обведет ту звездочку, которая соответствует  вашим сегодняшним знаниям.

1. Все поняли

2. Все понятно, но были затруднения

3. Не понял новую тему

- Термины собственные и нарицательные имена существительные

- Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"

Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных....

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:•  Формировать умения отличать собственные и на...