Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку: «Синонимы в русском языке»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Внеурочное занятие по русскому языку в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie_po_russkomu_yazyku.docx | 425.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики РК ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку ТЕМА: «Синонимы в русском языке» Составила студентка 332 группы Максакова Диана Алексеевна Класс: 3 Дата проведения занятия:14.01.2021 ФИО преподавателя-консультанта: Клековкина Е.Д. Допущена к проведению внеурочного занятия: ____________________, дата ________ (Подпись преподавателя)
| Цели внеурочного занятия: Деятельностная: закрепить тему синонимы в русском языке. Содержательная: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов. Задачи: Личностные: -воссоздать комфортные условия для работы в классе, -развивать познавательную мотивацию, наблюдательность, -развивать мышление, внимание, умение высказывать свои мысли. Предметные: - совершенствование навыка формулировать тему занятия; - закреплять умение подбирать синонимы; - закреплять умение отличать синонимы друг от друга; - использовать синонимы в речи. Метапредметные: Познавательные: - строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; -контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
Коммуникативные: - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
Организационная структура внеурочного занятия
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Подготовительный этап | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Диана Алексеевна, сегодня я проведу у вас занятие по русскому языку. Улыбнитесь друг другу, улыбка - хороший настрой на работу. На занятии мы будем рассуждать, мыслить и старательно работать. Друзья мои, я очень рада | Приветствие. | Личностные: -воссоздать комфортные условия для работы в классе, -развивать познавательную мотивацию, наблюдательность, -развивать мышление, внимание, умение высказывать свои мысли. |
Основная часть | - Сегодня занятие по русскому языку будет необычным. Мы отправимся в путешествие. -Вчера мне пришло на электронную почту письмо от моей бывшей ученицы. Послушайте письмо. У детей на столе карточка №1: Здравствуйте, Диана Алексеевна! Вчера я гуляла в лесу. Зимой там грустно. Грустно смотреть на деревья без листьев. Дует холодный ветер. На холодном ветру мёрзнут деревья, мёрзнут звери. Очень холодная была погода. -Что вы заметили, послушав данное письмо? -Что нужно сделать, чтобы избежать повтора слов? -Любые слова можно писать? -С данной темой, мы уже знакомы, как называются слова, близкие по смыслу слова? -Верно, тема занятия: «Синонимы в русском языке». -Вы правильно определили тему занятия. В путешествие мы отправимся по стране Синонимы. Сейчас я раздам маршрутные листы(№2) и план нашего путешествия(№3). У детей напечатан план путешествия: 1.Станция «Определение»; 2.Станция «Особенностей»; 3.Станция «Отличительных признаков»; 4.Станция «Значение в речи» -Зачитайте план нашего путешествия. -Наша первая станция: «Определение». Как вы думаете, что нас может ждать, на этой станции? -Верно, мы вспомним, что такое синонимы. Русский язык богат синонимами. Например, для обозначения чего- либо небольшого по размеру в речи используются прилагательные: небольшой, маленький, крошечный, а большого по размеру - большой, громадный, огромный, гигантский и другие. Все эти слова - синонимы. Послушайте отрывок из стихотворения. Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару… -Озвучьте слова, близкие по смыслу. Зябнет - замерзает, дрожит – дрожит от холода, стынет – становится холодным, остывает, мерзнет – ощущать холод или превращаться в лед. -Что вы можете сказать о значении этих слов? -Эти слова пишутся и произносятся одинаково или по-разному? -Вспомните определение, какие слова называются синонимами? Продолжите: синонимы - это слова, которые… -Посмотрите на карточку №4. Верно ли мы сформулировали правило? На карточке: Слова, которые пишутся и произносятся по-разному, но близкие по значению, называются синонимами. - На какой станции мы сейчас побывали? -Арина, скажи мне определение, что же такое синонимы? -Хорошо. Отправляемся на следующую станцию, нарисуйте на маршрутном листе фломастером стрелочку, она будет обозначать переход от 1 станции ко 2. Посмотрите на план. Как называется вторая станция? Как думаете, что узнаем, на этой станции? -Мы узнаем, в чем особенность синонимов. Сейчас поработаем в парах. Какие правила работы в парах знаете? Возьмите карточку №5. Прочитайте задание. Выполните это задание на карточке. - Проверяем. У кого был первый вариант - проверяем. Остальные слушают. Учащийся объясняет, как он выполнял задание. Также второй и третий вариант. 1 вариант. Прочитайте слова. Найдите лишнее слово. Спишите оставшиеся слова, вставляя пропущенные буквы. Грус…ный, п…чльный, унылый, тоска. 2 вариант. Прочитай слова. Найди лишнее слово. Спиши оставшиеся слова, вставляя пропущенные буквы. Мороз, х…лодный, л…дяной, студеный. -Что означает слово студеный? 3 вариант. Прочитай слова. Найди лишнее слово. Спиши оставшиеся слова, вставляя пропущенные буквы. Ненаст…е, пасмурный, неп…года, слякоть. -Что можно сказать об этих словах? -Какой можно сделать вывод? Если учащиеся не могут сделать вывод, учитель выставляет одновременно три варианта выполненного задания. -На какой станции мы побывали? Нарисуйте на маршрутном листе стрелку от 2 станции к 3. -Итак, в чем же особенность синонимов? -Какая следующая станция? - Как вы думаете, что будем делать на этой станции? -Возьмите карточку №6.Сейчас каждый поработает самостоятельно. Прочитайте задание, которое лежит у вас на столе. Вставьте в каждое из предложений наиболее подходящее слово из слов для выбора. Прочитали. Объясните мне значение слов-синонимов, которые у вас написаны в словах для выбора. Слово болтали, употребляется в каком значении? Беседовали, толковали, в каком значении? Теперь вставьте пропущенные слова в предложения. 1. Мои родители долго ______________с директором школы. 2. На уроке учителя ___________нам значение непонятных слов. 3. Подружки весело __________ по телефону. Слова для выбора: болтали, беседовали, толковали. Проверяем. -Маша, какое слово вставила в предложение? -Яна, какое вставила слово во второе предложение? -Арина, какое вставила слово в третье предложение? -Если все правильно, ставим плюс. Если допустили ошибку, поставьте знак вопроса. Кто допустил ошибку? Кто выполнил все верно? -На какой станции побывали? - Чем же синонимы отличаются друг от друга? -Верно. Синонимы отличаются оттенками значений. Предлагаю немного отдохнуть. Выполним физминутку. Встаньте так, чтобы никому не мешать. Потянитесь вверх повыше — -Молодцы! -Какая станция, у нас осталась? Нарисуйте переход от 3 к 4 станции. -Значит, наше путешествие подходит к концу. На последней станции мы узнаем, какую роль играют синонимы в речи. - Возьмите карточку №1.Вспомните письмо, которое я вам показала в начале занятия. Вы сказали, что в тексте нужно заменить повторяющиеся слова, словами близкими по значению. Здравствуйте, Диана Алексеевна! Вчера я гуляла в лесу. Зимой там грустно. Грустно смотреть на деревья без листьев. Дует холодный ветер. На холодном ветру мёрзнут деревья, мёрзнут звери. Очень холодная была погода. -Помощь в подборе синонимов может оказать словарь синонимов. -В словаре к каждому слову подобраны несколько примеров, которые образуют ряд слов-синонимов. Первым стоит то слово, которое употребляется в речи чаще остальных. Например, преподаватель, педагог, учитель, наставник. -К каким словам из письма нужно подобрать синонимы? -Найдем синонимы в словаре синонимов. Я для вас уже подготовила распечатку из словаря, давайте посмотрим. Возьмите карточку №7. Грустно: печально, тоскливо, плачевно, безрадостно, плохо. Холодный: морозный, суровый, леденящий. Мерзнут: замерзают, зябнут. -Устно замените повторяющиеся слова синонимами. Прочитайте, что у вас получилось. -Замечательно! Теперь, получилось красивое сообщение. -Ребята, какую же роль играют синонимы в речи? | В тексте повторяются слова. Нужно написать другие слова. Нет. Нужно написать слова близкие по смыслу. Синонимы. Один ребенок зачитывает план путешествия. Мы вспомним определение синонимов. Учащиеся объясняют устно с помощью учителя значение слов. Эти слова близкие по значению. Эти слова пишутся и произносятся по-разному. пишутся и произносятся по-разному, но близкие по значению. Да, верно. Мы побывали на станции: «Определение» Синонимы – это слова, которые пишутся и произносятся по-разному, но близкие по значению. Станция «Особенностей» Узнаем, в чем особенность синонимов. Озвучивают правила работы в парах. 1 вариант. Я выписал слова грустный, печальный, унылый. Лишнее слово тоска, т.к. это имя сущ., а все остальные слова – имена прилаг. В слове грустный пропущена буква т, проверочное слово грусть. В слове печальный пропущена буква е, непроверяемый безуд. гласн. в корне. 2 вариант. Я выписал слова холодный, ледяной, студеный. Лишнее слово мороз т.к. это имя сущ., а все остальные – имена прилаг. В слове холодный пропущ. буква о, проверочное слово холод. В слове ледяной пропущена буква е, проверочное слово лед. Слово студеный значит очень холодный, пробирающий холодом. 3 вариант. Я выписал слова ненастье, непогода, слякоть. Лишнее слово пасмурный, т.к. это имя прилаг., а все остальные слова – имена сущ. В слове ненастье орфограмма – разделительный мягкий знак. В слове непогода пропущена буква о, непроверяемый безударный гласный в корне. Это слова близкие по смыслу. Синонимы. Синонимы – это слова одной и той же части речи. На станции «Особенностей» Синонимы – это слова одной и той же части речи. Станция «Отличительных признаков» Определим, чем синонимы отличаются друг от друга. Читают задание. Болтали - говорить о пустяках, беседовали – в значении вели диалог, толковали - объясняли. Беседовали. Толковали. Болтали. Самооценивание. Побывали на станции «Отличительных признаков» Значением. Выполняют физминутку. Станция «Значение в речи»
Синонимы надо подобрать к словам грустно, холодный, мерзнут. Здравствуйте, Диана Алексеевна! Вчера я гуляла в лесу. Зимой там тоскливо. Грустно смотреть на деревья без листьев. Дует леденящий ветер. На холодном ветру мёрзнут деревья, замерзают звери. Очень суровая была погода. Синонимы делают речь правильной, красивой и выразительной. | Предметные: совершенствование навыка формулировать тему занятия; - закреплять умение подбирать синонимы; - закреплять умение отличать синонимы друг от друга; - использовать синонимы в речи. Познавательные: - строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; Регулятивные: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. |
Заключительная часть | Подведение итогов урока, рефлексия. -Ребята, давайте вспомним, какая была тема нашего занятия? -В какой стране мы побывали? -У нас был план путешествия. Все ли станции, мы успели посетить? -Какие же станции, мы посетили? Назовите. -Полина, скажи мне, что же такое синонимы? -Маша, в чем особенность синонимов? -Катя, чем синонимы отличаются друг от друга? -Юля, какую роль играют синонимы в речи? -Вы молодцы. Для вас я приготовила небольшие значки, за успешное прохождение путешествия по стране Синонимы. А наше занятие подошло к концу. Оцените свою работу на занятии. Выберите одну фразу и продолжите её: Мне было интересно… Сегодня на занятии я повторил (повторила)… Сегодня на занятии я научился (научилась)… Я понял (а), что… Больше всего, мне понравилось… Мы сегодня разобрались… -Наше занятие окончено. До свидания. | Синонимы в русском языке. В стране синонимов. Да 1.Станция «Определение»; 2.Станция «Особенностей»; 3.Станция «Отличительных признаков»; 4.Станция «Значение в речи» Синонимы – это слова, которые пишутся и произносятся по-разному, но близкие по значению. Синонимы – это слова одной и той же части речи. Синонимы отличаются оттенками значений. Синонимы делают речь правильной, красивой и выразительной. Оценивают свою работу на занятии. До свидания. | Коммуникативные: - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Познавательные: -контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта внеурочного занятия интеллектуальная игра по русскому языку
Форма работы: интеллектуальная играЦель: привить любовь к великому русскому языку.Планируемые результаты:• повысят общую языковую культуру;•...
Технологическая карта внеурочного занятия «Волшебный карандаш» "Краски природы в русском народном костюме".
Занятие представлено в виде технологической карты, с опорой на системно-деятельностный подход.На занятии применяется гендерный подход: девочки изображают сарафан для девочки, а мальчики- рубашку для м...
Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе «Синонимы в русском языке»
Технологическая картавнеурочного занятияв 3 классе...
Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языку ТЕМА: «Слово одно, а значений несколько. Различие прямого и переносного значения слов»
Внеурочное занятие по русскому языку во 2 классе...
презентация и технологическая карта внеурочного занятия «Способы и приёмы работы с обучающимися при подготовке к Всероссийским проверочным работам по русскому языку»(4 класс)
материалы отражают работу педагога по подготовке учащихся для выполнения ВПР по русскому языку...
Технологическая карта внеурочного занятия по курсу "Секреты русского языка" 2 класс. "Путешествие с Алладином"
Разработка увлекательного занятия для второклассников при изучении темы "Предложение"...
Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Ох уж эти фразеологизмы" к курсу русского языка (4 класс)
Технологияческая карта внеурочного занятия по теме: "Ох уж эти вразеологизмы".Данное внеурочное занятие направлено на развитие познавательного интереса детей младшего школьного возраста к из...