Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное" (2 класс Школа России)
план-конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс:  2                                                                                        

Конспект урока по русскому языку

Тема: Имя прилагательное

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.

Планируемые результаты

Предметные:

научиться находить прилагательные в тексте;

ставить вопросы от существительных к прилагательным,

устанавливать связь между прилагательными и существительными,

подбирать примеры имён прилагательных.

Личностные: формирование нравственно-этических качеств личности;

• воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;  

• умение реализовывать теоретические познания на практике;

умение высказывать свое мнение и отстаивать его.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (2-ая часть) с приложением на электронном носителе (Школа России) – М. : Просвещение, 2013. – 143 с.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометр.

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

Словесный: слово учителя

1-2 мин

Фронтальная  форма работы

- Улыбнитесь друг другу. Настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: «Хочу много знать!»

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Слушают, настраиваются на восприятие материала урока и активную работу.

Р: настроиться на совместную работу и общение с одноклассниками и учителем.

Л:положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

 II.Актуализация знаний и мотивация

         

Словесный: слово учителя, беседа

Практический: математический диктант

4-5мин

Фронтальная форма работы

На доске записаны слова:

– Прочитайте записанные на доске слова:

Бежит, трава, кричат, зеленая, стекло, свистит, цветы, прозрачное, живые.

- Какое задание предложим для этих слов?

– Распределите слова в два столбика.  В первый столбик – имена существительные, во второй глаголы.

- Обозначьте изученные орфограммы.

Проверка:

Оцените свою работу у доски.

- Кто допустил ошибки? Исправьте.

– Что обозначают слова первого столбика?

– На какие вопросы они отвечают?

– Что обозначают слова второго столбика?

– На какие вопросы они отвечают?

- Какие слова вы не написали ни в первый, ни во второй столбик?

- Что они обозначают?

Дети читают слова

2 человека работают у доски, остальные – в тетради.

1 ученик читает им.существительные, объясняя орфограммы, другой – глаголы. Остальные – проверяют с помощью сигнальных карточек.

П:ориентироваться в системе знаний;применять их на практике.

П: расширение кругозора

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

4-5м

Фронтальная форма работы

Ребята, исходя из сказанного, попробуйте определить тему урока.

Какие вопросы зададим к этой теме? (Определите задачи урока.)

Тема: слова-признаки предметов.

Как называются слова?

На какие вопросы отвечают?

Что они обозначают?

Какую роль в нашей речи играют?

Отвечают на вопросы учителя, определяют задачи и тему урока

Р: определять и формулиро-вать цель на уроке с помощью учителя.,ставить перед собой задачи и выполнять их.

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя, беседа

Первчиное ознакомление с текстом

Фронтальная форма работы

–Устно: К каждому существительному подберите подходящие по смыслу из оставшихся слов.

- На какие вопросы отвечают эти слова? На партах у вас карточки со словосочетаниями. Поработайте в парах и впишите вопросы в скобки.

Проверка

Сверяем с эталоном на доске.

- На какой вопрос отвечают слова-признаки?

- Все слова, которые мы пишем и произносим, являются частью нашей речи.

Посмотрите на таблицу «Части речи» и найдите, как называются слова-признаки.

- Давайте попробуем вывести правило об имени прилагательном.

- У вас на столах карточки зелёного цвета, сформулируйте и напишите в карточках правило об имени прилагательном.

ИМЯ прилагательное -ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ

ОБОЗНАЧАЕТ_______ __________

И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ____________,____________,______________,______________.

НАПРИМЕР:_________________________________________________________________

- Так какой же вывод можно сделать? Зачитайте.

Где мы можем проверить наш вывод?

- На какой вопрос осталось получить ответ?

Исследование данной проблемы.

Работа по теме

- Возьмите карточку 2.

- Прочитайте текст №1.

1. Наступила весна.

Тает снег.

Журчат ручьи.

Светит солнце.

Летят птицы.

2. Наступила ранняя весна.

Тает последний снег.

Журчат говорливые ручьи.

Светит ласковое солнце.

Летят голосистые птицы.

- О чем этот текст?

- Нравится ли он вам?

-А что мы можем сделать, чтобы стало интересно слушать?

- Слова какой части речи возьмём, чтобы распространить эти предложения?

- Распространите предложения.

- А вот посмотрите какой текст получился у меня и прочитайте его.

- Сравним два текста.

- Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

- Что же отличает первый текст от второго?

- Каким стал наш текст при помощи имён прилагательных?

- Сделаем вывод: А какую роль играют имена прилагательные в речи?

Отвечают на вопросы какой? Какая? какое?

Имя прилагательное.

П:ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов.

М:окружающий мир

К: умение высказывать своё мнение и отстаивать его

V. Первичное закрепление

Словесный: учебный диалог

Парная работа

А теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег?

- Какое слово помогло более точно рассказать о весеннем снеге?

- Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?

Индивидуальная работа

- Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните имя прилагательное волнистой линией.

Парная работа

Работа в парах на карточках.

Трава (…………….?) зелёная.

Стекло (……………?) прозрачное

Цветы (……………..?) живые.

Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

Какую роль играют в речи имена прилагательные?

 (О весне)

Добавить слов, распространить предложения.

Прилагательные.

Нет.

(Наличие прилагательных)

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.

Тает последний снег.

Прилагательное ПОСЛЕДНИЙ.

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

Работают в парах над карточками

Работают с правилом, с. 86.

Дети составляют предложения..

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

Физминутка

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя, беседа

Практический: упражнение

7-8мин

Повторное чтение и углубленный анализ.

Анализ образов и подготовка к выразительному чтению.

Парная работа

- Подумайте, какую часть речи уточняют имена прилагательные?

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас, ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

- О чём в нём говорится?

- Так с какой частью речи дружат имена прилагательные?

« Прилагательные» так назвали, потому что они прилагаются к существительным. И чтобы найти имя прилагательное. Нужно поставить вопрос от имени существительного.

Медведь

Лиса

Волк

Снег

Яблоко

Работа в группах.

Представители от групп зачитывают получившиеся имена прилагательные

1 группа лимон(овальный,жёлтый,кислый, небольшой)

2 группа яблоко(круглое, красное,сладкое,большое)

3группа клубника(овальная,красная,сладкая,небольшая)

П: ориентироваться в системе знаний.

К:уметь слушать мнение другого,отстаивать свое мнение.

М: знание русских сказок и их содержания,устно народное творчество.

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный: учебный диалог

Практический: упражнение

4-6мин

Фронтальная и парная формы работы

Работа с разноуровневыми карточками.

- Прочитайте текст. Нравится ли он вам? Можно ли исправить его? Как?

Задание: Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.

Наступил ________________ апрель. Выдался _________________день.Светит ________________солнце. Небо сегодня _____________. Весело бежит _____________ ручей.

Слова для справок: тёплый, яркое, ясный, быстрый, голубое.

2. Задание: Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.

Наступил ________________ апрель. Выдался _________________день.Светит ________________солнце. Небо сегодня _____________. Весело бежит _____________ ручей.

Проверка:

1. Слайд 4. – первый уровень.

2. - Обменяйтесь тетрадями, сверьтесь с эталоном и оцените работу товарища. – 2 уровень.

Работают самостоятельно.

Сверяют с эталоном.

Взаимопроверка.

Л: воспитание положитель-ных качеств, полезных привычек и норм поведения.

М: устное народное творчество и пословицы русского народа.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа 

2-4мин

Фронтальная работа

- Какую тему изучали сегодня?

Вспомним задачи, которые мы перед собой ставили Слайд

На все ли вопросы ответили?

Давайте ещё раз прочитаем эти вопросы и ответим на них.

- Кому что-то осталось непонятным?

- Пригодятся ли нам эти знания на следующих уроках?

кто всё понял и может помочь другим: с. 86, № 148.

2) Кто испытывает затруднение: с. 86. № 149,

3) выучить правило, с.46.

Спасибо за урок!

Воспроизводят сведения об особенностях произведения.

 Формулируют собственное понимание и навык произношения.

Смысл с собственным практическим опытом

Проводят самоанализ деятельности

Р: саморегуляция, рефлексив-ный опыт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 4 класс Школа России

Цели:   повторить и совершенствовать знания учащихся о существенных признаках                             глагола; ...

Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Обучающее изложение

Цели урока:развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.Планируемые результаты:·        Предметные:•...

Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Именительный падеж.

Цели урока: познакомить с особенностями именительного падежа; развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу.Планируемые результаты:·...

Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Обучающее изложение+ презентация

Цели урока: развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану.Планируемые результаты:·        Предметные:•...

Конспекты уроков по русскому языку 3 класс "Школа России" Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных»+ работа

Цели урока: проверить знания, умения и навыки учащихся; развивать умение работать самостоятельно.Планируемые результаты:•         Предметные:•...