Конспект урока по русскому языку 2 класс Школа России. Прилагательное как часть речи.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Отраднова Диана Валерьевна

Прилагательное как чать речи. 2 класс Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilagatelnoe_kak_chast_rechi_2_klass._shkola_rossii.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 23.03.18                                                                                                               Учитель: Засухина Р.С

Школа: 75                                                                                                               Студент: Отраднова Д.В

Класс:  2Д                                                                                                                     

Кабинет: 102

                        

КОНСПЕКТ УРОКА    Русского языка

Тема урока: «Прилагательное как часть речи»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока:

- познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научатся находить прилагательные в тексте;
  • ставить вопросы от существительных к прилагательным,
  • устанавливать связь между прилагательными и существительными,
  • подбирать примеры имён прилагательных.

Личностные:

формирование нравственно-этических качеств личности;

• воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;  

• умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • умение высказывать свое мнение и отстаивать его.

Ход урока

Этапы урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент 

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

1 мин

  - Улыбнитесь друг другу. Настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: «Хочу много знать!»

Слушают, настраиваются на восприятие материала урока и активную работу.

УУД

Коммуникативные УУД настроиться на совместную работу и  общение с одноклассниками и учителем.

Личностные УУДПоложительное отношение к учению, к познавательной деятельности

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

 1) актуализировать знания об изученных орфограммах;  изученных частях речи;

2)актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение;

3) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

На доске записаны слова:

Прочитайте записанные на доске слова:

Бежит, трава, кричат,  зеленая, стекло, свистит, цветы, прозрачное,  живые.

 - Какое задание предложим для этих слов?

– Распределите  слова в два столбика.  В первый столбик   – имена существительные,

 во второй глаголы.

 - Обозначьте изученные орфограммы.

Проверка:

Оцените свою работу у доски.

 - Кто допустил ошибки? Исправьте.


– Что обозначают слова первого столбика?
– На какие вопросы они отвечают?
– Что обозначают слова второго столбика?
– На какие вопросы они отвечают?


- Какие слова вы не написали ни в первый, ни во второй столбик?

 - Что они обозначают?

Дети читают слова

2 человека работают у доски, остальные – в тетради.

1 ученик читает им.существительные, объясняя орфограммы, другой – глаголы. Остальные – проверяют с помощью сигнальных карточек.

Предмет

Кто? Что?

Действия предмета

Что делает?...

 зеленая, прозрачное, живые

Признак предмета

Познавательные УУД

Ориентироваться в системе знаний;применять их на практике.

Познавательные УУД

Расширение кругозора

3. Формулирование проблемы,

 планирование деятельности

 правильно сформулировать тему урока и определить цели и задачи.

 

Ребята, исходя из сказанного, попробуйте определить тему урока.

Какие вопросы зададим к этой теме? (Определите задачи урока.)

Тема: слова-признаки предметов.

Слайд1.

  1. Как называются слова?
  2. На какие вопросы отвечают?
  3. Что они обозначают?
  4. Какую роль в нашей речи играют?

Регулятивные УУД

Определять и формулиро-вать цель на уроке с помощью учителя.,ставить перед собой задачи и выполнять их.

4. . Открытие новых знаний. 

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

Устно:  К каждому существительному подберите подходящие по смыслу из оставшихся слов.

- На какие вопросы отвечают эти слова? На экране у вас карточки со словосочетаниями. Подумайте какие вопросы нужно вписать.

Проверка

Сверяем с эталоном на доске. Слайд 2.
 - На какой вопрос отвечают слова-признаки?

 - Все слова, которые мы пишем и произносим, являются частью нашей речи.

Посмотрите на таблицу «Части речи» и найдите, как называются слова-признаки.

- Давайте попробуем вывести правило об имени прилагательном.

 - На экране вы видите шаблон, сформулируйте  правило об имени прилагательном.

ИМЯ прилагательное -ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ

ОБОЗНАЧАЕТ_______ __________

 И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ____________,____________,______________,______________.

НАПРИМЕР:_________________________________________________________________

        

-  Так какой же вывод можно сделать? Зачитайте.     

                                                                                                                                       

Где мы можем проверить наш вывод?

 - На какой вопрос осталось получить ответ?

                 

Исследование данной проблемы.

Работа по теме

  - посмотрите на экран .

   - Прочитайте текст №1.                                                                                                                                        

1. Наступила  весна.  

 Тает снег.                

Журчат ручьи.    

Светит солнце.      

Летят птицы.      

   

2. Наступила ранняя весна.

Тает последний снег.

 Журчат говорливые ручьи.

Светит ласковое солнце.

Летят голосистые птицы.

-  О чем этот текст?

 - Нравится ли он вам?

 -А что мы можем сделать, чтобы стало интересно слушать?

 - Слова какой части речи возьмём, чтобы распространить эти предложения?

- Распространите предложения.

 - Каким стал наш текст при помощи имён прилагательных?

- Сделаем вывод: А какую роль играют имена прилагательные в речи?

                                                                                                                                           

А  теперь давайте посмотрим на эти предложения и скажем, в котором из них более точно описывается весенний снег?

 - Какое слово помогло более точно рассказать о весеннем снеге?

-  Так для чего же ещё нужны прилагательные в нашей речи?

 - Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните имя прилагательное волнистой линией.

 

   

 

Фронтальная работа.

Трава (…………….?) зелёная.

Стекло (……………?) прозрачное

Цветы (……………..?) живые.

Отвечают на вопросы какой? Какая?  какое?

Имя прилагательное.

Вывод: Слова, отвечающие на вопросы  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

Работают

с правилом, с. 86. 

Какую роль  играют в речи имена прилагательные?

(О весне)

Добавить слов, распространить предложения.

Прилагательные.

Дети составляют предложения.

Нет.

(Наличие прилагательных)

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.

Тает последний снег.

Прилагательное  ПОСЛЕДНИЙ.

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

Познавательные УУД

Ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов.

 

Метапредметные УУД:

Окружаю-щий мир

Коммуникативные УУД:

Умение высказывать своё мнение и отстаивать его

5.Физкультминутка

 предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжения пальцев рук.

   

Если вы услышите ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, то встаем на носочки и руки поднимаем вверх. Если вы услышите  ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, приседаем и руки ставим на пояс.

САДЫ, РЕБЕНОК, ХОЛОДНАЯ, ЛЕТО, КУДРЯВЫЙ, СТРАНА, ТОПОЛЬ, МОЛОДЫЕ, РУЧЕЙ, ЗВОНКОЕ, КАПЛЯ

Коммуникативные УУД       использо-вать упражнения для снятия усталости.

  1. Первичное закрепление

зафиксировать во внешней речи умение подбирать имена прилагательные и правильно употреблять их в речи.

        

- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя.

-  Давайте, поиграем. Отгадайте кто это?

1) Игра. Отгадай кто это?       

Бурый, мохнатый, косолапый.                                        

Рыжая, хитрая, ловкая.                                                      

Серый, хищный, жадный.                                                

Белый, пушистый, холодный.                                                            

Круглое, сладкое, сочное.    

                                             

2) Работа в группах.

На экране вы видите картинки: яблоко, лимон и клубника. Опишите предмет, определяя    его    форму, цвет,  вкус, размер.                                      

Проверка

 - Подумайте, какую часть речи уточняют имена прилагательные?

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас, ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

- О чём в нём говорится?

- Так с какой частью речи дружат имена прилагательные?

« Прилагательные» так назвали, потому что они прилагаются к существительным. И чтобы найти имя прилагательное. Нужно поставить вопрос от имени существительного.

Медведь

Лиса

 Волк

 Снег

Яблоко

Работа в группах. Представители от групп зачитывают получившиеся имена прилагательные

1 группа лимон(овальный,жёлтый,кислый, небольшой)

2 группа яблоко(круглое, красное,сладкое,большое)

3группа клубника(овальная,красная,сладкая,небольшая)

Имя существительное.

речь идёт об именах прилагательных

 с существительными

Познавательные УУД

Ориентиро-ваться в системе знаний.

 

Коммуникативные УУД:уметь слушать мнение другого,отстаивать свое мнение.

Метапредметные УУД:

Знание русских сказок и их содержания,устно народное творчество.

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение применять знания об имени прилагательном: ставить вопросы и находить их втексте.

- Прочитайте текст. Нравится ли он вам? Можно ли исправить его? Как?

  1. Задание:  Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.

Наступил ________________ апрель.  Выдался _________________день.Светит ________________солнце.  Небо сегодня _____________.  Весело бежит _____________ ручей.  

Слова для справок:  тёплый, яркое, ясный, быстрый, голубое.

2. Задание:  Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.

Наступил ________________ апрель.  Выдался _________________день.Светит ________________солнце.  Небо сегодня _____________.  Весело бежит _____________ ручей.  

Проверка:

1.  Слайд 4. – первый уровень.

2.  - Обменяйтесь тетрадями, сверьтесь с эталоном и оцените работу товарища. – 2 уровень.

Работают самостоятельно.

Сверяют с эталоном.

Взаимопроверка.

Личностные УУД:

Воспитание положитель-ных качеств, полезных привычек и норм поведения.

Метапредметные УУД:

Устное народное творчество и пословицы русского народа.

6.Рефлексия

1) осознавание цели учения, его необходимость,

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

3) наметить направления будущей учебной деятельности;

7.Домашнее задание

  - Какую тему изучали сегодня?

Вспомним задачи, которые мы перед собой ставили Слайд

На все ли вопросы ответили?

Давайте ещё раз прочитаем эти вопросы и ответим на них.

- Кому что-то осталось непонятным?

 - Пригодятся ли нам эти знания на следующих уроках?

  1. кто всё понял и может помочь другим: с. 86, № 148.

2) Кто испытывает затруднение: с. 86. № 149,

 3) выучить правило, с.46.

Повторяют вопросам.

Регулятивные УУД:

саморегуляция, рефлексив-ный опыт; закрепление и углубление знаний учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему: « Имя прилагательное как часть речи» (УМК «Школа России»)

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока по русскому языку....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Имя прилагательное как часть речи"

Цель: познакомить с существенными признаками имён прилагательных и функцией прилагательных в нашей речи; учить распознавать  имена прилагательные в тексте, находить слова, к которым они относятся...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Имя прилагательное как часть речи» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя:  закрепление знаний, полученных во втором классе; выяснение лексико-грамматических признаков данной речи, его роли в предложении.Планируемые результатыПредметные:- нахо...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Личное местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи

Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, их значений и употребления в речи.Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое личные местоимения; их значение; где личные ...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Предлог как часть речи

Цели деятельности учителя: формирование представления о предлоге, как частью речи; умения видеть предлог, писать предлоги с другими словамиПланируемые результатыПредметные:- знать: что такое предлог, ...

Конспект урока по русскому языку Наши проекты «В словари – за частями речи» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: Наши проекты «В словари – за частями речи»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о словарях, совершенствование навыков работы со словарями.Предметные-зн...

Конспект урока по Русскому языку УМК "Школа России" 2 класс "Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным"

Конспект урока по Русскому языку УМК "Школа России" 2 класс "Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным"...