Методическая разработка урока руского языка в 4 классе по теме "Именительный, родительный, винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Учащиеся прикоснутся к "тайнам" русского языка, будут работать в парах и группах, самостоятельно делать выводы и умозаключения, изучать новую тему на примерах русских пословиц и поговорок, задумаются о духовных ценностях человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе
Тема: Именительный, родительный, винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.
Цель: формировать умение различать именительный, родительный, винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода, правильно писать падежные окончания.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознавать роль языка и речи в жизни человека;
- развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
Познавательные:
- формулировать познавательную цель;
- выделять необходимую информацию;
- определять план выполнения заданий.
Коммуникативные:
выражать свои мысли, участвовать в диалоге на уроке;
Регулятивные:
- сравнивать, анализировать, классифицировать объекты по выделенным признакам, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения.
Предметные:
- склонять имена прилагательные мужского и среднего рода;
- определять падеж, правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных.
Оборудование.
Для учителя: компьютер, проектор, экран; магниты; карточки, таблицы, словари.
Для учеников: карточки-заготовки.
Ход урока.
I. Организационный этап.
- Ребята, я рада встрече с вами на уроке русского языка. Давайте улыбнемся новому дню и друг другу. |
Пусть этот урок нас порадует всех,
И каждый из вас ощутит свой успех.
II. Самоопределение к деятельности.
-Посмотрите на слайд и прочитайте только имена прилагательные.
(Взошло, веселые, место, работают, талант, талантливые, трудолюбивые, ученик, дружные, поют, творческие, учитель, активные, умные).
- О ком так можно сказать?
-Так можно сказать о вас.
- Я приглашаю всех вас, талантливых, трудолюбивых, творческих, активных и умных ребят в очередной раз прикоснуться к тайнам русского языка.
Русский язык таит в себе много секретов, а для незнаек – немало ловушек. Ведь вы не хотите попадать в них? Тогда в путь к тайнам русского языка.
-Отгадайте ребус.
ро Б |
ДОБРО
-Что такое добро? (Высказывания детей).
-Что вам хотелось бы узнать еще?
-Где можно найти новую информацию о слове? (Словарь)
-Выяснить происхождение слова «ДОБРО» нам поможет этимологический словарь.
-В этимологическом словаре говорится:
«Слово «ДОБРО» пришло к нам из праславянского языка, который предшествовал старославянскому. Было это примерно 1500 лет назад.
В то далекое время слово имело не такое значение, как сейчас. Оно обозначало «храбрый», «сильный», «крепкий».
Слово «добро» встречается в польском, чешском и некоторых других языках.
ДОБРО – буква в славянском алфавите, которая является символом чистоты и добра».
- Что означает слово «добро» в наше время? (Высказывания детей).
-Обратимся к толковому словарю Ожегова.
-В словаре сказано – это «нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок».
-Образуйте имена прилагательные от слова «ДОБРО»
(Добрый, добренький, добрейший, добродушный, доброжелательный, добровольный).
-Определите число и род прилагательного «добрый».
-Образуйте форму единственного числа среднего рода.
-Подберите к каждому имени прилагательному подходящие по смыслу имена существительные. (Устно)
-Запишем словосочетания (Задание 1).(Добрый друг, добрый день, доброе утро).
-Какое словосочетание лишнее? Почему?
-Придумайте задание к этим словосочетаниям. (Просклонять)
-Что значит просклонять?
-Просклоняем словосочетания (Задание 2).
И.п. | Какой? | добрый друг | добрый день | доброе утро |
Р.п. | Какого? | доброго друга | доброго дня | доброго утра |
Д.п. | Какому? | доброму другу | доброму дню | доброму утру |
В.п. | Какого? Какой? Какое? | доброго друга | добрый день | доброе утро |
Т.п. | Каким? | добрым другом | добрым днём | добрым утром |
П.п. | О каком? | о добром друге | о добром дне | о добром утре |
-Что необычного вы заметили?
-Имена прилагательные с неодушевленными существительными имеют одинаковые окончания в именительном и винительном падежах.
-Имена прилагательные с одушевленными существительными имеют одинаковые окончания в родительном и винительном падежах.
-Предположите, какова тема сегодняшнего урока?
-Определите учебные задачи. (Будем учиться различать И.п., Р.п, В.п. имен прилагательных мужского и среднего рода и правильно писать их окончания).
(Поместить новую памятку на доску)
III. Работа по теме урока.
а) Упражнение в определении падежей имен прилагательных.
-Русский народ создал много пословиц о доброте. Познакомимся с ними, научимся различать И.п., Р.п, В.п. имен прилагательных и правильно писать их окончания.
- Про добр… ( ) дело говори смело.
- Добр… ( ) слово лечит, а злое калечит.
- На добр… человека всегда можно положиться.
- Без добр… друга и день скучен.
- За добр… ( ) дело добром платят.
- Добр… ( ) дело человека красит.
Вывод
-О чем надо помнить, если прил. употреблено с неодуш. сущ.?
-О чем надо помнить, если прил. употреблено с одуш. сущ?
-(Задание 3) Составьте пословицы, запишите, укажите падеж имен прилагательных, обозначьте окончания.
(Самопроверка по слайду)
-Покажите «радужную ладошку» все, кто доволен собой.
Физкультминутка.
Игра «Да – нет».
-Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали!
И прошу вас, не зевайте,
На вопросы отвечайте!
Отвечайте на вопросы молча.
(Если «да» - потягивание, подняться на носочки, «нет» - присесть, руки вперед)
- - Имя прилагательное – это часть слова?
- - Имя прилагательное - это часть речи?
- - Имя прилагательное отвечает на вопросы: кто? что?
- - Имя прилагательное обозначает признаки предметов?
- - Слово цветок – имя прилагательное?
- - Имя прилагательное отвечает на вопросы: какой, какая, какое, какие?
- -Слово зеленеет – это имя прилагательное?
- -Прилагательные маленький и крошечный – это синонимы?
- -Прилагательные большой и маленький – это антонимы?
- -Начальной формой имени прилагательного является мужской род единственного числа?
б) Работа в парах.
(Работа на карточках)
-Прочитайте предложение на карточке и подберите к нему задание.
(Допишите пропущенные окончания имен прилагательных, определите падеж.)
Стар… пасечник налил душист… мёд из деревянн… бочонка и угощал им добр… гостя.
-Проверим работу – назовите падеж прилагательных и окончания.
-Оцените свою работу и покажите «ладошками», если ваша пара справилась с заданием и осталась довольна собой.
в) Самостоятельная работа.
-Выпишите из текста словосочетания, состоящие из сущ. и прил., определите падежи прилагательных, обозначьте окончания.
Стоит весен… день. Добр… луч солнца скользит по веткам деревьев. На стволе сосны мы заметили пёст…о дятла. Дятел достаёт из шишки елов… семечко.
-Возьмите в конвертах карточки для самопроверки. Проверьте свою работу и исправьте ошибки.
-Оцените свою работу, нарисовав соответствующий смайлик на полях карточки.
-Вижу, какие веселые смайлики улыбаются со страничек. Значит, вы не только прикоснулись к новой тайне русского языка, но и узнали ее.
Рефлексия.
-Что нового узнали на уроке?
-Чему научились?
-Что показалось трудным?
-За что можете себя похвалить?
-Какие однокоренные слова чаще других встречались сегодня на уроке?
(Добро, доброта, добрый).
-Доброта всегда ценилась на Руси. Подтверждая это, можно привести пример из жизни:
Мальчишка был голодный и босой,
Давно не ел, кружилась голова.
В дверь постучав, воды он попросил,
Но женщина … выносит молока!
И тот стакан — дал силы снова жить!
Поверил он — есть в мире доброта!
Минуло много лет… он доктор стал.
Вперед его жизнь потихоньку шла.
Однажды женщину увидел,
Ту, что дала когда-то молока!
Она была больна, причем серьезно!
Ей срочно операция нужна!
Он жизнь ей спас, все силы приложив,
Живет и побеждает доброта!..
Квитанцию к оплате принесли,
Всю жизнь платить! — подумала тогда,
И взяв листок, не верила глазам!
От радости заплакала она!
Оплачен счет!
Он рядом написал: «Оплачено стаканом молока!»
-Какой добрый поступок совершила женщина?
-Как мальчик, а теперь уже молодой человек, ответил на доброту женщины?
- Доброта – главное душевное качество человека.
-Недаром говорят «Доброта спасет мир».
-Символом доброты принято считать раскрытую ладошку. «Радужные ладошки» лежат у вас на партах.
-Если урок был для вас интересным и полезным, напишите на ладошках добрые пожелания себе, всем нам и гостям, прикрепите на доску «радужные ладошки» - символ доброты.
(Звучит фрагмент песни «Дорогою добра»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 4 класс по системе Л.В.Занкова. "Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой"
Урок изучения нового материала - окончания прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой, переход одной части речи в другую - несет в себе воспитательную направленность (бережное отношение ...
Урок русского языка в 4 классе «Творительный и предложный падежи имени прилагательного мужского и среднего рода»
Урок русского языка в 4 классе по теме "Творительный и предложный падежи имени прилагательного мужского и среднего рода"...
Открытый урок по теме: «Именительный и Винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода».
На уроке учащиеся научатся безошибочно определять и писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в именительном и винительном падежах....
Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.
Научить учащихся правильно писать окончания прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Повторить окончания имен при...
Технологическая карта урока русского языка. 4 класс.Тема: " Именительный, родительный, винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа."
Данный урок проводится при изученнии написания безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Разнообразные задания дают возможность учащимся различать им...
Именительный, винительный, родительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.
конспект урока по русскому языку в 4 классе,направленный на закрепление материала....
Русский язык "Именительный и Винительный падежы имён прилагательных мужского и среднего рода"
Конспект урока по русскому языку....