Технологическая карта Русский Алфавит, или Азбука (русский язык 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Горецкая Евгения Александровна

Технологическая карта Русский Алфавит, или Азбука (русский язык 2 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ   КАРТА

Урок русского языка во 2 «Г» классе   (УМК «Школа России»)

Учитель: Горецкая Евгения Александровна.

Тема

Русский алфавит, или Азбука.

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с алфавитом (азбукой) и его ролью в жизни людей, правописанием
словарных слов: алфавит, ноябрь; способствовать обобщению имеющихся знаний.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владеют умением проверять написанное.

Личностные результаты

Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; осуществляют логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам); устанавливают аналогии и причинно-следственные связи; осуществляют построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Основные понятия и термины

Русский алфавит. Азбука. Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Палиндром. Слова с непроверяемым написанием: алфавит, ноябрь.

Методы, формы работы

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесные (беседа, объяснение), наглядные (демонстрация), практические.

Образовательные ресурсы

Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г Русский язык. 2 класс, 1 часть.; м/м презентация.

Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся  (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

Приветствие;

Эмоциональный настрой;

Проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте, ребята.

-Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, шёпотом пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня, я тоже желаю вам удачи на этом уроке, потому что «с малой удачи начинается большой успех».

-Садитесь. Ноги должны стоять на месте, руки на парте, спины выпрямили.

–Проверим, все ли необходимое для урока у вас есть?

-У вас на столах должны лежать тетрадь учебник, пенал.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок.

II.  Минутка чистописания.

Цель: содействовать выработке каллиграфических навыков письма.

Пальчиковая гимнастика.

–Начнём урок с пальчиковой гимнастики:

Мы делили апельсин. (руки в кулак)
Много нас, а он один!
 (руки в кулак)
Эта долька для ежа,
(отгибаем указательный палец)
Эта долька для чижа,
 (отгибаем средний палец)
Эта долька для утят,
 (отгибаем безымянный палец)
Эта долька для котят,
 (отгибаем мизинец)
Эта долька для бобра,
 (отгибаем большой палец)
Ну, а волку - кожура.
 (руки в кулак)
Он сердит на нас - беда!
В домик прячемся - сюда!
(руки над головой)

-Откройте тетради, запишите число, классная работа (списывают с доски)

Осуществляет подготовку руки к работе, контролирует оформление рабочей стр. тетради.

Повторяют движения за учителем, оформляют тетрадь.

Упр. в написании буквосочетаний.

Работа с предложением.

-На доске записано буквосочетание.

-Кто назовёт данное буквосочетание? (написание заглавной и строчной буквы Аа)

-Сядьте правильно, спину держим ровно, ноги тоже стоят ровно, расстояние от головы до тетради должно быть на расстоянии локтя.

-Запишите данное буквосочетание в рабочей тетради, до конца рабочей строки.

-На доске написано предложение. Прочитайте его. (Азбука приведёт к знаниям)

-Разберём это предложение. (один ученик работает у доски, остальные самостоятельно в тетради)

Азбука (сущ.) приведёт (гл.) к (пр.)  знаниям (сущ.).

-Назовите главные члены предложения и скажите, чем они выражены (Азбука – подлежащее, выраженное существительным; приведёт – сказуемое, выраженное глаголом)

-Назовите второстепенные члены предложения и скажите, чем они выражены (знания – дополнение, выражено существительным)

-Чем является к в предложении? (предлог)

Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске.

Контролирует выполнение работы по образцу.

Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия.

Словарная работа

(обобщение изученного, знакомство с новыми словами)

-С новой строки напишите с большой буквы слово «Словарь», поставьте двоеточие.

-Запишите под диктовку словарные слова, расставим в них ударения, подчеркнём орфограммы. (один ученик пишет у доски на оценку)

Словарь: октя́брь, посу́да, жё́лтый, капу́ста, извини́те.

Сл.1

-Чтобы узнать новое словарное слово, посмотрите на слайд, что на нём изображено? (алфавит)

-Ребята, а что такое алфавит? (Алфавит – буквы русского языка, расположенные в определённом порядке. Каждая буква имеет своё место, своё начертание и своё название)

-На какой слог в слове алфавит падает ударение? (на третий слог, на гласную и)

-Какие орфограммы в слове алфавит? (безударные гласные в слове)

-Запишите слово алфавит себе в словарь, поставьте ударение, подчеркните орфограммы, которые нужно запомнить.

Определяет целевую установку, проводит орфографическую и лексическую работу с новыми словарными словами.

Читают словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически;

Читают новые словарные слова, определяют их лексическое значение, выделяют орфограмму, составляют словосочетания с новыми словарными словами.

III. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы. Определение темы и задач урока

-Откройте учебник на странице 81.

-Вспомним, сколько в русском алфавите букв? (33 буквы)

-Прочитаем вслух название всех букв алфавита. (а, бэ, вэ, гэ, дэ, е, ё, жэ, зэ, и,  и краткое, ка, эль, эм, эн, о, пэ, эр, эс, тэ, у, эф, ха, цэ, че, ша, ща, твёрдый знак, ы, мягкий знак, э, ю, я)

-Ребята, для чего надо знать алфавит? (Алфавит нужно знать, чтобы уметь хорошо читать и писать)

-Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Алфавит)

 

Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию. Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи.

Отвечают  на вопросы. Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач.

IV. Работа по теме урока.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу.

Упр. 122, стр. 82.

-Откройте учебник на странице 82, найдите упражнение 122. (Прочитайте. Каких букв здесь нет? Назовите эти буквы. Определите их место в алфавите.)

-Какие буквы пропущены? (А, Е, Ё, И, О, Ы, Э, Ю, Я)

-Ребята, а сколько букв в русском алфавите? (33 буквы)

-Сколько в русском алфавите букв, обозначающих гласные звуки? (в русском алфавите 10 букв, обозначающих гласные звуки: а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е)

-А букв, обозначающих согласные звуки? (букв, обозначающих согласные звуки – 21)

-Какие буквы звука не обозначают? (букв, которые не обозначают звука: ь, ъ)

-Запишите все буквы русского языка в алфавитном порядке.

Сл.2 (После выполнения, проверка по слайду)

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу.

Находят упражнение в учебнике, выполняют под руководством учителя, делают выводы.

Упр. 123, стр. 82.

Сл.3

-Ребята, рассмотрите рисунки на слайде. (эскимо́, ча́ща, уха́, ка́ша)

-Почитайте слова – названия этих предметов. Что обозначают эти слова? (эти слова обозначают названия согласных букв алфавита)

-В каких словах «спрятались» названия согласных букв русского алфавита. Назовите эти буквы. (в слове «эскимо» названия букв С [эс] и О [о]; в слове «чаща» названия букв Ч [ча] и Щ [ща]; в слове «уха» названия букв У [у] и Х [ха]; в слове «каша» названия букв К [ка] и Ш [ша])

-Ребята, а в алфавитном ли порядке стоят слова? (нет)

-Расставим данные слова в алфавитном порядке (каша, уха, чаща, эскимо)

-Запишите в тетради «Упражнение №123». Запишите слова с алфавитном порядке.

(Устная проверка после написания)

-Составим предложения к каждому рисунку. (Бабушка сварила вкусную кашу. В котелке варится уха. Миша ест эскимо. В чаще живут медведи)

-Запишем одно предложение себе в тетрадь.

(Учитель выбирает предложение и записывает его на доску совместно с учащимися)

Формулирует целевую установку, задаёт вопросы, контролирует деятельность.

Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль.

ФИЗМИНУТКА

-А теперь, ребята встаньте, выйдите из-за парт и повторяйте движения за мной:

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

-Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Наклоны головой.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять.(Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

-Тихонечко присядьте и продолжим работу.

Показывает упражнение, снимает мышечное напряжение.

Выполняют упражнения за учителем.

V. Закрепление изученного.

Цель: закрепить знания, полученные на уроке.

Дидактическая игра.

-Ребята, предлагаю вам сыграть в игру и помочь лягушонку Кваку перебраться на другой берег.

-Для того, чтобы ему помочь нам необходимо разложить слова в правильном порядке. Как вы думаете, что нам в этом поможет? (алфавит)

-Какое слово будет первое? (пальто)

-Второе? (пенал)

-Третье? (петух)

-И последнее? (посуда)

-Правильно.

-Что вам помогло в выполнении задания? (знание русского алфавита)

Проводит дидактическую игру на закрепления знаний учащимися алфавита.

Выполняют дидактическую игру, закрепляют знание алфавита.

Упр. 125, стр. 83.

-Откройте учебник на странице 83. Найдите упражнение 125.

(Прочитайте. По алфавиту ли записаны слова в каждом столбике?)

д…ревня

дев…чка

д…журный

п…нал

п…льто

п…тух

яг…да

…зык

ябл…ко

-По алфавиту ли записаны слова в каждом столбике? (непонятно, нужно вставить буквы)

-Какая буква пропущена в слове деревня? (буква «е»)

-В слове девочка? (буква «о»)

-В слове дежурный? (буква «е»)

-В каком порядке должны стоять слова в первом столбике? (девочка, дежурный, деревня)

-Запишем «Упражнение №125». С красной строки через запятую выпишем слова в алфавитном порядке из первого столбика.

-Какая буква пропущена в слове пенал? (буква «е»)

-В слове пальто? (буква «а»)

-В слове петух? (буква «е»)

-В каком порядке должны стоять слова в первом столбике? (пальто, пенал, петух)

-С красной строки через запятую выпишем слова в алфавитном порядке из первого столбика.

-Какая буква пропущена в слове ягода? (буква «о»)

-В слове язык? (буква «я»)

-В слове яблоко? (буква «о»)

-В каком порядке должны стоять слова в первом столбике? (яблоко, ягода, язык)

-С красной строки через запятую выпишем слова в алфавитном порядке из первого столбика.

-Что вам помогло в выполнении задания? (знание русского алфавита) 

Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу.

Находят упражнение в учебнике, выполняют под руководством учителя,  делают выводы.

VI. Итог урока.

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Обобщающая беседа.

-Чем занимались на уроке? (выполняли упражнения, вспоминали алфавит)

-Ребята, для чего надо знать алфавит? (Алфавит нужно знать, чтобы уметь хорошо читать и писать)

Задаёт вопросы, подводит итоги урока.

Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока.

Домашнее задание.

№125, стр. 83.

Формулирует домашнее задание, записывает его на доске.

Записывают домашнее задание.

Рефлексия, выставление оценок.

-Посчитайте количество плюсов в ваших оценочных листах и поставьте себе оценку (4-5 плюсов – оценка 5; 3 плюса – оценка 4; 1-2 плюсов – оценка 3)

Проводит рефлексию деятельности.

Оценивают свою деятельность с помощью учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. Технология ТРИИК.4 класс.Русский язык.

Разработка серии уроков по теме"Правописание глаголов на- ться, -тся"....

«Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном» Технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 4 классе по системе "Школа России"

Открытый урок по Русскому языку в 4 классе на тему "Повторение изученного об имени существительном и прилагательном" по системе "Школа России" (Т.Г. Рамзаева)...

Технологическая карта урока 1 класс Урок русского языка КАКОЙ БЫВАЕТ РЕЧЬ?

Технологическая карта урока урок русского языкаКакой бывает речь?...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе на тему « Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»

Обучающийся получит возможность для формирования- уважительного отношения к мыслям и настроениям другого человека;- проявления  интереса к новому учебному материалу;- умения  оценки и самооц...

технологическая карта и презентация к уроку русского языка УМК ПНШ 4 класс Написание О и Е после шипящих

Тема: «Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных)».Цель: повторить и расширить знания учащихся о правописании О и Ё (е) после ш...

Урок-повторение на тему "Русский алфавит или Азбука" в 1 классе.

Презентация к уроку с проверочной работой (отдельный файл)...