Открытый урок на тему: «Три склонения имён существительных (общее представление)»
план-конспект урока по русскому языку
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tri_skloneniya_imyon_sushchestvitelnyh_obshchee_predstavlenie.docx | 37.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия №10»
Открытый урок на тему:
«Три склонения имён существительных (общее представление)»
Подготовила:
учитель начальных классов
Паршина Валентина Сергеевна
ноябрь 2019
Тема урока: «Три склонения имён существительных (общее представление)»
Цели урока:
Учебно-познавательные: Дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками имён существительных 1- го склонения; учить распознавать имена существительные 1-го склонения.
Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей.
Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность.
Планируемые результаты ( предметные): уметь распознавать имена существительные 1-го склонения.
Формируемые УУД
Личностные результаты :
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи;
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
- оценивание качества и уровня усвоения материала.
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения их признаков;
- синтез;
- подведение под понятие, выведение следствий.
Коммуникативные УУД:
- умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- формирование умения слаженно работать в паре;
Учебно- методическое обеспечение: учебник «Русский язык» (авт. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий), тетради
Оборудование: экран, проектор, карточки для работы в парах, лист самооценки.
Сценарий урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1.Самоопределе-ние к деятельности. | Слайд 3. Долгожданный дан звонок! - Начинаем урок русского языка. Слайд 4. А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова. «Я ко всем наукам ключ имею. - Ребята, скажите, что значит владеть русским языком? - Правильно. А еще правильно и красиво писать. Слайд 5. | Учащиеся слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока. -Правильно и красиво говорить. Учащиеся выполняют задание по чистописанию. Запись числа и классной работы. | Личностные : самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | - На предыдущих уроках мы с вами учились изменять существительные по падежам, поэтому сейчас мы с вами поиграем. Слайд 7,8. Игра называется «Узнай падеж» (работа в парах). (приложение 1) - Какая из пар быстро и правильно узнает падеж, та и победит. Задание для работы в парах:
(проверка проведена в форме фронтального опроса) |
Ребята определяют падеж по данным признакам. | Коммуникативные: работать в парах, контролировать действия партнёра; слушать и понимать речь других Регулятивные: выполнять учебные действия в речевой и умственной форме |
3. Постановка учебной задачи. | -Прочитайте предложение (запись на доске) Бабушка рассказала мне о сестр..и дочер… -Найдите в предложении однородные члены -Каким членом предложения они являются? -Какой частью речи они выражены? -Определите их род и падеж. Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных? Они одинаковые или разные? (учитель дописывает окончания) Бабушка рассказала мне о сестре и дочери. -Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания? - Как же нам разрешить возникшую проблему? -Наверное, у существительных есть ещё какой-то признак, по которому и различаются эти два слова и от которого зависит окончание? Слайд 9. -Откройте учебник на стр.97 и прочитайте название темы - Объясните значение слова «склонение». -Подберите к слову «склонение» однокоренные слова. -Что значит «имя существительное склоняется»? -Почему же три склонения? -Сформулируйте задачи урока | Учащиеся читают данное предложение -О сестре и дочери -Второстепенным членом предложения -Это имена существительные Женский род, П.п Ответы детей Предположения детей Учащиеся высказывают свои мнения -Три склонения имён существительных Ответы детей Склониться, поклон, склонённый -Изменяется по падежам и числам Ответы детей Узнать, что такое склонение имён существительных, какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имён существительных | Познавательные: анализ с целью выделения признаков. Регулятивные : самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргумент. |
4. «Открытие нового знания» Физкультминутка. | Работа по учебнику. Упр. 178 ( с. 97) -Просклоняйте письменно каждую группу имён существительных и понаблюдайте, одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные при склонении? Слайд 10 Первый ряд- лиса, сестра, папа, второй ряд –гнездо, стол, окно, третий ряд- степь, рожь,глушь. (коллективная проверка) Слайд 11, 12,13 - Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы заметили? -Давайте обратимся с вами к рубрике «Заметьте». (с. 97) - Сколько групп склонений в русском языке? -По каким признакам мы сгруппировали имена существительные - С помощью рода и окончания можно определить склонение. Существительные бывают 1 , 2, 3 склонения. Слайд 14. Вывод: -к I склонению относятся сущ. мужского и женского рода с окончаниями -а, -я. - ко II склонению относятся сущ. мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е. - к III склонению относятся сущ. женского рода с ь на конце Слайд 15. | Три ученика работают у доски. Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп. Один из учеников зачитывает. Три По роду и по окончанию | Регулятивные: планирование , прогнозирование; Логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Первичное закрепление. | Самостоятельная работа с самопроверкой. Слайд 16. (упр.179) - Слова какой части речи вы записали? -Какого они рода? -Какие имеют окончания? -В каком числе употреблены? -Прочитайте в рубрике «Обратите внимание!», какие имена существительные вы записали? | Ребята самостоятельно записывают слова Имена существительные Мужского и женского -а, -я. В единственном числе. Это имена существительные 1-го склонения | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение | Работа по карточкам 1 уровень: Выписать имена существительные 1 склонения. Например: Сельдь - селёдка, метель, соль, ночь, цепь, кость, ель. 17 слайд (Проходит проверка, оценивание) | Ребята работают в карточкам. Затем сверяют свои ответы с ответами на экране. | Личностные : самоопределение Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено; действовать по инструкции оценивать собственную успешность выполнения задания |
7. Рефлексия деятельности | -Услышим скоро мы звонок. Пора заканчивать урок. Слайд 18. -Перед вами лист «самооценки». (приложение 3) -Оцените свою работу на уроке. -Выберите к каждому вопросу ответы.(приложение) | Учащиеся оценивают свою работу | Познавательные : рефлексия Регулятивные : оценка - выделение и осознание учащихся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Коммуникативные: формировать собственное мнение |
8. Итог урока. Домашнее задание. | - Вернёмся к той проблеме, которая была поставлена в начале урока: -Почему в словах о сестре, о дочери - разные окончания? Слайд 19. - С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных? -Как определить склонение существительного в И.п. ед. числа? -Расставьте слова в нужном порядке: склонение, окончание, род -Сколько групп склонений в русском языке? Слайд 20. -Домашнее задание: с. 98. правило, упр.180 Вот и кончился урок, Слайд 21. | Существительные сестра, дочь разного склонения: сестра - I скл., дочь - III скл Чтобы правильно писать окончания существительные Ответы детей Род, окончание, склонение Три группы склонений | Личностные : смыслообразование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс.
Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс. Программа «Школа России», русский язык - Рамзаева Т. Г. Тип урока: комбинированный. Метод обучения: проблемный....
"Три склонения имён существительных (общее представление)".
Предмет Русский язык...
Урок русского языка в 4 классе по теме "Три склонения имён существительных (общее представление) 1-е склонение имен существительных единственного числа"
Технологическая карта урока в 4 классе...
Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных
Дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками имён существительных 1- го склонения; учить распознавать имена существительные 1-го ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Три склонения имён существительных (общее представление)».
Тема «Три склонения имён существительных (общее представление)».Цель: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числеЗадачи:- формировать пре...
Конспект и презентация открытого урока по русскому языку - Склонение имён существительных - 4 класс!
Программа "Школа России"...