"Три склонения имён существительных (общее представление)".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Предмет                               Русский язык

Класс                                   Третий      

Тема урока                         Три склонения имён существительных (общее представление).

Тип урока                           Урок изучения нового материала с элементами уровневой дифференциации.

Цели урока                            Познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.

Задачи урока                       1. Создать условия для  «открытия» учащимися понятия склонение имен существительных

                                                и   наличие у существительных трех склонений.

                                            2. Формировать умение определять склонение имен существительных в начальной форме.

                                            3. Формировать универсальные учебные действия.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_russkogo_yazyka.docx43.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

Предмет                               Русский язык

Класс                                   Третий      

Тема урока                         Три склонения имён существительных (общее представление).

Тип урока                           Урок изучения нового материала с элементами уровневой дифференциации.

Цели урока                            Познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.

Задачи урока                       1. Создать условия для  «открытия» учащимися понятия склонение имен существительных

                                                и   наличие у существительных трех склонений.

                                            2. Формировать умение определять склонение имен существительных в начальной форме.

                                            3. Формировать универсальные учебные действия.          

                                         

                                                                   

                                                                       

Технологическая карта урока

Тема урока

Три склонения имён существительных (общее представление).

Тип урока

Урок изучения нового материала с элементами уровневой дифференциации.

Педагогические задачи

1. Создать условия для  «открытия» учащимися понятия склонение имен существительных

 и   наличие у существительных трех склонений.

2. Формировать умение определять склонение имен существительных в начальной форме.        3. Формировать универсальные учебные действия.          

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с тремя типами склонения имён существительных; научатся определять тип склонения имени существительного; выполнять  звуко - буквенный разбор имени существительного.

Метапредметные УУД

Познавательные: умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и ее решение; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение моделей; выбор основания критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно – следственных связей.

Регулятивные: умение формулировать тему и цели урок; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе, формулировать собственное мнение.

Личностные: формирование учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыть выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка.

                                                                                     

Сценарий  урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

Формируемые УУД

I. Организация

   начала урока

Приветствие учащихся.

Как пришел ты на урок,

На язык повесь замок,

Далеко не прячь ключи,

Если нужно – отомкни.

- Проверим  нашу готовность и наш настрой на урок.

Предлагаю вам ознакомиться с эпиграфом к нашему уроку.  

- С каким советом обращается писатель к читателям?

- Как вы понимаете значение слова «награда»?  Обратимся к словарю С.И. Ожегова.

- О какой награде говорит писатель?

( новые открытия, знания о языке)

Слушают приветствие учителя, эмоционально настраиваясь  на свою работу  на уроке.

Сообщают о готовности, хором проговаривая стихотворные строки:

    - Мы сюда пришли учиться,

      Не лениться, а трудиться.

      Слушаем внимательно

     Работаем старательно.

Дети хором читают эпиграф урока:

      Учите русский годы  к ряду.

      С душой, усердием, трудом.

      Вас ждёт великая награда

      И та награда  в нём самом!

 Сабир Абдулла (узбекский народный поэт)

Пользуясь  толковым словарём,

объясняют значение слова «награда».

Строят предположение, что это

 новые открытия, знания о языке.

Принимать и сохранять организационные задачи.

II. Актуализация

опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь упражнение 125

на с.54)

2. Минутка чистописания

3. Работа над словами с непроверяемым

написанием.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Прочитайте отрывок стихотворения

О. Захарова в задании 125. Почему вы улыбнулись? Что интересного и необычного  в стихотворении?

- Прочитайте предложение, где имя существительное «пальто» употреблено в правильной форме.

- Прочитайте задание в учебнике на с.88 № 152. Прочитайте словосочетания. Укажите падеж неизменяемых имён существительных.

- По каким признакам вы определили падеж этих слов? (по вопросу и по предлогу).

Проводит минутку чистописания.

-Запишите буквосочетания.

- В чём заключается второе задание по чистописанию предлагаю догадаться самим.

( В, склонилась, рекой, тишине, печально, над, ива)

- Какие вы можете предложить свои задания для класса  при работе с данным предложением.

Работа над словами с непроверяемым написанием.

- Какое слово с непроверяемым написание  нам необходимо  сегодня запомнить?

-Запишите  новое словарное слово.

- Подберите однокоренные слова. синонимы к слову «беседа».

- Вспомните пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом. При необходимости можете воспользоваться имеющимся у вас словарём.

- Для лучшего запоминания правописания данного слова предлагаю воспользоваться  электронным приложением к учебнику, открыв рубрику «Словарная работа»

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают словосочетания, указывают падеж, уточняя информацию о признаках определения падежа в конкретном случае.

Выполняют чистописание.

1 Записывают буквосочетания  письменных строчных букв  и слов

 п  т   ти

п…стреет   т…ш…на  п…ч…льно

2 Высказывают своё предположение о характере предлагаемого задания:

- Из слов собрать и записать предложение.

Записывают предложение:

Над рекой печально склонилась ива.

Дети могут предложить своим одноклассникам  разобрать предложение по членам предложения  и назвать словосочетания

Склонилась (над чем?) над рекой,

Склонилась (как?) печально.

Учащиеся   на с. 90 в учебнике читают и выполняют работу со словом  беседа.

1.Подбирают однокоренные слова:

беседа, беседка, беседовать, собеседник.

2. Подбирают синонимы к словарному слову

(беседа, речь, разговор)

3. Вспоминают  пословицы, поговорки, фразеологизмы со словарным словом)

   ……………..

4. Придумывают предложение.

5. Выполняют в группе тренировочные упражнения, используя электронное приложение к учебнику, задания из рубрики «Словарная работа»

Выделять существенную информацию  из текста.

Выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Осуществлять

актуализацию личного жизненного  опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять  высказанные мнения по существу полученного задания.

Понимать на слух ответы учащихся.

Слушать собеседника,

формулировать задания для одноклассников

Строить понятные для собеседника высказывания.

Находить необходимую информацию в словаре

III.Самоопределение к деятельности.

Постановка вопросов, комментирование ответов, формулирование цели урока.

- Прочитайте предложение.

Бабушка рассказала мне о сын.. и дочер

- Найдите в предложении однородные члены.

-Каким членом предложения они являются?

- Какой частью речи они выражены?

- Определите их род и падеж.

- Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных?

Дописывает окончания.

- Что вы заметили?

- Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания?

-Прочитаем название темы на с. 89 в

 учебнике.

- Как вы объясните значение слова склонение, что вы об этом помните?

-Что значит «имя существительное склоняется»?

- Сформулируйте цели урока, используя опорные слова:

- Мы узнаем ( подробнее о склонении сущ.)

- Мы будем уметь …

- Мы научимся…

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.

Под руководством учителя определяют задачи урока.

Находят однородные члены предложения (о сыне и дочери)

 Определяют, каким членом предложения они являются

( второстепенным)

Определяют часть речи (имя существительное)

Определяют род и падеж (женский род, предложный падеж)

Высказывают свои предположения.

( о сыне и дочери)

Отвечают, что окончания разные.

Выдвигают гипотезу, что, наверное, у существительных есть ещё какой-то признак, по которому и различаются эти два слова и от которого зависит  окончание.

Дети читают. («Три склонения имён существительных»)

Высказывают свои мнения, при необходимости уточняя высказывания товарищей.

Отвечают:

- Изменяется по падежам и числам.

Формулируют  цели урока:

- Узнать, какие бывают группы склонений и почему их три.

-Научиться определять склонение имён существительных.

- Научимся правильно писать  падежные окончания имён существительных

Принимать и сохранять учебную задачу.

Строить предположения,

формулировать своё мнение и позицию.

Обдумывать будущие учебные действия, строить план достижения цели

IV. Проблемное объяснение нового знания 

Наблюдение над языковым материалом

V. Первичное закрепление знаний

Работа по учебнику

( упражнение 154)

Работа  по теме урока.

Выполнение задания упражнения 153 (с. 89)  

- Просклоняйте письменно группы слов. Проведите исследование, сделайте вывод, одинаковые ли падежные окончания имеют имена существительные при склонении.

- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» и ответьте, что нового вы узнали?

Проверка правильности  своих высказываний.

Самостоятельная запись слов.

Задаёт вопросы, комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся.

- В чём сходство и в чём различие

данных имён существительных

- Предлагаю разработать инструкцию

о порядке  работы по определению склонения и подумать, какая может получиться схема-памятка

Работают три ученика у доски. Осуществляют коллективную проверку. Сравнивают окончания

в каждой группе слов, делают вывод о своих наблюдениях:

-Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются  от окончаний существительных двух других групп.

Изучают материал рубрики «Обратите внимание!» и формулируют ответ на вопрос:

- В русском языке три типа склонений. Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам.

Убеждаются в правильности своих высказываний.

Выполняют самостоятельную работу.

Отвечают на вопросы учителя после проверки :

- Сходство в том, что все эти существительные 1 –го склонения.

- Данные существительные в начальной форме имеют окончания

-а, -я. Относятся к мужскому или женскому роду.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике  алгоритмические предписания, составляют инструкцию.

1 . Начальная форма (именительный падеж, единственное число)

2. Род.

3. Окончание.

                    Схема-памятка

1-е скл.              2 скл.          3 скл.

М. р

- и -                    С.р.               Ж. р.

Ж. р.                  -о, -е               ь

-а, -я                   М.р.

       

   

                 

Осуществляют анализ объектов с порой на визуализацию.

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия.

Делать выводы, извлекать информацию из различных источников

Осуществляют анализ предложенного задания.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать своё мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль по результату.

VI. Физкультминутка

VII.Закрепление и обобщение приобретённых знаний.

Групповая работа с презентацией

Работа в группах:

- А сейчас, мои дорогие «пчёлки», вы собрались вместе, чтобы дружно потрудиться, проверить новые знания.

- Эта необычная презентация. Герои

этих сюжетов вам всем хорошо знакомы - это вы и ваши друзья.

-Слова-отгадки предлагаю поделить на группы. Какие это могут быть группы?

- Обсудите, как узнать, какие из них относятся к 1-му  склонению?

Подводит итог самостоятельной работы:

- Считаю,  «пчёлки», что с заданием вы справились и новые знания не растеряете.

Групповая  работа  проходит за отдельным столом.  Дети распределяют обязанности и договариваются  о порядке выполнения задания.

Предполагают, что эти слова можно распределить на три группы по склонениям. Дети распределяют обязанности и договариваются  о порядке выполнения задания.

Осуществляют проверку, сверив свои записи  с образцом на доске:

к 1- ому склонению относятся слова – отгадки  тыква, капуста, свёкла.

ко 2– му склонению относятся существительные  арбуз, помидор, яблоко, перец, картофель, хрен, лук.

К 3-му склонению относится существительное  морковь.

Участвуют в обсуждении, применяют новые знания на новом языковом материале. Согласовывать усилия по решению учебной задачи,

выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Адекватно использовать речевые средства

для решения различных коммуникативных задач.

Осуществлять контроль по результату.

VIII.Рефлексия.

1.Работа по карточкам

2.Итог урок.

3.Самооценка работы на уроке.

Предлагает прочитать слова-антонимы. Подчеркнуть существительные 1-го склонения.

Организация подведения итогов урока учащимися.

    Заканчиваем наш урок.

    Сложили мы слова в мешок.

    Склонений в русском языке три.

    Теперь не путай их смотри!

Предлагаю провести игру «Итоговый круг»:

- Приглашаю вас стать в «Итоговый круг» и задать вопросы своим товарищам по теме нашего урока. Игра «Ромашка».

Работают по карточке:

Быль-сказка, вред-польза, война-мир,

грязь-чистота, работа –отдых, родина-чужбина, тишина-шум, тоска-веселье, нищета-богатство,

молодость-старость.

Осуществляют взаимопроверку.

Становятся  в кружок и по кругу задают вопросы друг другу по содержанию урока.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Проговаривают цель урока,  определяют, достигнут ли результат, высказываются о своих трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Продолжают высказывания, выбрав нужный себе лепесток из «Ромашки»:

- Сегодня я узнал…

- Было трудно…

- Я понял, что…

- Теперь я могу…

- Я приобрёл…

- Урок мне показался …

- Для меня было открытием то, что…

- Мне показалось важным …

- Материал урока был мне …

Осуществлять самоконтроль

учебной деятельности

Строить понятные для собеседника высказывания.

Осуществлять самооценку результатов своей деятельности

IX. Домашнее задание.

1 уровень

1 вариант: выполнить упражнения в рабочей тетради на с. 55 №126, 127, 128, выполнить звуко - буквенный разбор слова «Илья»

2 уровень

2 вариант: выполнить задание 155  из учебника  на с. 90 , закончить работу по карточке - определить склонение остальных имён существительных.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Выбирают приемлемый для себя вариант выполнения домашнего задания, записывают в дневники.

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Три склонения имен существительных (общее представление)

Общее представление о трех типах склонения имен существительных в ед.числе.Знакомство с признаками имен существительных 1 склонения. Распознавание имен существительные 1 склонения....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных

Дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками имён существительных 1- го склонения; учить распознавать имена существительные 1-го ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Три склонения имён существительных (общее представление)».

Тема «Три склонения имён существительных (общее представление)».Цель: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числеЗадачи:- формировать пре...

Открытый урок на тему: «Три склонения имён существительных (общее представление)»

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс...