Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые УУД
|
I. Организация начала урока | Приветствие учащихся. Как пришел ты на урок, На язык повесь замок, Далеко не прячь ключи, Если нужно – отомкни. - Проверим нашу готовность и наш настрой на урок.
Предлагаю вам ознакомиться с эпиграфом к нашему уроку. - С каким советом обращается писатель к читателям?
- Как вы понимаете значение слова «награда»? Обратимся к словарю С.И. Ожегова. - О какой награде говорит писатель? ( новые открытия, знания о языке) | Слушают приветствие учителя, эмоционально настраиваясь на свою работу на уроке.
Сообщают о готовности, хором проговаривая стихотворные строки: - Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно Работаем старательно. Дети хором читают эпиграф урока: Учите русский годы к ряду. С душой, усердием, трудом. Вас ждёт великая награда И та награда в нём самом! Сабир Абдулла (узбекский народный поэт) Пользуясь толковым словарём, объясняют значение слова «награда».
Строят предположение, что это новые открытия, знания о языке. | Принимать и сохранять организационные задачи.
|
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь упражнение 125 на с.54)
2. Минутка чистописания
3. Работа над словами с непроверяемым написанием.
| Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Прочитайте отрывок стихотворения О. Захарова в задании 125. Почему вы улыбнулись? Что интересного и необычного в стихотворении? - Прочитайте предложение, где имя существительное «пальто» употреблено в правильной форме. - Прочитайте задание в учебнике на с.88 № 152. Прочитайте словосочетания. Укажите падеж неизменяемых имён существительных. - По каким признакам вы определили падеж этих слов? (по вопросу и по предлогу).
Проводит минутку чистописания. -Запишите буквосочетания. - В чём заключается второе задание по чистописанию предлагаю догадаться самим. ( В, склонилась, рекой, тишине, печально, над, ива) - Какие вы можете предложить свои задания для класса при работе с данным предложением.
Работа над словами с непроверяемым написанием. - Какое слово с непроверяемым написание нам необходимо сегодня запомнить? -Запишите новое словарное слово. - Подберите однокоренные слова. синонимы к слову «беседа». - Вспомните пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом. При необходимости можете воспользоваться имеющимся у вас словарём. - Для лучшего запоминания правописания данного слова предлагаю воспользоваться электронным приложением к учебнику, открыв рубрику «Словарная работа»
| Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают словосочетания, указывают падеж, уточняя информацию о признаках определения падежа в конкретном случае.
Выполняют чистописание. 1 Записывают буквосочетания письменных строчных букв и слов п т ти п…стреет т…ш…на п…ч…льно 2 Высказывают своё предположение о характере предлагаемого задания: - Из слов собрать и записать предложение. Записывают предложение: Над рекой печально склонилась ива. Дети могут предложить своим одноклассникам разобрать предложение по членам предложения и назвать словосочетания Склонилась (над чем?) над рекой, Склонилась (как?) печально.
Учащиеся на с. 90 в учебнике читают и выполняют работу со словом беседа. 1.Подбирают однокоренные слова: беседа, беседка, беседовать, собеседник. 2. Подбирают синонимы к словарному слову (беседа, речь, разговор)
3. Вспоминают пословицы, поговорки, фразеологизмы со словарным словом) …………….. 4. Придумывают предложение.
5. Выполняют в группе тренировочные упражнения, используя электронное приложение к учебнику, задания из рубрики «Словарная работа»
| Выделять существенную информацию из текста. Выдвигать гипотезу и обосновывать её. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника, формулировать задания для одноклассников
Строить понятные для собеседника высказывания.
Находить необходимую информацию в словаре |
III.Самоопределение к деятельности. | Постановка вопросов, комментирование ответов, формулирование цели урока. - Прочитайте предложение. Бабушка рассказала мне о сын.. и дочер… - Найдите в предложении однородные члены. -Каким членом предложения они являются? - Какой частью речи они выражены?
- Определите их род и падеж.
- Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных? Дописывает окончания. - Что вы заметили? - Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания?
-Прочитаем название темы на с. 89 в учебнике. - Как вы объясните значение слова склонение, что вы об этом помните?
-Что значит «имя существительное склоняется»? - Сформулируйте цели урока, используя опорные слова: - Мы узнаем ( подробнее о склонении сущ.) - Мы будем уметь … - Мы научимся…
| Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.
Находят однородные члены предложения (о сыне и дочери) Определяют, каким членом предложения они являются ( второстепенным) Определяют часть речи (имя существительное) Определяют род и падеж (женский род, предложный падеж) Высказывают свои предположения. ( о сыне и дочери) Отвечают, что окончания разные. Выдвигают гипотезу, что, наверное, у существительных есть ещё какой-то признак, по которому и различаются эти два слова и от которого зависит окончание. Дети читают. («Три склонения имён существительных») Высказывают свои мнения, при необходимости уточняя высказывания товарищей. Отвечают: - Изменяется по падежам и числам. Формулируют цели урока: - Узнать, какие бывают группы склонений и почему их три. -Научиться определять склонение имён существительных. - Научимся правильно писать падежные окончания имён существительных | Принимать и сохранять учебную задачу.
Строить предположения, формулировать своё мнение и позицию.
Обдумывать будущие учебные действия, строить план достижения цели |
IV. Проблемное объяснение нового знания
Наблюдение над языковым материалом
V. Первичное закрепление знаний
Работа по учебнику ( упражнение 154) | Работа по теме урока. Выполнение задания упражнения 153 (с. 89) - Просклоняйте письменно группы слов. Проведите исследование, сделайте вывод, одинаковые ли падежные окончания имеют имена существительные при склонении.
- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» и ответьте, что нового вы узнали?
Проверка правильности своих высказываний.
Самостоятельная запись слов. Задаёт вопросы, комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. - В чём сходство и в чём различие данных имён существительных
- Предлагаю разработать инструкцию о порядке работы по определению склонения и подумать, какая может получиться схема-памятка
| Работают три ученика у доски. Осуществляют коллективную проверку. Сравнивают окончания в каждой группе слов, делают вывод о своих наблюдениях: -Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп. Изучают материал рубрики «Обратите внимание!» и формулируют ответ на вопрос: - В русском языке три типа склонений. Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам. Убеждаются в правильности своих высказываний.
Выполняют самостоятельную работу. Отвечают на вопросы учителя после проверки : - Сходство в том, что все эти существительные 1 –го склонения. - Данные существительные в начальной форме имеют окончания -а, -я. Относятся к мужскому или женскому роду. Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, составляют инструкцию. 1 . Начальная форма (именительный падеж, единственное число) 2. Род. 3. Окончание. Схема-памятка 1-е скл. 2 скл. 3 скл. М. р - и - С.р. Ж. р. Ж. р. -о, -е ь -а, -я М.р. | Осуществляют анализ объектов с порой на визуализацию. Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников
Осуществляют анализ предложенного задания. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать своё мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль по результату.
|
VI. Физкультминутка |
|
|
|
VII.Закрепление и обобщение приобретённых знаний.
Групповая работа с презентацией | Работа в группах: - А сейчас, мои дорогие «пчёлки», вы собрались вместе, чтобы дружно потрудиться, проверить новые знания. - Эта необычная презентация. Герои этих сюжетов вам всем хорошо знакомы - это вы и ваши друзья. -Слова-отгадки предлагаю поделить на группы. Какие это могут быть группы? - Обсудите, как узнать, какие из них относятся к 1-му склонению?
Подводит итог самостоятельной работы: - Считаю, «пчёлки», что с заданием вы справились и новые знания не растеряете. | Групповая работа проходит за отдельным столом. Дети распределяют обязанности и договариваются о порядке выполнения задания.
Предполагают, что эти слова можно распределить на три группы по склонениям. Дети распределяют обязанности и договариваются о порядке выполнения задания.
Осуществляют проверку, сверив свои записи с образцом на доске: к 1- ому склонению относятся слова – отгадки тыква, капуста, свёкла. ко 2– му склонению относятся существительные арбуз, помидор, яблоко, перец, картофель, хрен, лук. К 3-му склонению относится существительное морковь.
| Участвуют в обсуждении, применяют новые знания на новом языковом материале. Согласовывать усилия по решению учебной задачи, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Осуществлять контроль по результату. |
VIII.Рефлексия. 1.Работа по карточкам
2.Итог урок.
3.Самооценка работы на уроке.
| Предлагает прочитать слова-антонимы. Подчеркнуть существительные 1-го склонения.
Организация подведения итогов урока учащимися. Заканчиваем наш урок. Сложили мы слова в мешок. Склонений в русском языке три. Теперь не путай их смотри! Предлагаю провести игру «Итоговый круг»: - Приглашаю вас стать в «Итоговый круг» и задать вопросы своим товарищам по теме нашего урока. Игра «Ромашка».
| Работают по карточке: Быль-сказка, вред-польза, война-мир, грязь-чистота, работа –отдых, родина-чужбина, тишина-шум, тоска-веселье, нищета-богатство, молодость-старость. Осуществляют взаимопроверку.
Становятся в кружок и по кругу задают вопросы друг другу по содержанию урока. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут ли результат, высказываются о своих трудностях, с которыми столкнулись на уроке. Продолжают высказывания, выбрав нужный себе лепесток из «Ромашки»: - Сегодня я узнал… - Было трудно… - Я понял, что… - Теперь я могу… - Я приобрёл… - Урок мне показался … - Для меня было открытием то, что… - Мне показалось важным … - Материал урока был мне … | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
Строить понятные для собеседника высказывания.
Осуществлять самооценку результатов своей деятельности |
IX. Домашнее задание. | 1 уровень 1 вариант: выполнить упражнения в рабочей тетради на с. 55 №126, 127, 128, выполнить звуко - буквенный разбор слова «Илья» 2 уровень 2 вариант: выполнить задание 155 из учебника на с. 90 , закончить работу по карточке - определить склонение остальных имён существительных.
| Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Выбирают приемлемый для себя вариант выполнения домашнего задания, записывают в дневники. | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи. |