Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Повторение знаний о глаголе", ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Радочина Галина Васильевна

Урок русского языка в 4 классе по теме "Повторение глаголов" , направлен на систематизацию знаний учащихся о глаголе и повторении правил правописания глагольных форм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_povtorenie_glagolov.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание глаголов

Цель урока: формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к совместной учебно-познавательной деятельности  через систематизацию знаний о правописании глаголов в русском языке.

Задачи:  

-  систематизировать знания о глаголе;

-  повторить правила правописания глаголов (временные формы глагола, начальная форма, спряжение глаголов, повелительная форма глагола);

- формировать умение находить и проверять орфограммы в глаголах;

-способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей.

 - развивать способность применять свои знания в нестандартной ситуации;

- развивать речь, внимание, самостоятельность, умение оценивать свои знания.

Планируемые результаты, на формирование которых направлена работа на данном уроке.

Предметные: 

  • формировать умение находить и проверять орфограммы в различных глагольных формах (временные формы глагола, начальная форма, спряжение глаголов, повелительная форма глагола);
  • систематизировать знания о глаголе, как части речи.

Метапредметные (УУД):

        Познавательные - самостоятельно решать проблемы частично-поискового  характера, строить сообщения в устной и письменной форме, моделировать информацию (перевод устной речи в письменную).

        Регулятивные -  формировать умение ставить цель урока,  планировать деятельность, оценивать свою деятельность и деятельность товарища в совместной деятельности с учителем.         Коммуникативные - развивать навыки сотрудничества  при работе в группе, участия в учебном диалоге в совместной деятельности.

        Личностные УУД - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;  развивать ценностное отношение обучающихся к совместной учебно-познавательной деятельности.  

Тип урока: урок систематизации и обобщение знаний.

Используемые методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, работа в парах и группе.

Используемые технологии: технология деятельностного метода, ИКТ - технология,  технология смыслового чтения, здоровьесберегающая технология.

Ход урока.

1. Оргмомент ( слайд 1)

Учитель. Французский актер, режиссер, драматург  Марсель Ашар сказал:

«Считают, что успех приходит к том, кто рано встает. Нет, успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении».  

Я вижу у вас хорошее настроение, и надеюсь, урок будет удачным для всех. А вот насколько каждый из вас  будет  сегодня успешным, поможет определить лист самооценки.

Итак, начинаем урок русского языка.

2. Минутка чистописания.   (2 слайд)

Учитель .  Откройте тетради, запишите дату: 4 декабря,  классная работа.

- Посмотрите на слайд. Определите  буквы, написание которых, мы  будем отрабатывать на минутке чистописания, они обозначают шипящие согласные звуки:

Ч

Г

Л

Ж

Ш

А

Г

Ш

О

Л

- Запишите цепочку из  этих букв по порядку до конца строки: чжшщ

- Поменяйтесь тетрадями,  оцените работу своего соседа.

- Напомните критерии оценивания.

  (Проверка)

- Перенесите оценку в лист оценивания.

!!!!-Скажите ребята, а зачем надо писать буквы красиво и правильно?

- А теперь, ребята,  если вы уберете из надписи написанные  вами буквы, то получите слово, которое будет обозначать тему нашего урока.

- Какое слово получилось? (глагол)

- Как вы думаете,  какие будут цели урока, если у нас будет урок повторения?

3.Постановка целей и задач

Сегодня на уроке мы должны:

- повторить, что знаем  о глаголе, как части речи,

- поупражняться в умение находить и проверять орфограммы в глаголах по правилам написания,

- будем развивать речь и навыки  красивого письма,

- развивать навыки сотрудничества  в группе.

4.Словарная работа (3 слайд)

Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом.

(Слово беседа на слайде)

- Как можно определить лексическое значение слова?

(Один человек смотрит значение слова в интернете, другой в словаре)

 - А еще можно определить по личному опыту.

- Что вы еще можете сказать об этом слове?

(Это существительное, ж.р., ед. ч; в нем 3 слога, ударный -се, запомнить надо безударную гласную -е в первой слоге)

- Придумайте родственные слова к этому слову (беседка, беседовать). Что вы можете сказать про глагол.

(Он стоит в начальной форме, 1 спряжения)

Запишите эти слова, выделите корень, подчеркните букву, которую надо запомнить

Проверьте на слайде.

        

 беседа, беседовать, беседка

Оцените свою работу на этом этапе урока в листе оценивания.

5.Актуализация знаний( 4 слайд)

Игра «Аукцион» Что мы знаем о глаголе?

Цель: проверить знания правил о глаголе.

Если ответили на вопрос, ставим себе  +,  если нет ничего не ставим.

Дети «цепочкой» отвечают на вопросы (помогают друг другу)

- Что такое глагол?

- Как  изменяются глаголы? (по числам, по временам, в настоящем и будущем времени по лицам)

- Как изменяются глаголы прошедшего времени? (глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам)

- Что такое спряжение?

-  Какие глаголы относятся ко второму спряжению? (глаголы оканчивающиеся на –ить. А также глаголы смотреть, обидеть,  слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть, и терпеть. 

- А какие к первому спряжению? (брить, стелить)

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

Учитель. Молодцы, вы вспомнили все грамматические признаки глагола.

- Оцените работу на этом этапе  по таким критериям :

если вы поставили 3 и более  +  - отлично

если 2  + - хорошо,

если 1 +  - надо постараться.

6.Закрепление.   Работа с тренажёром. (5-10 слайды)

Цель: развивать умение образовывать глаголы неопределённой формы и умение определять спряжение по н.ф.

Учитель. А теперь я предлагаю Вам в зимней день помечтать о весне и помочь распуститься березовой веточке. Для этого вы должны выполнить задание: определить правильное безударное окончание глагола.

- Работа с тренажёром у доски. По очереди один  работает у доски,

остальные записывают в тетрадь слова.

!!!!!А как вы думаете, а зачем нам надо  знать правильное  написание глагольных форм?

Учитель:  вы хорошо научились  образовывать глаголы неопределённой формы,  и умело определяли спряжение глаголов.

- Оцените свою работу.

Физминутка (снятие напряжения с  глаз) слайд 11

7. Самостоятельная работа в группах.  Слайд 12-14

- Выполните задания на карточках в группе.

Давайте вспомним правила работы в группе. Определите, кто у вас будет оформлять работу, и как вы будете представлять работу группы. Не забудьте сообщить об окончание работы.

1 группа.

Задание. Вставь в слова пропущенные буквы. Объясни написание гласных.

        

Увид..л  картину, услыш..л звуки, обид..ла щенка, ех..ли по дороге,  засе..ли поле.

Сделайте вывод.

2 группа.

Задание.  От данных глаголов запишите глаголы в форме 3 лица. ед.ч. Объясни правописание окончаний.

Лаять -____________, гнать - ________, держат- ____________, знать -_____________,  дышать -_______________, помнить -___________.

Сделайте вывод.

Задание .От данных глаголов образуйте повелительную форму глагола в ед.ч.  и мн. числе.

Играть, _______________, _____________,

смотреть, ______________, ____________,

протянуть, ______________, _____________,

Разбери полученные слова по составу.

Сделайте вывод.

Учитель:  Критерий оценивания – правильно выполненное задание в группе.

Проверка работы. (Каждая группа представляет результат: один на доске закрепляет листы, другие рассказывают, затем  оценивают работу в группе).

Учитель:  Молодцы, ребята!

Таким образом, мы вспомнили, как образуется повелительная  форма глагола,  как определить окончания глаголов по спряжению и как правильно определить  безударный глагольный суффикс  у глаголов в прошедшем времени.

8. Игра «Четвёртый лишний»  Слайд 15

Учитель. Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово, определите его и обоснуйте,  почему вы так считаете.

  • Трещит, скрипит, воет, решал. (Решал – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)
  •  Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)
  • Прочитает, запишет, нарисует, считай. (Считай – глагол повелительной формы, остальные глаголы – будущего времени.)

Учитель: Молодцы, вы легко определили формы глагола и нашли лишние слова.

9.  Итог урока.

Учитель:  Давайте  подведем итог урока.

                - Что мы повторили сегодня?

А теперь вернемся к вашим листам самооценки. Выставите итоговую оценку.

10. Рефлексия. Слайд 16

Выскажите  свои впечатления от урока   используя лист рефлексии.

Я понял, что …..

Я узнал, что ……

Мне было интересно…..

Мне было трудно …..

11. Домашнее задание. Придумать сказку о глаголе.

Учитель. Сегодня вы хорошо потрудились, за работу на уроке я поставила следующие оценки.

- Молодцы!  Спасибо за знания.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе "ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ"

Урок русского языка по требованиям ФГОС...

План – конспект урока русского языка по теме: «1 И 2 СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ. В КОРОЛЕВСТВЕ ГЛАГОЛА»

Цель: обучающиеся научатся отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи:Обучающие:- определяют спряжение  глаголов,- отличают  глаголы 1 и 2 спряжения по неопределенной форме.Развивающие:- анализ...

Урок русского языка в 4классе Тема: « Безударные личные окончания глагола. Закрепление.»

Методическая разработка урока русского языка по теме " Безударные личные окончания глагола.Закрепление."...

Конспект урока русского языка в 4классе ("Школа России). "Правописание имён прилагательных мужского и среднего рода в Именительном падеже".

На данном уроке происходило систематизирование знаний детей о прилагательном, как части речи, формирование умения в написании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном паде...