Урок русского языка в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Программа "Начальная школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 4 классе «Обобщение знаний о глаголе» | 56.25 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект обобщающего урока русского языка в 4 классе
по теме «Обобщение знаний о глаголе»
Цели урока:
1.Закрепление и обобщение знаний о глаголе как части речи, его грамматических и морфологических признаках
2.Формирование умения выделять главное, сопоставлять и обобщать.
3.Развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка.
4.Воспитание позитивного, эмоционально – чувственного отношения к русскому языку, пробуждение познавательных интересов.
5.Формирование коммуникативной компетенции учащихся.
I Орг. момент
II Сообщение темы и цели урока
- Мы закончили изучение темы «Глагол» и сегодня закрепим знания, полученные на последних уроках. Сейчас я проверю, как вы усвоили тему. Я читаю утверждение и тот, кого назову должен быстро ответить: ДА,НЕТ.
-Глагол обозначает действие предмета.(да)
-Глагол изменяется по падежам. (нет)
-Не с глаголом пишется раздельно.(да)
-Глаголы имеют три спряжения. (нет)
-Глаголы бывают только настоящего и будущего времени.(нет)
-В предложении глагол чаще всего выполняет роль подлежащего.(нет)
-Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. (да)
III Закрепление грамматических признаков глагола.
1) Время.
а) На доске слова.
-Прочитайте слова
Поб…жали, идёт, н…двигалась, слышит, посв…тило, пишет,
сломает, п…строят, будет любить.
Учитель:
-Что общего в этих словах? Поставьте к глаголам вопросы.
Ученики:
- Глаголы 3 лица
Чем отличаются?
- Время, число
-Как определить время глагола?
Учитель:
-На какие группы можно распределить слова?
Дети предлагают различные варианты.
Учитель даёт задание распределить слова на группы по временам.
б) Самостоятельная работа (Дети записывают слова в три столбика: в 1 –ый прошедшего времени, во 2 –ой – настоящего времени и в 3 –ий – будущего)
в) Проверка выполненной работы (дети читают глаголы в столбиках, ставят вопросы)
побежали идёт сломает
надвигалась слышит построят
посветило пишут будет любить
Далее учитель предлагает «исключить» лишние слова из каждого столбика.
1 столбик:
побежали – мн. ч.,остальные ед.ч.;
надвигалась – жен. р,
посветило – ср. р.
2 столбик:
пишут – мн. ч., остальные ед. ч.
слышит – 2 спр., остальные 1спр.;
3 столбик:
сломает – 1спр.
будет любить –сложная форма будущего времени.
2) Правописание личных окончаний глаголов 2 лица ед. ч.
а) На доске слова: покупаешь, купишь
Учитель:
- Что общего у глаголов?
- 2 лицо ед. ч.
Учитель:
-Назовите личные окончания глаголов.
-ешь,-ишь
Учитель:
- Чем отличаются окончания этих глаголов?
- Как определить спряжение глаголов?
-Объясните правописание безударной гласной в окончаниях глаголов:
Обижа .шь, обид.шь.
б) Задание в паре. Выписать глаголы 1 спр. в один столбик, 2 спр. – в другой.
(У детей на парте карточки)
Лом.т он у дуба сук и в тугой сгиба.т лук.
Плещ.шь ты куда захоч.шь,
Ты морские камни точ.шь.
К морю лишь подход.т он,
Вот и слыш.т будто стон.
Смотр.т - вид.т дело лихо.
в) Проверка выполненной работы:
Iспр. II спр.
сгибает ломит
плещешь точишь
захочешь подходит
слышит
смотрит
видит
3) Правописание глаголов неопределённой формы, глаголов 2 лица ед. ч. и глаголов настоящего времени.
а). Работа в группах разноуровнего состава.
Каждая группа получает задания на карточке.
1 группа.
Разделить слова на группы:
Отправляешься, отправляется, отправляться,светишься, светится, светиться, начинается, начинаться,начинается ,умываться. умывается, умываешься, носиться, носится, носишься.
2 группа.
Образовать формы глагола
неопр. ф. 2 л. ед. ч. 3 л.ед .ч.
отправляться
светиться,
начинаться
умываться
3 группа .
Разделить слова на 3 группы:
Неопр. форма 3 л. ед ч. 2 л. ед . ч.
Отправляешься, отправляется, отправляться, светишься, светится, светиться, начинается, начинаться , начинается ,умываться, умывается, умываешься, носиться, носится, носишься.
Дополнительное задание: подобрать синоним к слову носится
б) Проверка выполненной работы
На какие группы разделили глаголы, прочитайте.
- Что можете сказать о глаголах 2 лица ед. числа?
- Как отличить глаголы 3 л. ед ч. от глаголов неопределённой формы?
IV Самостоятельная работа
-Я читаю слова, а вы ставите точку на координатной плоскости, цифры координаты х соответствуют порядку слов
Смотрит,строишь,мокнет,думает,красит,бегаешь,чертит,сияет,стелет,
зеленеет
V. Работа над предложениями с однородными сказуемыми.
Туча набегает, но не проливается дождём.
-Какой частью речи выражено сказуемое?
VI. Морфологический разбор
I-набегает- глагол
II-н.ф.-набегать
III-П.п.: I спр., несов.вид.
IV-Н.п.: изъяв.накл., наст.вр., 3 л., ед.ч.
V(туча) набегает
_______
VII. Вывод по уроку:
Что было просто?
Что вызвало затруднение?
Что понравилось?
Оцените себя.
Зелёный кружок возьмёт тот, кто при изучении темы «Глагол» получил прочные знания и не допускает ошибки при выполнении заданий.
Жёлтый - тот, кто имеет хорошие знания, но иногда допускает ошибки.
Розовый – кто не усвоил материал и испытывает трудности при выполнении заданий.
Лом.т он у дуба сук и в тугой сгиба.т лук.
Плещ.шь ты куда захоч.шь,
Ты морские камни точ.шь.
К морю лишь подход.т он,
Вот и слыш.т будто стон.
Смотр.т - вид.т дело лихо.
___________________________________________
Лом.т он у дуба сук и в тугой сгиба.т лук.
Плещ.шь ты куда захоч.шь,
Ты морские камни точ.шь.
К морю лишь подход.т он,
Вот и слыш.т будто стон.
Смотр.т - вид.т дело лихо.
___________________________________________________________________
Лом.т он у дуба сук и в тугой сгиба.т лук.
Плещ.шь ты куда захоч.шь,
Ты морские камни точ.шь.
К морю лишь подход.т он,
Вот и слыш.т будто стон.
Смотр.т - вид.т дело лихо.
___________________________________________________________________
Лом.т он у дуба сук и в тугой сгиба.т лук.
Плещ.шь ты куда захоч.шь,
Ты морские камни точ.шь.
К морю лишь подход.т он,
Вот и слыш.т будто стон.
Смотр.т - вид.т дело лихо.
___________________________________________________________________
1 группа.
Разделить слова на группы:
Отправляешься, отправляется, отправляться, светишься, светится, светиться, начинается, начинаться, начинается, умываться, умывается, умываешься, носиться, носится, носишься.
2 группа.
Образовать формы глагола
н. ф. 2 л., ед. ч. 3 л., ед.ч.
отправляться _________________ __________________
светиться _________________ __________________
начинаться _________________ __________________
умываться _________________ __________________
3 группа .
Разделить слова на 3 группы:
н. форма 3 л. ед ч. 2 л. ед . ч.
_______________ ______________ _____________
_______________ ______________ _____________
_______________ ______________ _____________
_______________ ______________ _____________
_______________ ______________ _____________
_______________ ______________ _____________
Отправляешься, отправляется, отправляться, светишься, светится, светиться, начинается, начинаться , начинается ,умываться, умывается, умываешься, носиться, носится, носишься.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русскогоязыка с использованием ЭОР
Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами с использованием ЭОР....
Конспект урока по русскому языку. Тема:"Глагол. Неопределенная и личная форма глагола. Закрепление изученного".
Урок направлен на восстановление и закрепление знания учащихся об общем понятии глагола как части речи....
мастер - класс Создание учебной ситуации на уроках русскогоязыка в начальной школе
Мастер-класс был проведен во время конкурса Учитель года 2012 . Материал содержит практический материал , который будет интересен учителям начальных классов...
Урок русского языка. 4 класс. "Школа России" Тема урока "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов".
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Тема урока: "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов единственного числа"...
Конспект урока русскогоязыка в 4 классе по теме "Образование имен прилагательных" (Развивающая программа Л.В. Занкова)
Тема урока русскогоязыка в 4 классе: Образование имен прилагательных. (Развивающая программа Л.В. Занкова). Урок открытия нового знания. Второй урок в теме "Склонение имен прилагательных"....
Урок русскогоязыка по теме "Глагол"
Урок обобщения по теме "Глагол". На уроке закрепляетютя знания о глаголе как чати речи, о временах глагола, о неопределенной форме глагола. Все упражненя направлены на развитие речи, внимания. мышлени...
Урок русскогоязыка. Постановка УЗ: «Всё ли мы знаем о грамматических значениях имён и глагола»? Грамматическая форма как средство выражения грамматического значения слова. Падежные формы существительных
Урок русского языка по системе "Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова"...