Урок русского языка в 4классе Тема: « Безударные личные окончания глагола. Закрепление.»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Гоголева Майя Фёдоровна

Методическая разработка урока русского языка по теме " Безударные личные окончания глагола.Закрепление."

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

Г.БЕЛАЯ КАЛИТВА

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Урок русского языка в 4классе

Тема: « Безударные личные окончания  глагола. Закрепление.»

«Система Занкова»

                                   Составила учитель начальных классов

                                   Гоголева Майя Фёдоровна

                                                                                 

                                                                      2017г.

Предмет: Русский язык

Класс : 4 , УМК «Система Занкова»                 Учитель: Гоголева Майя Фёдоровна

Тема урока: «Безударные личные окончания  глагола .Закрепление.

Тип урока:  урок закрепления знаний

 Цели урока:

Образовательные 

1)Закрепить знания о правописании безударных личных  окончаний глагола настоящего и будущего времени.

2)Формировать  знания  уч-ся о способах   проверки глаголов с безударными гласными в окончании;

3)Формировать  умения применять полученные знания на практике;

4)Совершенствовать  умения распознавать Глаголы настоящего и будущего времени с безударной гласной в окончании;

Развивающие

  1. Развивать орфографическую зоркость, мышление, воображение, речь учащихся

Воспитательные

  1. Воспитывать потребность в получении знаний;
  2. Воспитывать любовь к природе и бережное  отношение к ней;

Задачи урока:

Познавательные:

-Уметь  отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для выполнения задания

Регулятивные :

- формировать у уч-ся умение определять цель урока;

-развивать умение планировать предстоящую работу и прогнозировать предполагаемый результат;

- побуждать уч-ся к самооценке своей деятельности на уроке.

Личностные :

-воспитывать в уч-ся внимательность, самостоятельность, память, логическое мышление, речь учащихся.

Коммуникативные:

- формировать умение работать в паре, проявлять толерантность

Планируемые результаты:

Предметные

знать: - правило написания проверяемой безударной гласной в окончании глаголов ;  

             - способ проверки написания слов с безударной гласной в окончании глаголов настоящего и будущего времени.            

 

уметь: 

- видеть орфограмму в слове и графически её обозначать;

- определять опасное место в слове;

- правильно писать слова с проверяемой гласной в окончании;

Метапредметные

Личностные:

- познавательный интерес к наблюдениям за словом, удовлетворение от осознания своих достижений.
Регулятивные:

-  осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности.
Познавательные:

- наблюдать за использованием средств языка, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные тайны нашего языка.
Коммуникативные:

- участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения.

Формы и методы:

Работа в группах, самостоятельная работа, фронтальный опрос, коллективная работа

Основные понятия: орфограмма, безударная гласная

Метапредметные связи:  окружающий мир, литературное чтение

Оборудование : учебник, тетрадь, карточки с заданиями, компьютер учителя, интерактивная доска

Ход урока.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

 Прочитайте слова, написанные на доске хором.  Слайд1.

/ Включить мыслительный процесс./ Мыслить – работой ума сопоставлять данные и обобщать. ( Толковый словарь  Ожегова.)

-Цепочка, из которой не должно выпасть ни одно звено.

    1)  Мысл…м,     2)  рассужда…м,     3)  объясняя…м,    4)  отвеча…м,

           5)  проговарива…м,    6)  пиш…м.

    Прежде чем написать слово мы должны выполнять эти действия. И весь урок мы им будем следовать.

    -Эти слова являются алгоритмом наших уроков русского языка.

       -Что  общего  в  этих словах?   ( Назвать общие морфологические  признаки.

 Глаголы,  несов.  вид.,  наст.  вр.,   1л., мн.ч. )

       -Глядя на пропущенную орфограмму ответьте,  что сегодня на уроке мы будем повторять  и  закреплять?   ( Правописание  безуд.  Личных  окончаний  глаголов)

      -Какое  же  слово  в  этой  группе  лишнее?  (Мыслим -// спр.)

  -Почему?  Как проверить?

  -Какие глаголы относятся ко  II спр.?

  -Как  проверить  безуд. гласн.  в  личных  окончаниях  глагола?

    Сейчас  минутка  чистописания.

  Красиво,  правильно.  Безотрывно  пишем  цепочку  букв.

             атятутют    ат…

  -Посмотрите, что составили  эти  буквы?  ( Окончания глаголов  3л.  Мн.ч.)

2. Актуализация знаний и закрепление изученного материала

 - А  сейчас  проверим  вашу  внимательность. Я  называю глагол в неопределённой форме.  На какие вопросы отвечают глаголы в  н.ф.?  (Что делать?  Что сделать?)  А вы ставите его в форму  3 лица, мн. ч

   Колоть  1-ют,  клеить  2-ят,  гнать  (2 искл-ят),  грохотать 1-ут,  стелить 1 искл.-ют,  побороть  1-ют,  сеять  1-ют,  держать  2 искл.-ат.  (затеять  1-ют, дышать  2 искл.-ат   тащить).   Хорошо!

   Запомните,  как правильно произносить слова и старайтесь не ошибаться.

  А сейчас под диктовку пишем слова.  Будьте внимательны!   (К доске 1 ученик)

     Счастье,  чувство,  богатство,  медленно,  свобода,  путешествие.

  -Что  это  за  слова? (словарные)  Самопроверка  с  доской.  

  -Найди лишнее  слово!  (медленно – нареч., а остальные – сущ.)

  -Назовите общие морфологические признаки этих существительных.

 (Нариц., неодуш., в И.п., в ед.ч.)

-А какое слово будет лишним? (свобода- ж.р. (воля)

-Подберите к нему антонимы. (неволя, пленение, заключение)

-К данным словам подберите однокоренные глаголы, которые будут стоять в форме 2лица мн.ч. с безударным окончанием. Записываем под комментирование.

II                               I                           I               II                       I                     I

Осчастливим, чувствуем,  обогащаем,  медлим, освобождаем,  путешествуем.

. Итак продолжаем путешествовать по страницам нашей темы.  А теперь внимание! Слайд 2.

-Прочитайте слова: Расцв..та…т,  осв…жа…т,  наполн…тся,   появ…тся,  дыш…т, пр…п..ка…т,   ра..пускается,  гон..т.

- Что общего в этих словах? ( глаголы, весна, 3л.,ед.ч.)

- По каким признакам можно распределить эти слова на две группы.

1) глаголы I и II спр.

2) глаголы наст.  и  будущ. Времени

3) глаголы соверш. и   несоверш. Вида

4) глаголы исключ.  и  неисключ.

5) глаголы с приставками и без приставок (объясните правописание приставок)

I вариант запишет гл. I спр., а  II вариант – II спр.

Выделяем окончания. Взаимопроверка. Обменялись тетрадями.

- Используя различные формы этих глаголов, другие глаголы, составьте предложения   о весенней природе.( О первых весенних цветах Ростовской области, об их охране)

Физминутка о глаголах II спряжения.

Если глаголы исключения – хлопаем, если не исключения – топаем.

Посмотрим,  заходим,  выполним,  гоним,  дышим,  заклеим,  увидим,  держим, полюбим,  услышим,  зависим,  построим, вытерпим.

- А в каком лице были названы глаголы?

 3. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

 А теперь запишем предложение под диктовку.

Утренний туман плавно поднимается с лугов и тает в лучах яркого солнца.

-Выполнить  синтаксический разбор его .(У интерактивной доски 1уч-ся)

Морфологический разбор слова поднимается.

  1. Поднимается – гл.,  туман (что делает?) поднимается. Обозначает действие предмета.
  2. Н.Ф. – подниматься
  3. Несов.вид.,  I спр.
  4. Ед.ч., наст. вр., 3лицо.
  5. Сказуемое.                      Проверка. Слайд 3.

--Мы продолжаем говорить о богатстве, красоте, точности, образности русского языка – о фразеологических оборотах.

- На доске написаны начало  фразеологизмов. Вам нужно их продолжить, вставляя слова  нос и глаза. ( Работаем в парах)  Слайд 4.

I вариант  выписывают фразеологизмы со словом  нос. 

II вариант  выписывают фразеологизмы со словом  глаза.

( Вставляем пропущенные окончания глаголов, определяем спряжение.)

Хлопа..шь   …. (глазами- незнание, неуверенность, растерянность),

Задира..шь  ….( нос – хвастаться)

Веша..шь   …..( нос – унывать)

Мозол…шь  ….(глаза – надоедать)

Пуска…шь  пыль в ….( глаза -  обманывать)

Заруб…т  на ….( носу – запомнить)

Смотр…т  чужими ….( глазами – не имеет собственного мнения)

Вод…т за…. ( нос – обманывает)

(Проверили свои работы.  Фразеологизмы  на интерактивной доске.

- Объясните значение фразеологизмов. Какие ещё фразеологизмы вы знаете?

 Что общего в данных глаголах? Назовите глаголы I спр. и  II спр. В какой речи употребляются фразеологизмы? ( в разговорной, книжной литературной)

--А сейчас задание на внимательность. Выборочный диктант.

Из предложений текста вы выписываете глаголы 2 лица, ед.ч. Что опасного в  этих глаголах?

Хорошо весной в берёзовой роще. Походишь  по лесу, потрогаешь белые стволы и клейкие листочки, посмотришь  на серёжки,  послушаешь скворца. Станет тебе легко и радостно. И ты широко улыбаешься  и дышишь  полной грудью!

  Сверяем свои работы.  Назовите , какие глаголы соответствуют схеме

 ( приставка, корень, окончание.)  Слайд 4.

4.ИТОГ урока. -Над какой темой мы работали с вами на уроке?

-Как вы научились проверять безударные окончания глаголов настоящего и будущего времени?

5.Информация о домашнем задании. А вы попробуйте пофантазировать и составить текст из пяти предложений о весеннем пробуждении природы.

-На столе у каждого конверт. Откройте его. Перед вами карточка с домашним заданием – 3 уровня. Предлагаю вам выбрать тот уровень, к которому, по-вашему мнению, вы готовы. 1 ур. – лёгкий, 2 ур. – средний, 3 ур. – повышенной сложности

6.Рефлексия.Весна  - это время первых цветов. Давайте сделаем из них букет.

Если вам было интересно на уроке и всё понятно - поднимите голубой подснежник.

Если  затруднялись и ещё надо поработать над темой - белый подснежник.

Если  вам было скучно и не понятно  - поднимите нераскрывшийся цветок.  

Посмотрите, какой красивый букет у нас получился.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

Г.БЕЛАЯ КАЛИТВА

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Урок русского языка в 4классе

Тема: « Безударные личные окончания  глагола. Закрепление.»

«Система Занкова»

                                   Составила учитель начальных классов

                                   Гоголева Майя Фёдоровна

                                                                                 

                                                                      2017г.

Предмет: Русский язык

Класс : 4 , УМК «Система Занкова»                 Учитель: Гоголева Майя Фёдоровна

Тема урока: «Безударные личные окончания  глагола .Закрепление.

Тип урока:  урок закрепления знаний

 Цели урока:

Образовательные 

1)Закрепить знания о правописании безударных личных  окончаний глагола настоящего и будущего времени.

2)Формировать  знания  уч-ся о способах   проверки глаголов с безударными гласными в окончании;

3)Формировать  умения применять полученные знания на практике;

4)Совершенствовать  умения распознавать Глаголы настоящего и будущего времени с безударной гласной в окончании;

Развивающие

  1. Развивать орфографическую зоркость, мышление, воображение, речь учащихся

Воспитательные

  1. Воспитывать потребность в получении знаний;
  2. Воспитывать любовь к природе и бережное  отношение к ней;

Задачи урока:

Познавательные:

-Уметь  отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для выполнения задания

Регулятивные :

- формировать у уч-ся умение определять цель урока;

-развивать умение планировать предстоящую работу и прогнозировать предполагаемый результат;

- побуждать уч-ся к самооценке своей деятельности на уроке.

Личностные :

-воспитывать в уч-ся внимательность, самостоятельность, память, логическое мышление, речь учащихся.

Коммуникативные:

- формировать умение работать в паре, проявлять толерантность

Планируемые результаты:

Предметные

знать: - правило написания проверяемой безударной гласной в окончании глаголов ;  

             - способ проверки написания слов с безударной гласной в окончании глаголов настоящего и будущего времени.            

 

уметь: 

- видеть орфограмму в слове и графически её обозначать;

- определять опасное место в слове;

- правильно писать слова с проверяемой гласной в окончании;

Метапредметные

Личностные:

- познавательный интерес к наблюдениям за словом, удовлетворение от осознания своих достижений.
Регулятивные:

-  осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности.
Познавательные:

- наблюдать за использованием средств языка, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные тайны нашего языка.
Коммуникативные:

- участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения.

Формы и методы:

Работа в группах, самостоятельная работа, фронтальный опрос, коллективная работа

Основные понятия: орфограмма, безударная гласная

Метапредметные связи:  окружающий мир, литературное чтение

Оборудование : учебник, тетрадь, карточки с заданиями, компьютер учителя, интерактивная доска

Ход урока.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

 Прочитайте слова, написанные на доске хором.  Слайд1.

/ Включить мыслительный процесс./ Мыслить – работой ума сопоставлять данные и обобщать. ( Толковый словарь  Ожегова.)

-Цепочка, из которой не должно выпасть ни одно звено.

    1)  Мысл…м,     2)  рассужда…м,     3)  объясняя…м,    4)  отвеча…м,

           5)  проговарива…м,    6)  пиш…м.

    Прежде чем написать слово мы должны выполнять эти действия. И весь урок мы им будем следовать.

    -Эти слова являются алгоритмом наших уроков русского языка.

       -Что  общего  в  этих словах?   ( Назвать общие морфологические  признаки.

 Глаголы,  несов.  вид.,  наст.  вр.,   1л., мн.ч. )

       -Глядя на пропущенную орфограмму ответьте,  что сегодня на уроке мы будем повторять  и  закреплять?   ( Правописание  безуд.  Личных  окончаний  глаголов)

      -Какое  же  слово  в  этой  группе  лишнее?  (Мыслим -// спр.)

  -Почему?  Как проверить?

  -Какие глаголы относятся ко  II спр.?

  -Как  проверить  безуд. гласн.  в  личных  окончаниях  глагола?

    Сейчас  минутка  чистописания.

  Красиво,  правильно.  Безотрывно  пишем  цепочку  букв.

             атятутют    ат…

  -Посмотрите, что составили  эти  буквы?  ( Окончания глаголов  3л.  Мн.ч.)

2. Актуализация знаний и закрепление изученного материала

 - А  сейчас  проверим  вашу  внимательность. Я  называю глагол в неопределённой форме.  На какие вопросы отвечают глаголы в  н.ф.?  (Что делать?  Что сделать?)  А вы ставите его в форму  3 лица, мн. ч

   Колоть  1-ют,  клеить  2-ят,  гнать  (2 искл-ят),  грохотать 1-ут,  стелить 1 искл.-ют,  побороть  1-ют,  сеять  1-ют,  держать  2 искл.-ат.  (затеять  1-ют, дышать  2 искл.-ат   тащить).   Хорошо!

   Запомните,  как правильно произносить слова и старайтесь не ошибаться.

  А сейчас под диктовку пишем слова.  Будьте внимательны!   (К доске 1 ученик)

     Счастье,  чувство,  богатство,  медленно,  свобода,  путешествие.

  -Что  это  за  слова? (словарные)  Самопроверка  с  доской.  

  -Найди лишнее  слово!  (медленно – нареч., а остальные – сущ.)

  -Назовите общие морфологические признаки этих существительных.

 (Нариц., неодуш., в И.п., в ед.ч.)

-А какое слово будет лишним? (свобода- ж.р. (воля)

-Подберите к нему антонимы. (неволя, пленение, заключение)

-К данным словам подберите однокоренные глаголы, которые будут стоять в форме 2лица мн.ч. с безударным окончанием. Записываем под комментирование.

II                               I                           I               II                       I                     I

Осчастливим, чувствуем,  обогащаем,  медлим, освобождаем,  путешествуем.

. Итак продолжаем путешествовать по страницам нашей темы.  А теперь внимание! Слайд 2.

-Прочитайте слова: Расцв..та…т,  осв…жа…т,  наполн…тся,   появ…тся,  дыш…т, пр…п..ка…т,   ра..пускается,  гон..т.

- Что общего в этих словах? ( глаголы, весна, 3л.,ед.ч.)

- По каким признакам можно распределить эти слова на две группы.

1) глаголы I и II спр.

2) глаголы наст.  и  будущ. Времени

3) глаголы соверш. и   несоверш. Вида

4) глаголы исключ.  и  неисключ.

5) глаголы с приставками и без приставок (объясните правописание приставок)

I вариант запишет гл. I спр., а  II вариант – II спр.

Выделяем окончания. Взаимопроверка. Обменялись тетрадями.

- Используя различные формы этих глаголов, другие глаголы, составьте предложения   о весенней природе.( О первых весенних цветах Ростовской области, об их охране)

Физминутка о глаголах II спряжения.

Если глаголы исключения – хлопаем, если не исключения – топаем.

Посмотрим,  заходим,  выполним,  гоним,  дышим,  заклеим,  увидим,  держим, полюбим,  услышим,  зависим,  построим, вытерпим.

- А в каком лице были названы глаголы?

 3. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

 А теперь запишем предложение под диктовку.

Утренний туман плавно поднимается с лугов и тает в лучах яркого солнца.

-Выполнить  синтаксический разбор его .(У интерактивной доски 1уч-ся)

Морфологический разбор слова поднимается.

  1. Поднимается – гл.,  туман (что делает?) поднимается. Обозначает действие предмета.
  2. Н.Ф. – подниматься
  3. Несов.вид.,  I спр.
  4. Ед.ч., наст. вр., 3лицо.
  5. Сказуемое.                      Проверка. Слайд 3.

--Мы продолжаем говорить о богатстве, красоте, точности, образности русского языка – о фразеологических оборотах.

- На доске написаны начало  фразеологизмов. Вам нужно их продолжить, вставляя слова  нос и глаза. ( Работаем в парах)  Слайд 4.

I вариант  выписывают фразеологизмы со словом  нос. 

II вариант  выписывают фразеологизмы со словом  глаза.

( Вставляем пропущенные окончания глаголов, определяем спряжение.)

Хлопа..шь   …. (глазами- незнание, неуверенность, растерянность),

Задира..шь  ….( нос – хвастаться)

Веша..шь   …..( нос – унывать)

Мозол…шь  ….(глаза – надоедать)

Пуска…шь  пыль в ….( глаза -  обманывать)

Заруб…т  на ….( носу – запомнить)

Смотр…т  чужими ….( глазами – не имеет собственного мнения)

Вод…т за…. ( нос – обманывает)

(Проверили свои работы.  Фразеологизмы  на интерактивной доске.

- Объясните значение фразеологизмов. Какие ещё фразеологизмы вы знаете?

 Что общего в данных глаголах? Назовите глаголы I спр. и  II спр. В какой речи употребляются фразеологизмы? ( в разговорной, книжной литературной)

--А сейчас задание на внимательность. Выборочный диктант.

Из предложений текста вы выписываете глаголы 2 лица, ед.ч. Что опасного в  этих глаголах?

Хорошо весной в берёзовой роще. Походишь  по лесу, потрогаешь белые стволы и клейкие листочки, посмотришь  на серёжки,  послушаешь скворца. Станет тебе легко и радостно. И ты широко улыбаешься  и дышишь  полной грудью!

  Сверяем свои работы.  Назовите , какие глаголы соответствуют схеме

 ( приставка, корень, окончание.)  Слайд 4.

4.ИТОГ урока. -Над какой темой мы работали с вами на уроке?

-Как вы научились проверять безударные окончания глаголов настоящего и будущего времени?

5.Информация о домашнем задании. А вы попробуйте пофантазировать и составить текст из пяти предложений о весеннем пробуждении природы.

-На столе у каждого конверт. Откройте его. Перед вами карточка с домашним заданием – 3 уровня. Предлагаю вам выбрать тот уровень, к которому, по-вашему мнению, вы готовы. 1 ур. – лёгкий, 2 ур. – средний, 3 ур. – повышенной сложности

6.Рефлексия.Весна  - это время первых цветов. Давайте сделаем из них букет.

Если вам было интересно на уроке и всё понятно - поднимите голубой подснежник.

Если  затруднялись и ещё надо поработать над темой - белый подснежник.

Если  вам было скучно и не понятно  - поднимите нераскрывшийся цветок.  

Посмотрите, какой красивый букет у нас получился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка по еме "Правописание безударных личных окончаний глаголов в будущем времени "

Данная презентация по русскому языку 4 класс по еме "Правописание безударных личных окончаний глаголов в будущем времени" Урок освоение новых знаний....

Урок русского языка "Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний" 3 класс

Правильно писать  окончание глаголов, определять спряжение, знать глаголы исключения....

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема: «Безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые)».

Урок выстроен  в соответствии с программой "Перспектива".На урок отводится 4 часа - это второй час темы....

Технологическая карта урока. Русский язык 2 класс. Тема «Безударные гласные в корне слова».

Технологическая карта урока.   Русский язык 2 класс.  Тема «Безударные гласные в корне слова»....

Конспект урока русского языка "Правописание глаголов с безударными личными окончаниями" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя:·        создание условий для формирования умения правильно писать безударные личные окончания глаголов;·...

Урок русского языка (послебукварный период) Тема: Безударные гласные звуки [а], [и] – опасное место (слабая позиция безударных гласных звуков)

Формирование у учащихся навыков правописания безударных гласных в корне слова( без называния термина), учиться подбирать проверочное слово; вырабатывать навыки грамотного письма;  закрепить знани...