Урок русского языка в 1 классе "Правописание слов с сочетаниями жи, ши".
презентация к уроку по русскому языку (1 класс)
На уроке прослеживается межпредметная связь (русский язык - окружающий мир), уделяется большое внимание развитию речи и творческой активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_1kl_zhi_shi.doc | 66.5 КБ |
zhi_shi_1klass.ppt | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Правописание слов с сочетаниями жи, ши».
Цель: учить правописанию слов с сочетаниями жи, ши; развивать творческую активность учащихся; воспитывать общепринятые нормы нравственности.
Задачи:
- Обучающие: учить правописанию слов с сочетаниями жи, ши; расширять словарный запас учащихся; повторить материал по теме «Звуки и буквы»; совершенствовать навык нахождения грамматической основы предложения; расширять знания детей о животных.
- Развивающие: развивать творческую активность учащихся, устную и письменную речь, умение анализировать и сравнивать.
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и аккуратность при письме.
1 Чистописание. (ж, ш, щ, ч)
- Сегодня мы вспомним написание четырех букв, о которых и пойдет речь в дальнейшем. Посмотрите, какие это буквы. Назовите их. Вам нравится, как они написаны? Постарайтесь написать также красиво и допишите строчку до конца.
- Молодцы! Я думаю, что вы также красиво будете писать на протяжении всего урока.
2 Введение в тему параграфа.
- Разбейте звуки, которые обозначают эти буквы на 2 группы. (всегда мягкие, всегда твердые).
- Что объединяет эти звуки? (шипящие).
- Послушайте сказку про эти буквы.
Жили-были на свете буквы Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, И, Ы, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули. Хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе: жы, шы, чя, щя, чю, щю. (слайд)
- А как же тогда нам писать эти слоги?
жи ча чу
ши ща щу (слайд) Проговорить все 3 правила.
3 Сообщение темы и цели.
- Сегодня мы будем учиться правильно писать слова с сочетаниями жи, ши.
4 Изучение и закрепление нового материала. Повторение изученного.
- - Я уверена, что вы уже знаете много таких слов. Назовите их мне.
- - А сейчас я вам предлагаю составить такие слова и записать их в тетрадь. Какое правило вы будете применять? Слоги жи, ши можно ставить в начале или в конце слова. Сочетания жи, ши подчеркнуть снизу одной линией. Это орфограммы. (слайд)
- Комментирование. Орфограммы выделить. Проверка по слайду.
(Мыши, ежи, жирафы, животы, камыши, ландыши.) (слайд)
- Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков. Доказать.
- Какие еще буквы могут обозначать 2 звука? Когда?
- Ежи (записать еще раз) – звуко-буквенный анализ.
- Найдите слово, которое нельзя перенести с одной строки на другую.
- Что общего в этих словах? (мн.ч)
- Разбейте эти слова на две группы. (одушевленные и нет, 3 слога и 2 слога)
- Назовите слова, в которых 2 слога.
- Мыши, ежи. (слайд)
- Как можно назвать одним словом? (животные)
- Какая связь существует между этими животными? (ежи охотятся на мышей)
- У вас на партах лежат карточки с текстом. Пробегите его глазками.
Ежы жывут в лесу. Они неуклюжые. Зато на охоте ежы очень ловкие. Их добычей становятся насекомые, мышы, ужы. Летом у ежей родятся детёнышы. Малышы слепые и голые. Зимой ежы спят в норках под пушыстым снежным одеялом.
- Что заметили? (ошибки)
- Видимо, этот рассказ печатал ученик, не знающий правила, которое знаете вы. А какое же правило вы знаете?
- Исправьте ошибки: зачеркните букву, которая написана неправильно, и сверху напишите верную букву. Вы сейчас учителя. Будьте внимательны.
(Самостоятельная работа).
- Прочитайте слова, в которых исправили ошибки. (слайд)
- Прочитайте текст, который у вас получился.
- Найдите в тексте слова, в которых букв больше, чем звуков. Очень (записать) – звуко-буквенный анализ.
- Как можно перенести это слово с одной строки на другую?
- Что нового узнали о ежах?
- Иногда люди, повстречав ежа в лесу, ловят его и приносят домой. Стоит ли это делать? Почему?
- - А какое домашнее животное тоже охотится на мышей? (кот)
- У кого дома есть кот или кошка? Ловят они мышей?
- Что любить делать ваш кот или кошка? Составьте красивое предложение.
- Попробуйте показать мне вашего кота:
Театрализованная физкультминутка.
- Встали из-за парт. Покажите как
- кот умывается,
- виляет хвостиком,
- крадется,
- притаился и следит за мышкой (я передвигаю по воздуху мышку).
- У меня тоже есть кот. Вот его фотография. (слайд)
- Попробуйте описать моего кота. (спинка – полосатая пижамка, на груди белый галстук, на лапках белые тапочки – сапожки)
- Я объединила ваши ответы и составила такое предложение:
У кота Васьки полосатая спинка и белый животик.
- Сколько слов в предложении? Что такое у и и?
Письмо предложения под диктовку. Выделить орфограммы. Проверка.
- Животик – подчеркнуть буквы, которые в данном слове показывают мягкость согласного звука.
- А у моего соседа тоже есть кот. Вот такой: (слайд)
- Какую кличку можно дать этому коту? (Рыжик) Почему?
- Запишем под диктовку предложения про этого кота. Выделить орфограммы.
- Сколько предложений я прочитала? (Предложение выражает законченную мысль.)
Жил у Миши пушистый кот. Спал Рыжик на диване.
- Сколько слов в 1-ом предложении? (Запись под диктовку.)
- Сколько слов во 2-ом предложении? (Запись по памяти.)
- Объяснение орфограмм.
- Выделим основу в предложениях. (комментирование)
-Попробуйте продолжить этот рассказ одним – двумя предложениями. Следующее предложение должно начаться со слова: Вдруг… (Устно)
5 Итог урока.
- Так чему мы сегодня учились на уроке?
- Как пишутся сочетания жи, ши?
- Хочу на память вам подарить закладки, на которых написано правило-стишок: Знаем твердо: жи и ши пишем через букву и. (слайд)
6 P. S.
А знаете ли вы, что в Англии и Австрии кошек берут на работу для охраны помещений, в которых хранится зерно, от мышей. Когда кошка становится старой, ее отправляют на отдых и выплачивают пенсию. Как думаете, чем?
(мясом, молоком, бульоном.)
7 Резерв.
С. 46 № 75.
мы
камы
е
ланды
рафы
воты
жи
ши
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
мы камы е ланды рафы воты жи ши мы ши камы ши е жи ланды ши жи рафы жи воты
Ежы жывут в лесу. Они неуклюжые. Зато на охоте ежы очень ловкие. Их добычей становятся насекомые, мышы, ужы. Летом у ежей родятся детёнышы. Малышы слепые и голые. Зимой ежы спят в норках под пушыстым снежным одеялом. и и и и и и и и и и
Знаем твёрдо: жи и ши Пишем через букву и .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка во 2 классе тема: "Сочетания ЧК-ЧН"
Автор: Мифтахова Эльза ГабденуровнаМОУ "Ижёвская средняя общеобразовательная школа"Урок русского языка во 2 классе. Тема: "Сочетания ЧК-ЧН"...
Урок русского языка в 1 классе "Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща. чу-щу. Перенос слов"
Урок русского языка в 1 классе "Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща. чу-щу. Перенос слов"...
Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов" 4 класс
Урок с использованием интерактивной доски....
Урок русского языка в 1 классе.Тема: "сочетания жи-ши "
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, ход урока записан в технологиеской карте....
Конспект урока русского языка 2 класс "Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"
Конспект урока русского языка 2 класс "Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". УМК Перспективная начальная школа""...
Конспект урока русского языка по теме "Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу".
Конспект урокаУчитель: Булатова Лидия Павловна.Предмет: Русский язык.Тема урока: Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу.Тип урока: комбинированный.Цель урока: Закреплять представления о твердых согласных ...
Урок русского языка на тему "Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше"
Урок для 1-го класса по УМК "Перспективная начальная школа". Данный урок включает в себя тему, цели, планируемые результаты, этапы урока....