Урок русского языка в 1 классе "Правописание слов с сочетаниями жи, ши".
презентация к уроку по русскому языку (1 класс)

Осетрова Марина Валерьевна

На уроке прослеживается межпредметная связь (русский язык - окружающий мир), уделяется большое внимание развитию речи и творческой активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_1kl_zhi_shi.doc66.5 КБ
Office presentation icon zhi_shi_1klass.ppt98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание слов с сочетаниями жи, ши».

Цель: учить правописанию слов с сочетаниями жи, ши; развивать творческую активность учащихся; воспитывать общепринятые нормы нравственности.

Задачи:

  1. Обучающие: учить правописанию слов с сочетаниями жи, ши; расширять словарный запас учащихся; повторить материал по теме «Звуки и буквы»; совершенствовать навык нахождения грамматической основы предложения; расширять знания детей о животных.
  2. Развивающие: развивать творческую активность учащихся, устную и письменную речь, умение анализировать и сравнивать.
  3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и аккуратность при письме.

1 Чистописание. (ж, ш, щ, ч)

- Сегодня мы вспомним написание четырех букв, о которых и пойдет речь в дальнейшем. Посмотрите, какие это буквы. Назовите их. Вам нравится, как они написаны? Постарайтесь написать также красиво и допишите строчку до конца.

- Молодцы! Я думаю, что вы также красиво будете писать на протяжении всего урока.

2 Введение в тему параграфа.

- Разбейте звуки, которые обозначают эти буквы на 2 группы. (всегда мягкие, всегда твердые).

- Что объединяет эти звуки? (шипящие).

- Послушайте сказку про эти буквы.

Жили-были на свете буквы Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, И, Ы, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули. Хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе: жы, шы, чя, щя, чю, щю. (слайд)

- А как же тогда нам писать эти слоги?

     жи   ча    чу

     ши   ща   щу   (слайд)    Проговорить все 3 правила.

3 Сообщение темы и цели.

- Сегодня мы будем учиться правильно писать  слова с сочетаниями жи, ши.

4 Изучение и закрепление нового материала. Повторение изученного.

  1. - Я уверена, что вы уже знаете много таких слов. Назовите их мне.
  2. - А сейчас я вам предлагаю составить такие слова и записать их в тетрадь. Какое правило вы будете применять? Слоги жи, ши можно ставить в начале или в конце слова. Сочетания жи, ши подчеркнуть снизу одной линией. Это орфограммы. (слайд)

- Комментирование. Орфограммы выделить. Проверка по слайду.

        (Мыши, ежи, жирафы, животы, камыши, ландыши.) (слайд)

- Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков. Доказать.

- Какие еще буквы могут обозначать 2 звука? Когда?

- Ежи (записать еще раз) – звуко-буквенный анализ.

- Найдите слово, которое нельзя перенести с одной строки на другую.

- Что общего в этих словах? (мн.ч)

- Разбейте эти слова на две группы. (одушевленные и нет, 3 слога и 2 слога)

- Назовите слова, в которых 2 слога.

  1. Мыши, ежи. (слайд)

- Как можно назвать одним словом? (животные)

- Какая связь существует между этими животными? (ежи охотятся на мышей)

- У вас на партах лежат карточки с текстом. Пробегите его глазками.

Ежы жывут в лесу. Они неуклюжые. Зато на охоте ежы очень ловкие. Их добычей становятся насекомые, мышы, ужы. Летом у ежей родятся детёнышы. Малышы слепые и голые. Зимой ежы спят в норках под пушыстым снежным одеялом.

- Что заметили? (ошибки)

- Видимо, этот рассказ печатал ученик, не знающий правила, которое знаете вы. А какое же правило вы знаете?

- Исправьте ошибки: зачеркните букву, которая написана неправильно, и сверху напишите верную букву. Вы сейчас учителя. Будьте внимательны.

(Самостоятельная работа).

- Прочитайте слова, в которых исправили ошибки. (слайд)

- Прочитайте текст, который у вас получился.

 

- Найдите в тексте слова, в которых букв больше, чем звуков. Очень (записать) – звуко-буквенный анализ.

- Как можно перенести это слово с одной строки на другую?

- Что нового узнали о ежах?

- Иногда люди, повстречав ежа в лесу, ловят его и приносят домой. Стоит ли это делать? Почему?

  1. - А какое домашнее животное тоже охотится на мышей? (кот)

- У кого дома есть кот или кошка? Ловят они мышей?

- Что любить делать ваш кот или кошка? Составьте красивое предложение.

- Попробуйте показать мне вашего кота:

Театрализованная физкультминутка.

- Встали из-за парт. Покажите как

  1. кот умывается,
  2. виляет  хвостиком,
  3. крадется,
  4. притаился и следит за мышкой (я передвигаю по воздуху мышку).

- У меня тоже есть кот. Вот его фотография. (слайд)

                

- Попробуйте описать моего кота. (спинка – полосатая пижамка, на груди белый галстук, на лапках белые тапочки – сапожки)

- Я объединила ваши ответы и составила такое предложение:

У кота Васьки полосатая спинка и белый животик.

- Сколько слов в предложении? Что такое у и и?

Письмо предложения под диктовку. Выделить орфограммы. Проверка.

- Животик – подчеркнуть буквы, которые в данном слове показывают мягкость согласного звука.

  1. А у моего соседа тоже есть кот. Вот такой: (слайд)

                

- Какую кличку можно дать этому коту? (Рыжик) Почему?

- Запишем под диктовку предложения про этого кота. Выделить орфограммы.

- Сколько предложений я прочитала? (Предложение выражает законченную мысль.)

Жил у Миши пушистый кот. Спал Рыжик на диване.

- Сколько слов в 1-ом предложении? (Запись под диктовку.)

- Сколько слов во 2-ом предложении? (Запись по памяти.)

- Объяснение орфограмм.

- Выделим основу в предложениях. (комментирование)

-Попробуйте продолжить этот рассказ одним – двумя предложениями. Следующее предложение должно начаться со слова: Вдруг…  (Устно)

5 Итог урока.

- Так чему мы сегодня учились на уроке?

- Как пишутся сочетания жи, ши?

- Хочу на память вам подарить закладки, на которых написано правило-стишок: Знаем твердо: жи и ши пишем через букву и. (слайд)

6 P. S.

А знаете ли вы, что в Англии и Австрии кошек берут на работу для охраны помещений, в которых хранится зерно, от мышей. Когда кошка становится старой, ее отправляют на отдых и выплачивают пенсию. Как думаете, чем?

(мясом, молоком, бульоном.)

7 Резерв.

С. 46 № 75.

мы

камы

е

ланды

рафы

воты

жи

ши


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

жы, шы, чя, щя, чю, щю . жи ча чу ши ща щу Ж Ш Ч Щ У Ю И Ы А Я

Слайд 2

мы камы е ланды рафы воты жи ши мы ши камы ши е жи ланды ши жи рафы жи воты

Слайд 3

Ежы жывут в лесу. Они неуклюжые. Зато на охоте ежы очень ловкие. Их добычей становятся насекомые, мышы, ужы. Летом у ежей родятся детёнышы. Малышы слепые и голые. Зимой ежы спят в норках под пушыстым снежным одеялом. и и и и и и и и и и

Слайд 6

Знаем твёрдо: жи и ши Пишем через букву и .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка во 2 классе тема: "Сочетания ЧК-ЧН"

Автор: Мифтахова Эльза ГабденуровнаМОУ  "Ижёвская средняя общеобразовательная школа"Урок русского языка во 2 классе. Тема: "Сочетания ЧК-ЧН"...

Урок русского языка в 1 классе "Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща. чу-щу. Перенос слов"

Урок русского языка в 1 классе "Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща. чу-щу. Перенос слов"...

Урок русского языка в 1 классе.Тема: "сочетания жи-ши "

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, ход урока записан в технологиеской карте....

Конспект урока русского языка 2 класс "Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Конспект урока русского языка 2 класс "Тайна написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". УМК Перспективная начальная школа""...

Конспект урока русского языка по теме "Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу".

Конспект урокаУчитель: Булатова Лидия Павловна.Предмет: Русский язык.Тема урока: Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу.Тип урока: комбинированный.Цель урока: Закреплять представления о твердых согласных ...

Урок русского языка на тему "Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше"

Урок для 1-го класса по УМК "Перспективная начальная школа". Данный урок включает в себя тему, цели, планируемые результаты, этапы урока....