Урок русского языка в 1-м классе по учебнику Т.Г. Рамзаевой по теме "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Урок русского языка в 1-м классе по учебнику Т.Г. Рамзаевой по теме "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"
Цель:
Закрепить навык написания слов с сочетаниями жи-ши;
Познакомить с новым словом из словаря - «машина»;
Содействовать развитию внимания, памяти, мышления, кругозора, развитию речи и интеллекта учащихся;
Дать первоначальное представление о фразеологизмах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_po_russkomu_yazyku_1_klass.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 1-м классе по учебнику Т.Г. Рамзаевой по теме "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"
Михайлова Наталия Гейнриховна, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу:Преподавание в начальной школе
Цель:
Закрепить навык написания слов с сочетаниями жи-ши;
Познакомить с новым словом из словаря - «машина»;
Содействовать развитию внимания, памяти, мышления, кругозора, развитию речи и интеллекта учащихся;
Дать первоначальное представление о фразеологизмах.
Оборудование:
- CD с презентацией,
- проектор,
- колонки,
- компьютер,
- разрезные карточки с буквами «м», «х», «ц», «ш», «ж», «е», «д»,
- таблица характеристики звуков [ж] и [ш],
- таблица правописания слогов «Запомни! Жи-ши»,
- таблицы «Слышим и произносим», «Пишем и видим»,
- индивидуальные карточки со слогами,
- ребус к слову машина,
- карточки с деформированным предложением для групповой работы,
- цветные сигналы (круги зеленого, синего и красного цвета) для дифференцированного задания.
Ход урока
(Презентация, слайд 1)
I . Орг. момент.
Прозвенел звонок для нас,
Мы зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели,
Спинки прямо
Все легонечко вздохнем
И урок наш мы начнем.
II. Мобилизующее начало
(На доске на карточках представлен ряд букв м,х,ц,ж,ш,д,е)
- Назовите буквы.
- Какая буква лишняя? Почему?
- Найдите среди согласных букв те, про которые можно сказать «шипящие, парные по звонкости-глухости, обозначают всегда твердые согласные звуки».
- Давайте еще раз повторим и вспомним, что мы знаем о буквах «Ж» и «Ш» и о звуках, которые они обозначают (работа по таблице №1).
Таблица №1.
- А чем отличаются звонкие согласные от глухих?
- Как вы понимаете такое выражение «буквы «ж» и «ш» обозначают всегда твердые согласные звуки»? Что значит всегда?
- А какое общее орфографическое правило объединяет буквы «ж» и «ш»? (работа по таблице № 2 «Запомни!»)
Таблица №2
- Почему же так важно помнить об этом правиле? (работа по таблицам №3-4 «Слышим и произносим», «Пишем и видим»).
Таблица №3
Таблица №4
III. Сообщение темы урока
- Исходя из вышесказанного, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Ответы детей).
Задание на проверку внимания
- И начнем мы с вами с задания на проверку внимания (индивидуальная работа на карточках №1).
Карточка №1
шу, ши, жа, жи,сши кжи, жом, жу, аш, жит шит, ыш, жэм, иш, шин мши, тиш, жми, жми, жак жди, шиб, сжи, шир, зош |
- Подчеркните зеленым стержнем только те слоги, которые содержат в себе сочетания жи-ши.
Проверка:
- Сколько слогов вы подчеркнули?
- Давайте прочитаем.
IV Словарная работа.
- Продолжаем наш урок и переходим к словарной работе.
- Какие словарные слова мы с вами уже выучили? (Ответ: корова, сорока, воробей, ворона)
- Что объединяет эти слова в одну группу? (Ответ: безударная гласная «о», отвечает на вопрос «Кто?», состоят из 3-х слогов)
- Сегодня познакомимся с новым словом, но для этого вам нужно разгадать ребус. (Дан ребус на слово «машина»)
- Что же такое машина?
- Назовите синоним к слову «машина». (Автомобиль)
Рассказ учителя:
- На самом деле слово «машина» не означает только вид транспорта. Слово «машина» пришло из французского языка и означало «махина» или «сооружение». А в словаре дается такое понятие слову «машина» - «механическое устройство, совершающее полезную работу».
- Машины бывают разные (слайды 2-7) (демонстрация слайдов с комментированием учителя)
Работа с пословицей
- Прочитайте пословицу с доски.
КАКАЯ О МАШИНЕ ЗАБОТА, ТАКАЯ И ЕЕ РАБОТА.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Запись слова «машина» в тетрадь с последующим анализом.
Количество слогов.
Определение ударного слога.
Определение безударной гласной и слога.
Определение количества орфограмм в слове.
- А какое еще слово с орфограммой жи-ши спряталось в слове «машина»? (шина)
Работа в парах
(Дети работают с разрезными карточками, на которых записано деформированное предложение «У машины шины.»)
Комментированное письмо
- Запишите предложение в тетрадь, выделите заглавную букву и орфограмму жи-ши.
ФИЗМИНУТКА
- Ну, а теперь, давайте еще раз все вместе обратимся к правилу, которое поможет нам сегодня выполнять задание (слайд 8)
- Прочитаем хором запись с экрана.
- Назовите слова, которые отвечают на вопрос «Кто?»
- Назовите слова, которые отвечают на вопрос «Что?»
- Назовите только те слова, в которых по 2 раза встретился звук [ы]. (Лыжи, мыши, шины)
Проверка (слайд 9)
- Посмотрите на звуковую запись этих слов, где мы еще раз убедимся в наличии двух звуков [ы] в каждом слове. (слайд 10)
- Запишите данные слова буквами. Разделите слова на слоги, поставьте ударение.
Проверка (слайд 11)
- Что общего у этих слов? (2 слога, 4 буквы, 4 звука, ударение на первый слог)
Устная фронтальная работа
- Следующее задание нам поможет выполнить такая чудесная наука, как математика. Зная понятия, что такое цвет и форма, давайте составим слова. (Слайд 12)
Проверка (Слайд 13)
(Слайд 14)
- Разделите данные слова по-разному на 2 группы. (4 варианта деления)
- Как по-другому сказать слово «малыши»?
- Запишите слово «ёжики» с маленькой буквы на следующей строчке. Найдите правильную звуковую запись этого слова. Укажите, под каким номером. (слайд 15)
- Давайте проверим (слайд 16) (запись транскрипции слова в тетрадь)
- Сколько букв в слове «ёжики»? А сколько звуков? Почему букв больше, чем звуков?
Фонетическая загадка
Загадка-шутка
- Можно ли ужа превратить в ухо?
- А можно ли слово «ужи» превратить в слово «уши»?
- Как?
- Давайте проверим (слайд 17)
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
- Продолжаем наш урок и отправимся на несколько минут в «Царство Фразеологии».
(Учитель напоминает детям значение слова «фразеологизм»)
(Слайд 18)
- Сегодня мы продолжаем знакомство с фразеологизмами, содержащие слова «ухо» и «уши»
(Слайд 19-22)
(демонстрация слайдов с комментированием учителя)
- Продолжаем наш урок и переходим к следующему заданию.
Дифференцированная работа (слайд 23)
(На слайде представлены задания 4-х уровней сложности: от самого высокого до самого низкого с последующим объяснением учителя)
Проверка (слайд 24)
Итог
- Над какой темой мы сегодня работали на уроке?
- Какое орфографическое правило повторили?
- Что нового узнали на уроке?
- Давайте еще раз хором прочитаем и закрепим правило написания сочетаний жи-ши. (Чтение печатного текста с индивидуальных карточек)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК «Планета знаний» Конспект урока русского языка в 1-м классе. Тема: "Повторение. Правило безударной гласной в корне слова"
УМК «Планета знаний»Конспект урока русского языка в 1-м классе.Тема: "Повторение. Правило безударной гласной в корне слова" Цель: формирование орфографической зоркости обучающихся с опорой на пра...
Урок русского языка во 2-м классе "Закрепление знаний написания безударных гласных в корне слов"
Закрепление знаний написания безударных глассных в корне слов...
Конспект урока русского языка во 2-ом классе по теме "Правописание безударных гласных в корне слова
Коспект урока и презентация по теме "Безударные гласные в корне слова"...
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по учебникам Т. Г. Рамзаевой
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по учебникам Т. Г. Рамзаевой...
Отзыв к уроку русского языка в 3-ем классе, на тему"Правописание безударных гласных в корне слова"
Отзыв руководителя ГМОЛ на открытый урок по русскому языку в третьем классе....
Конспект урока по русскому языку в 3-м классе (по учебнику Т.Г.Рамзаевой). Тема урока: "Непроизносимые гласные в корне слова"
Цель:Формирование знания о правиле правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова;Формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных с обозначением непроизносимых ...