«Написание слов с разделительным ь и ъ знаками. Разделительный ь», 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект и презентация урока по русскому языку «Написание слов с разделительным ь и ъ знаками. Разделительный ь.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razdelitelnyy_myagkiy_znak_2v.pptx | 1.14 МБ |
razdelitelnyy_myagkiy_znak.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
шь пирог с грибами, да д р язык зубами. Е жи за е
Я зык
Яг о да
у кий язык - самый сложный и б гатый язык в мире. сс о Р
Боль, семья, день, тень, листья.
Деньки , ружье вьюга, коньки,, листья, воробьи, дождь, муравьи, ночь.
соловей- воробей- дерево- брат- стул-
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в форме технологической карты на тему: «Безударные окончания существительных в единственном числе»,
Тема урока: «Написание слов с разделительным ь и ъ знаками. Разделительный ь.»
Тип урока: изучения нового материала.
УМК «Перспективная начальная школа»
ЦЕЛЬ: познакомить с правилом написания разделительного ь.
ЗАДАЧИ:
- учить учащихся находить в словах разделительный ь и ъ знаки, их употребление на письме;
- развивать орфографическую зоркость учащихся, мышление, память, внимание;
- воспитывать культуру речи, развивать компетентность общения;
Метапредметные:
1.Познавательные УУД: совершенствовать умение строить логические цепи рассуждения, умение моделировать, структрировать найденную информацию в нужной форме, выбрать подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации.
2. Регулятивные УУД: совершенствовать умения контролировать свою деятельность по результату; учить адекватно оценивать своего одноклассника.
3. Личностные УУД: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание
3. Коммуникативные УУД:
- развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;
-формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.
- формирование навыков сотрудничества
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно применять правила написания слов с разделительными знаками; выполнять разбор слова по составу.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Формы работы обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная
Применяемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровье - сберегающие, системно - деятельностный подход в обучении, технология оценивания учебных результатов
Техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Формирование УУД |
I.Организация класса 1 мин | -Здравствуйте, ребята, сейчас урок русского языка проведу у вас я, зовут меня ….. -Тихо сядут девочки. Ещё тише сядут мальчики. -Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». -Если у вас чего-то нет на парте, то поднимите руку. | Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу на уроке, создание психологического климата. | Регулятивные: Организация рабочего места под руководством учителя. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
II.Минутка чистописания 5 мин III.Словарная работа | -Наш урок я бы хотела начать с загадки. -То я в клетку, То в линейку. Написать по ним Сумей-ка! Можешь и нарисовать... Что такое я?.. (Тетрадь). -Откройте тетрадь и запишите: Тринадцатое апреля. Классная работа. - Итак, покажите мне посадкой, что вы готовы все меня слушать. - Посмотрите на доску, перед вами буквосочетания. Прочитайте их про себя. - Вслух громко и четко прочитает …… бе ди ме то - Назовите виды соединений? -Расположите тетрадь под наклоном, сядьте правильно, так, чтобы между вами и партой проходил кулачок. - Пропишите буквосочетания до конца строчки, чередуя. - Покажите посадкой, что вы готовы меня слушать. -Кто справился с заданием, возьмите в руки простой карандаш и подчеркните 4 самых красивых буквосочетания. -Посмотрите ниже на доску, прочитайте предложение. Что это? «Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами» -Как вы понимаете смысл пословицы? - Назовите орфограммы, которые встречаются в данной пословице. -Запишите предложение с большой буквы, выделяя орфограммы. -Запишите ниже с большой буквы слово словарь и поставьте двоеточие. Сейчас я буду читать загадки, а вы разгадывать, ответами будут словарные слова. Будьте внимательными, не выкрикивайте. -Слушаем первую загадку: Всегда он в работе, Когда говорим А отдыхает, Когда мы молчим. -Правильно, язык. Проговорите слово по слогам, поставьте ударение, запишите с маленькой буквы после двоеточия, подчеркните букву которую необходимо запомнить и поставьте запятую - Следующая загадка: Круглое, румяное С дерева достану я На тарелку положу, «Кушай, мамочка», - скажу -Правильно, ягода. Проговорите слово по слогам, поставьте ударение, запишите с маленькой буквы после двоеточия, поставьте точку. -Теперь с одним из словарных слов составьте предложение. - А я придумала вот такое предложение: «Русский язык - самый сложный и богатый язык в мире» -Назовите орфограммы, которые в нем встречаются. | Отгадывают загадку бе (среднее) ди (верхнее) ме (среднее) то (нижнее) пословица Не говори ничего лишнего; сперва хорошенько подумай, перед тем как говорить. ( Заглавная буква в начале слова; держи- жи, ши с буквой и; пирог – словарное слово, держи –безударна буква в корне слова; за зубами предлог пишется со словом раздельно) Разбор слова: я-зык я –го -да (Русский – удвоенная буква с; язык – словарное слово; богатый – проверочное слово Бог.) | Познавательные: отвечают на простые и сложные вопросы учи-теля. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и записи на доске. Регулятивные: используют в своей деятельности простейшие приборы: линейку и простой карандаш. Личностные: оценивают и принимают следующие базовые ценности: «этики» |
III. Постановка учебной задачи. Определение границ знания и незнания. 7 мин | -Внимание на экран. - Прочитайте слова про себя - Вслух громко и четко прочитает … Боль, семья, день, тень, листья. - Что объединяет эти слова? -На какие группы, по расположению мягкого знака можно их разделить. - Расскажите о мягком знаке. Что знаете о нем? - Так, кто же догадался, какая же тема нашего сегодняшнего урока? - Сегодня на уроке вы узнаете, когда пишется разделительный мягкий знак. |
В каждом слове встречается мягкий знак. Слова с мягким знаком в конце и в середине. - Не обозначает звука. - Показывает мягкость впередистоящего согласного. - В сочетаниях чк, чн, щн, чт ь не пишется. (Разделительный ь -знак) | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; Познавательные УУД: постановка проблемы, нахождение путей решения проблемы. Регулятивные УУД: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи |
V.Изучение нового материала. 10 мин | - Откройте учебник на странице 105- ой. -Посмотрите на первый плакат. - Обратите внимание на первую строчку, прочитаем все вместе вслух ПОЛЁТ – ПОЛЬЁТ - Чем различается произношение слов? -Слова имеют разное значение или одинаковое? - В каком слове больше звуков, в первом или во втором? - Какой новый звук появился? - Как мы на письме передаем то, что звуков стало больше, что появился звук й? Прочитаем вторую строчку СОЛЮ – СОЛЬЮ - Различаются ли в произношении два этих слова? - Они имеют разное значение или одинаковое? - В каком слове больше звуков, в первом или во втором? - Какой новый звук появился? - Как мы на письме передаем то, что звуков стало больше, что появился звук й? - Посмотрите на второй плакат - Первая колонка, буква Е в слове пьеса обозначает два звука, потому что стоит после Ь. - Какие звуки образует буква Ё? буква Ю? буква Я? - В каком слове Ь указывает на мягкость согласного? - В каких словах Ь выполняет функцию разделительного? - Что он разделяет? - Скажите пред какими буквами пишется разделительный мягкий знак? -Посмотрите на плакат. - На что показывает разделительный мягкий знак? - Теперь вам необходимо продолжить высказывания, я начинаю, а вы заканчиваете.
- Найдите упражнение 116, на странице 106-ой. - Произнесите слова: солови, мурави, вороби. - Существуют ли такие слова? - Как нужно изменить произношение этих слов, чтобы получились настоящие слова? - А как на письме показать другое, правильное произношение этих слов? - Запишите эти слова правильно в тетрадь. - К доске пойдет записывать первое слово …, а остальные пишут в тетрадях. - Посмотрите на третий плакат ниже, после упражнения. - Прочитайте слова про себя. - Какие новые звуки появились в этих словах? - В слове пьеса ( йэ), совьет ( йо), запью (йу), скамья (йа), муравьи (йи). - Чем он отличается от второго плаката? - Скажите, ребята, разделительный мягкий знак пишется сразу после приставки? -Найдите на странице 107- ой правило. -В слух громко и четко прочитает… -Давайте повторим вместе… - Кто может повторить сам, не подглядывая в учебник. - Кто готов поднимите красиво руку. | В первое слово произносится слитно, а второе слово раздельно. (разное) (во втором) (звук й) (йо) При помощи мягкого знака. да (разное) (во втором) (звук й) (йо) Отвечают ученики (звук йо, йу, йа) В слове пьеса (польет, солью, семья) корень и окончание (Е, Ё, Ю,Я) ( разд. Ь показывает, что после него идут буквы, обозначающие два звука.) Нет Нужно произнести слова более мягче. Нужно написать мягкий знак на конце слова. Запись: Соловьи, муравьи, воробьи. В этом плакате появился новый новый звук (ий) (нет, после приставки он не пишется) | Познавательные УУД: умение осуществлять логическое действие «классификация» Коммуникатив-ные УУД: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Познавательные УУД: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о правилах написания разделительных знаков; логические - осуществляют поиск необходимой информации.) Коммуникативные УУД: умение адекватно оценивать поведение товарищей в ходе совместной деятельности |
- А теперь проверим ваши знания на практике. - Внимание на экран, перед вами слова. Вам необходимо разделить слова на две группы так, чтобы первая была с разделительным ь знаком, а вторая была с мягким знаком, которая показывает мягкость предыдущей буквы. «деньки, вьюга, коньки, ружье, листья, воробьи, дождь, муравьи, ночь» | деньки вьюга коньки ружье дождь воробьи ночь муравьи листья | ||
Физкульт-минутка 2 мин | Вы наверное устали, А сейчас все дружно встали . Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Еще попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись, Сели очень тихо. | ||
VI. Закрепление 8 мин | - А сейчас поиграем в игру: «Будь внимателен» У вас на столах лежат звездочки красного и зеленного цвета, я сейчас буду читать слова, если услышите слова с разделительный Ь знаком, то вы показываете зеленую звезду. А если мягкий знак в конце слова, то поднимаете красную звезду. -Кому не понятно. -Тогда начнем. Листья, пень, день, прутья, камень, стулья, метель, вьюга, счастье, олень, семья, перья. - Молодцы, вы были внимательны. | листья - зеленый пень – красный день – красный прутья, - зеленый камень – красный стулья - зеленый метель – красный вьюга – зеленый счастье – зеленый олень – красный семья – зеленый перья - зеленый. | |
-Выполним следующее задание. Вам необходимо записать следующие слова во мн. числе. -К доске пойдет образовывать первое слово… -Пишем в столбик, с маленькой буквы. соловей- соловьи - Молодец, садись на свое место. - Следующий пойдет к доске… воробей- воробьи дерево- деревья брат- братья стул- стулья | Записывают слова в тетрадь. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.) | |
VII. Включение в систему знаний 3 мин | Ну что же, друзья, подведём итог. -Давайте вспомним наш урок с самого начала. - Назовите тему сегодняшнего урока. -- Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? - На что показывает разделительный мягкий знак? - Разделительный мягкий знак пишется сразу после приставки? Вы сегодня были большими молодцами! Я вами горжусь -А сейчас оцените себя, у вас на столах лежат звездочки, если вам на уроке было все понятно, то поднимите красную звезду. А если у вас возникали вопросы, вам не совсем было все понятно, то поднимите зеленую звезду. -Спасибо за урок, всего доброго. | Разделительный Ь ( разделительный Ь показывает, что после него идут буквы, обозначающие два звука.) (нет, после приставки он не пишется) | Познавательные УУД: умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком
Формировать навык правописания слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости, развивать орфографическую зоркость; способствовать развитию речи учащихся; развива...
Урок русского языка во 2 классе "Упражнения в написании слов с разделительным ь и разделительным ъ."
Урок русского языка во 2 классе. ...
Написание слов с разделительным мягким знаком
Урок русского языка и развития речи, 2 класс по программе В.В. Воронковой. Тема: "Написание слов с разделительным мягким знаком"...
Дидактический материал по русскому языку по теме "Написание слов с разделительным твердым знаком".
Часто ученики допускают ошибки при написании слов с разделительным твердым знаком: замена твердого знака на мягкий знак или отсутствие твердого знака в слове. Поэтому для учащихся разработан дидактиче...
Упражнения в написании слов с разделительными мягким и твердым знаками.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССГО ЯЗЫКА...
Дидактический материал по русскому языку по теме: «Написание слов с разделительным твердым знаком».
Материал можно отрабатывать, как для закрепления темы, так и для контрольного среза....
Урок русского языка на тему "Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак". 4-й класс
Цель: Создание условий для организации деятельности учащихся по закреплению правописания слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.Задачи:Предметные: содействовать ...