Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных, целевых установок начального образования, таких как: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В соответствии с учебным планом школы на 2020-2021уч. год на изучение данной программы выделено: 136ч.
Основные цели программы:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Содержание программы представлено следующими содержательными линиями:
система языка (основы лингвистических знаний):фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Программа составлена на основе «Примерных программ начального общего образования». В 2 ч., М: Просвещение. «Школа России». Концепция и программы для начальных классов». В 2 ч., М: Просвещение.
Авторы: В.Г. Горецкий, В.П. Канакина. 1. Учебник: «Русский язык» 4 класс М.: Просвещение, 2013.
Содержание программы представлено следующими разделами: собственно содержание курса русского языка в начальной школе, планируемые результаты освоения программы, критерии оценивания, тематическое планирование.
Используемые технологии: Проблемные, обучение в сотрудничестве в малых группах, технология
дифференцированного обучения, классно-урочные, индивидуальные, объяснительно-иллюстративные, развивающее обучение, творческие.
Требования к результатам освоения дисциплины
Личностные результаты
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических
ценностных ориентаций.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формы контроля Контрольные диктанты ; контрольные списывания ; словарные диктанты ; сочинения, изложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 80.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями); примерной программы начального образования (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005г № 03-1263); учебным планом МОБУ «Ежовская основная общеобразовательная школа»
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно- нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Формирование развернутой структуры учебной деятельности предполагает: осознание ребенком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного решения (затем и развитие умения самостоятельно ставить перед собой определенную задачу); формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочниками; развитие способности к самооценке и самоконтролю; умения соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает; дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.
Лингвистическое (языковое) развитие представлено как: осознание ребенком того, что есть окружающий мир и что есть слова, все в нем называющие; слово образуется (рождается), изменяется, используется в речи по определенным правилам, формирование ценностного отношения к языку, чувства сопричастности к его бытию; осознание ребенком себя как носителя русского языка; развитие мотивов и средств речевой деятельности.
Задача речевого развития реализуется системой заданий, направленных на формирование: правильности основных видов речевой деятельности- говорения, чтения и письма; речевого слуха детей, умения слышать и слушать себя и других; словарного состава; способности и готовности самостоятельно строить небольшие по объему сообщения близкие детям по тематике.
Форма контроля
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, сочинений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение и сочинение (обучающие) проверяют, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания внестандартных учебных ситуациях.
Диктант
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).
За одну ошибку в диктанте считаются:
а) два исправления;
б) две пунктуационные ошибки;
в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы,
г) две негрубые ошибки.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);
б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена;
в) дважды написано одно и то же слово в предложении;
г) недописанное слово.
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие красной строки;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов);
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
За ошибку в диктанте не считают:
а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
б) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Организация и проведение диктанта
Текст диктанта диктуется учителем в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка в следующей последовательности. Сначала текст диктанта читается учителем целиком. Затем последовательно диктуются отдельные предложения. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Предложения в 6 - 8 слов повторяются учителем в процессе записи еще раз.
После записи всего текста учитель читает диктант целиком, делая небольшие паузы после каждого предложения.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится 2 - 3 вида грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
На проведение контрольных работ, включающих грамматические задани, отводится 35-40 минут.
При оценке диктанта следует руководствоваться следующими критериями:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений орфограмм. Работа написана аккуратно, четко. Письмо в целом соответствует требованиям каллиграфии. Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно исправление. Допускается 1 негрубый недочет (два недочета приравниваются к одной ошибке).
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографической и 2 пунктуационных ошибок, или не более 4-5 недочетов. Допускается дополнительно по одному исправлению любого характера.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено от 3 до 5 орфографических ошибок или не более 8 недочетов в следующих возможных вариантах:
- 3 орфографические и 2-3 пунктуационных;
- 4 орфографические и 2 пунктуационных;
- 5 орфографических и 1 пунктуационная.
Допускается дополнительно по одному исправлению любого характера.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено 6 и более орфографических ошибок. Работа выполнена небрежно.
Объем диктанта:
4-й класс – 1-2 четверть – 58-77 слов.
3-4 четверть – 76-93 слова.
Словарные диктанты
Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в четверть). Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами.
Объем словарных диктантов:
4 класс - 12 -15 слов.
Оценивание словарных диктантов:
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение работы;
Оценка "4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;
Оценка "3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;
Оценка "2" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.
Грамматические задания
При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:
― главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
― умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;
― умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение
самостоятельно применять знания при выполнении работы.
Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).
Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).
Оценка "2" ставится, если выполнено правильно менее половины заданий, ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).
Изложения и сочинения
В 1-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера – примерно один раз в 10-15 дней.
Объем текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов.
В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.
Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность.
За работы по развитию речи ставится две оценки:
- за содержание и речевое оформление;
- за грамотность.
Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся.
Классификация ошибок в содержании
Композиционные ошибки:
• несоответствие изложения, сочинения плану;
• неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений.
Логические ошибки:
• пропуск необходимых слов, существенных фактов или признаков описываемого предмета;
• нарушение логической последовательности и обоснованности;
• употребление в одном ряду понятий разных уровней;
• нелепые, парадоксальные суждения.
Классификация речевых ошибок.
Лексико-стилистические (словарные) ошибки:
• необоснованное повторение одних и тех же слов;
• употребление слова в неточном и несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков;
• нарушение общепринятой сочетаемости слов;
• употребление слов без учета их эмоционально – экспрессивной или оценочной окраски;
• употребление диалектных слов и просторечий.
Морфолого-стилистические ошибки:
• ошибки в словообразовании (детское словотворчество);
• употребление диалектных или просторечных форм;
• пропуск морфем (суффиксов, постфиксов);
• образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе.
Синтаксико-стилистические ошибки (ошибки в словосочетаниях и предложениях):
• нарушение управления;
• нарушение согласования;
• неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла;
• нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или заменяют;
• двойное выражение подлежащего в одном предложении (именем существительным и местоимением);
• употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах в случаях, когда необходимо употребление одного и того же времени и вида;
• неумение находить границы предложений.
Оценка тестов
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.
Оценки | "5" | "4" | "3" | "2" |
Выполнено в % от общего объема работы | 90 - 100% | 77 - 90% | 60 - 77% | 0 - 60% |
Количество баллов | 27-30 баллов | 23 -26 баллов | 18 - 22 балла | менее 17 баллов |
Итоговая оценка
Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности, степени усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика, а не выводиться как средняя оценка из всех.
Общая характеристика учебного предмета
Для реализации программного содержания используется УМК «Школа России»:
1.Учебник «Русский язык» 4 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. - Москва, «Просвещение», 2013 г. 1, 2 часть
Целями изучения предмета «Русский язык» являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные знания, создает условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место учебного предмета в плане
По учебному плану на изучение русского языка выделяется 136 часов при недельной нагрузке в 4 часа.
Ценностные ориентиры
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
- осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
- восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
- развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
- установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
- принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
- уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
- овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
- осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:
- уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая норм литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:
- первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
- понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
- овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
- приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
- освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
- овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
- выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
- овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
- составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);
- письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
- подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
- различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
- создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
- анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений ) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
- оформлять результаты исследовательской работы;
- редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безударные; согласные твёрдые—мягкие, парные—непарные твёрдые— мягкие; согласные глухие—звонкие, парные—непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);
- пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
- различать звуки и буквы;
- классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
- знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
- распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
- подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
- понимать этимологию мотивированных слов-названий;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
- работать с разными словарями;
- приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
- находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
- понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
- образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
- понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
- узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);
- разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
- определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);
- пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
- выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;
- определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
- определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
- определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
- распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
- определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
- иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;
- различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
- понимать роль союзов и частицы не в речи;
- подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
- сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
- различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
- склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
- различать родовые и личные окончания глагола;
- наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
- проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
- находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
- выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
- распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
- составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
- находить в предложении обращение;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.
обучающиеся должны уметь:
орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;
производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;
производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;
производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;
производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;
определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;
писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;
в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
Содержание программы (136 часов)
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | К/работы | |
Уроки | л/р, п/р, экскурсии и т.п | ||||
1 | Повторение | 9 часов | 7 | 2 | |
2 | Предложение | 6 часов | 4 | 2 | |
3 | Слово в языке и речи | 13 часов | 11 | 2 | |
4 | Имя существительное | 34 ча са | 23 | 11 | |
5 | Имя прилагательное | 25 ча сов | 8 | ||
6 | Местоимение | 9 часов | 7 | 2 | |
7 | Глагол | 29 ча- сов | 20 | 7 | |
8 | Повторение | 11 часов | 9 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Содержание урока | Виды и формы контроля | Домашнее задание |
1. | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. | Диалогическая и монологическая речь. Составление текста по рисунку с включением в него диалога. | c.7. Упр.3 | |
2. | Текст и его план. | Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль. Структура и план текста. | С.9.Упр.7 | |
3. р/р | Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану. | Изложение текста. Составление плана. | Изложение обучающее | нет |
4. | Анализ изложений и работа над ошибками. Типы текстов. | Типы текстов. Различение стилей и жанров. Создание собственных текстов по предложенным темам с использованием разных типов речи. | с.12.Упр.11 | |
5. | Предложение как единица речи. | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений и знак тире в диалоге. | С.14.Упр. 14. | |
6. | Обращение.. | Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением | С.16.Упр. 19. | |
7. | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. | Связи между словами в предложении. Моделирование предложений. Составление текста из деформированных предложений. | С.19. Упр.24 | |
8. | Словосочетание. | Словосочетание и предложение. Главное и зависимое слова в словосочетании. Выделение словосочетаний из предложений. | С.20. Упр.27. С.23.Упр.30. | |
9. к/д | Контрольный диктант №1 по теме «Текст. Предложение.» | Диктант « Улетают журавли» | Диктант входной | нет |
10. | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. | Однородные члены предложения. Представление о предложениях с однородными членами (общее понятие). | С.27. Упр.34. | |
11. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления. | С.31.Упр.41 | |
12. р/р | Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень». | Сочинение по картине. | Сочинение обучающее | С.34.Упр.34.(док.) |
13. | Анализ сочинения и работа над ошибками. | Запятая между однородными членами предложения, соединенными союзами. Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов (и, а, но). | С.33. Упр.45 | |
14. | Простые и сложные предложения. | Различение простых и сложных предложений. Союзы в сложном предложении. Проект «Похвальное слово знакам препинания» | С.36. Упр. 36. | |
15. к/д | Контрольный диктант №2 по теме «Предложение». | Диктант «На лесной полянке» | Диктант тематический | нет |
16. | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Лексическое значение слова. | Лексическое значение слова (повторение). Понимание слова как единства звучания и значения. Работа с толковым словарем русского языка. Уместность использования слов в речи. | С.38. Упр. 54с.43. Упр.59 | |
17. | Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Однозначные и многозначные слова. | Составление предложений и текста на тему «Листопад» | С.46. Упр. 66 | |
18. р/р | Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | Изложение. Составление плана(самост.) | Изложение обучающее | С.45. Упр. 64 |
19. | Анализ изложения и работа над ошибками. | Синонимы. Антонимы. Омонимы. Уместность использования слов в тексте. Работа с лингвистическими словарями синонимов, антонимов, омонимов. | С.48. Упр. 71. | |
20. | Фразеологизмы. | Уточнение представлений о фразеологизмах. Составление текста по фразеологизму и рисунку. Изобразительно-выразительные средства языка. Страничка для любознательных. | С.50. Упр. 75 | |
21. | Состав слова. Значимые части слова (повторение). | Значение суффиксов и приставок. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Словарный диктант. | С.54. Упр.85. | |
22. | Состав слова. Значимые части слова. | Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу. Определение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. | С.56. Упр. 88, с.55. Упр. 87 | |
23. р/р | Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». | Сочинение-отзыв. | Сочинение обучающее | нет |
24. | Анализ сочинения и работа над ошибками. | Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным. | С.57. Упр.90. | |
25. | Правописание слов с удвоенными согласными. | Правописание суффиксов и приставок в словах. «Проверим себя и оценим свои достижения» | С.60. Упр. 98. | |
26. | Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах. | Правописание слов с суффиксами –ик, -ек, -ок, -онок. Правописание предлогов и приставок. | С.61.Упр. 101, с.63, Упр. 105. | |
27. | Правописание слов с разделительным твердым (ъ) и мягким (ь) знаками. | Разделительные ъ и ь. Работа с орфографическим словарем. Составление объявления. | С.65.Упр.08 | |
28. | Контрольный диктант №3 по теме «Слово в языке и речи» | Диктант « Осенняя прогулка». | Диктант за 1 четв | нет |
29. | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. | Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. Морфологические признаки частей речи. Работа с графической наглядностью. | С.68. Таблица (учить) С. 67. Упр. 111 | |
30. р/р | Изложение повествовательного деформированного текста. | Изложение. Работа с деформированным текстом. | Изложениеобучающее | С.70. Упр.118 |
31. | Анализ изложений и работа над ошибками. Части речи. | Части речи: глагол, имя числительное. Правописание имен числительных. Произношение имен числительных в соответствии с литературной нормой. | С.71 –Упр.120 | |
32. | Наречие как часть речи (общее представление). | Признаки наречия. Значение и употребление в речи. Классификация наречия по значению и вопросам. | С.76. Упр. 131. | |
33. | Имя существительное как часть речи. | Изменение по падежам имен существительных. Начальная форма имени существительного. | С.85. Упр. 143 | |
34. | Признаки падежных форм имен существительных. | Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. | С.87.Упр. 148, 150. | |
35. | Различение имен существительных, употребленных в именительном, родительном, винительном падежах. | Соблюдение норм литературного произношения форм имен существительных. | С.84.Упр. 142. | |
36. р/р | Сочинение по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание). | Сочинение. | Сочинение обучающее | С. 83. Упр. 140 |
37. | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | Различение имен существительных, употребленных а дательном, винительном, творительном падежах. | С.83. Упр. 147 | |
38. | Различение имен существительных, употребленных в предложном падеже. | Несклоняемые имена существительные. Нормы употребления в речи несклоняемых имен существительных | С.88. Упр. 152, 151 | |
39. | Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен существительных. | Признаки имен существительных 1-го склонения. Проверим себя и оценим свои достижения | С.90- Упр.156, с. 92 –Упр. 159 | |
40. | 2-е склонение имен существительных. | Признаки имен существительных 2-го склонения. | С.93. Упр. 163 | |
41. | Падежные окончания имен существительных 2-го склонения. | Сопоставление ударных и безударных окончаний имен существительных 2-го склонения в одном и том же падеже. Словарный диктант. | Слов диктант | С.96.- Упр. 167, 168. |
42. | 3-е склонение имен существительных. | Признаки имен существительных 3-го склонения. Составление текста-рассуждения на тему «Что такое совесть». | С.97. Упр. 172 | |
43. | Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. | Сопоставление ударных и безударных окончаний имен существительных 3-го склонения в одном и том же падеже. | С.99. – Упр. 175. | |
44. | Контрольный диктант №4 по теме «Имя существительное» | Диктант «Зимний лес». | Итоговый диктант за 1 полугодие | нет |
45. | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. | Обобщение знаний о типах склонения имен существительных. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. | С. 100- Упр. 178 | |
46. р/р | Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | Изложение | Обучающее | С.101. – Упр. 179 |
47. | Анализ изложения и работа над ошибками. | Именительный и винительный падежи имен существительных. Соблюдение норм употребления в литературной речи глаголов одеть и надеть. | С.104.- Упр. 184, с. 106. – Упр.189 | |
48. | Падежные окончания имен существительных в родительном падеже. Варианты падежных окончаний | Составление предложений по данному началу. | С. 09. – Упр. 196. | |
49. | Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в родительном падеже. | Составление текста из деформированных частей, определение его темы и главной мысли. Контрольное списывание. | Контрольное списывание | С.110- Упр. 199. С. С.112- Упр. 206 |
50. | Падежные окончания имен существительных в дательном падеже. | Составление текста на тему «В гостях у хлебороба». | С. 114 – Упр. 210, 211 | |
51. | Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах. | Диагностическая работа по итогам первого полугодия | Подготовка к ВПР. | С. 115- Упр. 214 |
52. | Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах. Оформление адреса на конверте. | Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах. Оформление адреса на конверте. | С. 116.- Упр.217 | |
53. | Падежные окончания имен существительных в творительном падеже. | Падежные окончания имен существительных в творительном падеже. | С..118.- Упр. 221 | |
54. | Падежные окончания имен существительных в творительном падеже. Правописание имен существительных, оканчивающихся на шипящий и ц, в творительном падеже. | Падежные окончания имен существительных в творительном падеже. Правописание имен существительных, оканчивающихся на шипящий и ц, в творительном падеже. | С. 120-Упр. 225 | |
55. р/р | Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница» | Сочинение-отзыв по репродукции картины | Сочинение обучающее | С. 123- Упр. 232 |
56. | Анализ сочинений и работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных в предложном падеже. Употребление предлога об с именами существительными в предложном падеже. | Падежные окончания имен существительных в предложном падеже. Употребление предлога об с именами существительными в предложном падеже. Работа над ошибками. | С.122 – Упр.230 | |
57. | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | Работа с текстом: определение темы, главной мысли, подбор заголовка. | С. 126- Упр. 238 | |
58. | Контрольный диктант №5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе». | Диктант. «Клесты» | Диктант тематический | нет |
59. | Анализ контрольного диктанта. | Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. | С. 128- Упр. 243 | |
60. | Склонение имен существительных во множественном числе. | Морфологический разбор имени существительного как части речи. Работа с рубрикой «Проверь себя». | С. 129- Упр. 245 | |
61. р/р | Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | Изложение с составлением плана(собств) | Изложение обучающее | С. 129 – Упр. 244 |
62. | Анализ изложений | Работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных множественного числа в именительном падеже. Соблюдение норм произношения и написания имен существительных в именительном падеже. | С.132- Упр. 250 | |
63. | Падежные окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже. | Соблюдение норм произношения и написания имен существительных в родительном падеже. Расширять представление о богатстве русского языка. | С. 136- Упр. 261 | |
64. | Падежные окончания имен существительных единственного и множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах. | Составление предложений из деформированных слов с изменением форм имен существительных. | С. 138- Упр. 266 | |
65. | Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное». Проект «Говорите правильно!». | Проект «Говорите правильно!». | С.140 – Упр. 271 | |
66. | Значение и употребление имен прилагательных в речи. | Словообразование имен прилагательных. | С.6- упр.4 | |
67. | Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» | Сочинение-описание. | Сочинение обуч. | С.7- Упр.7 |
68. | Анализ сочинений и работа над ошибками. Род и число имен прилагательных. | Изменение имен прилагательных по родам (в единственном числе). Правописание родовых окончаний имен прилагательных. | С.9- Упр. 13 | |
69. | Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе. Алгоритм определения падежа имен прилагательных. | Алгоритм определения падежа имен прилагательных. | С.11- Упр. 18 | |
70. | Общее представление о склонении имен прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях. | Начальная форма имени прилагательного. Проверим себя и оценим свои достижения | С.13- Упр. 21 | |
71. | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | Именительный и родительный падежи. Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падежах. | С.16- Упр. 27 | |
72. | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж. | Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | С.18. – Упр. 32 С. С.21- Упр. 41 | |
73. | Выборочное изложение описательного текста. | Изложение | Изложение -описание | С.23- Упр.45 |
74. | Анализ изложения и работа над ошибками. Именительный, родительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей. | С. 24 – Упр. 49 | |
75. | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи. | Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | С.26- Упр.-53 | |
76. | Общее представление о склонении имен прилагательных женского рода и их падежных окончаниях. Алгоритм определения падежа имён прилагательных. | Составление сообщения о достопримечательностях своего города (поселка). Словарный диктант. | Словарный диктант | С24- Упр. 49 |
77. | Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи. | Окончания имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах. | с.26- Упр. 56 | |
78. | Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи. Окончания имен прилагательных в родительном, дательном, творительном, предложном падежах. | Окончания имен прилагательных в родительном, дательном, творительном, предложном падежах. Практическая работа. | С.26- Упр. 54 | |
79. | Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное». | Диктант «Воробей» | Диктант тематический | нет |
80. | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». | Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». | С. 28- Докончить работу над проектом | |
81. | Правописание имен прилагательных во множественном числе. Представление об окончаниях имен прилагательных множественного числа в каждом из падежей. Морфологический разбор имен прилагательных. | Представление об окончаниях имен прилагательных множественного числа в каждом из падежей. Морфологический разбор имен прилагательных. | С.39-Упр. 83 | |
82. | Подробное изложение описательного текста. | Изложение. Описание | Изложение | С. 40- Упр. 85 |
83. | Анализ изложений и работа над ошибками. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи. | Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи. | С. 42- Упр. 88 | |
84. | Склонение имен прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи. | Нормы правильного согласования имен прилагательных и имен существительных в речи. | С. 44- Упр. 93 | |
85. | Склонение имен прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи. | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». | Пров. работа | С. 46-Упр. 98 |
86. | Правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа | . Письмо по памяти сравнительного описательного текста. | С.47- Упр. 102 | |
87. | Обобщение по разделу «Имя прилагательное». | Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». | С.49- Упр. 105 С. 48- Упр. 104 | |
88. | Контрольный диктант №7 по теме «Склонение имён прилагательных» | Диктант «Сороки» | Диктант | нет |
89. | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Проверка выполнения заданий рубрики «Проверь себя». | С. 48- Упр. 103 | |
90. | Местоимение как часть речи. | Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи. | С. 53- Упр. 110 | |
91. | Личные местоимения 1. 2, и 3-го лица. Повторение. | Лицо, число, род местоимений (3-е лицо единственного числа). Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного числа. | С. 54- Упр. 114 | |
92. | Сочинение – отзыв по картине Н. К. Рериха «Заморские гости» | Сочинение-отзыв. | Сочинение | С 55- Упр. 117 |
93. | Анализ сочинений и работа над ошибками. Изменение по падежам личных местоимений. | Правописание местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Составление словосочетаний; диалога по рисункам. | С.59- Упр. 124 | |
94. | Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений. | Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Окончания личных местоимений в косвенных формах. | С. 62- Упр. 130 | |
95. | Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. | Морфологический разбор местоимения как части речи. Составление поздравительной открытки ко Дню 8 Марта. | С. 64- Упр. 134, 135. | |
96. | Контрольный диктант №8 по теме «Местоимение» | Диктант «Весенний звон» | Диктант тематический | нет |
97. | Анализ контрольного диктанта | Работа над ошибками. Глагол как часть речи (повторение). Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении. | С. 69- Упр. 143 | |
98. | Грамматические признаки глаголов. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). | Практическая работа по определению времён глаголов. | С.70- Упр. 145. | |
99. | Изменение глаголов по временам. | Практическая работа по определению времён глаголов. | С. 71- Упр. 147 | |
100. | Неопределённая форма глагола. | Практическая работа по определению времён глаголов, неопределённой формы глагола. | С. 73 -Упр. 151 | |
101. | Неопределенная форма глагола. Неопределенная форма глаголов совершенного и несовершенного вида (без терминов). | Практическая работа по определению времён глаголов. Глагольные приставки и суффиксы. Основа глагола неопределенной формы (первое представление). | С.75- Упр. 156 | |
102. | Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределенной форме. | Практическая работа по определению времён глаголов. Роль глаголов в повествовательном тексте. Значимость фразеологизмов в тексте. Значимость фразеологизмов в тексте. | С.76- Упр. 158 | |
103. | Письменное изложение повествовательного текста по цитатному плану. | Изложение | Изложение | нет |
104. | Анализ изложений | Работа над ошибками. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов. Составление текста из деформированных предложений. | С. 81- таблица С. 82- Упр. 158 | |
105. | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. | Формы лица и числа глаголов. Работа с рубрикой «Страничка для любознательных. Проверочная работа по теме «Глагол» | Пров. работа | С.84- Упр. 170 |
106. | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе. | С.85- Упр. 172 | |
107. | 1 и 2 спряжение глаголов. | Спряжение глаголов в настоящем времени. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Проект «Пословицы и поговорки». | С. 86- Упр. 175 | |
108. | 1 и 2 спряжение глаголов. | Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. | С.91- Упр. 186 | |
109. | Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». | Сочинение | С. 91- Упр. 188 | |
110. | Анализ сочинений | Работа над ошибками. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Способы определения 1 и 2 спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. | С.92- Упр. 1,2 | |
111. | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Способы определения 1 и 2 спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. | С. 193- Упр. 194 | |
112. | Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол». | Диктант «Вот так улов» | Диктант темаический | нет |
113. | Анализ контрольного диктанта | Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения в настоящем и будущем времени.. | С.101- Упр. 207 | |
114. | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | Работа с памяткой «Как правильно написать безударное окончание глагола». | С. 101- Упр. 206 | |
115. | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | Словарный диктант. | Словарный диктант | С. 101- Упр. 208 |
116. | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение). | Практическая работа - правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение). | С.100- Упр. 206 | |
117. | Возвратные глаголы (общее представление). | Правописание возвратных глаголов. Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. | С. 105- Упр. 219 | |
118. | Контрольное изложение | Изложение | Изложение | нет |
119. | Анализ изложения | Работа над ошибками. Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Составление предложений из деформированных слов. | С.106- Упр. – 221 | |
120. | Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение). | Морфологический разбор глагола. Составление текста по личным наблюдениям. | С.108- Упр. 227 | |
121. | Правописание глаголов в прошедшем времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. | С. 110-Упр.212 | |
122. | Правописание глаголов в прошедшем времени.. | Изменение глаголов прошедшего времени по родам (в единственном числе) и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов. | С.112- Упр. 236 | |
123. | Правописание глаголов в прошедшем времени. | Образование глаголов в прошедшем времени. Правописание суффиксов и родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Составление текста на спортивную тему. | С. 113- Упр. 240 | |
124. | Контрольный диктант № 10 по теме «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями» | Диктант «Майское чудо» | Итоговый диктант за 2 полугодие | нет |
125. | Анализ контрольного диктанта. | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола как части речи. Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании. | С.116- Упр. 247 | |
126. | Повторение. Язык и речь. Текст. | Составление текста типа сравнительного описания. | С.118- Упр. 251 | |
127. | Повторение. Предложение и словосочетание. | Контрольное списывание. | Контрольное списывание | С.125- Упр. 265 |
128. | Повторение. Лексическое значение слова. | Практическая работа- определение лексического значения слова. | С. 129- Упр. 278 | |
129. | Повторение. Состав слова. | Практическая работа- разбор слова по составу. | С. 132- Упр. 287 | |
130. | Сочинение по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь». | Сочинение | Сочинение | нет |
131. | Анализ сочинений | Работа над ошибками. Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова. | С.132- Упр. 286 | |
132. | Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова. | Практическая работа - правописание орфограмм в значимых частях слова. | С.133- Упр. 289 | |
133. | Повторение. Части речи. Признаки частей речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное. Наречие. Глагол. | Практическая работа. Части речи. | С. 137- Упр. 300 | |
134. | Повторение. Служебные части речи. Правописание слов разных частей речи. Письмо текста по памяти. | Практическая работа. Служебные части речи. | С. 138- Упр. 305 | |
135. | Повторение. Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения. | Практическая работа. Фонетический разбор. | С.140- Упр. 310 | |
136. | Повторение. Обобщающий урок. | Игра «По галактике Частей речи». | нет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...