Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

 

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных, целевых установок начального образования, таких как: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственное  развитие и воспитание младших школьников.

 

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

 В соответствии с учебным планом школы на 2020-2021уч. год на изучение данной программы выделено: 136ч.

 

Основные цели программы:

 

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;

 

формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

 

Содержание программы представлено следующими содержательными линиями:

 

система языка (основы лингвистических знаний):фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

 

орфография и пунктуация;

 

развитие речи.

 

Программа составлена на основе «Примерных программ начального общего образования». В 2 ч., М: Просвещение. «Школа России». Концепция и программы для начальных классов». В 2 ч., М: Просвещение.

 

Авторы: В.Г. Горецкий, В.П. Канакина. 1. Учебник: «Русский язык» 4 класс М.: Просвещение, 2013.

 

Содержание программы представлено следующими разделами: собственно содержание курса русского языка в начальной школе, планируемые результаты освоения программы, критерии оценивания, тематическое планирование.

 

Используемые технологии: Проблемные, обучение в сотрудничестве в малых группах, технология

 

дифференцированного обучения, классно-урочные, индивидуальные, объяснительно-иллюстративные, развивающее обучение, творческие.

 

Требования к результатам освоения дисциплины

 

Личностные результаты

 

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной  принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических

 

ценностных ориентаций.

 

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

 

развивающемся мире.

 

Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 

Формы контроля Контрольные диктанты ; контрольные списывания ; словарные диктанты ;  сочинения, изложения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx80.62 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями); примерной            программы начального образования (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005г № 03-1263); учебным планом МОБУ «Ежовская основная общеобразовательная школа»

     Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность   выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического  мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит  достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные   монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому   языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

       Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых  установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и      мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно- нравственном развитии и воспитании младших школьников.

       Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников     основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

     Формирование развернутой структуры учебной деятельности предполагает: осознание ребенком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного решения (затем и развитие умения самостоятельно ставить перед собой     определенную задачу); формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочниками; развитие способности к самооценке  и самоконтролю; умения соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает; дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения        задания.

     Лингвистическое (языковое) развитие представлено как: осознание ребенком того, что есть окружающий мир и что есть слова, все в нем называющие; слово образуется (рождается), изменяется, используется в речи по определенным правилам, формирование ценностного отношения к языку, чувства сопричастности к его бытию; осознание  ребенком себя как носителя русского языка; развитие мотивов и средств речевой   деятельности.

     Задача речевого развития реализуется системой заданий, направленных на формирование: правильности основных видов речевой деятельности- говорения, чтения и письма; речевого слуха детей, умения слышать и слушать себя и других; словарного       состава; способности и готовности самостоятельно строить небольшие по объему сообщения близкие детям по тематике.

Форма контроля

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, сочинений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.                                                                                                                                    

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных  орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение и сочинение (обучающие) проверяют, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без  пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания внестандартных учебных   ситуациях.

Диктант

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки,  замены, вставки лишних букв в словах;

- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

- наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;

- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;                                                                                                                                            

- употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

За одну ошибку в диктанте считаются:

а) два исправления;

б) две пунктуационные ошибки;

в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы,

г) две негрубые ошибки.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

а) повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);

б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена;

в) дважды написано одно и то же слово в предложении;

г) недописанное слово.

Недочеты:

- отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;

- отсутствие красной строки;

- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов);

- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

За ошибку в диктанте не считают:

а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

б) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.                                                                                                                                              

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их  выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых         находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий,         которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Организация и проведение диктанта

Текст диктанта диктуется учителем в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка в следующей последовательности. Сначала текст диктанта читается      учителем целиком. Затем последовательно диктуются отдельные предложения. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Предложения в 6 - 8 слов повторяются учителем в процессе записи еще раз.

После записи всего текста учитель читает диктант целиком, делая небольшие паузы после каждого предложения.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится 2 - 3 вида грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.

На проведение контрольных работ, включающих грамматические задани, отводится 35-40 минут.                                                                                                                      

При оценке диктанта следует руководствоваться следующими критериями:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений орфограмм. Работа написана аккуратно, четко. Письмо в целом соответствует требованиям каллиграфии.   Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно           исправление. Допускается 1 негрубый недочет (два недочета приравниваются к одной ошибке).

Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических ошибок и 1 пунктуационной или 1 орфографической и 2 пунктуационных ошибок, или не более 4-5 недочетов. Допускается дополнительно по одному исправлению любого         характера.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено от 3 до 5 орфографических ошибок или не более 8 недочетов в следующих возможных вариантах:

- 3 орфографические и 2-3 пунктуационных;

- 4 орфографические и 2 пунктуационных;

- 5 орфографических и 1 пунктуационная.

Допускается дополнительно по одному исправлению любого характера.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено 6 и более орфографических        ошибок. Работа выполнена небрежно.

Объем диктанта:

4-й класс – 1-2 четверть – 58-77 слов.

                    3-4 четверть – 76-93 слова.

Словарные диктанты

Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в четверть). Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами.

Объем словарных диктантов:

4 класс -  12 -15 слов.

Оценивание словарных диктантов:

Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение работы;

Оценка "4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;

Оценка "3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;                                          

Оценка "2" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.

Грамматические задания

При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться    следующим:

― главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;

― умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;

― умение приводить свои примеры на данное правило или определение.

Оценка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение

самостоятельно применять знания при выполнении работы.

Оценка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно    выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).

 Оценка "2" ставится, если выполнено правильно менее половины заданий, ученик  обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством      грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).

Изложения и сочинения

В 1-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно  излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих   работ обучающего характера – примерно один раз в 10-15 дней.

Объем текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов.                                                                                                                                      

В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.

Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно    полное,     последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний,  предложений, орфографическая грамотность.

За работы по развитию речи ставится две оценки:

- за содержание и речевое оформление;

- за грамотность.

Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых  контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся.

Классификация ошибок в содержании

Композиционные ошибки:

• несоответствие изложения, сочинения плану;

• неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений.

Логические ошибки:

• пропуск необходимых слов, существенных фактов или признаков описываемого       предмета;

• нарушение логической последовательности и обоснованности;

• употребление в одном ряду понятий разных уровней;

• нелепые, парадоксальные суждения.

Классификация речевых ошибок.

Лексико-стилистические (словарные) ошибки:                                                                    

• необоснованное повторение одних и тех же слов;

• употребление слова в неточном и несвойственном ему значении в результате  непонимания значения слова или его оттенков;

• нарушение общепринятой сочетаемости слов;

• употребление слов без учета их эмоционально – экспрессивной или оценочной окраски;

• употребление диалектных слов и просторечий.

Морфолого-стилистические ошибки:

• ошибки в словообразовании (детское словотворчество);

• употребление диалектных или просторечных форм;

• пропуск морфем (суффиксов, постфиксов);

• образование формы множественного числа тех существительных, которые  употребляются только в единственном числе.

Синтаксико-стилистические ошибки (ошибки в словосочетаниях и предложениях):

• нарушение управления;

• нарушение согласования;

• неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла;

• нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они   указывают или заменяют;

• двойное выражение подлежащего в одном предложении (именем существительным и местоимением);

• употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах в случаях, когда необходимо употребление одного и того же времени и вида;

• неумение находить границы предложений.

Оценка тестов

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем  контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой  (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания  средней трудности.

Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам.

Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется  записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Оценки

"5"

"4"

"3"

"2"

Выполнено в % от общего объема работы

90 - 100%

77 - 90%

60 - 77%

0 - 60%

Количество баллов

27-30 баллов

23 -26 баллов

18 - 22 балла

менее 17 баллов

Итоговая оценка

Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности,    степени усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика, а не выводиться как средняя оценка из всех.

Общая характеристика учебного предмета

Для реализации программного содержания используется УМК «Школа России»:

1.Учебник «Русский язык» 4 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. -  Москва,  «Просвещение», 2013 г.  1, 2 часть

      Целями изучения предмета «Русский язык» являются:                                                  

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит     достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные  монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому   языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

     Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные знания, создает условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом,   совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место учебного предмета в плане

По учебному плану на изучение русского языка выделяется 136 часов при недельной нагрузке в 4 часа.

Ценностные ориентиры

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы      занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и     работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие     целевые установки системы начального общего образования:

·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать   право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех   участников;

·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как   регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с  национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности,   мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:                                                                                                  

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим             поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей,  готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих  возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов       обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает    высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития  обучающихся.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих          личностных результатов:

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной  деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование  личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования,      осознание себя носителем этого языка;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем    индивидуальной культуры человека;
  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою    Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального        российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и      окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе         представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
  • развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников;        сочувствие и сопереживание людям;                                                                                            
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса    «Русский язык»;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию  собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале       (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа   решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими   лицами;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные                                                                                                                   

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

  • уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных  источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять    выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой     задачи;
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических  лингвистических задач;
  • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или  письменно содержание текста;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения,  классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на     основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные

Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:

  • уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;                                                                                                
  • строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку     событий;
  • стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том   числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения  коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной      речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая норм  литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения  коммуникативных и познавательных задач;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих    предметных результатов:

  • первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как  государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание  значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;              
  • понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
  • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических,    лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала           изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения;                 формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
  • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать,  характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала           изучаемого курса);
  • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями         применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий        программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение;  выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной   ситуацией общения;
  • практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;        
  • овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения    (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том    числе при обращении с помощью средств ИКТ;
  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством  учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с  использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
  • овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста,    самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к  заданным текстам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения  учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать    содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и      слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно  записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин  художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по  пословице или поговорке, по воображению и др.);
  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и       убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;                                
  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или          делового);
  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах  синонимы и антонимы;
  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность   выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений ) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных       текстов);
  • оформлять результаты исследовательской работы;
  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая          содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безударные; согласные   твёрдые—мягкие, парные—непарные твёрдые— мягкие; согласные глухие—звонкие, парные—непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать      соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря»       учебника);
  • пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
  • различать звуки и буквы;
  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для     упорядочивания слов и поиска нужной информации;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).                                                                                                  

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его  использования в устной и письменной речи;
  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы,  фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
  • понимать этимологию мотивированных слов-названий;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а   также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без            терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов  пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
  • работать с разными словарями;
  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);                                                                              
  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом  опознавания изучаемых морфем;
  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);   образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и    приставок;
  • узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);
  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно  выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки     изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

Морфология

Обучающийся научится:

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала   изучаемого курса);
  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых  высказываниях;
  • выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;                                            
  • определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о   склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения     неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
  • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном   числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о   склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам;  использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
  • иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;
  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
  • понимать роль союзов и частицы не в речи;
  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в   тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и       тексте;
  • различать родовые и личные окончания глагола;
  • наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных,  глаголов;                                                                                                                                          
  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён   прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать            правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в  употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи  вопросов;
  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
  • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при  составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
  • находить в предложении обращение;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность          разбора.

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:                                            

 изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.                             

обучающиеся должны уметь:

орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной     школы; проверять написанное;

   производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;

   производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень,            приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский,       пообедали;

   производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж,    число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и   будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;

производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;

    определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;

    определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;

   писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под  руководством учителя;

    в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность,   извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Содержание программы (136 часов)

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

К/работы

Уроки

л/р, п/р, экскурсии и т.п

1

Повторение

9 часов

7

2

2

Предложение

6 часов

4

2

3

Слово в языке и речи    

13 часов

11

2

4

Имя существительное

34 ча

са

23

11

5

Имя прилагательное  

25 ча

сов

8

6

Местоимение

 9 часов

7

2

7

Глагол

29 ча- сов

20

7

8

Повторение

11 часов

9

2

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Содержание  урока

Виды и формы контроля

Домашнее задание

1.

Знакомство с учебником «Русский язык».  Наша речь и наш язык.

 Диалогическая и монологическая речь. Составление текста по рисунку с включением в него диалога.

c.7. Упр.3

2.

Текст и его план.

Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль. Структура и план текста.

С.9.Упр.7

3.

р/р

Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану.

Изложение текста.  Составление плана.

Изложение обучающее

нет

4.

Анализ изложений и работа над ошибками. Типы текстов.

Типы текстов. Различение стилей и жанров. Создание собственных текстов по предложенным темам с использованием разных типов речи.

с.12.Упр.11

5.

Предложение как единица речи.

Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений и знак тире в диалоге.

С.14.Упр. 14.

6.

Обращение..

Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением

С.16.Упр. 19.

7.

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

Связи между словами в предложении. Моделирование предложений. Составление текста из деформированных предложений.

С.19. Упр.24

8.

Словосочетание.

Словосочетание и предложение. Главное и зависимое слова в словосочетании. Выделение словосочетаний из предложений.

С.20. Упр.27.

С.23.Упр.30.

9.

к/д

Контрольный диктант №1 по теме «Текст. Предложение.»

Диктант « Улетают журавли»

Диктант входной

нет

10.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

Однородные члены предложения. Представление о предложениях с однородными членами (общее понятие).

С.27. Упр.34.

11.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления.

С.31.Упр.41

12.

р/р

Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень».

Сочинение по картине.

Сочинение  обучающее

С.34.Упр.34.(док.)

13.

Анализ сочинения и работа над ошибками.

Запятая между однородными членами предложения, соединенными союзами. Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов (и, а, но).

С.33. Упр.45

14.

Простые и сложные предложения.

Различение простых и сложных предложений. Союзы в сложном предложении. Проект «Похвальное слово знакам препинания»

С.36. Упр. 36.

15.

к/д

Контрольный диктант №2 по теме «Предложение».

Диктант   «На лесной полянке»

Диктант тематический

нет

16.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Лексическое значение слова.

Лексическое значение слова (повторение). Понимание слова как единства звучания и значения. Работа с толковым словарем русского языка. Уместность использования слов в речи.

С.38. Упр. 54с.43.

Упр.59

17.

Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Однозначные и многозначные слова.

Составление предложений и текста на тему «Листопад»

С.46. Упр. 66

18.

р/р

Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Изложение. Составление плана(самост.)

Изложение обучающее

С.45. Упр. 64

19.

Анализ изложения и работа над ошибками.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Уместность использования слов в тексте. Работа с лингвистическими словарями синонимов, антонимов, омонимов.

С.48. Упр. 71.

20.

Фразеологизмы.

Уточнение представлений о фразеологизмах. Составление текста по фразеологизму и рисунку. Изобразительно-выразительные средства языка. Страничка для любознательных.

С.50. Упр. 75

21.

Состав слова. Значимые части слова (повторение).

Значение суффиксов и приставок. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Словарный диктант.

С.54. Упр.85.

22.

Состав слова. Значимые части слова.

Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу. Определение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы.

С.56. Упр.

88, с.55. Упр. 87

23.

р/р

Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».

Сочинение-отзыв.

Сочинение обучающее

нет

24.

Анализ сочинения и работа над ошибками.

Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным.

С.57. Упр.90.

25.

Правописание слов с удвоенными согласными.

Правописание суффиксов и приставок в словах. «Проверим себя и оценим свои достижения»

С.60. Упр. 98.

26.

Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах.

Правописание слов с суффиксами –ик, -ек, -ок, -онок. Правописание предлогов и приставок.

С.61.Упр. 101, с.63, Упр. 105.

27.

Правописание слов с разделительным твердым (ъ) и мягким (ь) знаками.

Разделительные ъ и ь. Работа с орфографическим словарем. Составление объявления.

С.65.Упр.08

28.

Контрольный диктант №3 по теме «Слово в языке и речи»

Диктант « Осенняя прогулка».

Диктант за 1 четв

нет

29.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. Морфологические признаки частей речи. Работа с графической наглядностью.

С.68. Таблица (учить)

С. 67. Упр. 111

30.

р/р

Изложение повествовательного деформированного текста.

Изложение. Работа с деформированным текстом.

Изложениеобучающее

С.70. Упр.118

31.

Анализ изложений и работа над ошибками. Части речи.

Части речи: глагол, имя числительное. Правописание имен числительных. Произношение имен числительных в соответствии с литературной нормой.

С.71 –Упр.120

32.

Наречие как часть речи (общее представление).

Признаки наречия. Значение и употребление в речи. Классификация наречия по значению и вопросам.

С.76. Упр. 131.

33.

Имя существительное как часть речи.

Изменение по падежам имен существительных. Начальная форма имени существительного.

С.85. Упр. 143

34.

Признаки падежных форм имен существительных.

Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

С.87.Упр. 148, 150.

35.

Различение имен существительных, употребленных в именительном, родительном, винительном падежах.

Соблюдение норм литературного произношения форм имен существительных.

С.84.Упр. 142.

36.

р/р

Сочинение по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание).

Сочинение.

Сочинение обучающее

С. 83. Упр. 140

37.

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

Различение имен существительных, употребленных а дательном, винительном, творительном падежах.

С.83. Упр. 147

38.

Различение имен существительных, употребленных в предложном падеже.

Несклоняемые имена существительные. Нормы употребления в речи несклоняемых имен существительных

С.88. Упр. 152, 151

39.

Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен существительных.

Признаки имен существительных 1-го склонения. Проверим себя и оценим свои достижения

С.90- Упр.156, с. 92 –Упр. 159

40.

2-е склонение имен существительных.

Признаки имен существительных 2-го склонения.

С.93. Упр. 163

41.

Падежные окончания имен существительных 2-го склонения.

Сопоставление ударных и безударных окончаний имен существительных 2-го склонения в одном и том же падеже. Словарный диктант.

Слов диктант

С.96.- Упр. 167, 168.

42.

3-е склонение имен существительных.

Признаки имен существительных 3-го склонения. Составление текста-рассуждения на тему «Что такое совесть».

С.97. Упр. 172

43.

Падежные окончания имен существительных 3-го склонения.

Сопоставление ударных и безударных окончаний имен существительных 3-го склонения в одном и том же падеже.

С.99. – Упр. 175.

44.

Контрольный диктант №4 по теме «Имя существительное»

Диктант   «Зимний лес».

Итоговый  диктант за 1 полугодие

нет

45.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

Обобщение знаний о типах склонения имен существительных. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

С. 100- Упр. 178

46.

р/р

Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Изложение

Обучающее

С.101. – Упр. 179

47.

Анализ изложения и работа над ошибками.

Именительный и винительный падежи имен существительных. Соблюдение норм употребления в литературной речи глаголов одеть и надеть.

С.104.- Упр. 184, с. 106. – Упр.189

48.

Падежные окончания имен существительных в родительном падеже. Варианты падежных окончаний

 Составление предложений по данному началу.

 С. 09. – Упр. 196.

49.

Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в родительном падеже.

Составление текста из деформированных частей, определение его темы и главной мысли. Контрольное списывание.

Контрольное списывание

С.110-

Упр. 199.

С. С.112- Упр. 206

50.

Падежные окончания имен существительных в дательном падеже.

Составление текста на тему «В гостях у хлебороба».

С. 114 – Упр. 210, 211

51.

Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах.

Диагностическая работа по итогам первого полугодия

Подготовка к ВПР.

С. 115- Упр. 214

52.

Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах. Оформление адреса на конверте.

Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах. Оформление адреса на конверте.

С. 116.- Упр.217

53.

Падежные окончания имен существительных в творительном падеже.

Падежные окончания имен существительных в творительном падеже.

С..118.- Упр. 221

54.

Падежные окончания имен существительных в творительном падеже. Правописание имен существительных, оканчивающихся на шипящий и ц, в творительном падеже.

Падежные окончания имен существительных в творительном падеже. Правописание имен существительных, оканчивающихся на шипящий и ц, в творительном падеже.

С. 120-Упр. 225

55.

р/р

Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница»

Сочинение-отзыв по репродукции картины

Сочинение обучающее

С. 123- Упр. 232

56.

Анализ сочинений и работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных в предложном падеже. Употребление предлога об с именами существительными в предложном падеже.

Падежные окончания имен существительных в предложном падеже. Употребление предлога об с именами существительными в предложном падеже.  Работа над ошибками.

С.122 – Упр.230

57.

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

Работа с текстом: определение темы, главной мысли, подбор заголовка.

С. 126- Упр. 238

58.

Контрольный диктант №5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе».

Диктант.  «Клесты»

Диктант тематический

нет

59.

Анализ контрольного диктанта.

Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

С. 128- Упр. 243

60.

Склонение имен существительных во множественном числе.

Морфологический разбор имени существительного как части речи. Работа с рубрикой «Проверь себя».

С. 129- Упр. 245

61.

р/р

Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Изложение с составлением плана(собств)

Изложение обучающее

С. 129 – Упр. 244

62.

Анализ изложений

Работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных множественного числа в именительном падеже. Соблюдение норм произношения и написания имен существительных в именительном падеже.

С.132- Упр. 250

63.

Падежные окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже.

Соблюдение норм произношения и написания имен существительных в родительном падеже. Расширять представление о богатстве русского языка.

С. 136- Упр. 261

64.

Падежные окончания имен существительных единственного и  множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах.

Составление предложений из деформированных слов с изменением форм имен существительных.

С. 138- Упр. 266

65.

Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя существительное». Проект «Говорите правильно!».

Проект «Говорите правильно!».

С.140 – Упр. 271

66.

Значение и употребление имен прилагательных в речи.

Словообразование имен прилагательных.

С.6- упр.4

67.

Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка»

Сочинение-описание.

Сочинение обуч.

С.7- Упр.7

68.

Анализ сочинений и работа над ошибками. Род и число имен прилагательных.

Изменение имен прилагательных по родам (в единственном числе). Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

С.9- Упр. 13

69.

Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе. Алгоритм определения падежа имен прилагательных.

Алгоритм определения падежа имен прилагательных.

С.11- Упр. 18

70.

Общее представление о склонении имен прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях.

Начальная форма имени прилагательного. Проверим себя и оценим свои достижения

С.13- Упр. 21

71.

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Именительный и родительный падежи. Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и  родительном падежах.

С.16- Упр. 27

72.

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж.

Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

С.18. – Упр. 32

С. С.21- Упр. 41

73.

Выборочное изложение описательного текста.

Изложение

Изложение -описание

С.23- Упр.45

74.

Анализ изложения и работа над ошибками. Именительный, родительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей.

С. 24 – Упр. 49

75.

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи.

Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

С.26- Упр.-53

76.

Общее представление о склонении имен прилагательных женского рода и их падежных окончаниях. Алгоритм определения падежа имён прилагательных.

Составление сообщения о достопримечательностях своего города (поселка). Словарный диктант.

Словарный диктант

С24- Упр. 49

77.

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи.

Окончания имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах.

с.26- Упр. 56

78.

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи. Окончания имен прилагательных в родительном, дательном, творительном, предложном падежах.

Окончания имен прилагательных в родительном, дательном, творительном, предложном падежах. Практическая работа.

С.26- Упр. 54

79.

Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное».

Диктант   «Воробей»

Диктант тематический

нет

80.

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина».

Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина».

С. 28- Докончить работу над проектом

81.

Правописание имен прилагательных во множественном числе. Представление об окончаниях имен прилагательных множественного числа в каждом из падежей. Морфологический разбор имен прилагательных.

Представление об окончаниях имен прилагательных множественного числа в каждом из падежей. Морфологический разбор имен прилагательных.

С.39-Упр. 83

82.

Подробное изложение описательного текста.

Изложение. Описание

Изложение

С. 40- Упр. 85

83.

Анализ изложений и работа над ошибками. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи.

Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи.

С. 42- Упр. 88

84.

Склонение имен прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи.

Нормы правильного согласования имен прилагательных и имен существительных в речи.

С. 44- Упр. 93

85.

Склонение имен прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи.

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».

Пров. работа

С. 46-Упр. 98

86.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа

. Письмо по памяти сравнительного описательного текста.

С.47- Упр. 102

87.

Обобщение по разделу «Имя прилагательное».

Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

С.49- Упр. 105

С. 48- Упр. 104

88.

Контрольный диктант №7 по теме «Склонение имён прилагательных»

Диктант   «Сороки»

Диктант

нет

89.

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Проверка выполнения заданий рубрики «Проверь себя».

С. 48- Упр. 103

90.

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи.

С. 53- Упр. 110

91.

Личные местоимения 1. 2, и 3-го лица. Повторение.

Лицо, число, род местоимений (3-е лицо единственного числа). Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного числа.

С. 54- Упр. 114

92.

Сочинение – отзыв по картине Н. К. Рериха «Заморские гости»

Сочинение-отзыв.

Сочинение

С 55- Упр. 117

93.

Анализ сочинений и работа над ошибками. Изменение по падежам личных местоимений.

Правописание местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Составление словосочетаний; диалога по рисункам.

С.59- Упр. 124

94.

Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Правописание местоимений.

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Окончания личных местоимений в косвенных формах.

С. 62- Упр. 130

95.

Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

Морфологический разбор местоимения как части речи. Составление поздравительной открытки ко Дню 8 Марта.

С. 64- Упр. 134, 135.

96.

Контрольный диктант №8 по теме «Местоимение»

Диктант   «Весенний звон»

Диктант тематический

нет

97.

Анализ контрольного диктанта

Работа над ошибками. Глагол как часть речи (повторение). Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении.

С.  69- Упр. 143

98.

Грамматические признаки глаголов. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее).

Практическая работа по определению времён глаголов.

С.70- Упр. 145.

99.

Изменение глаголов по временам.

Практическая работа по определению времён глаголов.

С. 71- Упр. 147

100.

Неопределённая форма глагола.

Практическая работа по определению времён глаголов, неопределённой формы глагола.

С. 73

-Упр. 151

101.

Неопределенная форма глагола. Неопределенная форма глаголов совершенного и несовершенного вида (без терминов).

Практическая работа по определению времён глаголов. Глагольные приставки и суффиксы. Основа глагола неопределенной формы (первое представление).

С.75- Упр. 156

102.

Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределенной форме.

Практическая работа по определению времён глаголов. Роль глаголов в повествовательном тексте. Значимость фразеологизмов в тексте.  Значимость фразеологизмов в тексте.

С.76- Упр. 158

103.

Письменное изложение повествовательного текста по цитатному плану.

Изложение

Изложение

нет

104.

Анализ изложений  

Работа над ошибками. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов. Составление текста из деформированных предложений.

С. 81- таблица

С. 82- Упр. 158

105.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Формы лица и числа глаголов. Работа с рубрикой «Страничка для любознательных. Проверочная работа по теме «Глагол»

Пров. работа

С.84- Упр. 170

106.

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе.

С.85- Упр. 172

107.

1 и 2 спряжение глаголов.

Спряжение глаголов в настоящем времени. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Проект «Пословицы и поговорки».

С. 86- Упр. 175

108.

1 и 2 спряжение глаголов.

Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

С.91- Упр. 186

109.

Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

Сочинение

С. 91- Упр. 188

110.

Анализ сочинений

Работа над ошибками. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Способы определения 1 и 2 спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

С.92- Упр. 1,2

111.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Способы определения 1 и 2 спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

С. 193- Упр. 194

112.

Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол».

Диктант   «Вот так улов»

Диктант темаический

нет

113.

Анализ контрольного диктанта

Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения в настоящем и будущем времени..

С.101- Упр. 207

114.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

Работа с памяткой «Как правильно написать безударное окончание глагола».

С. 101- Упр. 206

115.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

Словарный диктант.

Словарный диктант

С. 101- Упр. 208

116.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение).

Практическая работа -  правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение).

С.100- Упр. 206

117.

Возвратные глаголы (общее представление).

Правописание возвратных глаголов. Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.

С. 105- Упр. 219

118.

Контрольное изложение

Изложение

Изложение

нет

119.

Анализ изложения

Работа над ошибками. Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Составление предложений из деформированных слов.

С.106- Упр. – 221

120.

Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение).

Морфологический разбор глагола. Составление текста по личным наблюдениям.

С.108- Упр. 227

121.

Правописание глаголов в прошедшем времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

С. 110-Упр.212

122.

Правописание глаголов в прошедшем времени..

Изменение глаголов прошедшего времени по родам (в единственном числе) и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов.

С.112- Упр. 236

123.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Образование глаголов в прошедшем времени. Правописание суффиксов и родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Составление текста на спортивную тему.

С. 113- Упр. 240

124.

Контрольный диктант № 10 по теме «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями»

Диктант  «Майское чудо»

Итоговый диктант за 2 полугодие

нет

125.

Анализ контрольного диктанта.

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор глагола как части речи. Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании.

С.116- Упр. 247

126.

Повторение. Язык и речь. Текст.

Составление текста типа сравнительного описания.

С.118-  Упр. 251

127.

Повторение. Предложение и словосочетание.

Контрольное списывание.

Контрольное списывание

С.125- Упр. 265

128.

Повторение. Лексическое значение слова.

Практическая работа- определение лексического значения слова.

С. 129- Упр. 278

129.

Повторение.  Состав слова.

Практическая работа-  разбор слова по составу.

С. 132- Упр. 287

130.

Сочинение по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь».

Сочинение

Сочинение

нет

131.

Анализ сочинений

Работа над ошибками. Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова.

С.132- Упр. 286

132.

Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова.

Практическая работа - правописание орфограмм в значимых частях слова.

С.133- Упр. 289

133.

Повторение. Части речи. Признаки частей речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное. Наречие. Глагол.

Практическая работа.  Части речи.

С. 137- Упр. 300

134.

Повторение. Служебные части речи. Правописание слов разных частей речи. Письмо текста по памяти.

Практическая работа. Служебные части речи.

С. 138-

Упр. 305

135.

Повторение. Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения.

Практическая работа. Фонетический разбор.

С.140- Упр. 310

136.

Повторение. Обобщающий урок.

Игра «По галактике Частей речи».

нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...