Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Акчурина Гульназ Рамиловна

конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ_yazyk_bezudarnaya_glasnaya_v_korne_slova.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

"Правописание безударных гласных

 в корне слова"

3 класс

 

Цель: совершенствование навыка правописания безударных гласных  в корне слова.

Задачи:

  • формировать умение написания словарных слов;
  • закреплять синтаксические навыки;
  • развивать внимание, речевые умения и творческие способности;
  • воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: карта путешествия (приложение №1), карточки для чистописания; карточки со словарными словами в форме рыбок; загадки; задание-письмо в конверте.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учащиеся читают записанные на доске пословицы и поговорки:

  • Грамоте учиться - всегда пригодится.
  • Красна птица пеньем, а человек уменьем.
  • Ученья корень горек, да плод сладок.

- Объясните значение этих пословиц.

- Какую пословицу выберем для девиза урока.

II. Постановка целей урока. Сообщение темы урока.

- Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники. Мы должны дойти до главного города этой страны "Умники и умницы". Дорога будет нелёгкая, нам пригодятся наши знания, мы должны много трудиться. Наши тетради - это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.

        Откройте свои записные книжки и запишите число.

- Послушайте стихотворение и вы узнаете тему нашего урока:

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Поставь под ударение.

        Итак, тема нашего урока "Правописание безударных гласных в корне".

III. Работа по теме урока.

1. Анализ карты путешествия (приложение № 1).

- Идти мы будем по карте. Карта - чертёж поверхности Земли, где отмечены реки, озёра, города.

- Рассмотрите карту нашего путешествия и назовите основные этапы урока.

2. Чистописание.

- Итак, начнем свой путь с города Чистописание.

- Вспомним правила письма:

Я тетрадь свою открою (открывают тетради)

И наклонно положу (кладут тетради наклонно)

Я, друзья, от вас не скрою (берут в руки ручку) -

Ручку я вот так держу (ставят руки на локоть).

Сяду прямо, не согнусь (отпускают руки на тетрадь).

За работу я возьмусь.

- В городе Чистописание нас встречают буквы: (учитель открывает карточки) Я и М.

- Как зовут эти буквы? ("Я", "эм").

- Какой звук обозначает буква "Я"? (Гласная буква. Может обозначать один звук [а] или два звука [йа].)

- Какой звук обозначает      буква "М"? (Согласный звук [м] или [м`].)

- Запишите эти буквы с предметами, названия которых начинаются на эти буквы.

Задание:

Учащиеся работают в тетрадях по образцу.

- Вы очень хорошо выполнили это задание, идём дальше.

3. Словарная работа.

- Вот мы подошли к озеру "Словарная работа". Смотрите, какие там плавают рыбки. Чтобы переплыть это озеро, надо вставить пропущенные буквы в словарные слова.

        На рыбках написаны словарные слова: с...рока, л...сица, м...роз, п...нал, уч...ник, м...дведь.

-Запишите слово МЕДВЕДЬ. Сколько слогов, букв, звуков. Почему букв больше, чем звуков? Чем отличается звук [д] в середине от звука [т`] в конце слова?

4. Синтаксическая работа.

- А теперь перед нами встал лес, чтобы не заблудиться, мы составим предложение о жителе леса - зайце. (Записать и синтаксически разобрать предложения).

        Запись: В лесу живёт хитрый заяц.

- Как по-другому можно назвать лес? (Чаща, роща).

- Объясните значение этих слов.

Роща - небольшой, чаще лиственный лес.

Чаща - густой, частый лес, заросли.

Физкультминутка.

        Раз, два, три, четыре, пять,

        Начал заинька скакать,

        Прыгать заинька горазд,

        Он пропрыгал десять раз.

        Взялся зайка за бока,

        Заплясал он гопака.

        Прилетели утки,

        Заиграли в дудки.

        Ах, какая красота,

        Заиграли в дудки. (Учащиеся выполняют упражнения за учителем).

5. Избушка "Безударные гласные".

- Вы хорошо поработали и прошли дремучий Синтаксический  лес . Но впереди новые испытания - избушка "Безударные гласные", нас ждёт задание Бабы Яги.

        Читаю загадки, вы пишете отгадки и радом проверочное слово. Кто отгадает загадку, пишет слово в кроссворд.

а). Пока дети - каждый в берете.

     Повзрослели - шляпы надели. (Грибы).

б). Течёт, течёт - не вытечет,

      Бежит, бежит - не выбежит. (Река).

в). Вырос в поле дом,

     Полон дом зерном,

     Стены позолочены,

   Ставни заколочены.

   Ходит дом ходуном

   На столбе золотом. (Колос).

г). Ты не клюй меня, дружок,

     Голосистый петушок!

     В землю тёплую уйду,

     К солнцу колосом взойду,

     В нём тогда таких, как я,

     Будет целая семья. (Зерно).

д). Летом зеленеет,

     Осенью желтеет. (Трава).

Запись в тетрадях:

грибы - гриб

река - реки

колос - колосья

трава - травы

- Прочитайте выделенное слово в кроссворде.

-Что такое гроза?

Гроза - бурное ненастье с громом и молнией.

- Почему пишем ГРОЗА? Какое проверочное слово?

Запись: гроза - грозы.

6. Работа с учебником.

Учащиеся читают и выполняют упражнения.

Задание. Прочитайте предложения. Подберите к словам с пропущенными буквами проверочные слова.

        Стояли хорошие ...сенние дни. мы часто х...дили в рощу. Х...телось узнать, как л...сные жители готовятся к зиме.

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

- был ли ты осенью в лесу? Что интересного там видел? Напишите три-четыре предложения.

7. Город "Умники и умницы".

- Последнее испытание нас ждёт в городе "Умники и умницы".

Задание 1. Выберите проверочное слово.

Уд...вительно (диво, дева);

М...нять (мина, замена);

Л...пить (липко, лепка);

Подч...щать (честь, чисто);

Л...нивый (лень, линька);

Скр...пучий (скрепки, скрип);

М...стреить (мост, мастер).

Задание 2. Исправьте ошибки в письме.

        -Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша - в городе. Однажды написал Ваня сестре письмо следующего содержания:

"Здравствуй, Маша"

В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваюсь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром.

        Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса".

- Послушайте, что ответила ему Маша.

"Ваня, здравствуй!

        Посылаю тебе письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов.

        Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг?

        Ты, наверное. пошутил, когда написал, что заколешься?

        И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки?

        Ещё ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих чёрных?

        Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил?

        И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?

        Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться в десятом классе, и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?

        

        - Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял. Давайте, ребята, поможем Ване разобраться. в чём же его ошибки.

(Учащиеся выписывают слова, в которых допущены ошибки и подбирают проверочные слова).

IV. Итог урока. Оценки.

- Что нового узнали на уроке?

- Как проверить написание безударных гласных в корне?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...