Школа России. Русский язык. Значение суффиксов
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения
Класс: 3
УМК: «Школа России»
Учебник: В.П. Канакина « Русский язык»
Тема:Значение суффиксов
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий
Цель: формирование языковой, речевой и коммуникативной компетенции, учебно-универсальных действий, в процессе решения грамматико-орфографических задач по теме «Значение суффиксов »
Задачи: 1) Познакомить обучающихся с различными значениями суффиксов.
2) Развивать у детей общеучебные познавательные УУД (самостоятельно формулировать цель, извлекать необходимую информацию из текстов упражнений, правил ); коммуникативные УУД в процессе работы в группах (в паре): умение взаимодействовать, сотрудничать, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем грамматико-орфографических задач; регулятивные УУД (планирование и оценка деятельности); личностные УУД (нравственно-этическая ориентация в работе с текстами упражнений.
3) Воспитывать интерес к русскому языку (эмоционально-личностное отношение к предмету), усидчивость.
Ход урока
Этапы. УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности Регулятивные УУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к преодолению препятствий. Личностные УУД: смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом. | Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. Я вижу, что вы готовы к уроку. Так будьте внимательны, активны на уроке. Откройте тетради и запишите дату, классная работа. | |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление и решение проблемы Регулятивные (контроль, коррекция, прогнозирование), познавательные (умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатом деятельности, анализ, синтез поиск и выделение необходимой информации, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений), коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли) | Минутка чистописания Гордая птица, Воды не боится, Очень пригожа, На двойку похожа, Как зовут, ответь! Это белый … (Лебедь) - Кто такой лебедь ? - Пропишите слово лебедь 3 раза -Поставьте ударение - Подберите к нему однокоренные слова. - Выделите корень. - Какие орфограммы вы еще видите? - Какими являются эти слова по отношению друг к другу? - Кто знает, как называется часть слова, стоящая поле корня? - Что вы знаете о суффиксе ? - Назовите суффиксы в словах - Что у нас получилось при помощи суффикса? -Как вы думаете, есть ли у суффикса другая роль, кроме образования новых слов? Давайте узнаем. | Водоплавающая перелетная птица Лебёдушка, лебединая Лебед-
Однокоренными. Суффикс - ушк- , -ин- Новые слова |
Решение проблемы Познавательные знаково-символические УУД: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. Познавательные логические УУД: построение логической цепи рассуждения. Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы. | К нам на урок пришли герои(появляется картинка) Кто это? Обратите внимание, что Иванушка заколдован. Чтобы его расколдовать нужно образовать новые слова, ответив на вопросы. - Как большой дом превратить в маленький?(ик) - Можно ли рыбу превратить в человека? (ак) - Что нужно забрать у тракториста, чтобы получить машину?(ист) -Молодцы! Иванушка расколдован.(картинка) -Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алена. -С помощью какой части слова передается это ласковое отношение? (Ученик записывает Братец, сестрица, Иванушка, Аленушка и выделяет суффиксы.) - Что передают данные суффиксы в этих словах? - Сформируйте тему урока А вот какие еще оттенки значений может придавать суффикс, вы узнаете, выполнив задание на карточке. -Прочитайте задание. Образуйте, используя суффиксы новые слова. Гриб( -ок) _________________, лиса(-енок)_____________, стакан(-чик)___________, лапа(-ища)_______________, кот(-енок) - _______________, роза(-очк)____________, хвост(- ищ) ____________, камень(-щик)____________. Грибок, лисенок, стаканчик, лапища, учительница, котёнок, розочка, рыбка, хвостище, каменщик. -Взаимопроверка. ОЦЕНКА!!!! -Какой вывод можно сделать? Физминутка | Автор с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково) Суффикс служит не только для образования новых слов, но и придает словам различные значения. |
Первичное закрепление Коммуникативные (умение работать в парах, выражать свои мысли), регулятивные (коррекция, оценивание качества и уровня усвоения материала, контроль), познавательные УУД (умение осознано и произвольно строить речевое высказывание) | Работа по учебнику Упр. 168 (с. 91). (Фронтальная работа у доски по цепочке.) Запишите вновь образованные слова , выделите суффиксы. Самопроверка — Какое значение словам придают эти суффиксы? ОЦЕНКА | Уменьшительно- ласкательные |
Организация самостоятельной работы Регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, прогнозирование), личностные УУД(знание морально-смысловых норм, умение соотносить поступки и события с принятыми эстетическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения.) | Упр. 169 (с. 91). — Прочитайте слова. - Что обозначают данные слова ? - Прочитайте суффиксы в рамочке. - Работа по цепочке - Какие суффиксы встретились? — Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей породу их занятий.) — Какого суффикса нет словах? (-тель-.) — Назовите слова с таким суффиксом. ОЦЕНКА | Профессии , род деятельности |
Рефлексия учебной деятельности Познавательные (умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности), коммуникативные (умение выражать свои мысли), регулятивные УУД (волевая саморегуляция, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоить, прогнозирование) | — - Что вы знаете о суффиксе ? -Какую роль играет в нашей речи суффикс ? - С какими суффиксами мы встретились сегодня на уроке? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. "Значения суффиксов". 2 класс
Конспект урока по русскому языку "Значения суффиксов" (2 класс) к УМК "XXI век". К конспекту прилагается презентация и раздаточный материал....

Конспект и презентация к уроку русского языка "Значение суффиксов"
Урок русского языка в 3 классе по теме "Значение суффиксов" (УМК "Школа России") Цели: 1. Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; ...

План урока по русскому языку "Значения суффиксов"
Презентация к уроку русского языка во 2 классепо программе «XXI век» учителя начальных классов МКОУ СОШ №5Каргиновой Э.Б....

Урок русского языка "Значение суффиксов"
Урок русского языка во 2 классе "Значение суффиксов" позволит учамщимся научиться выделять суффикс в доступных словах, приводить доказательства правильности разбора слов по составу; характ...