Урок русского языка "Значения суффиксов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ермакова Ирина Ивановна

Проедставлен материал к уроку "значения суффиксов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок "Значения суффиксов"43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Значения суффиксов»

   Цели: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.

Ход урока

I.  Организационный момент Слайд 1

II. Проверка домашнего задания Слайд 2

     (Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)

     - Что такое суффикс? Для чего он служит?

     - Что такое приставка? Для чего она служит?

III. Актуализация знаний

      1. Фронтальная работа Слайд 3

      - Подберите к прилагательным однокоренные существительные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.

     Толстый, болтливый сильный, храбрый, дикий.

Проверка. Слайд 4

     - Как найти в слове суффикс?

    2. Словарный диктант  Работа с макбуками  Слайд 5

Вариант1.Уч…ница, М…сква, мальч..к, м…рковь, учит..ль Слайд 6    Проверка Слайд 7

Вариант 2 Уч…ник, ст…лица, дев…чка, м…лина, р…бята Слайд 8 Проверка Слайд 9

IV. Самоопределение к деятельности  Сказка Слайд 10

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-

   Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмешкой. -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим.

   Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова.

   В тетради было написано: «Маленький дом».

«Домик», - написал -ик-. Слайд 10

«Большой дом» Слайд 11

«Домище», - писал -ищ-. 

«Старый, дряблый дом». Слайд 12

«Домишко», писал -ишк-.

   Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.

   В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.

   Дома их всех ждал вкусный торт. Слайд 13

- Тортик! - закричал -ик-.

- Тортишко, усмехнулся -ишк-,

- Тортище, - сказал -ищ-.

- Тортильщик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.

     - Сформулируйте тему урока. Слайд 14

V. Работа по теме урока

    1. Наблюдения над ролью суффиксов в словах

    - Прочитайте слова.

    Лисица, лисичка, лисонька, лиса. Слайд 15

    - Что общего у этих слов? Чем они отличаются?

    - Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (Суффикс.)

   Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом - домик - домишко - домина; брат - браток - братец - братишка. Одни звучат ласково, другие - пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других - отрицательная (деваха, старикан, старикашка).

   Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда говорят о мужском роде. Слайд 16

   Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду. Слайд 17

   Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профессию, -ищ- - суффикс места. Слайд 18

   Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (баранина, свинина, телятина).

   Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.

    2. Работа по учебнику

    Упр. 171 (с. 92).

    (Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

    - Какое значение словам придают эти суффиксы?

Физкультминутка Слайд 20 Слайд 21

    3. Анализ смысловых значений суффиксов

    - Вы знаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».  Слайд 22Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алёна? (Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково.)

    - Выясним, с помощью какой части слова передаётся в речи ласковое отношение.

Записываем слова:

    Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка. Слайд 23

    - С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Выделите их.

    - Запишите ещё три слова с суффиксом -ушк-.

    4. Работа по учебнику

    Упр. 174 (с. 93). Слайд 24

    Прочитайте выразительно. Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

    Проверка.

VII. Закрепление изученного материала

       Работа по тетради на печатной основе

       Упр. 115(с. 47). Слайд 25

       (Самостоятельное выполнение. Проверка.

       - Какое значение придают эти суффиксы словам?

     

    Упр. 175 (с. 94).

    (Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

    - Назовите слова с непроверяемыми орфограммами.

    - Прочитайте предложения, которые вы составили.

VIII. Рефлексия

        1.

Проверь свои знания и умения Слайд 26

Тетрадь на печатной основе с.47 упр.116, в парах- с.48 упр.119

     2. Игра «Хитрые вопросы»

     -Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс -ик-.)

     - Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.)

     - Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист-.)

     - Кате значения могут придавать суффиксы словам? Приведите примеры.

     - Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

     - Какое же значение может придавать суффикс словам?

Домашнее задание

      Р.т. с.47 упр.117; с.48 упр.120

Дополнительный материал

Суффикс -ёр-

   Жил-был суффикс -ёр-. Работал он в театре и был мастером на все руки, несколько профессий имел.

   Когда -ёр- надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.

   И актёр из него превосходный получился, и гримёр. Нужен суфлёр — зовут суффикс -ёр-, дублёр понадобился — а -ёр- уже тут как тут.

    Был он и билетёром, да только пропускал в театр всех детей. Хотели его больше на место билетёра не пускать, но куда там: какой же билетёр без суффикса -ёр-?

   - А как назывался бы мастер -ёр-, если бы он занимался боксом, выезжал на гастроли, чинил лифты, ловил «зайцев» в автобусе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка "Суффикс. Образование новых слов"

презентация к уроку русского языка "Суффикс. Образование новых слов." 2 класс. УМК  "Начальная школа 21 век"...

Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...

Презентация к уроку русского языка "Суффиксы -ик, -ек"

Урок - путешествие с героями советских мультфильмов...

Фрагмент урока русского языка "Суффиксы ик, ек"

В материале представлен этап постановки учебной задачи по изучению правописания суффиксов -ик-, -ек- в соответствии с требованиями ФГОС...