Урок русского языка "Значения суффиксов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Проедставлен материал к уроку "значения суффиксов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Значения суффиксов" | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Значения суффиксов»
Цели: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.
Ход урока
I. Организационный момент Слайд 1
II. Проверка домашнего задания Слайд 2
(Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)
- Что такое суффикс? Для чего он служит?
- Что такое приставка? Для чего она служит?
III. Актуализация знаний
1. Фронтальная работа Слайд 3
- Подберите к прилагательным однокоренные существительные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.
Толстый, болтливый сильный, храбрый, дикий.
Проверка. Слайд 4
- Как найти в слове суффикс?
2. Словарный диктант Работа с макбуками Слайд 5
Вариант1.Уч…ница, М…сква, мальч..к, м…рковь, учит..ль Слайд 6 Проверка Слайд 7
Вариант 2 Уч…ник, ст…лица, дев…чка, м…лина, р…бята Слайд 8 Проверка Слайд 9
IV. Самоопределение к деятельности Сказка Слайд 10
Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-
Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмешкой. -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим.
Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова.
В тетради было написано: «Маленький дом».
«Домик», - написал -ик-. Слайд 10
«Большой дом» Слайд 11
«Домище», - писал -ищ-.
«Старый, дряблый дом». Слайд 12
«Домишко», писал -ишк-.
Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.
В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.
Дома их всех ждал вкусный торт. Слайд 13
- Тортик! - закричал -ик-.
- Тортишко, усмехнулся -ишк-,
- Тортище, - сказал -ищ-.
- Тортильщик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.
- Сформулируйте тему урока. Слайд 14
V. Работа по теме урока
1. Наблюдения над ролью суффиксов в словах
- Прочитайте слова.
Лисица, лисичка, лисонька, лиса. Слайд 15
- Что общего у этих слов? Чем они отличаются?
- Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (Суффикс.)
Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом - домик - домишко - домина; брат - браток - братец - братишка. Одни звучат ласково, другие - пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других - отрицательная (деваха, старикан, старикашка).
Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда говорят о мужском роде. Слайд 16
Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду. Слайд 17
Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профессию, -ищ- - суффикс места. Слайд 18
Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (баранина, свинина, телятина).
Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.
2. Работа по учебнику
Упр. 171 (с. 92).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)
- Какое значение словам придают эти суффиксы?
Физкультминутка Слайд 20 Слайд 21
3. Анализ смысловых значений суффиксов
- Вы знаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Слайд 22Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алёна? (Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково.)
- Выясним, с помощью какой части слова передаётся в речи ласковое отношение.
Записываем слова:
Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка. Слайд 23
- С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Выделите их.
- Запишите ещё три слова с суффиксом -ушк-.
4. Работа по учебнику
Упр. 174 (с. 93). Слайд 24
Прочитайте выразительно. Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Проверка.
VII. Закрепление изученного материала
Работа по тетради на печатной основе
Упр. 115(с. 47). Слайд 25
(Самостоятельное выполнение. Проверка.
- Какое значение придают эти суффиксы словам?
Упр. 175 (с. 94).
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)
- Назовите слова с непроверяемыми орфограммами.
- Прочитайте предложения, которые вы составили.
VIII. Рефлексия
1.
Проверь свои знания и умения Слайд 26
Тетрадь на печатной основе с.47 упр.116, в парах- с.48 упр.119
2. Игра «Хитрые вопросы»
-Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс -ик-.)
- Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.)
- Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист-.)
- Кате значения могут придавать суффиксы словам? Приведите примеры.
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Какое же значение может придавать суффикс словам?
Домашнее задание
Р.т. с.47 упр.117; с.48 упр.120
Дополнительный материал
Суффикс -ёр-
Жил-был суффикс -ёр-. Работал он в театре и был мастером на все руки, несколько профессий имел.
Когда -ёр- надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.
И актёр из него превосходный получился, и гримёр. Нужен суфлёр — зовут суффикс -ёр-, дублёр понадобился — а -ёр- уже тут как тут.
Был он и билетёром, да только пропускал в театр всех детей. Хотели его больше на место билетёра не пускать, но куда там: какой же билетёр без суффикса -ёр-?
- А как назывался бы мастер -ёр-, если бы он занимался боксом, выезжал на гастроли, чинил лифты, ловил «зайцев» в автобусе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка "Суффикс УШК"
программа "Школа 2100"...
презентация к уроку русского языка "Суффикс. Образование новых слов"
презентация к уроку русского языка "Суффикс. Образование новых слов." 2 класс. УМК "Начальная школа 21 век"...
Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...
Презентация к уроку русского языка "Суффиксы -ик, -ек"
Урок - путешествие с героями советских мультфильмов...
Фрагмент урока русского языка "Суффиксы ик, ек"
В материале представлен этап постановки учебной задачи по изучению правописания суффиксов -ик-, -ек- в соответствии с требованиями ФГОС...
Урок русского языка.Суффиксы -ек -ик.
конспект урока...