Урок русского языка "Значение суффиксов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Воронова Марианна Исомовна

Урок русского языка во 2 классе "Значение суффиксов"  позволит учамщимся научиться  выделять суффикс в доступных словах, приводить доказательства правильности разбора слов по составу; характеризовать роль суффикса в слове;  находить новые суффиксы в словах, определять их значение, объединять слова в группы в зависимости от значений суффиксов; обогащать активный словарный запас на основе понимания значений   суффиксов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_suffiksov.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 «Б» классе

МОУ «СОШ с. Сторожевка»

подготовила учитель начальных классов

I квалификационной категории

Воронова Марианна Исомовна

Тема урока: Значение суффиксов   (Урок 56)

Технология: проблемно – диалогическое обучение

Цель: формирование умения сотрудничать со сверстниками в процессе анализа языкового материала для применения при  нахождении  суффиксов в словах и выявления их значений.

Задачи урока

Личностный результат: развивать умение работать в группе, чувство товарищества, взаимопомощи, умение задавать вопросы и стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Метапредметный результат :  учиться использовать язык с целью поиска необходимой информации для решения учебной задачи;  на основе анализа объектов делать выводы и представлять информацию в виде таблицы; прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 

Предметный результат: 

 Знать: алгоритм разбора слов по составу;

 Уметь: выделять суффикс в доступных словах, приводить доказательства правильности разбора слов по составу; характеризовать роль суффикса в слове;  находить новые суффиксы в словах, определять их значение, объединять слова в группы в зависимости от значений суффиксов; обогащать активный словарный запас на основе понимания значений   суффиксов. 

Оборудование: презентация к уроку,  компьютер, проектор, карточки для фронтальной и групповой работы, учебник  «Русский язык»  для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2ч. Ч. 1/ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. – М.: Вентана-Графф, 2012, 1 часть и рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 1 часть  системы учебников «Начальная школа 21 века» программа под редакцией Н.Ф.Виноградовой;  

Тип урока:  комбинированный урок.

Этапы урока

Ход урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.

Организационный момент

Устное сообщение учителя, психологический настрой на позитивное отношение к одноклассникам в ходе работы на уроке.

Подготовка к уроку, настрой на позитивное отношение к одноклассникам в ходе работы на уроке.

Личностные результаты

1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Развивать умение выказывать своё мнение и задавать вопросы, стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции.

Познавательные УУД

1. Развивать умение извлекать информацию из таблиц и текстов.

2. Представлять информацию в виде таблицы.

3. Выявлять особенности, характеристики  объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

ΙI.

Актуализация знаний.

Запишите число в тетради.

Что объединяет слова в одном столбике?

На доске записаны слова:

Медведица      львёнок       собачка

Волчица         галчонок      лапка

Что такое суффикс? Какую роль играет?  Как найти в этих словах суффикс?

Отметьте суффиксы в данных словах.

Комментированная запись числа.

Анализируют, выявляют особенности, делают выводы.

Отвечают на вопросы, вспоминают алгоритм разбора слова по составу, алгоритм нахождения суффикса в словах.

III.

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

– Запишите все суффиксы, которые вы помните. Обменяйтесь тетрадями и сравните, все ли суффиксы есть у вас.

– Сравните с записью на доске. Открыть запись на  доске: -ок-, -ёк-, -к-, чик-, -ищ-,     -ик- -,ек-, -онок-, -ёнок-, -их-, - иц-, -ан-, -ян-, -анин-, -янин-.

Раздать такие же таблички для работы в парах.

 - Распределите эти суффиксы на группы. Сколько групп получилось? Почему именно на такие группы разделили суффиксы?

- Как вы считаете, это все суффиксы или есть и другие?

- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

Составим план урока.

  1. Значение суффиксов.
  2. Составление таблицы (на доске таблица из учебника: стр. 129-130).

– Что мы сейчас делали?

Записывают суффиксы, проводят взаимопроверку, сверяя запись с образцом на доске.

Классифицируют суффиксы, распределяют по группам.

Планируют свою деятельность.

Регулятивные УУД

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия свои и одноклассников в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

IV.

Обобщение и классификация полученных ранее знаний

Посмотрите на таблицу (на доске таблица из учебника: стр. 129-130), давайте дополним её суффиксами, которые записаны на доске. Определите их значение. (Приложение 1)

Дополняют таблицу из учебника суффиксами, определяют их значение.

Вспоминают и называют суффиксы, которые уже изучили.

Приводят примеры слов с суффиксами и записывают их в таблицу.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре, в группе, в коллективе.

V.

Открытие нового знания.

 Работа по учебнику.

Упражнение 3, стр. 128: развитие умений находить новые суффиксы в словах и определять их значение.

- Какой можно сделать вывод? Если суффиксы звучат и пишутся одинаково, обязательно  ли они имеют одинаковое значение?

Ученики самостоятельно читают текст, записывают слова с суффиксами и выделяют суффиксы в этих словах.

Определяют значение суффиксов и дополняют ими таблицу (Приложение 2).

Делают вывод, о том, что суффиксы могут иметь разное значение, даже если звучат и пишутся одинаково.

VI.

Развитие умений – применение знания.

Упражнение 2, стр. 128.

Все ли суффиксы мы вспомнили? Можно ли дополнить таблицу в учебнике?

Как можно определить значение суффикса

-иц-  в словах медведица, волчица? (Самка животного, значение женского пола.)

Как можно определить значение суффикса  –онок-, ёнок- в словах львёнок, галчонок? (Детёныш животного)

Как можно определить значение суффиксов

-н-, -ов-  в словах морозный, сосновый? (Признак предмета, суффикс имен прилагательных).

Как можно определить значение суффиксов

-оват-, -еват-  в словах синеватый, грязноватый? (Признак предмета в малой степени).

Ученики выполняют задание (работа в группах). Проводят самопроверку. Записывают выделенные суффиксы в таблицу.

(Приложение 3)

VII.

Итог урока.

– Какие новые суффиксы узнали?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Вспоминают, что нового узнали на уроке, анализируют свою деятельность, выявляют затруднения.

VII.

Домашнее задание.

Упражнение 5, стр. (по выбору ).

Суффиксы

Значение суффиксов

Примеры

-ан-, -ян-, -анин-, -янин-.

Житель какой-либо страны, города.

Россиянин, южанин, северяне, горожане

-ок-, -ёк-, -к-, чик-,              -ек-, -еньк-, -ушк-, -юшк-

Уменьшительно-ласкательное

Дубок, стебелёк лапка, стульчик, цветочек, маленький, избушка

-чик-

Уменьшительно-ласкательное

Барабанчик,

карманчик

-ик-

Уменьшительно-ласкательное

Котик, ротик

-ик-

-чик-

-ель-

-ист-

-арь-

-ник-

Профессия или род занятий

Химик,

умник,

переводчик,

лётчик,

строитель,

писатель,

футболист,

пекарь,

вратарь,

дворник,

 школьник

-ник-

Ёмкость

Чайник, цветник

-арь-

Сборник слов, текстов

Словарь, букварь

-евн-, -евич-, -ич-,               -инична-, -овн-, -ович-

Отчества

Алексеевна, Алексеевич,

Кузьмич,

Кузьминична, Владимировна, Владимирович

-их-, - иц-

Самка животного, значение женского пола

Тигрица, лосиха

-онок-, -ёнок-,

Детёныш животного

Галчонок, лисёнок, волчонок, страусёнок

-н-, -ов-

Признак предмета (имена прилагательные)

Морозный, сосновый

-оват-, -еват-

Признак предмета в малой степени

Синеватый, грязноватый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка "Суффикс. Образование новых слов"

презентация к уроку русского языка "Суффикс. Образование новых слов." 2 класс. УМК  "Начальная школа 21 век"...

Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...

Презентация к уроку русского языка "Суффиксы -ик, -ек"

Урок - путешествие с героями советских мультфильмов...

Фрагмент урока русского языка "Суффиксы ик, ек"

В материале представлен этап постановки учебной задачи по изучению правописания суффиксов -ик-, -ек- в соответствии с требованиями ФГОС...