Конспект урока 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема урока. «Упражнение в распознавании имен существительных в дательном падеже»
Цель. Развитие умения распознавать имена существительные в дательном падеже, различать падежные формы имен существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy.docx | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе по программе «Школа России»
Тема урока. «Упражнение в распознавании имен существительных в дательном падеже»
Цель. Развитие умения распознавать имена существительные в дательном падеже, различать падежные формы имен существительных.
УУД
Предметные. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез, построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные. Владение монологической, диалогической формами речи, в соответствии с грамматическими нормами родного языка.
Регулятивные. Постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные.
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование. Презентация к уроку, словарь синонимов, индивидуальные карточки, листы достижений, учебник «Русский язык» 4 класс, автор
В. П.Канакина, индивидуальные доски, маркеры
Ход урока.
I.Мотивационный момент.
Приветствие учителя. Выявление эмоционального состояния учащихся.
-У вас хорошее настроение? Давайте друг другу улыбнемся и пошлем воздушный поцелуй. Улыбка располагает к общению.
Девиз урока: Умей слушать другого, учись сам, помоги товарищу,
прими помощь.(слайд 1)
-Объяснить смысл этой пословицы.
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
II. Актуализация опорных знаний.
Ученик читает стихотворение
От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим её, как хорошего друга,
За то, что у нас с нею всё сообща,
За то, что, когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем доверить ей сердце своё.
И просто за то, что она – наша мама,
Мы крепко и нежно любим её.
- О ком говорится в стихотворении, к какому празднику готовится вся страна? Как готовитесь вы к этому празднику?
Давайте обратимся к слову мама .Какой частью речи является это слово?
Назовите его грамматические признаки. (ед. ч., ж. р. ,И. п.,
1 скл ., одуш ., нариц.)
-Назовите 1 звук в слове мама, дайте ему характеристику. Назовите первую букву этого слова ,давайте вспомним ,как она пишется.
Чистописание.
Мм
Ма
Мама (составить устно предложение с этим словом)
ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ В ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ-сам
2.Орфографическая минутка.( инд. доски).Вставить буквы, назвать орфограммы.
От чистого сер.ца, пр.стыми сл.вами
Д.вайте, друз.я, пот.лкуем о мам..
-Подберите синонимы к слову толкуем? (сильный работает со словарем-синонимов)
Толки-разговоры, пересуды,
слухи (синонимы)
Назовите им. сущ.,опр.падеж.сущ.
Как определить падеж им.сущ.?
Что повторили ,выполняя это задание?
ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ В ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ-сам
3.Проверка домашнего задания.
Написать мини-сочинение о маме и определить падеж им. сущ.
(Проверка в парах красным карандашом.
ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ В ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ-пара
Зачитывается одно сочинение
3.Над какой темой мы сейчас работаем? (Учимся распознавать падежи имен сущ. по их признакам). О каких падежах мы уже говорили?(И,В,Р,П)
По каким признакам мы можем определить падеж им. сущ.? (предлог, вопрос, роль в предложении).
- Какую часть речи изучаем?
-Дайте определение имени существительному.
-Назовите грамматические признаки имени существительного.
-Как определить падеж имени существительного? (Алгоритм)
III. Постановка проблемы.
– Мы сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал:
«Такой падеж…
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю».
– О каком падеже идёт речь? (Речь идёт о дательном падеже.)(слайд3)
-Сформулируйте тему урока? (распознавание сущ. в Д.п.)
-Какую цель мы перед собой поставим? Научиться распознавать им. сущ. Д.п по признакам)
IV. Открытие учащимися новых знаний.
1. Понятие о дательном падеже.
Работа с таблицей учебника с. 82
Работа в паре. Заполнение таблицы. (Слайд-проверка)
Падеж | Вопрос | Предлог | Роль в предложении | Окончания (выделить) |
Д.п. |
|
|
| Дать (кому?) маме дать (чему?) земле дать (кому?) писателю дать (кому?) дочери дать (чему?) классу
|
ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ В ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ-сам
А почему дательный падеж называется именно так, сейчас узнаем. Лев
Успенский написал книгу «По дорогам и тропам языка», в которой
целую главу посвятил дательному падежу и назвал ее «Щедрый падеж». Как вы думаете почему? Уточните в толковом словаре. (сильный-работа со словарем)
2.Сделаем вывод:(слайд)
Существительное в дательном падеже часто указывает на лицо, в интересах которого совершается действие, точнее на лицо, которому что-то дают. Чтобы узнать дательный падеж, какое слово надо подставить к существительному?
Слово дать.
-Ребята, а что нам дает мама? За что мы ее любим?
VI. Физ. минутка:
1. Двигательная
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны –
И при этом все важны!
V. Первичное закрепление.
Работа в группах
_ Составить предложения из слов, объяснить значение пословиц, определить падеж выделенных слов. Дать характеристику 4 предложения. Выделить в этом предложении грамматическую основу.
КОМАНДИР СТАВИТ ОЦЕНКУ КАЖДОМУ В ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ-группа командир
Д. п.
1. Птица радуется весне, а младенец – матери.
Д. п.
2. Слепой щенок и тот к матери ползет.
Д. п.
3. Каждый человек благодарен маме.
Д.п.
4. Любовь к Родине начинается с любви к матери. (Ю. Я. Яковлев)
Проверка с доски (матери-Д.п., к матери-Д.п., маме-Д.п.)
VI. Закрепление. Самостоятельная работа, дифференцированная работа (сильные - словарная работа, слабые- выписать словосочетания, в которых им.сущ. стоят в Д.п.) .Разобрать как часть речи слово к матери. Можно попросить помощь у консультантов.
(Слабые) Слетел лист, думаю о маме, гуляю с собакой, иду по дороге, читаю про лису, играть около дома, хвалить внучку, растет дерево, встретился с другом, сидеть на диване, выныривает из воды, подойти к реке, принести в ведре, бросит шишку, растет без дождя, самолет летит, подошло к причалу, крался за лисицей.
1. Матери – сущ. (кто?)
2. Н. ф. – кто? мать
3. Нариц., одуш.,.
4. ж. р.,2 скл.
5.Д.п., ед. ч
6.Втор. член.
(Сильные) Записать слова в два столбика, объяснить свой выбор, выделить окончание. Разобрать как часть речи сущ. по коридору
От к.р.бля, по к.р.дору, без п.ртфеля ,у к.п.тана, к пам.тнику, к с.чинению, .
Р. п. Д. п.
от корабля по коридору
без портфеля к памятнику
у капитана к сочинению
_ Как определяли падеж?
_ Что еще помогло определить падеж?
ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ В ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ-учитель
VII. Подведение итогов.
1. Работа с таблицей (Слайд)
- С каким падежом познакомились на уроке?
-Что узнали о дательном падеже? (по таблице) (Слайд)
Дательный падеж
Вспомогательное слово | дать |
Вопросы | кому? чему? |
Предлоги | к, по |
Окончания | е, и, у, ю |
Роль в предложении | второстепенный член |
- Выставление оценок по листу достижений.
- 3. Стихотворение-наказ. (читает ученица).
Кто только зубрит,
Чтоб от двоек бежать,
Тому никогда – никогда не понять.
Что можно идти на урок, как на праздник,
Что каждый отличник – шутник и проказник.
Учитесь с улыбкой! Шутите учась!
Любая ошибка исчезнет, боясь
Веселой науки и радостных глаз.
Учитесь без скуки – как мы! В добрый час!
VIII. Домашнее задание:
-упр.146 с.86 ,повторить таблицу с.82
IX.Рефлексия (слайд)
"На сегодняшнем уроке я узнал…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"Я могу похвалить своих одноклассников за …";
Выбери фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
Конспект урока Класс: 4 Предмет: окружающий мир Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России».
Конспект урока1. Ф.И.О .учителя Козлова Е. А. 2. Класс: 4 3. Предмет: окружающий мир 4. Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России»....
Конспект урока "Класс миллионы. Класс миллиарды" (4 класс, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Класс миллионы. Класс миллиарды". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России"....