Конспект урока 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема урока. «Упражнение в распознавании имен существительных в дательном падеже»
Цель. Развитие умения распознавать имена существительные в дательном падеже, различать падежные формы имен существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе по программе «Школа России»
Тема урока. «Упражнение в распознавании имен существительных в дательном падеже»
Цель. Развитие умения распознавать имена существительные в дательном падеже, различать падежные формы имен существительных.
УУД
Предметные. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез, построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные. Владение монологической, диалогической формами речи, в соответствии с грамматическими нормами родного языка.
Регулятивные. Постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные.
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Оборудование. Презентация к уроку, словарь синонимов, индивидуальные карточки, листы достижений, учебник «Русский язык» 4 класс, автор
В. П.Канакина, индивидуальные доски, маркеры
Ход урока.
I.Мотивационный момент.
Приветствие учителя. Выявление эмоционального состояния учащихся.
-У вас хорошее настроение? Давайте друг другу улыбнемся и пошлем воздушный поцелуй. Улыбка располагает к общению.
Девиз урока: Умей слушать другого, учись сам, помоги товарищу,
прими помощь.(слайд 1)
-Объяснить смысл этой пословицы.
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
II. Актуализация опорных знаний.
Ученик читает стихотворение
От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим её, как хорошего друга,
За то, что у нас с нею всё сообща,
За то, что, когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем доверить ей сердце своё.
И просто за то, что она – наша мама,
Мы крепко и нежно любим её.
- О ком говорится в стихотворении, к какому празднику готовится вся страна? Как готовитесь вы к этому празднику?
Давайте обратимся к слову мама .Какой частью речи является это слово?
Назовите его грамматические признаки. (ед. ч., ж. р. ,И. п.,
1 скл ., одуш ., нариц.)
-Назовите 1 звук в слове мама, дайте ему характеристику. Назовите первую букву этого слова ,давайте вспомним ,как она пишется.
Чистописание.
Мм
Ма
Мама (составить устно предложение с этим словом)
ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ В ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ-сам
2.Орфографическая минутка.( инд. доски).Вставить буквы, назвать орфограммы.
От чистого сер.ца, пр.стыми сл.вами
Д.вайте, друз.я, пот.лкуем о мам..
-Подберите синонимы к слову толкуем? (сильный работает со словарем-синонимов)
Толки-разговоры, пересуды,
слухи (синонимы)
Назовите им. сущ.,опр.падеж.сущ.
Как определить падеж им.сущ.?
Что повторили ,выполняя это задание?
ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ В ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ-сам
3.Проверка домашнего задания.
Написать мини-сочинение о маме и определить падеж им. сущ.
(Проверка в парах красным карандашом.
ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ В ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ-пара
Зачитывается одно сочинение
3.Над какой темой мы сейчас работаем? (Учимся распознавать падежи имен сущ. по их признакам). О каких падежах мы уже говорили?(И,В,Р,П)
По каким признакам мы можем определить падеж им. сущ.? (предлог, вопрос, роль в предложении).
- Какую часть речи изучаем?
-Дайте определение имени существительному.
-Назовите грамматические признаки имени существительного.
-Как определить падеж имени существительного? (Алгоритм)
III. Постановка проблемы.
– Мы сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал:
«Такой падеж…
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю».
– О каком падеже идёт речь? (Речь идёт о дательном падеже.)(слайд3)
-Сформулируйте тему урока? (распознавание сущ. в Д.п.)
-Какую цель мы перед собой поставим? Научиться распознавать им. сущ. Д.п по признакам)
IV. Открытие учащимися новых знаний.
1. Понятие о дательном падеже.
Работа с таблицей учебника с. 82
Работа в паре. Заполнение таблицы. (Слайд-проверка)
Падеж | Вопрос | Предлог | Роль в предложении | Окончания (выделить) |
Д.п. |
|
|
| Дать (кому?) маме дать (чему?) земле дать (кому?) писателю дать (кому?) дочери дать (чему?) классу
|
ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ В ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ-сам
А почему дательный падеж называется именно так, сейчас узнаем. Лев
Успенский написал книгу «По дорогам и тропам языка», в которой
целую главу посвятил дательному падежу и назвал ее «Щедрый падеж». Как вы думаете почему? Уточните в толковом словаре. (сильный-работа со словарем)
2.Сделаем вывод:(слайд)
Существительное в дательном падеже часто указывает на лицо, в интересах которого совершается действие, точнее на лицо, которому что-то дают. Чтобы узнать дательный падеж, какое слово надо подставить к существительному?
Слово дать.
-Ребята, а что нам дает мама? За что мы ее любим?
VI. Физ. минутка:
1. Двигательная
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны –
И при этом все важны!
V. Первичное закрепление.
Работа в группах
_ Составить предложения из слов, объяснить значение пословиц, определить падеж выделенных слов. Дать характеристику 4 предложения. Выделить в этом предложении грамматическую основу.
КОМАНДИР СТАВИТ ОЦЕНКУ КАЖДОМУ В ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ-группа командир
Д. п.
1. Птица радуется весне, а младенец – матери.
Д. п.
2. Слепой щенок и тот к матери ползет.
Д. п.
3. Каждый человек благодарен маме.
Д.п.
4. Любовь к Родине начинается с любви к матери. (Ю. Я. Яковлев)
Проверка с доски (матери-Д.п., к матери-Д.п., маме-Д.п.)
VI. Закрепление. Самостоятельная работа, дифференцированная работа (сильные - словарная работа, слабые- выписать словосочетания, в которых им.сущ. стоят в Д.п.) .Разобрать как часть речи слово к матери. Можно попросить помощь у консультантов.
(Слабые) Слетел лист, думаю о маме, гуляю с собакой, иду по дороге, читаю про лису, играть около дома, хвалить внучку, растет дерево, встретился с другом, сидеть на диване, выныривает из воды, подойти к реке, принести в ведре, бросит шишку, растет без дождя, самолет летит, подошло к причалу, крался за лисицей.
1. Матери – сущ. (кто?)
2. Н. ф. – кто? мать
3. Нариц., одуш.,.
4. ж. р.,2 скл.
5.Д.п., ед. ч
6.Втор. член.
(Сильные) Записать слова в два столбика, объяснить свой выбор, выделить окончание. Разобрать как часть речи сущ. по коридору
От к.р.бля, по к.р.дору, без п.ртфеля ,у к.п.тана, к пам.тнику, к с.чинению, .
Р. п. Д. п.
от корабля по коридору
без портфеля к памятнику
у капитана к сочинению
_ Как определяли падеж?
_ Что еще помогло определить падеж?
ПОСТАВИТЬ ОЦЕНКУ В ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ-учитель
VII. Подведение итогов.
1. Работа с таблицей (Слайд)
- С каким падежом познакомились на уроке?
-Что узнали о дательном падеже? (по таблице) (Слайд)
Дательный падеж
Вспомогательное слово | дать |
Вопросы | кому? чему? |
Предлоги | к, по |
Окончания | е, и, у, ю |
Роль в предложении | второстепенный член |
- Выставление оценок по листу достижений.
- 3. Стихотворение-наказ. (читает ученица).
Кто только зубрит,
Чтоб от двоек бежать,
Тому никогда – никогда не понять.
Что можно идти на урок, как на праздник,
Что каждый отличник – шутник и проказник.
Учитесь с улыбкой! Шутите учась!
Любая ошибка исчезнет, боясь
Веселой науки и радостных глаз.
Учитесь без скуки – как мы! В добрый час!
VIII. Домашнее задание:
-упр.146 с.86 ,повторить таблицу с.82
IX.Рефлексия (слайд)
"На сегодняшнем уроке я узнал…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"Я могу похвалить своих одноклассников за …";
Выбери фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
Конспект урока Класс: 4 Предмет: окружающий мир Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России».
Конспект урока1. Ф.И.О .учителя Козлова Е. А. 2. Класс: 4 3. Предмет: окружающий мир 4. Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России»....

План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...

Конспект урока "Класс миллионы. Класс миллиарды" (4 класс, УМК "Школа России")
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Класс миллионы. Класс миллиарды". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России"....