Ковыршина Елена Николаевна ОУ Класс УМК Предмет Тема Тип Цель урока Задачи |
ГБОУ школа № 7 Класс УМК Предмет Тема Тип Цель урока Задачи |
1б класс |
«Школа России» |
Русский язык |
Тема урока : Запись слов в алфавитном порядке. |
Цель урока : Способствовать закреплению умений учащихся располагать слова в алфавитном порядке, дифференцировать виды словарей по назначению. |
Задачи : - систематизировать знания обучающихся об алфавите; - закрепить правильное название букв алфавита; - закрепить алгоритм выполнения заданий на расположение слов в алфавитном порядке по начальной и последующих букв в слове. - совершенствовать представление обучающихся о дифференциации словарей по назначению; - способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса.
|
Планируемые результаты |
Предметные:
-понимают принцип построения алфавитного порядка букв ;
-умеют правильно называть буквы;
-выполняют задания на расположение слов в алфавитном порядке по начальной и последующих букв в слове;
-дифференцируют словари по их назначению.
| Метапредметные:
Регулятивные :
- оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -выполняют учебное задание в соответствии с целью; -выполняют самопроверку учебного задания и вносят корректировку в выполненное задание.
Познавательные :
-овладевают базовыми предметными и межпредметными |
понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; выполняют логические действия : сравнение, синтез, анализ).
Коммуникативные :
- строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. |
-адекватно воспринимают звучащую речь учителя, партнера.
. |
Личностные: - осознают собственные достижения при освоении темы;
- проявляют интерес к изучению русского языка
|
|
Ресурсы урока: Учебник В.П. Канакина, презентация, мультимедийная доска. |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя
| Содержание деятельности обучающихся … |
Мотивация к деятельности |
- Организационный момент.
Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение предмета.
Отдых наш кончается ,работа начинается. Усердно будем мы трудится , чтобы многому научится.
|
Приветствуют учителя, организовывают рабочее место.
|
Актуализация знаний |
1.Ребята, чему мы учимся на каждом уроке русского языка? -Вот и сейчас мы запишем буквосочетания, очень постараемся , чтоб было красиво . -Выполнение пальчиковой гимнастики. -Запишите буквосочетания : оп рс -Какой вид соединения использовали ? Запишем скороговорку с буквосочетанием оп.
На пеньке опять пять опят. Отметим орфограммы в предложении, посчитаем количество букв и звуков в слове «пять». В каких словах нам не надо ставить ударение ?
-Прочитайте каждую букву отдельно.
-Знакомо ли вам такой порядок букв ? -Что такое алфавит ?
-Продолжите чёткий порядок букв в алфавите. | -Красиво и грамотно писать.
Записывают буквосочетание.
В словах -на- -пять-
Читают буквы : -о п р с- -Да это порядок букв из алфавита. Дают определение алфавита.
Продолжают называть алфавитный порядок букв после буквы с. |
Молодцы ребята , вы с достоинством справились с заданием.
-Вспомните в каких случаях вы используете знания алфавита в вашей школьной жизни? -Ваши знания алфавита вам очень часто пригодятся в жизни. Умение пользоваться алфавитным порядком сэкономит вам время в повседневной жизни.
Вы станете учёными и будете составлять словари, вы будете учителями и будете составлять списки своих учащихся. Какая тема нашего урока ? Какие задачи мы ставим перед собой на уроке ?
|
-Список дежурных, поручений, список Дня рождения каждого ученика.
Определяют тему.
Повторим алфавит и название букв алфавита. Будем записывать слова в алфавитном порядке.
|
Организация познавательной деятельности |
Обращает внимание на слайд № 2 -Прочитайте слова. Что общего в этих словах. А что разное ? -Красный цвет указывает ударение в словах. -Прочитайте слова учитывая ударение.
-Что же это за слова ? Давайте ещё раз проговорим признаки этих слов .
-Как называются эти слова ?
-Верно , мы прочитали небольшую часть слов из словаря омографов. -Но почему эту страничку мы не можем назвать страничкой из словаря ?
-Как вы думаете , какая у нас сейчас задача ?
Вспомните алгоритм наших действий. Слайд №3
- Запишем только первые 3 пары омографов, указывая ударение.
-Проверим записанные омографы
|
-Гласные буквы окрашены в разный цвет. Читают , расставляя ударение.
-У слов одинаковое написание , но разное произношение (из-за того что изменилось ударение в слове).
-Слова омографы.
-В словаре слова расположены в алфавитном порядке.
-Расставить слова - омографы в алфавитном порядке.
Читают памятку.
-Ответы обучающихся.
-Записывают первые 3 пары омографов.
1.ученик у мультимедийной доски выставляет первые 3 пары омографов в алфавитном порядке.
|
Физминутка. Выполняют физ.минутку.
|
Здорово мы попутешествовали.
Хорошо, что мы путешествовали без багажа.
А то с нами могла произойти всем известная история , которую описал Самуил Яковлевич Маршак в своём произведении « Багаж». Слайд № 5 -С. Я.Маршак написал это произведение в 1926 году., т.е почти 100 лет назад .И. наверно есть некоторые слова которые вам, непонятны . -Что делать в этом случае ? -Как же разобраться с непонятными словами ? -Какое слово вам непонятно ? -Саквояж Учитель берёт толковый словарь : -на какую букву начинается слово? -открываем содержание , смотрим номер страницу на букву –С-, читаем.
-Ребята , все слова , которые составляют багаж дамы являются словарными словами. Т.е правильное слов написание надо запомнить. Как называется словарь в котором записаны все словарные слова? В этом задании мы вспомним как мы записываем слова , если они начинаются с одной буквы. -Найдите эти слова. Вспомните алгоритм наших действий. -Мы запишем первое слово «диван», а остальных 3 слова на букву -к -вы запишите самостоятельно. -Проверим, комментирует Арсений.
-Прослушайте стихотворение. «У прохожих на виду» Слайд №7 -На какие слова автор направил наше внимание? -Вспомните слова противоположные по смыслу в стихотворении ?
| .
-Нужно обратиться к интернету или толковому словарю.
Оветы детей.
-Орфографический словарь
Корзина, картонка,картина.
Слушают и проверяют, сверяют с мультимедийной доской.
Слова противоположные по смыслу.
Записывают в алфавитном порядке 2 пары слов противоположных по смыслу . |
Запишите в алфавитном порядке 2 пары слов противоположных по смыслу на выбор. Прокомментируйте и докажите ,что вы верно поставили слова в алфавитном порядке.
|
Комментируют и доказывают.
|
Рефлексия деятельности |
-Ребята, справились ли мы с задачами, которые ставили на уроке? -О каких словарях мы вспоминали сегодня ? - А какой словарь мы не упомянули ?
Слайд№ 8 Запишем слова, изображённые на иллюстрациях столбиком
Дети Доктор Дом Солдат
Был ли соблюдён алфавитный порядок при записи слов? Как мы записываем слова , если слова начинаются на одинаковую букву ? Подберите близкие по значению слова, используя слова для справок. Какое слово близкое по значению к слову –дети- ? (аналогичная работа с последующими словами). Из какого словарика эти пары слов ?
Спасибо ребята за плодотворную работу.
| -Ответы детей.
-Словарь близких по значению слов.
Ответы детей.
-Словарь противоположных по смыслу слов. |