Урок по русскому языку : "Запись слов в алфавитном порядке".
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)

Ковыршина Елена Николаевна

Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию урок закрепления и систематизации знаний учащихся по теме "Запись слов в алфавитном порядке". УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapis_slov_v_alfavitnom_poyadke.pptx2.76 МБ
Файл zapis_slov_v_alfavitnom_poryadke.docx46.48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык Учимся красиво и правильно писать.

Слайд 2

м у ка — мук а т у ши — туш и кр у жки — кружк и з а мок — зам о к в о рон — вор о н б е лки — белк и

Слайд 4

Словарь омографов б е лки — белк и в о рон — вор о н з а мок — зам о к кр у жки — кружк и м у ка — мук а т у ши — туш и

Слайд 6

Орфографический словарь Диван Картина Картон Корзина

Слайд 8

Словарь близких по значению слов Слова для справок : ребята,изба , воин, доктор.



Предварительный просмотр:

                                                    Технологическая карта урока

 Ковыршина Елена Николаевна

ОУ

Класс

УМК

Предмет

Тема

Тип

Цель урока

Задачи

  ГБОУ школа № 7

Класс

УМК

Предмет

Тема

Тип

Цель урока

Задачи

  1б   класс

 «Школа России»

  Русский язык

  Тема урока : Запись слов в алфавитном порядке.

  Цель урока : Способствовать закреплению умений  учащихся располагать слова в алфавитном порядке, дифференцировать виды словарей по назначению.

  Задачи :

-  систематизировать знания обучающихся об алфавите;

-  закрепить правильное название букв алфавита;

-  закрепить алгоритм выполнения заданий на расположение слов в алфавитном порядке по начальной и последующих           букв в слове.

-  совершенствовать представление   обучающихся   о дифференциации словарей по назначению;

-  способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса.

Планируемые  результаты

 

Предметные:

-понимают принцип построения алфавитного порядка букв ;

-умеют правильно называть буквы;

-выполняют           задания на расположение слов в алфавитном порядке по начальной и последующих   букв в слове;

-дифференцируют  словари по их назначению.

 Метапредметные:

       Регулятивные :

   - оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-выполняют   учебное задание в соответствии с целью;

-выполняют самопроверку учебного задания и вносят корректировку в выполненное задание.

  Познавательные :

-овладевают базовыми предметными и межпредметными

 понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; выполняют логические действия : сравнение, синтез, анализ).

  Коммуникативные :

- строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

 -адекватно воспринимают   звучащую речь учителя, партнера.

.

         Личностные:

- осознают собственные       достижения при освоении темы;

- проявляют интерес к изучению русского языка

 Ресурсы урока: Учебник В.П. Канакина, презентация, мультимедийная доска.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

  1. Организационный момент.

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение  предмета.

Отдых наш кончается ,работа начинается.

Усердно будем мы трудится , чтобы многому научится.

Приветствуют учителя, организовывают рабочее место.

                                                                              Актуализация знаний

 1.Ребята, чему мы учимся  на каждом уроке русского языка?

 -Вот и сейчас мы запишем буквосочетания, очень постараемся , чтоб было красиво .

-Выполнение пальчиковой гимнастики.

-Запишите буквосочетания :

 оп  рс

-Какой вид соединения использовали ?

Запишем скороговорку с буквосочетанием  оп.

На пеньке опять пять опят.

Отметим орфограммы в предложении, посчитаем количество букв и звуков в слове «пять».

В каких словах  нам не надо ставить ударение ?

-Прочитайте   каждую букву отдельно.

-Знакомо ли вам такой порядок букв ?

-Что такое алфавит ?

-Продолжите чёткий порядок букв в алфавите.

  -Красиво и грамотно писать.

Записывают буквосочетание.

 В словах -на-    -пять-

 Читают буквы :

-о п р с-

 -Да это порядок  букв из алфавита.

   Дают определение алфавита.

Продолжают называть алфавитный порядок букв после буквы с.

Молодцы ребята , вы с достоинством справились с заданием.

 

 -Вспомните в каких случаях вы используете знания   алфавита в вашей школьной жизни?

 -Ваши знания алфавита вам очень часто пригодятся в жизни.

Умение пользоваться алфавитным порядком сэкономит вам время в повседневной жизни.

Вы станете учёными и будете составлять словари, вы будете учителями и будете составлять списки своих учащихся.

Какая тема нашего  урока ?

Какие задачи мы ставим перед собой на уроке ?

-Список дежурных, поручений, список Дня рождения каждого ученика.

Определяют тему.

Повторим алфавит и название букв алфавита.

Будем записывать слова в алфавитном порядке.

                                       Организация познавательной деятельности

 

Обращает внимание на слайд № 2

-Прочитайте слова. Что общего в этих словах. А что разное ?

-Красный цвет указывает ударение в словах.

-Прочитайте слова учитывая ударение.

-Что же это за слова ? Давайте ещё раз проговорим признаки этих слов .

-Как называются  эти слова ?

-Верно , мы прочитали  небольшую часть слов из словаря омографов.

-Но почему эту страничку мы не можем  назвать страничкой из словаря ?

-Как вы думаете , какая у нас сейчас задача ?

Вспомните алгоритм наших действий.  Слайд №3

- Запишем только первые 3 пары омографов, указывая ударение.

-Проверим записанные омографы

-Гласные буквы окрашены в разный цвет.

Читают , расставляя ударение.

-У слов одинаковое написание , но разное произношение (из-за того что изменилось ударение в слове).

-Слова омографы.

-В словаре слова расположены в алфавитном порядке.

 -Расставить слова - омографы в алфавитном порядке.

Читают памятку.

-Ответы  обучающихся.

-Записывают первые 3 пары омографов.

1.ученик у мультимедийной доски выставляет первые 3 пары омографов  в алфавитном порядке.

Физминутка.                                                                                                                         Выполняют физ.минутку.

                                       

Здорово мы попутешествовали.

Хорошо, что  мы путешествовали без багажа.

А то с нами могла произойти всем известная история , которую описал Самуил Яковлевич Маршак в своём произведении « Багаж».

Слайд № 5

-С. Я.Маршак написал это произведение в 1926 году., т.е почти 100 лет назад .И. наверно есть некоторые слова которые вам,  непонятны .

-Что делать в этом случае ?

-Как же разобраться с непонятными словами ?

-Какое слово вам непонятно ?

-Саквояж

Учитель берёт толковый словарь :

-на какую букву начинается   слово?

-открываем  содержание , смотрим номер страницу  на букву –С-, читаем.

-Ребята , все слова , которые составляют багаж  дамы являются словарными словами. Т.е правильное  слов написание надо запомнить.

Как называется словарь в котором записаны все словарные слова?

В этом задании мы вспомним как мы записываем слова , если они начинаются с одной буквы.

-Найдите эти слова.

Вспомните алгоритм наших действий.

-Мы запишем первое слово «диван», а остальных 3 слова на букву  -вы запишите самостоятельно.

-Проверим, комментирует Арсений.

-Прослушайте стихотворение. «У прохожих на виду» Слайд №7

-На какие слова автор направил наше внимание?

-Вспомните слова противоположные по смыслу в стихотворении ?

.

-Нужно обратиться к интернету или толковому словарю.

Оветы детей.

-Орфографический словарь

 Корзина, картонка,картина.

Слушают и проверяют, сверяют с мультимедийной  доской.

Слова противоположные по смыслу.

Записывают в алфавитном порядке 2 пары слов противоположных по смыслу .

 Запишите в алфавитном порядке 2 пары слов противоположных по смыслу  на выбор.

Прокомментируйте  и докажите ,что  вы верно поставили слова в алфавитном порядке.

Комментируют  и доказывают.

Рефлексия деятельности

 -Ребята, справились ли мы с задачами, которые ставили на уроке?

-О каких словарях мы вспоминали сегодня ?

- А какой словарь мы не упомянули  ?

Слайд№ 8

Запишем слова, изображённые на иллюстрациях столбиком

Дети

Доктор

Дом

Солдат

  Был ли соблюдён алфавитный порядок при записи слов?

 Как мы записываем слова , если слова начинаются на одинаковую букву ?

 Подберите близкие по значению слова, используя слова для справок.

Какое слово близкое по значению к слову –дети- ?

(аналогичная работа с последующими словами).

  Из какого словарика эти пары слов ?

Спасибо ребята за плодотворную работу.

 

 

 

 -Ответы детей.

  -Словарь близких по значению слов.

 

 Ответы детей.

 

-Словарь противоположных по смыслу слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок русского языка во 2 классе с использованием презентации....

Конспект урока по русскому языку,"Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс

Урок закрепления знаний. Уточнение представлений о понятиях "корень слова, однокоренные слова". Устранение обнаруженных пробелов в знаниях, достижения положительных результатов в самостоятельной деяте...

Урок по русскому языку: "Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. УМК "Школа России"...

Урок по русскому языку "Части слова. Суффикс как часть слова" (ТРКМ). Система РО Занкова Л.В. 2 класс.

Урок в технологии развития критического мышления. Главная цель ТРКМ - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Достоинства данной технологии: ориентирова...

план-конспект урока по русскому языку "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова"

Данная разработка может использоваться при изучении темы "Безударные гласные, проверяемые ударением"...