Технологическая карта урока в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Технологическая карта урока в 4 классе по русскому языку на тему: "Правописание возвратных глаголов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kokina_a._praktika._formirovanie_metodicheskih_kompetentsiy._den_1.docx | 876.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. участника: Кокина Александра Николаевна
Урок: Русский язык
Тема урока: «Правописание возвратных глаголов».
Класс: 4 «А»
Цель урока: формирование навыка письма возвратных глаголов.
Задачи урока:
Дидактические: 1. Научить распознавать возвратные глаголы;
2. Обобщить знания об изменении глаголов.
Развивающие: 1. Развивать интерес к русскому языку;
2. Развивать мыслительные процессы;
3. Развивать речь.
Воспитательные: 1. Воспитывать любовь к предмету;
2. Воспитывать интерес к окружающему миру;
3. Воспитывать стремление решать новые учебные задачи.
Ресурсы урока: Учебно-методическое сопровождение «Поурочные разработки по курсу «Русский язык» к УМК Школа России». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.Просвещение, 2012. Карточки.
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приемы работы, технология | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронатальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интегративное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-Коммуникативные) | Личностные | ||||||||
Организационный этап 1-2 минуты | Приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку | Методы: Словесный Прием: беседа Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, личностно-ориентированная. | Здравствуйте. Меня зовут Александра Николаевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Садитесь. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Форма: фронтальная | ____ | Самоконтроль | Знать: формы глагола на -ться и -тся, понятия возвратная форма глагола (возвратный глагол); уметь: обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний, разграничивать формы на -ться и -тся, правильно писать глаголы с сочетаниями –ться и –тся. | Р.: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. П.: структурирование знаний. П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. П.: поиск и выделение необходимой информации. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности; проводить самооценку своих действий; развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. |
Актуализация знаний. 5-7 минут | Актуализировать опорные знания и изученные способы действий | Методы: Словесный Прием: беседа Технологии:Личностно-ориентированные технологии. ИКТ. Здоровьесберегающие технологии. | - Откройте свои тетради, запишите число и «Классная работа». - Пропишите слово прыгает каллиграфическим почерком. - Выполните морфологический разбор слова прыгает. -Какие глаголы мы называем возвратными? | Выполняют каллиграфичное письмо -Глаголы, которые имеют суффикс ся | Форма: фронтальная. | Презентация, компьютер, проектор. | Самоконтроль | |||
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. 2-5 минут | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. | Методы: Словесный Прием: беседа Технологии: Технология эвристического обучения. Здоровьесберегающие технологии. Технология личностно-ориентированного обучения. | - Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани… – Кто автор этого произведения? Как оно называется? Назовите глаголы в неопределённой форме. Найдите среди них лишний глагол. Почему он лишний? – Что общего у всех остальных глаголов? - Отлично. Кто догадался, какая тема нашего урока? - Все верно. Какие цели мы поставим на урок? - Хорошо. | Отвечают на вопросы - Корней Чуковский, «Мойдодыр». Нырять. - Нет –ся на конце Есть -ся Тема нашего урока: «правописание возвратных глаголов» Цели: научится писать возвратные глаголы. | Форма: фронтальная | Презентация, компьютер, экран, проектор, тетрадь. | Самоконтроль | |||
Первичное усвоение новых знаний. 2-3 минуты | Организовать деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности | Методы: Словесный Прием: беседа Технологии: Технология личностно-ориентированного обучения. Диалоговые технологии. Здоровьесберегающие технологии. ИКТ. Технология проблемного обучения. Игровая технология. | Откройте учебники. Выполним упражнение 214 устно. Прочитайте глаголы на слайде и разделите их на две группы. Учиться, ленится, учится, лениться, бросится, броситься. Проверка. -Почему глаголы пишутся по -разному с ь и без ь. Ответить на этот вопрос мы сможем с помощью учебника. - Откройте учебник на странице 104. Посмотрите на упражнение №216 - Прочитайте его. - Это вопросы какой формы? - А во втором столбике вопросы какого лица? - На какие две группы их можно разделить? - По какому признаку? -Как еще можно отличить их? - Чем они различаются? -Составьте алгоритм написания ь знака в глаголах. -Запомним правило. В сочетаниях –ться ь пишется, если глагол стоит в неопределенной форме и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?. Мягкий знак не пишется, если глагол стоит в 3 лице и отвечает на вопросы что делает?, что сделает? -Прежде чем глагол писать, Не забудь вопрос задать. Если мягкий знак в вопросе, И в глаголы его вносим. Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А (В ПРЕЗЕНТАЦИИ). | Отвечают на вопросы учителя -ть меняется на окончание -спрягаются В 1 столбике : что делать?, что сделать?. Вопросы неопределенной формы. Во 2 столбике: что делает?, что сделает?. Глаголы 3 лица. - по написанию мягкого знака - по вопросам -Отвечают на разные вопросы. Алгоритм: 1 Определяем, возвратный ли это глагол? 2. На какой вопрос отвечает? 3. если отвечает на вопросы: что делать? что сделать? то ставим мягкий знак, а если отвечает на вопросы что делает? Что сделает?, то не ставим мягкий знак. | Форма: фронтальная | Учебник, тетрадь, презентация, компьютер проектор, экран. | Самоконтроль | |||
Первичная проверка понимания. 5-7 минут | Установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать | Методы: Словесный, практический Прием: беседа Технологии: Технология личностно-ориентированного обучения. Диалоговые технологии. Здоровьесберегающие технологии. ИКТ. | - Посмотрите на доску. Вам нужно вставить пропущенные буквы. Пользуйтесь алгоритмом, который мы с вами вывели. Друзья познают…ся в беде. Трус своей тени боит…ся. Всякий человек в деле познает…ся. У него дело из рук валит...ся. Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся. За все брат…ся – ничего не сделать. - Смотрим на первое предложение. Назовите возвратный глагол в нем. - как определить нужен ли здесь мягкий знак? - Задай вопрос? - В вопросе есть мягкий знак? - Что это значит? (Выполнение задания дальше по аналогии) - Теперь отгадайте загадки и спишите, вставляя пропущенные буквы. Прежде, чем его мы съели, все наплакат…ся успели. - Что это? Под полом таит…ся, кошки боит…ся. - Теперь поиграем в игру « Найди лишнее слово» - вам нужно списать, объясниться написание этих слов, вставить пропущенные буквы, если это нужно, а затем найти лишнее. Брат…ся, одеват…ся, сдават…ся, купает…ся. Собират…ся, считат…ся, ломает…ся,гневат…ся. Катат…ся, задават…ся, сознават…ся, волнуется. - Какое слово лишнее в первой группе? - А во второй? - В третьей? Почему? Чем оно отличается? | Находят возвратные глаголы. Выделяют орфограммы, объясняют написание - познаются - нужно задать вопрос к нему - друзья (что делают?) познаются. - нет - в слове познаются не нужен мягкий знак. Трус своей тени боится. Всякий человек в деле познается. У него дело из рук валится. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. За все браться – ничего не сделать. -Прежде, чем его мы съели, все наплакаться успели. -Лук - мышь - Под полом таится, кошки боится. Браться, одеваться, сдаваться, купается. Собираться, считаться, ломается, гневаться. Кататься, задаваться, сознаваться, волнуется. - не имеет мягкого знака. | Форма: фронтальная | Учебник, тетрадь, компьютер, проектор, экран, презентация. | Самоконтроль | |||
Первичное закрепление. 5 минут | Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг | Методы: Словесный, практический Прием: беседа, опыт Технологии: Технология личностно-ориентированного обучения. Диалоговые технологии. Здоровьесберегающие технологии. ИКТ. Технологи дифференцированного обучения. | - У вас на столе карточки. Это работа самостоятельная. Каждый за нее получит отметку. Предлагаю вам работу по выбору. Перед вами три карточки с заданиями. 1 карточка - простые задания. 2 карточка - базовые задания. 3 карточка – задания повышенной сложности. - Возьмите карточку, в соответствии с желанием. 1карточка. Списать, подчеркнуть в глаголах –ться, -тся. Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Сумел ошибиться, сумей и поправиться. Не бойся работы, пусть она тебя боится. За всё браться- ничего не сделать. 2 карточка. Вставьте пропущенные буквы, заменяя звуки буквами, выделите орфограмму. Уехали купа[ца], резви[ца] на улице, держи[ца] на воде, море вздуе[ца], уволи[ца] с работы, отворачива[ца] от чашки, тучи несу[ца], верну[ца] из дальней поездки. 3 карточка. Восстановите пословицы, объясните правописание –тся, -ться. Всякий человек а труса находит. Смелого пуля боит…ся, по делу узнаёт…ся. Всякое дело больше и спрашивает…ся. С большого человека человеком и славит…ся. Правильность ваших работ я рассмотрю при проверке тетрадей. - Кому не понятно задание? - Молодцы. Сейчас передайте работы на первую парту. - Посмотрите на упражнение №217. Прочитайте задание. - Что нужно сделать? - Разберем слова с выделенными сочетаниями. - Какое первое слово? - Какой оно части речи? - Правильно ли оно написано? Почему? - Следующее слово. - Какой оно части речи? - Это возвратный глагол? - Как определили? - Задай вопрос к нему? -В вопросе есть мягкий знак? - Что это значит? (далее объяснение по аналогии) - Найдите в тексте возвратные глаголы. - какое слово лишнее? Почему? - Какой ответ в загадке? - Запишите, пожалуйста, домашнее задание. | Слушают задание. Выбирают карточку Уехали купаться, резвиться на улице, держится на воде, море вздуется, уволиться с работы, отворачиваться от чашки, тучи несутся, вернуться из дальней поездки. Всякий человек по делу узнаётся. Смелого пуля боится, а труса находит. Всякое дело человеком и славится. С большого человека больше и спрашивается - прочитать загадку, объяснить написание слов. - братца - существительное - существительные мы пишем через –ца - купаться - галгол - да - есть суффикс –ся - пошли (что делать?) купаться. - да - пишем мягкий знак в слове - купаться, купаются, валяется - братца оно существительное - коромысло | Форма: индивидуальная | Карточки. Учебник, тетрадь. | ||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 1-2 минуты | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Методы: Словесный Прием: беседа Технологии: Диалоговые технологии, Здоровьесберегающие технологии. Технология личностно-ориентированного обучения. | Упр. 213 (с.103). Записать в словарик слово командир, составить с ним предложения. | Задают вопросы. | Форма: фронтальная | Дневник. | Самоконтроль | |||
Рефлексия (подведение итогов). 2 минуты | Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Фиксируется новое содержание, изученное на уроке | Методы: Словесный Прием: беседа Технологии: Диалоговые технологии, Здоровьесберегающие технологии. Технология личностно-ориентированного обучения. | - Скажите, пожалуйста, как тему мы проходили сегодня? - Отлично. Какие цели мы ставили на уроках? - Реализовали ли мы их? - Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...» - Используем такие варианты ответа как: Было трудно ... Было интересно ... Было не понятно ... Было легко … - Молодцы. Мне урок тоже понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. | Ответы детей. - Тема нашего урока: «правописание возвратных глаголов» - Цели: научится писать возвратные глаголы. - Все цели мы реализовали. Анализировать свою работу на уроке. | Форма: фронтальная | ____ | Самоконтроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока 1 класс Урок русского языка КАКОЙ БЫВАЕТ РЕЧЬ?
Технологическая карта урока урок русского языкаКакой бывает речь?...
Урок и технологическая карта урока 2 класс. Тема: Части речи (вводный)
Урок и технологическую карту разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 города Лермонтова Садовникова Ольга Викторовна в рамках предметной недели. Февраль 2018г. Лист индивидуальных заданий для...
Урок обучения грамоте (технологическая карта урока) 1 класс УМК Школа России
Технологическая карта с применением Электронного приложения Обучение грамоте к Азбуке В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А.Виноградской,М.. Бойкиной УМК Школа России...
Технологическая карта урока 4 класс "Природные зоны России". (Урок обобщение)
Технологическая карта урока 4 класс "Природные зоны России"....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет, класс: окружающий мир, 1 класс Тип: Открытие нового знания Тема: «На что похожа наша планета?»
Предмет: окружающий мир, 1 класс Тип урока: Открытие нового знания...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»
Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Класс: 3 Тема урока: «Конструирование. Макет парка»
Тип урока: «Открытия» новых знанийЦель урока: Формирование у обучающихся представлений о парке, его разновидностяхЗадачи урокаДидактические: 1 Формирование умения работать по плану; 2 Изуч...