Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе на тему "3-е склонение имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Данный урок соответствует требованиям ФГОС и проводится в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivanova_tehkarta_russkiy_yazyk_s_tehnologiyami.docx | 30.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «3-е склонение имён существительных»
Класс: 3 «В»
Цель урока: создание условий для формирования умений распознавать склонение имен существительных по категориальным признакам.
Задачи урока:
Дидактические: 1) познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения;
2) обобщить знания о существительных 1 и 2 склонения.
Развивающие: 1) развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение.
Воспитательные: 1) воспитывать любовь к предмету, школе.
Ресурсы урока: Учебно-методическое сопровождение: Учебник «Русский язык, 3 класс», 1 часть, авторы: Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А.; поурочное планирование по учебнику « Русский язык, 3 класс», «ПНШ»,; ИКТ, ЦОР: компьютер, презентация к уроку «3-е склонение имён существительных»; «Дидактический материал по русскому языку» 3 класс, авторы Ш.В. Журжина, Н.В. Костромина.
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной дея-ти | Дидактические средства, интегративное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П; К; Р) | Личностные | ||||||||
Организационный этап: 1мин. | 1)поприветствовать детей; 2)проверить готовность к уроку | Метод: словесный Приём: беседа Диалоговые технологии, здоровьесберегающие технологии. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проверяет посадку. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Ф | Школьные принадлежности | Контроль учителя | Л-2 | ||
Актуализация знаний:5 мин. | 1)вспомнить изученный материал | Метод: словесный, практический, наглядный Приём: работа с интерактивной доской Игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология развития критического мышления, технология развивающего обучения, технология сотрудничества, ИКТ. | Я предлагаю вам начать наш урок с игры, которая называется «Узнай падеж». (слайд) 1. Игра «Узнай падеж» Форма какого падежа является начальной? (И.п.) Без предлога не употребляются какой падеж? (П.п.) Вопрос кому? ( Д.п. ) Вспомогательное слово нет (Р.п.) Предлоги к, по Д.п. Сущ. – подлежащее всегда стоит в … (И.п.) Вопрос что? (И.п., В.п.)
| -И.п. -П.п. -Д.п. -Р.п. -Д.п. -И.п. -И.п., В.п. | Ф | Интерактивная доска | Фронтальный опрос | П-1 | П-1 | Л-1 |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности урока:10 мин. | 1) определить тему урока | Метод: словесный; Приём: беседа Технология проблемного обучения, кейс-технология, информационно – коммуникационная технология, технология развивающего обучения, ИКТ технологии, технология личностно-ориентированного обучения, диалоговые технологии, технология сотрудничества. | - Как называется изменение имен существительных по падежам? -О чем пойдет речь на уроке? -Верно, сегодня мы продолжим работать над данной темой. (слайд) Что вы уже знаете о склонении имен существительных. (слайд) -Какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2 склонению? 2.Словарная работа. Разделите словарные слова на две группы в зависимости от их склонения. Аллея, беседа, вагон, заря, овощ, ландыш, дорога, морковь, бассейн. - Какое слово будет лишним? -Если мы не можем отнести его ни к 1 склонению, ни ко 2 склонению, то как вы думаете, к какому склонению оно относятся?
-Что нового мы сегодня узнаем о склонении имен существительных? (слайд)-алгоритм определения имен сущ-х -Попробуем сформулировать цели нашего урока. Какие знания вы бы хотели приобрести к концу урока? | -склонение - о склонении имен существительных -что существительные могут быть 1 склонения и 2 склонения -морковь, т.к. оно не относится ни к 1 ни ко 2 склонению, это слово относится к третьему склонению. -к 3 склонению Познакомиться с особенностями имён существительных 3-го склонения, -научиться распознавать их | Ф, П | Интерактивная доска | Контроль учителя | П-1 | Р-2; Р-3 | Л-1 |
Первичное усвоение новых знаний: 8 мин. | 1)познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения; 2)обобщить знания о существительных 1 и 2 склонения; 3)развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение. | Метод: словесный, наглядный, практический Приём: работа с учебником, интерактивной доской, рабочей тетрадью Здоровьесберегающие технологии, традиционные технологии, технология развивающего обучения, ИКТ технологии, технология личностно-ориентированного обучения, диалоговые технологии, технология интегрированного обучения | ФИЗМИНУТКА - Откройте учебник на странице 125. а) Чтение учителем вопросов в учебнике. Работа со Словарём устойчивых выражений. - Правильно ли Миша понял устойчивое выражение, которым воспользовалась Волшебница? -А куда мы можем обратиться, чтобы выяснить его значение? - К какому словарю нужно обратиться? -Чтобы не терять время на уроке, авторы учебника вынесли значение фразеологизма на стр. 126 - А что же такое Аршин? б) Ответы детей на поставленные вопросы. - Вы можете помочь Мише ответить на вопросы волшебницы? - Слова лошадь и медведь обозначают одушевлённые предметы? - Какого они рода? - Какие у них окончания в начальной форме? - К какому склонению относится слово медведь? - А существительное лошадь?(III cкл.) -А в чем особенность сущ. III cкл.? - Давайте найдем этому подтверждение в учебнике на стр. 126 (Дети читают сообщение на плакате Летучей Мыши про себя, а затем друг другу рассказывают его вполголоса). Существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме относятся к III склонению. -Так какие существительные относятся к III склонению? | ФИЗМИНУТКА Внимательно слушают -Миша неправильно понял устойчивое выражение -к словарю Ученик читает Ученик читает -Да -Да Отвечают на вопросы учителя Читают правило Отвечают на вопросы | Ф | Видеозаписи, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь | Коллективное выполнение задания; выполнение задания по алгоритму; выполнение задания по наводящим вопросам | П-1;П-2 | П-1;П-2;К-1;К-2 | Л-1 |
Первичная проверка понимания: 10 мин. | 1)проверить понимание детей; 2)познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения; 3)обобщить знания о существительных 1 и 2 склонения. | Метод: словесный, наглядный, практический Приём: работа с необходимыми предметами на уроке Здоровьесберегающая технология, технология личностно-ориентированного обучения, ИКТ технологии, технология развивающего обучения, технология сотрудничества, диалоговые технологии, технология коллективного взаимообучения. | Работа по учебнику Выполнение упражнения №117 с. 126. (учащиеся выполняют его самостоятельно в тетради, а проверка будет в виде взаимопроверки). -С каким словарем предстоит работать? - Какие существительные третьего склонения вы нашли? - Значение всех ли слов вам понятны? - Где можно посмотреть значения непонятных слов? (Объясняется значение слова: выпь.) Выпь – ночная болотная птица из семейства цапель Затем ученики склоняют три слова из тех, которые выписали (желательно, чтобы одним из слов было слово с ударным окончанием), выделяя окончания и закрашивая желтым карандашом окончание –и). Взаимопроверка. Разминка для глаз и кистей рук. | Выполнение упражнения -В толковом словаре. Склоняют Взаимопроверка | Ф, И, П | Интерактивная доска, учебник, меловая доска | Сочетание коллективной и индивидуальной работы, контроль учителя | П-1;П-2 | П-1; П-2; Р-1;К-2 | Л-1 |
Первичное закрепление: 8 мин. | 1)закрепление материала, проверка понимания | Метод: словесный, практический Приём: проговаривание, работа с необходимыми предметами на уроке Технология личностно-ориентированного обучения, традиционные технологии, технология развивающего обучения, диалоговые технологии. | С. 127 №118. (устно) - Читайте задание про себя. - Какие окончания имеют существительные во втором и третьем склонении? - Что интересного вам удалось обнаружить? - В каком падеже какие окончания имеют существительные II и III склонения? С. 127 № 119 - Прочитайте задание про себя. Что мы должны сделать? -Определите одушевленность/неодушевленность сущ. сухарь и соль. Затем, определив род, ученики отвечают на вопрос, какое из них II склонение, а какое - III склонение.
Далее они подтверждают это письменно, склоняя эти слова и выделяя падежные окончания. Склоняя существительные, дети проверяют правильность выбора буквы окончания по таблице упр. 118 (по образцу). - Удалось подтвердить наше предположение? | Выполнение № 118 -разные -Существительные второго и третьего склонения изменяются по-разному. Выполнение упражнения №119 Активно включены в работу | Ф, И | Интерактивная доска, меловая доска учебник | Сочетание коллективной и индивидуальной работы | П-1; П-2 | П-1; П-2;Р-1;К-2 | Л-1 |
Информация о д.з, инструктаж по его выполнению: 1 мин. | 1)записать д.з в дневник. | Метод: словесный Приём: беседа Диалоговые технологии, технология личностно-ориентированного обучения. | Уч. с. 128 № 120, правила на с.126 – 127. | Записывают домашнее задание | Ф,И | Интерактивная доска | Контроль учителя | К-1 | ||
Рефлексия: 2 мин. | 1)обобщить знания; 2)подвести итог урока. | Метод: словесный; Приём: беседа Технология развития критического мышления, диалоговые технологии, технология личностно-ориентированного обучения, технология сотрудничества. | -Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? -А для чего нам нужны эти знания? - Наш урок подходит к концу. -Поднимите руки вверх те, кто сегодня старался на уроке, ему все понравилось и было всё понятно. - Поднимите руки те, кто старался, но некоторые задания вызвали затруднения. - Поднимите руки те, кто не старался и кому урок не понравился. - Всем спасибо, до новых встреч! | -Учились отличать существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме от существительных женского рода с нулевым окончанием. Учились изменять существительные третьего склонения по падежам. -Чтобы не допускать ошибок в написании падежных окончаниях имен существительных. Подведение итогов | Ф | Интерактивная доска | Контроль учителя, самоконтроль | Р-2;К-3 | Л-1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку по теме:"Упражнение в определении склонения имён существительных"
Данный открытый урок был дан в рамках проведения "Недели начальных классов"...
Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс «Повторение правописания безударных окончаний имён существительных»
Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс «Повторение правописания безударных окончаний имён существительных»...
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс " Правописание суффиксов имён существительных: -ик-, -ек-"
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс " Правописание суффиксов имён существительных: -ик-, -ек-"...
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему" Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже". Школа России
Познакомить с правилом написания окончаний имён существительных в дательном падеже, научить правильно писать безударные окончания существительных в дательном падеже, определять склонение существительн...
технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему:" Склонение имён прилагательных во множественном числе". Школа России
Дать понятие, что такое склонение имён прилагательных во множественном числе. Научить склонять прилагательные во множественном числе....
Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Тема "Третье склонение имен существительных"
Данная методическая разработка урока позволит познакомить учащихся со склонением имен существительных, признаками существительных 3-го склонения, а также закрепить знания о падежах русского языка....
Технологическая карта урока по русскому языку: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих». 3 класс
Технологическая карта урока по русскому языку...