Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс «Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи»
учебно-методическое пособие по русскому языку (3 класс)
Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта к уроку русский язык 3 класс по теме Имя существительное | 69.5 КБ |
russkiy_3_klass_imya_sushchestvitelnoe.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи»
Тип урока: | открытие новых знаний |
Авторы УМК: | учебник «Русский язык», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 3 класс |
Цели урока: | развитие умения распознавать имена существительные, определение их значения, правильное употребление в речи. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): | личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор; Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; - метапредметные: извлекать необходимую информацию; делать выводы на основе сравнения и наблюдения; проводить самопроверку и самооценку; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи; наблюдать за значением имён существительных; уметь классифицировать имена существительные; учить находить признаки имён существительных; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе. |
Оборудование: | Карточки,учебник |
Ход урока:
Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I этап Организационный момент | Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. | Приветствует учащихся. Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнём скорей урок! - Проверим готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
II этап Мотивация к учебной деятельности | Повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, необходимые для введения новой темы; актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. | 1 Минутка чистописания. з в зв вз вв 2 Словарная работа. Самолёт (летательный аппарат тяжелее воздуха для полётов в атмосфере с помощью двигателей и крыльев.) 3Синтаксический разбор предложения: В субботу ребята собрались у подъезда школы. 4Тренинг «Расселение». Распределите слова на 3 группы по определенным общим признакам. Бегать, солнце, красный, летит, желтеть, огромная, небо, бумажное, девочка. - По какому признаку вы разделили слова? - Какие слова отнесли к первой группе? - К какой части речи относятся эти слова? - На какие вопросы отвечают эти слова? - Какие слова вы отнесли ко второй группе? - К какой части речи относятся эти слова? - На какие вопросы отвечают слова второй группы? - Какие слова вы отнесли к третьей группе? - К какой части речи относятся эти слова? -На какие вопросы отвечают имена существительные? -Посмотрите на доску. Все ли правильно выписали имена существительные? | Записывают число, классная работа. Прописывают буквы з в зв вз вв. Записывают словарные слова: воробей, ворона, собака, обезьяна, самолёт. Делают синтаксический разбор предложения. Отвечают на вопросы. -По частям речи. -Бегать, летит, желтеть. -Глаголы. Что делать? Что делает? -Красный, огромная, бумажное. -Имена прилагательные. Какой? Какая? Какое? Солнце, небо, девoчкa. - Имена существительные Кто? Что? |
III этап Учебно-познавательная деятельность | Организация коммуникативного взаимодействия для восприятия нового материала. | -Послушайте стихотворение и если правильно закончите его, то сможете сформулировать тему урока. «Вещи, люди и цветы, Носороги и коты, Джинсы, майки и штиблеты, Называются ПРЕДМЕТЫ. Шубы, шапки и зонты, Гвозди, гайки и болты, Сёла, города, планеты – Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ. АХ, какие все слова Восхитительные, Называются они……. -Тема нашего урока: | Слушают стихотворение. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ! «Имя существительное и его роль в речи». |
IV этап Физминутка | Снять психическое и статическое напряжение у обучающихся путём переключения на другой вид деятельности ,сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке. | - Какой танец ваш самый любимый? - Давайте послушаем про них песню и потанцуем. | Танец маленьких утят. Слушают музыку и повторяют движения за утятами. |
V этап Проектирование и фиксация нового знания. | научить отличать имена существительные от других частей речи. | -Что мы уже знаем об имени существительном? У каждого слова своя работа. Одни называют признаки предметов, другие – действия предметов, третьи – предметы. Имя существительное – это то, что существует. Но только ли предметы обозначают имена существительные? Молодцы! Прочитайте текст. Здесь промчался трусливый ……….(заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка хитрой……….(лисицы) Белочка грызёт приготовленные летом ………… (грибки и орешки) Стучит по стволу дерева ………… (дятел) Только лежит в своей берлоге…………(медведь) и сосёт лапу. Все ли понятно в тексте? -Почему? Давайте вместе подберем слова, спишите текст, вставляя пропущенные слова. -На какие вопросы отвечают вставленные имена существительные в 1,2,4,5предложениях? -Каким членом предложения являются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? или что? -Какие слова вставили в 3 предложение? -Какое слово вставили в 5 предложение? -На какой вопрос оно отвечает? Это имена существительные, но в предложениях будут являться второстепенными членами предложения. | -Имена существительные отвечаю на вопросы кто? что?; -имена существительные обозначают предмет; -имена существительные бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными. Ответы детей. Нет Здесь пропущены имена существительные. Записывают полученный текст в тетрадь. Проверка в парах. Учащиеся отвечают на вопросы. |
VI этап Первичное закрепление нового материала. | закрепить знания и выработать умение находить и отличать имена существительные от других частей речи. | Из учебника «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, с. 9 упр. 9 -Выпишите имена существительные. -Докажите, что это имена существительные. -Сейчас мы с вами будем работать в парах. Один ученик выписывает слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?, а другой на вопрос ЧТО? Молодцы! Все справились с заданием на отлично! Следующее задание: с. 10 упр. 11. Объясните какой частью речи является каждое слово. Над существительными укажите часть речи так: сущ. | Записывают в тетрадь. Слова отвечают на вопросы кто? что? Обозначают предметы. Работа в парах. Представитель от каждой пары зачитывает слова, отвечающие на вопрос ЧТО? -КТО? Объясняют какой частью речи является каждое слово. Над существительными указывают: сущ. |
VII этап Самостоятельная работа с проверкой по эталону | организовать дифференцированную работу с последующей самопроверкой. | Перед вами лежат карточки(ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ), выберите себе ту, задания на которой вы сможете выполнить. Подчеркните те имена существительные, которые будут соответствовать значениям. Красная- высокий уровень, синяя- средний уровень, зеленая- низкий уровень. Красная карточка: Качества человека- доброта,красота, вежливость,быстрота,доброжелательность, трусость, высота. Географические названия -море, Москва, гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал. Синяя карточка: Зерновые культуры- лен, пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес. Профессии- штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач. Зеленая карточка: Игрушки- штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла. Мебель-диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло. -Давайте проверим вашу работу. | Дифференцированная работа по индивидуальным карточкам. Проверяют свою работу по образцу |
VIII этап Рефлексия учебной деятельности на уроке | организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности. | Какая часть речи называется именем существительным? Приведите примеры. Оцените свою работу на уроке. | Самооценка деятельности. Мне было интересно… Мне было трудно… Я научился… |
IX этап Дифференцированное домашнее задание | Предлагает выполнить по выбору: - Стр. упр.10 - Стр. упр. 13 - Стр. упр.12 (написать мини-сочинение «Наша классная комната»). СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок! | Самостоятельная домашняя работа |
Карточки с разноуровневыми заданиями. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Карточка № 1
Выбери из списка слова, которые относятся к данной группе.
Качества человека - доброта, красота, вежливость, быстрота, доброжелательность, трусость, высота.
Географические названия-море, Москва, гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал.
Карточка № 2
Выбери из списка слова, которые относятся к данной группе.
Зерновые культуры - лен, пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес.
Профессии - штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач.
Карточка № 3
Выбери из списка слова, которые относятся к данной группе.
Игрушки - штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла.
Мебель-диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло.
Предварительный просмотр:
Тема: «Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи»
Тип урока: | открытие новых знаний |
Авторы УМК: | учебник «Русский язык», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 3 класс |
Цели урока: | развитие умения распознавать имена существительные, определение их значения, правильное употребление в речи. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): | личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор; Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; - метапредметные: извлекать необходимую информацию; делать выводы на основе сравнения и наблюдения; проводить самопроверку и самооценку; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что ещё неизвестно; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи; наблюдать за значением имён существительных; уметь классифицировать имена существительные; учить находить признаки имён существительных; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе. |
Оборудование: | Карточки,учебник |
Ход урока:
Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I этап Организационный момент | Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. | Приветствует учащихся. Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнём скорей урок! - Проверим готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
II этап Мотивация к учебной деятельности | Повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, необходимые для введения новой темы; актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. | 1 Минутка чистописания. з в зв вз вв 2 Словарная работа. Самолёт (летательный аппарат тяжелее воздуха для полётов в атмосфере с помощью двигателей и крыльев.) 3Синтаксический разбор предложения: В субботу ребята собрались у подъезда школы. 4Тренинг «Расселение». Распределите слова на 3 группы по определенным общим признакам. Бегать, солнце, красный, летит, желтеть, огромная, небо, бумажное, девочка. - По какому признаку вы разделили слова? - Какие слова отнесли к первой группе? - К какой части речи относятся эти слова? - На какие вопросы отвечают эти слова? - Какие слова вы отнесли ко второй группе? - К какой части речи относятся эти слова? - На какие вопросы отвечают слова второй группы? - Какие слова вы отнесли к третьей группе? - К какой части речи относятся эти слова? -На какие вопросы отвечают имена существительные? -Посмотрите на доску. Все ли правильно выписали имена существительные? | Записывают число, классная работа. Прописывают буквы з в зв вз вв. Записывают словарные слова: воробей, ворона, собака, обезьяна, самолёт. Делают синтаксический разбор предложения. Отвечают на вопросы. -По частям речи. -Бегать, летит, желтеть. -Глаголы. Что делать? Что делает? -Красный, огромная, бумажное. -Имена прилагательные. Какой? Какая? Какое? Солнце, небо, девoчкa. - Имена существительные Кто? Что? |
III этап Учебно-познавательная деятельность | Организация коммуникативного взаимодействия для восприятия нового материала. | -Послушайте стихотворение и если правильно закончите его, то сможете сформулировать тему урока. «Вещи, люди и цветы, Носороги и коты, Джинсы, майки и штиблеты, Называются ПРЕДМЕТЫ. Шубы, шапки и зонты, Гвозди, гайки и болты, Сёла, города, планеты – Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ. АХ, какие все слова Восхитительные, Называются они……. -Тема нашего урока: | Слушают стихотворение. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ! «Имя существительное и его роль в речи». |
IV этап Физминутка | Снять психическое и статическое напряжение у обучающихся путём переключения на другой вид деятельности ,сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке. | - Какой танец ваш самый любимый? - Давайте послушаем про них песню и потанцуем. | Танец маленьких утят. Слушают музыку и повторяют движения за утятами. |
V этап Проектирование и фиксация нового знания. | научить отличать имена существительные от других частей речи. | -Что мы уже знаем об имени существительном? У каждого слова своя работа. Одни называют признаки предметов, другие – действия предметов, третьи – предметы. Имя существительное – это то, что существует. Но только ли предметы обозначают имена существительные? Молодцы! Прочитайте текст. Здесь промчался трусливый ……….(заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка хитрой……….(лисицы) Белочка грызёт приготовленные летом ………… (грибки и орешки) Стучит по стволу дерева ………… (дятел) Только лежит в своей берлоге…………(медведь) и сосёт лапу. Все ли понятно в тексте? -Почему? Давайте вместе подберем слова, спишите текст, вставляя пропущенные слова. -На какие вопросы отвечают вставленные имена существительные в 1,2,4,5предложениях? -Каким членом предложения являются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? или что? -Какие слова вставили в 3 предложение? -Какое слово вставили в 5 предложение? -На какой вопрос оно отвечает? Это имена существительные, но в предложениях будут являться второстепенными членами предложения. | -Имена существительные отвечаю на вопросы кто? что?; -имена существительные обозначают предмет; -имена существительные бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными. Ответы детей. Нет Здесь пропущены имена существительные. Записывают полученный текст в тетрадь. Проверка в парах. Учащиеся отвечают на вопросы. |
VI этап Первичное закрепление нового материала. | закрепить знания и выработать умение находить и отличать имена существительные от других частей речи. | Из учебника «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, с. 9 упр. 9 -Выпишите имена существительные. -Докажите, что это имена существительные. -Сейчас мы с вами будем работать в парах. Один ученик выписывает слова, которые отвечают на вопрос ЧТО?, а другой на вопрос ЧТО? Молодцы! Все справились с заданием на отлично! Следующее задание: с. 10 упр. 11. Объясните какой частью речи является каждое слово. Над существительными укажите часть речи так: сущ. | Записывают в тетрадь. Слова отвечают на вопросы кто? что? Обозначают предметы. Работа в парах. Представитель от каждой пары зачитывает слова, отвечающие на вопрос ЧТО? -КТО? Объясняют какой частью речи является каждое слово. Над существительными указывают: сущ. |
VII этап Самостоятельная работа с проверкой по эталону | организовать дифференцированную работу с последующей самопроверкой. | Перед вами лежат карточки(ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ), выберите себе ту, задания на которой вы сможете выполнить. Подчеркните те имена существительные, которые будут соответствовать значениям. Красная- высокий уровень, синяя- средний уровень, зеленая- низкий уровень. Красная карточка: Качества человека- доброта,красота, вежливость,быстрота,доброжелательность, трусость, высота. Географические названия -море, Москва, гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал. Синяя карточка: Зерновые культуры- лен, пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес. Профессии- штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач. Зеленая карточка: Игрушки- штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла. Мебель-диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло. -Давайте проверим вашу работу. | Дифференцированная работа по индивидуальным карточкам. Проверяют свою работу по образцу |
VIII этап Рефлексия учебной деятельности на уроке | организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности. | Какая часть речи называется именем существительным? Приведите примеры. Оцените свою работу на уроке. | Самооценка деятельности. Мне было интересно… Мне было трудно… Я научился… |
IX этап Дифференцированное домашнее задание | Предлагает выполнить по выбору: - Стр. упр.10 - Стр. упр. 13 - Стр. упр.12 (написать мини-сочинение «Наша классная комната»). СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок! | Самостоятельная домашняя работа |
Карточки с разноуровневыми заданиями. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Карточка № 1
Выбери из списка слова, которые относятся к данной группе.
Качества человека - доброта, красота, вежливость, быстрота, доброжелательность, трусость, высота.
Географические названия-море, Москва, гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал.
Карточка № 2
Выбери из списка слова, которые относятся к данной группе.
Зерновые культуры - лен, пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес.
Профессии - штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач.
Карточка № 3
Выбери из списка слова, которые относятся к данной группе.
Игрушки - штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла.
Мебель-диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ем классе на тему «Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи»
технологическая карта урока и презентация русский язык 3кл В.П. Канакиной УМК " Школа России"...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Связь имени прилагательного с именем существительным"
Связь имени прилагательного с именем существительным, 3 класс...
Технологическая карта урока по русскому языку" Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном" 4 класс
Урок - обобщение поможет закрепить знания по теме "Изучение частей речи"...
Технологическая карта урока по русскому языку: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих». 3 класс
Технологическая карта урока по русскому языку...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»
Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет русский язык класс 4
урок по теме "Местоимение" 4 класс1.Предметные результаты:- Закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют ли...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» (4 класс) УМК Школа России
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия и способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.Задачи урокаДид...