Урок по русскому языку в 3 классе "Учимся писать письма. Фразеологизмы. (школа 21 века)
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)
Урок по русскому языку в 3 классе по теме "Учимся писать письма". Цель урока: написать письмо, употребляя в тексте фразеологизмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 28.7 КБ |
технологическая карта | 35.7 КБ |
презентация | 199.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Развитие речи. «Учимся писать письма»
Цель: развивать умение объяснять значение фразеологизма; совершенствовать умение корректировать текст.
Задачи: - учить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами и требованиями к их написанию;
- расширение фразеологической записи;
- тренировка в правильном использовании фразеологизмов в речи;
- составление текстов с фразеологизмами;
- развивать коммуникативные навыки (умение четко отвечать на поставленные вопросы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, аргументировать свое мнение)
- развивать навыки самоконтроля, умения работать в паре.
- воспитывать бережное отношение к слову (наблюдение за языковым оформлением писем в зависимости от адресата.)
Планируемый результат:
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать на уроке цель с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы.
Познавательные УУД: формирование представления о видах письма, о его структуре, формирование познавательного интереса к ним через работу с разными информационными источниками; умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; уважать мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.
Личностные УУД: формировать положительное отношение к учебе; желание приобретать новые знания; учить самооценке своих действий.
Формы работы: фронтальная, в парах.
Оборудование: презентация , конверты и почтовый ящик , карточки со словами для справок, карточки «Структура письма», оформление доски, толковые словари «Книга мудрости», модель текста, «пирамида»: особенности письма.
Ход урока.
- Мотивационно- вступительная часть
Прозвенел звонок –
Время начинать урок.
Мы друг другу улыбнемся,
За работу все возьмемся.
– Как мы будем работать? Прочитаем фразеологизмы (на доске):
«Держать ухо востро» (быть внимательными).
«Иметь голову на плечах» (быть умными, сообразительными).
«Держаться на плаву» (продолжать дело, вопреки трудностям).
«Рука об руку» ( работать совместно, согласованно).
II. Постановка учебной задачи.
- Послушайте отрывок из стихотворения и догадайтесь, о чём будем говорить на уроке, чему будем учиться (С.Я.Маршак «Почта», отрывок).
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.
У него сегодня много
Писем в сумке на боку,-
Из Ташкента, Таганрога,
Из Тамбова и Баку.
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Всё разнёс по адресам.
Дети: Будем говорить о письмах и продолжим учиться их писать.
III.Актуализация ранее изученного материала.
- У вас на партах лежат конверты. Откройте их и достаньте содержимое. Соберите модель. Что получилось?
Дети: Это модель дома. А для урока русского языка это модель текста: фундамент - начало текста, основная часть дома - основная часть текста, крыша - окончание текста.
- Ребята, можно сказать, что письмо- это тоже текст? Почему?
Дети: Письмо тоже имеет начало, в середине письма люди сообщают о самом главном, это самая большая часть письма, в конце могут задаваться вопросы, можно написать пожелание.
Построим пирамиду знаний о письме. Какие требования к оформлению письма вам уже знакомы.
- Мысли в письме излагаются четко и последовательно
- Письмо имеет свою структуру: приветствие, вступление, основная часть, заключение.
- Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения.
- Обращение на письме выделяется запятыми и восклицательным знаком.
- Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании того или иного слова – обратитесь к орфографическому словарю).
- Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
- В письме используются слова в зависимости от того, какого вида письмо.
- Не используйте в письмах слова, значения которых адресат может не знать.
- Не следует писать письмо, когда ты в плохом настроении. Письмо – фотография души.
- …
IV. Работа над новым материалом.
Как вы думаете, почему в нашей пирамиде остались незаполненное место?
Сегодня на этом уроке мы продолжим знакомиться с особенностями написания писем.
1. Повторение сведений об использовании фразеологизмов в речи.
В начале урока мы работали с фразеологизмами.
- Что вы знаете о фразеологизмах? (Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, цельные по значению). Прочитаем, что такое фразеологизмы в книге Мудрости.
- Зачем в нашей речи мы используем фразеологизмы? (Фразеологизмы делают нашу речь ярче, богаче, выразительнее)
- Объясните значение фразеологизмов (на доске).
как снег на голову - неожиданно, внезапно
только пятки засверкали - стремительно убегает, очень быстро бежит
сквозь землю провалиться - стало стыдно
- Какие еще фразеологизмы вы знаете? (Учитель записывает на доске).
2. Работа по исправлению речевых недочетов (фронтальная работа).
Работа по учебнику – стр.116, упражнение 1.
а) Текст упражнения читает учитель или хорошо читающий ученик.
Здравствуй, Серёжа!
Спасибо тебе за письмо. Я теперь знаю, как ты живёшь, как идут у тебя дела.
У меня сейчас хлопот полон рот. Я встаю ни свет ни заря и целый час делаю утреннюю гимнастику. Я хочу стать сильным, как мой старший брат. Потом я сломя уши бегу в школу. Мне нравится учиться. Я узнал много нового. Только иногда я считаю синиц на уроке и отвечаю невпопад.
Когда я прихожу из школы, у меня ежовый аппетит. Я обедаю и начинаю делать уроки. А многие ребята целый день бьют баклуши и ловят мух. Они тоже очень устают. Но мы находим время отдохнуть, только совсем немного. Старшие говорят: делу - время, потехе – час.
Вот так я живу. Теперь буду ждать письма от тебя.
До свидания. Жму твою руку. Денис.
- Как вы думаете, зачем авторы учебника предложили вам это упражнение?
(На уроках развития речи мы учимся составлять собственные тексты. В текстах могут встречаться фразеологизмы, поэтому нужно знать их особенности, чтобы правильно использовать в своих письмах.)
Найдите фразеологизмы, исправьте те, которые употреблены неверно.
б) Соотнесение фразеологизмов с их значением. Работа в парах.
- Поработаем в парах. Возьмите карточки со словами, соотнесите фразеологизмы с их значением.
Проверка: (презентация)
Ученики читают фразеологизм на экране, объясняют его значение, сверяют со своей работой (кто правильно выполнил – хвалят себя поглаживанием по голове).
Образец: Хлопот полон рот – много.
Ни свет ни заря – рано.
Сломя уши (прав.: сломя шею) – быстро.
Считаю синиц (прав.: считать ворон) – быть невнимательным.
Ежовый аппетит (прав.: волчий аппетит) – сильный, зверский.
Бить баклуши – лениться, бездельничать.
Ловить мух – бездельничать.
в) Рубрика “Путешествие в прошлое”
Откуда пошло выражение «бить баклуши», прочитаем (презентация).
Есть ещё одна версия происхождения этого фразеологизма.
- Прочитаем в учебнике на стр.117 интересный материал из истории нашего языка. (Ученики читают в рубрике учебника толкование фразеологизмы “бить баклуши”.)
- Найдите в тексте поговорку. (“Делу время – потехе час”)
- Почему поговорка не является фразеологизмом? (Ее нельзя заменить одним словом или словосочетанием)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
О письме мы много знаем, и его мы изучаем.
Раз, два, три, четыре, пять – будем письма мы писать.
Руки вверх мы поднимаем, головою покачаем,
и присядем мы пять раз, и подпрыгнем восемь раз.
Глубоко теперь вздохнем и работать вновь начнем.
3. Самостоятельная работа
- Фразеологизмы мы часто употребляем в речи, пишем их в письмах.
Сейчас вы будете работать самостоятельно. Вам нужно будет написать небольшое письмо. Возьмите один фразеологизм или несколько и вставьте в часть письма.
Ученики пишут письма на листочках заранее подготовленных.
4. Проверка правильности выполнения творческого задания
(Чтение писем детьми (по желанию))
- Что вы хотели написать в своем письме? Почему употребили этот фразеологизм?
Анализ писем.
- Правильно ли использованы фразеологизмы?
- Положите письмо в конверт, опустите в почтовый ящик. Ваши работы будут оценены.
V. Подведение итогов.
Вернёмся к пирамиде. Заполним пустое место. Вставим ещё одну особенность написания писем. (В письмах можно использовать фразеологизмы.)
VI. Рефлексия (подведение итогов урока).
Русский язык необыкновенно богат фразеологическими оборотами. Для чего их используют в речи? (Фразеологические обороты делают нашу речь более образной, яркой, позволяют рассказать о событиях и о героях с юмором).
(Ученики проводят рефлексию своей деятельности: было интересно…; было трудно…; я понял, что…; я научился…; мне захотелось…)
- Не забывайте о своих близких и друзьях. Пишите им письма, рассказывайте о себе, интересуйтесь их жизнью, используйте фразеологические обороты.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
Тема: Развитие речи. «Учимся писать письма»
Цель: развивать умение объяснять значение фразеологизма; совершенствовать умение корректировать текст.
Задачи: - учить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами и требованиями к их написанию;
- расширение фразеологической записи;
- тренировка в правильном использовании фразеологизмов в речи;
- составление текстов с фразеологизмами;
- развивать коммуникативные навыки (умение четко отвечать на поставленные вопросы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, аргументировать свое мнение)
- развивать навыки самоконтроля, умения работать в паре.
- воспитывать бережное отношение к слову (наблюдение за языковым оформлением писем в зависимости от адресата.)
Планируемый результат:
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать на уроке цель с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы.
Познавательные УУД: формирование представления о видах письма, о его структуре, формирование познавательного интереса к ним через работу с разными информационными источниками; умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; уважать мнение сверстников по обсуждаемой проблеме.
Личностные УУД: формировать положительное отношение к учебе; желание приобретать новые знания; учить самооценке своих действий.
Дидактическая структура урока | Методическая структура урока | Признаки решения дидактических задач, формируемые УУД | ||||
Методы обучения | Форма деятельности | Методические приёмы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности | ||
I. Мотивационно- вступительная часть 2 минуты | Словесный | Учитель приветствует класс. Обучающиеся улыбаются друг другу, отвечают на вопросы учителя, настраивая себя на хорошую работу на уроке. | Игровой приём | Записи на доске | Фронтальный | Формирование мотивации к обучению Личностные: Формирование интереса (мотивации) к учению. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Формы работы: фронтальная, в парах.
Оборудование: презентация , конверты и почтовый ящик , карточки со словами для справок, карточки «Структура письма», оформление доски, толковые словари «Книга мудрости», модель текста, «пирамида»: особенности письма.
II.Определение темы, цели. 1 минута | Словесный, наглядный, проблемный | Учитель читает отрывок из стихотворения, задаёт наводящий вопрос. Обучающиеся говорят о чём говорится в стихотворении, определяют тему и цель урока. | Приём создания проблемной ситуации и её решения, игровой приём | Сборник стихотворкний С.Я.Маршака | Фронтальный | Постановка проблемы. Формируемые УУД Личностные: развитие мотивации к учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: самоопределение. Познавательные: формулировать познавательную цель Регулятивные: определять цель деятельности на уроке |
III.Актуализа-ция ранее изученного материала. 5 минут | Словесный , практический, проблемный | Учитель предлагает собрать модель домика, выясняет у детей , что означает эта модель в русском языке, предлагает построить пирамиду, вспомнив особенности письма. Обучающиеся строят модель домика, объясняют, что это модель текста; письмо является тоже текстом, доказывают это; вспоминают ранее изученные особенности письма, строят пирамиду. | Приём создания проблемной ситуации и её решения. | Модель дома (текста) на доске и на партах у каждого обучающегося. Пирамида (карточки с записями: особенности письма) | Фронтальный | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: самоопределение. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: моделирование, коррекция. |
IV. Работа над новым материалом. 1. Повторение сведений об использовании фразеологизмов в речи. 5 минут | Проблемный, наглядный | Учитель ставит перед детьми проблему: в пирамиде осталось пустое место – что это значит. Обучающиеся предполагают, что это ещё одна особенность письма, которую предстоит выяснить. Учитель просит вспомнить, что такое фразеологизмы, их значение в речи; объяснить значение фразеологизмов, заменив их одним словом. Обучающиеся отвечают что такое фразеологизмы, подтверждают свой ответ чтением определения; объясняют значения фразеологизмов. | Игровой приём | Пирамида из карточек на доске. «Книга Мудрости» - определение фразеологизма. Записи на доске. | Фронтально | Формируемые УУД Познавательные: логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Регулятивные: учиться планировать деятельность; ; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
2. Работа по исправлению речевых недочетов . Работа по учебнику – стр.116, упражнение 1. 2 минуты б) Соотнесение фразеологизмов с их значением. 2 минуты в) Рубрика “Путешествие в прошлое” 3 минуты Физкультминутка 1 минута 3. Самостоятельная работа 16 минут 4. Проверка правильности выполнения творческого задания. 5 минут | Словесный, наглядный, проблемный. Словесный, наглядный, практический Словесный, наглядный Словесный, практический Словесный, практический Словесный, проблемный, наглядный | Учитель предлагает прочитать текст, выяснить зачем авторы учебника предлагают это задание; далее предлагает найти в тексте фразеологизмы, исправить ошибки в них. Обучающиеся предполагают с какой целью авторы учебника предлагают упражнение, находят и называют фразеологизмы, исправляя ошибки. Учитель предлагает соотнести фразеологизмы с их значением, затем проверить. Обучающиеся соотносят фразеологизмы с их значением, затем проверяют, сверяя работу с презентацией. Учитель расширяет кругозор детей, просит сравнить фразеологизм и поговорку. Обучающиеся читают историческую справку происхождения фразеологизма, выясняют отличие фразеологизма от поговорки. Учитель просит учеников встать и проводит физкульминутку, демонстрируя движения. Обучающиеся выполняют действия, сопровождая их стихотворением. Учитель предлагает самостоятельно выполнить задание на листочках: написать письмо другу, используя фразеологизм. Обучающиеся самостоятельно выполняют задание . Учитель предлагает по желанию нескольким обучающимся прочитать свои письма и проанализировать их. Обучающиеся читают письма, контролируют ответы, анализируют работы. Далее кладут письма в конверт и опускают в почтовый ящик. | Приём создания проблемной ситуации и её решения Приём создания проблемной ситуации и её решения Расширение кругозора. Приём создания проблемной ситуации и её решения. Приём смены видов деятельности Приём создания проблемной ситуации и её решения. Приём создания проблемной ситуации и её решение. Игровой приём. | Учебник Карточки, презентация Учебник, презентация. Листочки (терадные) Карточки, почтовый ящик. | Фронтальный. Работа в парах, фронтальный Фронтальный Самостоятельная работа. Фронтальная | Формируемые УУД Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: планировать деятельность; координировать действия своего партнёра. Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: планировать деятельность; координировать действия своего партнёра. Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: расширение кругозора, логические - анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: планировать деятельность; координировать действия своего партнёра. Релаксация Формируемые УУД Познавательные: выделять необходимую информацию. Регулятивные: планировать деятельность; учиться координировать свои действия. Коммуникативные: умение работать самостоятельно, находить и исправлять ошибки в работе Формируемые УУД Познавательные: восприятие информации на слух, построение рассуждений, речевых высказываний в устной форме Регулятивные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция действий партнера владеть диалогической формой речи. |
Словесный, практический Практический | ||||||
V. Подведение итогов 1 минута | Словесный, наглядный, проблемный | Учитель просит заполнить пустое место пирамиде – особенность письма. Обучающиеся определяют ещё одну особенность письма: в письмах можно использовать фразеологизмы, они обогащают нашу речь. | Игровой приём | Карточки | Фронтальный | Активация необходимых знаний |
VII. Рефлексия 2 минуты | Словесный, наглядный, проблемный | Учитель выясняет, какие задания были трудными, за что похвали ли бы себя дети. Обучающиеся читают начало предложения и самостоятельно заканчивают мысль. | Приём устной рефлексии | Карточки с началом высказываний | Фронтальный | Формируемые УУД Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться, формирование интереса (мотивации) к учению, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; Регулятивные: оценка своей работы последующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 1 классе программа «Начальная школа 21 века» (под редакцией Н.Ф.Виноградовой)
Конспект урока разработан по теме "Правописание сочетаний чу-щу". Данный материал может быть использован в 1 классе по любой программе....
Конспект урока по русскому языку 4 класс по программе «Начальная школа 21 века» (речевой класс)
Материал представляет собой конспект урока по русскому языку. Цель урока: Закрепить знания учащихся о сложном предложении....
Конспект урока по русскому языку 4 класс по программе «Начальная школа XXI века»
обучение написанию сочинений...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК «Начальная школа ХХІ века»Тема урока: Правописание приставки С-
Цели урока: Знакомство с правилом написания приставки с-; Развитие умения грамотно писать слова с приставкой с- и ранее изученными приставками...
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе по программе" Школа XXI века".
Разработка урока по русскому языку во 2 классе по программе «Школа XXI века». Учитель начальных классов высшая категория ГОУ СОШ №164 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга Гоян Елизаве...
Разработка открытого урока по русскому языку "учимся обозначать на письме звук ы после звука ц" Начальная школа ХХ| век", 3 класс"
Знакомство со способами обозначения звука ы после звука ц в различных частях слова, развитие речи, орфографической зоркости учащихся....
Открытый урок по русскому языку "Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова" 3 класс
Урок развития умений. Развитие умений писать слова с орфограммой - буквой согласного на конце слова, графически обозночать ее и подбирать проверочные слова....