Знаки препинания в предложении с однородными членами
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока (для учителя):
Создание условий для открытий знаний о постановки запятой с однородными членами с союзами и ,а, но;
Развивать внимание, речь учащихся; умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
Развитие навыков самоконтроля, саморефлексии.
Цель урока (для учащихся):
Получение знаний о постановке запятой в однородных членах;
Развитие метапредметные УУД;
Научиться работать в парах, группах;
Привитие интереса к получению и расширению знаний о русском языке.
Задачи: 1. Сформировать представление о запятой в однородных членах предложения с союзами и, а, но, учить различать постановку запятых в однородных членах предложения;
2. В процессе работы развивать внимание речь учащихся; умение анализировать, сравнивать, формировать собственные умозаключения;
3. Прививать любовь и расширять имеющиеся знания о русском языке.
Оборудование: ёлочки для составления кластера; карточки для работы в паре, учебник, компьютер, проектор, экран.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся в процессе урокасовершенствуют умение правильно писать предложения с однородными членами, ставить знаки препинания, доказывают правильность написания, пользуясь правилом
Метапредметные:
Личностные: развитие воображения, логического мышления, монологической речи, творческих способностей обучающихся; внутренняя позиция школьника; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности
Познавательные: использование знаково-символических средств, учиться наблюдать, обобщать, проверять информацию, делать выводы
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, формировать речевые навыки, умение работать в группе, умение строить речевоевысказывание в соответствии с поставленными задачами, прислушиваться к мнению одноклассников, высказывать своё мнение, умение включаться в урок, во взаимодействие с учителем.
Регулятивные:актуализация знаний об однородных членах предложения, умение ставить цели, понимать и сохранять в памяти учебную задачу, адекватно оценивать свои достижения
Формы работы: фронтальная, групповая
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I.Мотивация к учебной деятельности Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивации на учёбу, создание ситуации успеха. | Добрый день! Приветствие гостей. -Ребята, вы хотели бы найти клад? А что такое клад? -Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится всё больше. Это… - Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности, но мы с ними обязательно справимся. | Подготовка к работе. Включаются в урок, во взаимодействие с учителем. - Клад – это богатство, деньги, золото. - Знания | Личностные: самоопределение (мотивация учения) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
II.Актуализация знаний и умений Цель: активизация минимума знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия знаний | 1. -Сейчас мы проверим, какой багаж знаний вы собрали на прошлом уроке. -Какую тему изучили? - Ребята, какой праздник приближается? - Какие слова всё чаще звучат в связи с этим? - Новый год – это семейный праздник, а значит подарки, смех, веселье. Люди готовятся к нему заранее: украшают свой дом, приглашают гостей, накрывают стол, загадывают желания. Перед новым годом люди задумываются о ом, что доброе случилось в их жизни, кого нужно непременно поблагодарить, у кого попросить прощения за обиду, сами прощают обиды. - Давайте откроем свои тетради, запишем число, классная работа и составим синквейн о Новом годе, используя однородные члены предложения. (Проверка) - Назовите в своём пятистишии однородные члены предложения. Поясните свой выбор. 2. –Сейчас ещё раз повторим основные признаки однородных членов предложения. | -Однородные члены предложения. -Новый год - Праздник, подарки, свечи, ёлка, ёлочные украшения Учащиеся составляют синквейн о новом годе. (Слайд 1) Дети зачитывают стихотворения Пример.
-Это однородные члены предложения, так как отвечают на один и тот же вопрос Работа в группе. Составление кластера «Однородные члены предложения» Выступление учащихся. | Регулятивные УУД: Актуализация знаний об однородных членах предложения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, формируем умение работать в группе, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные:использование знаково-символических средств Личностные: развитие воображения, логического мышления |
III. Выявление места и причины затруднения. Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | На слайде модели: O,O,OO, O и O O,а OO и O O, но O -Ребята, что это за схемы? - Схемы одинаковые? -Чем отличаются? -Какие новые модели увидели? - Сформулируйте тему нашего урока. Запись темы урока (на слайде) -На какой вопрос вы хотели бы получить ответы? Ответу на данный вопрос и посвятим наш урок | Работа со схемами с однородными членами предложения. - Это предложения с однородными членами. - Нет - Есть модели с союзами и без них. - Есть схемы с союзами. - Предложения с однородными членами, соединённые союзами -Знаки предложения с однородными членами предложения -А всегда ли нужно ставить запятую в предложениях с однородными членами? | Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели.Регулятивные: целеполагание , как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно Познавательные:формирование логических действий. Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других;формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. |
Физминутка | Электронная | ||
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | -Я вам предлагаю подняться по волшебной лестнице. Но мы не можем подняться, потому что ступени перепутаны. Давайте правильно расставим ступени – это и будет планом нашего урока | На доске карточки, дети выбирают нужные. Наблюдаем, сравниваем, применяем, делаем вывод, тренируемся, самооценка 1.Наблюдаем 2. Делаем вывод 3.Сравниваем 4.Применяем 5. Тренируемся 6.Самооценка | Регулятивные :составление плана и последовательности деятельности Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов |
V. Реализация построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задач такого класса или типа вообще. | 1.Для наблюдениявы сейчас получите карточку с предложениями с однородными членами, соединенными союзами. Вам надо, работая в паре, сделать вывод: перед какими союзами надо ставить запятые, а перед какими не надо их ставить. Всё это показать на схемах. Работа в паре Понаблюдайте и сделайте вывод. Какие знаки препинания ставятся, если однородные члены соединены союзами? 1.Волк погнался за зайцем, но не догнал. Коля вышел в школу рано, но опоздал. O но O 2.У Оли есть запасной карандаш, а не ручка. Саша шёл быстро, а не бежал. O а O 3.Дельфин последний раз вынырнул из воды и уплыл. На уроках технологии ребята шьют и вяжут. O и O 4.От порывов воздуха листья и кружились в воздухе, и неслись по дорожке, и вертелись волчком. и O и O и O Проверка. -Кто готов сделать вывод? - Проверяем, восстановите схемы (схемы на доске), объясняя постановку запятых 2. Сравним Ваши выводы с тайнами языка по учебнику на с.131 - Кто согласен?- просигнальте -Кто не согласен? - просигнальте -Поднимемся на следующую ступеньку. . | Учащиеся работают в парах, наблюдают, делают выводы, заполняя схемы Учащиеся дают ответы, аргументируя их, вставляя запятые | Коммуникативные: умение ясно излагать свои мысли, формировать умение работать в паре. Регулятивные УУД: |
VI. Первичное закрепление знаний Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Применяем правило. Выполняем упр. №1, стр.135. -Какое задание надо выполнить? -Списать. С помощью схем объясните постановку запятых. -А те, у кого карточки с индивидуальным заданием, выполняют задание по карточкам Индивидуальная карточка №1 Списать, поставить знаки препинания. В зоопарке мы видели и слонов и тигров и львов и жирафов. На деревьях распевали зяблики дрозды и скворцы. Индивидуальная карточка№2 Списать, поставить знаки препинания.
2. Спортсмен долго целился но промахнулся Индивидуальная карточка №3 Списать, поставить знаки препинания. 1.Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора. 2.На улице шёл не дождь а снег. Индивидуальная карточка №4 Списать, поставить знаки препинания. 1.Взошло заиграло над лесом веселое солнышко. 2.Снег засыпал лесные дорожки тропинки и полянки Проверка. –Где в тексте вы внесли изменения? Почему вы так решили? Кто согласен? | Фронтальная работа Индивидуальная работа. | Личностные УУД: формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоениюприменение на практике и последующее повторение нового материала Коммуникативные: умение достаточно точно выражать свои мысли, формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Работа в учебнике на с.135-136 Упр.2 с. 135-136 -Прочтите про себя задание. Что надо сделать? -А какое задание предложили бы вы? Проверка. -Прочтите предложения. Были ли ошибки? Докажите. - Какие знания закрепляли на уроке? - Что мы должны усвоить, чтобы правильно писать предложения с однородными членами? Самопроверка Карточка самопроверки Спишите предложения, поставьте, где необходимо, запятые. Сначала подумай а потом сделай. Эта работа трудная но интересная. На уроке мы сегодня работали и отдыхали. Мы много сделали но не устали. Проверка. Слайд -Кто выполнил без ошибок? -У кого не получилось? | -Выписать из текста только те предложения, где есть однородные члены Работают самостоятельно в тетрадях | Регулятивные УУД: самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале; самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив Познавательные УУД: использование знаково-символических средств; - рефлексия способов и условий действия; выведение следствий, доказательство (П); Коммуникативные УУД: координирование разных позиций с учетом разных мнений; - достижение договоренностей и согласование общего решения; - адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. | 1.Домашнее задание: Выписать из учебника «Литературное чтение» пять предложений с однородными членами и составить схемы, с.131 выучить правила. 2) С.133(учеб.) упр.4,с.131 выучить правила. 2. Наш урок подошёл к концу. Заполните карточки самооценки КАРТОЧКА САМООЦЕНКИ Поставьте * рядом с записью, которая соответствует твоей работе на уроке: а) работал самостоятельно без ошибок; б) работал самостоятельно, но допустил ошибки; в) работал, принимая помощь учителя и товарищей. -Кто научился ставить правильно запятые? -Кто испытывал затруднения? Просигнальте ваше впечатление от урока. Сигналы Спасибо за урок! | Записывают домашнее задание Работают с карточкой самооценки. | Личностные УУД: внутренняя позиция школьника; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия;контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация своего мнения;планирование учебного сотрудничества |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, которые связаны союзами.
На данном уроке с помощью схем дети учатся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами....
Урок русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложном предложении"
Личностно- ориентированный урок русского языка с использованием технологии деятельностного метода обучения....
Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Конспект урока русского языка в 4 классе. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами....
Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления.
Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления....
Урок русского языка "Однородные члены предложения, знаки препинания в предложениях с однородными членами"
Конспект урока русского языка для 4 класса...
Технологическая карта урока по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными интонацией перечисления" (УМК "Школа России", 4 класс")
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений об однородных членах предложения и знаках препинания в предложениях с однородными членамиЗадачи...