Урок в 4 классе по русскому языку «Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложные предложения»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Савельева Людмила Валериевна

Разработка конспекта по заданной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект22.25 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ лицей № 408

Открытый урок

по русскому языку

«Обобщение и систематизация знаний

по теме «Сложные предложения»

            Разработала и провела:                                                                                                                                                       Савельева Л. В.,

                                   учитель начальных классов

Пушкин -2020

Цель урока: 1. Обобщить и систематизировать знания, полученные по теме урока.

                     2. Продолжить закрепление постановки знаков препинания в      предложениях с разными видами связи.

                     3. Совершенствовать учебно – языковые умения и навыки.

                     4. Продолжить работу по устранению речевых недочётов в тексте.

План урока: 1. Вступительное слово учителя.

                      2. Фронтальный опрос по теме урока.

                      3. Словарный диктант.

                      4. Выполнение тренировочных упражнений.

                      5. Вывод. Итоги урока.

                      6. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

      В течение целого учебного года мы занимались изучением пунктуационных правил, работали со сложными предложениями.

     А так ли важна пунктуация? Может, мы обошлись бы без запятых, точек и тире, скобок и многоточия? Для чего существуют знаки препинания?

      Послушайте этюд А. Канавского «О пользе знаков препинания» и сделайте вывод.

      Вывод таков: без умения пользоваться знаками препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию. А без освоения письменной речью, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе нашу жизнь сегодня. Пунктуационная небрежность, неточность создают трудности в процессе письменного общения между людьми.

      А теперь я предлагаю вспомнить те пунктуационные правила, которые мы изучили в разделе «Сложные предложения с разными видами связи».

2. Фронтальный опрос по теме урока

- На какие группы делятся сложные предложения?

- Какая связь может быть в предложениях с разными видами связи?

- Что необходимо для того, чтобы понять смысл таких предложений?

- Какая связь является главной в таких предложениях?

- Расскажите о знаках препинания в сложных предложениях с разными видами связи, когда рядом стоят сочинительный и подчинительный или два подчинительных союза.

- В каких стилях используют сложные предложения с разными видами связи?

3. Словарный диктант

     Ребята, в работе со сложными предложениями вы допускали ошибки в написании неопределённых местоимений, наречий и сложных прилагательных. Поэтому  я считаю необходимым повторить сегодня эти орфограммы.

Кое – кто рассчитывал на встречу, услышишь какой – то шорох, по – прежнему надеялся на чью – нибудь помощь, покрытые инеем тёмно – зелёные ветки ели, крашенные грязно – розовой краской стены, по – прежнему заранее строишь планы на лето, узнать давным – давно, по прежнему пути.

Вывод о написании данных слов, вспоминаем орфограммы.

 4. Выполнение тренировочных упражнений

Индивидуальная работа по карточкам

     Карточку с дидактическим материалом тянут сами учащиеся как на экзамене. По окончании работы даю ученикам специальные карточки для проверки правильности выполнения задания. Ребята проверяют, ставят оценку простым карандашом и сдают работы.

Работа с предложениями, записанными на доске

  1. Постарайся беречь свою маму так же, как бережёт она тебя всю жизнь, потому что ты для неё – всё.
  2. Прошла война, прошла страда, но боль взывает к людям: давайте, люди, никогда об этом не забудем.
  3. Из всех даров мира остаётся только доброе имя, и несчастен тот, кто не оставит даже этого.
  4. Народный календарь – уникальное явление русской культуры: в нём нашли своё отражение многовековой опыт наших предков и их наблюдения за всем, что было вокруг.
  5. Поставь над собой и сто учителей – они окажутся бессильными, если ты сам не можешь заставить себя и требовать от себя.
  6. Нет сомнения, что в душе, любящей музыку, находится зародыш всего прекрасного; кого же она не трогает, того можно сравнить с куском дерева или с камнем.

Задание: Расставьте знаки препинания, определите связь между простыми частями, составьте схемы предложений. Рецензировать ответы одноклассников.

Работа по восстановлению текста. Работа в парах

     Перед учащимися лежат карточки с предложениями, расположенными в следующем порядке: 1. Была тревожная ночь. 2. Чёрное море сияло над холодной луной, и на палубе была жестокая стужа. 3. Корабль шёл недалеко от врага, и каждую секунду пустое обширное небо могло обрушить на него бомбы: на лунной дороге миноносец был отчётливо виден. 4. Весь зенитный расчёт проводил ночь у орудий, поэтому комиссар сошёл с мостика и обходил палубу. 5. Видимо, он и сам прошёл порядочно: подойдя к автомату номер два, он вдруг раскинул руки и начал делать зарядку.

Задание: Восстановите отрывок, расположив для этого предложения в определённом порядке. Произведите комплексный анализ текста.

А) Простое двусоставное

Б) Сложносочинённое

В) Сложное с разными видами связи

Г) Сложноподчинённое

Д) Бессоюзное сложное

Графический диктант

Задание: Составьте в тетрадях схемы прослушанных предложений.

  1. Каждый знает, как легко подниматься по осыпям и как трудно по ним спускаться вниз. [    ], ( как… )  и ( как… )
  2. Ветер утих и дождь перестал, когда мы были уже в пути. [    ] и [    ], ( когда… )
  3. Пока собирались в обратный путь, резко похолодало и подул сильный ветер. ( пока… ), [    ] и [    ]
  4. В своё время Анна Михайловна дала себе слово, что, если сын вернётся с войны, она посадит какое – нибудь деревце. [    ], ( что, ( если… ), то )
  5.  Многие женщины давали себе слово, что если всё будет благополучно с их детьми, то посадят берёзку в честь сына или дочери. [    ], ( что ( если ), то )
  6. Солнце светит так, что, если закрыть на минуту глаза, сквозь закрытые плотно веки видишь пламенную завесу пожара. [    ], ( что, ( если… ),  )
  7.  Был девятый час утра, и, хотя жители уже давно встали, людей на улице было немного. [    ], и, ( хотя…), [    ]

Редактирование текста

На экране выдержки из ученического сочинения:

     А. С. Пушкин был талантливым писателем. Он был поэтом, прозаиком, драматургом, публицистом. Он написал роман в стихах «Евгений Онегин». Роман был начат поэтом в южной ссылке и закончен Болдинской осенью. В романе он правдиво показал жизнь русского общества в начале 19 века.

Задание: Устраните недочёты в построении текста. Подумайте, где уместно употребить однородные члены предложения, сложноподчинённые предложения или предложения с разными видами связи. Запишите исправленный вариант, графически объясняя расставленные знаки препинания.

Исправленный вариант

     А. С. Пушкин был талантливым писателем, поэтом, прозаиком, драматургом, публицистом. Он написал роман в стихах «Евгений Онегин», который был начат поэтом в южной ссылке, а закончен Болдинской осенью. В нём автор правдиво показал жизнь русского общества в начале 19 века.

Конструирование предложений

Задание: Из трёх простых предложений составьте сложные, используя разные средства связи.

  1. Наступает время грибной охоты.
  2. Трудно усидеть дома.
  3. Лес зовёт и манит.

Возможные варианты:

       1.  Трудно усидеть дома: наступает время грибной охоты, а лес зовёт и манит.

       2.  Лес зовёт и манит, потому что наступает время грибной охоты и трудно усидеть дома.

5. Вывод. Итоги урока

     Сложные предложения с разными видами связи используются чаще всего в художественном, публицистическом и научном стилях для того, чтобы выразить сложную мысль.

6. Домашнее задание

Составить 10 сложных предложений с разными видами связи на тему: «Школьная жизнь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний о частях речи" 3 класс

Игра является необходимым средством обучения учащихся начальных классов. Специально подбираемые к тому или иному уроку игры помогают решению многих учебных задач.На протяжении четырех лет я провожу не...

Конспект урока русского языка "Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя существительное".

Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Гармония"  с использованием логико-смысловых моделей для обобщения и систематизации знаний по теме "Имя существительное"....

Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний по изученным темам"

Тема: Обобщение знаний по изученным орфограммам. Проектная задача: создание дидактической игры....

конспект урока по русскому языку по программе ПНШ по теме "Характеристика предложения и разбор слов , как части речи."

На уроке используются групповые методы работы,взаимопроверка, фронтальный опрос. Используется дополнительный материал помимо материала учебника....

Урок русского языка "Обобщение изученного материала по теме "Имя существительное"

Урок закрепления изученного материала по теме "Имя существительное"  в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века"...

Урок во 2 классе по русскому языку "Обобщение знаний о глаголе"

На данном уроке обучающиеся отправятся в увлекательное путешествие по стране "Глаголия" их задача справиться со всеми трудностями и найти клад....

Урок - игра "Аукцион" по русскому языку. Обобщение по теме "Предложение"

Класс разбивается на группы. Все команды выполняют одинаковые задания, каждое из которых в игре названо "лот". Всего их 5. Первый лот -"Речь". Дети должны определить вид речи(устна...