План-конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний о частях речи" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Васильева Елена Николаевна

Игра является необходимым средством обучения учащихся начальных классов. Специально подбираемые к тому или иному уроку игры помогают решению многих учебных задач.

На протяжении четырех лет я провожу несколько нетрадиционных уроков: урок – КВН, урок – путешествие, урок – сказку, урок – аукцион. Указанные формы уроков можно проводить во всех классах, несмотря ни на возраст, ни на уровень подготовленности  и развития учащихся. Методика проведения таких уроков в основном зависит от творческого подхода учителя.

Как показывает наблюдение за учебным процессом в начальной и средней школе, занятия русским языком не всегда и не везде неизменно привлекают внимание учащихся и вызывают у них устойчивый интерес. Нередко русский язык как учебная дисциплина представляется определенному количеству школьников неинтересным и довольно-таки скучным предметом. «Опять русский!» - разочарованно произносят некоторые из них, когда видят в расписании название этого предмета. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность.

Я задумалась над тем, как пробудить у детей интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много методической литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить у детей интерес к изучению русского языка можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ученика. У детей младшего школьного возраста слабо развито абстрактное мышление. Их психика требует чего-то неожиданного, интересного. Осознание понятий рождается у них на основе конкретного материала.

Сценарий одного из своих уроков – путешествие в страну Лингвинию - я привожу в качестве примера нетрадиционного урока русского языка.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Васильева Елена Николаевна

учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательная учреждение «Средняя общеобразовательная школа №55»

Тема. Обобщение и систематизация знаний учащихся о частях речи (существительное, прилагательное, глагол) 3класс система развивающего обучения Л.В. Занкова

Игра является необходимым средством обучения учащихся начальных классов. Специально подбираемые к тому или иному уроку игры помогают решению многих учебных задач.

На протяжении четырех лет я провожу несколько нетрадиционных уроков: урок – КВН, урок – путешествие, урок – сказку, урок – аукцион. Указанные формы уроков можно проводить во всех классах, несмотря ни на возраст, ни на уровень подготовленности  и развития учащихся. Методика проведения таких уроков в основном зависит от творческого подхода учителя.

Как показывает наблюдение за учебным процессом в начальной и средней школе, занятия русским языком не всегда и не везде неизменно привлекают внимание учащихся и вызывают у них устойчивый интерес. Нередко русский язык как учебная дисциплина представляется определенному количеству школьников неинтересным и довольно-таки скучным предметом. «Опять русский!» - разочарованно произносят некоторые из них, когда видят в расписании название этого предмета. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность.

Я задумалась над тем, как пробудить у детей интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много методической литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить у детей интерес к изучению русского языка можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ученика. У детей младшего школьного возраста слабо развито абстрактное мышление. Их психика требует чего-то неожиданного, интересного. Осознание понятий рождается у них на основе конкретного материала.

Сценарий одного из своих уроков – путешествие в страну Лингвинию - я привожу в качестве примера нетрадиционного урока русского языка.

Тема урока. Обобщение и систематизация знаний учащихся о частях речи (существительное, прилагательное, глагол).

Цели урока: 1. Повторить и обобщить знания морфологического разбора частей речи, синтаксического разбора предложений, разбора слов по составу; ввести понятия «лингвистика», «морфология», «грамматика» и объяснить их значение;

2. Способствовать совершенствованию орфографической зоркости и речевых умений и навыков;

3. Развивать воображение, творческие способности, долговременную и оперативную память, связную речь; умение делать логические заключения, концентрацию, переключение и распределение внимания;

4. Воспитание внимательного отношения друг к другу, чувства товарищества.

Оборудование: Использование ИКТ – презентация Power Point, карточки с заданиями для работы в парах.

Планируемые результаты:

Личностные: быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

Регулятивные: уметь выполнять работу в соответствии с заданным планом, участвовать в обсуждении полученного результата.

Коммуникативные: уметь работать в парах, на совместный результат.

Познавательные: 1) самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; 2) анализировать орфограммы, распределять слова по группам, применять правила.

Ход урока.

I. Организационный момент урока, формулирование темы и задач урока.

- Все вы любите сказки. А встретиться со сказочными героями и отправиться в путешествие по сказочному королевству – это уже просто здорово! Итак, сегодня у нас в гостях фея. (Слайд 2)

- Что помогает фее творить чудеса? (Волшебная палочка)

Наша гостья взмахнула своей волшебной палочкой, и мы с вами очутились в сказочном королевстве «Лингвиния» (Слайд 3).

- Ребята, вы слышали такое название?

И действительно, его вы не найдете ни на одной карте мира. Однако такое королевство действительно существует. Язык является могущественным и храбрым королем. Грамматика – строгой, любящей порядок королевой, у которой есть целая свита принцев и принцесс. (Слайд 4) Морфология – одна из прекраснейших принцесс этого королевства. Именно от нее зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги (самостоятельные и служебные части речи) (Слайд 5).

Лингвистика – наука о языке.

Грамматика – представляет собой собрание правил о сочетании слов в предложении.

Морфология – изучает принадлежность слова к различным частям речи (Слайд 6-7).

О  слугах морфологии имени существительном, имени прилагательном и глаголе мы поговорим подробнее.

- Назовите тему сегодняшнего урока?

- Верно. Тема сегодняшнего урока: Повторение и обобщение знаний о частях речи (Слайд 8).

- Давайте определим задачи сегодняшнего урока:

  • повторить грамматические признаки частей речи;
  • повторить виды разбора слов и предложений;
  • повторить известные орфограммы.

II. Чистописание. (Слайд 9)

Даны слова: дедушка, отъезд, книжный.

- Догадайтесь. Какие буквы мы будем писать на минутке чистописания?

Все они гласные: первая находится в приставке одного из слов, вторая – в суффиксе существительного, а третья – в корне прилагательного.

- Назовите буквы. (В приставке слова отъезд – буква о, в суффиксе слова дедушка  - буква у, в корне слова книжный – буква и).

- Напишите  все возможные варианты закономерностей.

  иоу  оиу  уио  уои иуо оуи  

- Когда так говорят?

 Ум хорошо, а два лучше.

- Запишите пословицу.

Сегодня мы работаем в парах. Совместная работа поможет вам лучше справиться с заданиями.

III. Актуализация знаний учащихся.

Свой волшебный городок нас приглашает посетить имя существительное.

1. Имя существительное.

Выходит девочка в шапочке с надписью «Имя существительное» и рассказывает…

Я приглашаю вас посетить мой городок. Еще первобытные люди знали о существовании моего города. В настоящее время в нем проживает более шести тысяч жителей – предметов и явлений. Среди них есть граждане собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. На улицах моего города вы встретите особ трех родов – мужского, женского и среднего, которые всегда рады склониться перед вами в первом, втором и третьем склонениях.

- Ребята, что вы знаете об имени существительном?

Существительное – это часть речи, обозначает, предметы и явления и отвечает на вопросы кто? или что? Существительные имеют форму трех родов мужского, женского и среднего. Бывают первого, второго и третьего склоненя. Изменяются по падежам и числам. В предложении являются подлежащим, обстоятельством, дополнением (Слайд 10). 

- Существительное приглашает вас посетить сказочный сад (Слайд 11).

- Для вас задание: определить склонение каждого существительного (Слайд 12).

- Что нужно знать, чтобы определить склонение имен существительных? Слайд 13).

- Какие словарные слова вы записали (Яблоко, яблоня, ромашка)

- Найдите сложное слово (Мухомор)

- Образуйте от слова сад родственные слова: садовник, садовод, пересадить, садик, садовый, рассада (Слайд 14).

- Какими частями речи являются записанные вами слова?

На карточках записаны задания. У каждого ряда своё. Внимательно прочитайте первое задание и выполните его (Пустой слайд).

1 команда (Слайд 16).

- Запишите слова в четыре  группы, вставьте пропущенные буквы:

Под рябин…, около канавк…, по дорожк…, для подруг…, над полк…, к деревн…, на лужайк…, с собак…, в сторожк…, от речк…, по площад…, на лошад… .

- На какие группы вы поделили слова? Какие окончания вы написали, почему?

2 команда (Слайд 17).

- Запишите. Вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова. Определите падеж существительных. Исключите лишнее.

Играли на пл.ща.ке, под.ехали к дому, купался в р.ке.

Раз.ехались около во.зала, кв.ртира без хозяйки, цв.ток на подоко..ике.

Осм.трел мес.ность, нап.сал ра..ка., р.скрасил в альбоме.

- Что вы исключили, почему?

- Как определить падеж имен существительных?

 3 команда (Слайд 18-19).

- Составить из слов предложение. Выполнить синтаксический разбор предложения. Указать части речи, выписать словосочетания.

Даны слова: листва, деревья, помолодевшие, украсились.

Предложение: Листвой украсились помолодевшие деревья.

(Что?) Деревья – это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Деревья (что сделали?) украсились – это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами. Деревья (какие?) помолодевшие – это определение, подчеркиваем волнистой линией. Украсились (чем?) листвой – это дополнение, подчеркиваем пунктирной линией.

Словосочетания: Деревья (какие?) помолодевшие.

                              Украсились (чем?) листвой.

- Выполнить морфологический разбор слова листвой.

Листвой – это существительное;

Начальная форма (что?) листва;

Неодушевленное, нарицательное;

Женский род, 1 склонение;

В творительном падеже, в единственном числе;

Является дополнением.

- Оцените выполнение работы отметкой.

2. Слово прилагательному.

В самом названии моего города уже содержится намек на то, что он к чему-то «прилагается», «присоединяется». Кто же является моим лучшим верным товарищем? Конечно, спору нет, Существительное – главный город королевства «Лингвиния». Но, как беден был бы наш король Язык, если бы не существовало 2500 тысяч жителей моего города. Среди них есть слова очень дружные – синонимы (слова близкие по смыслу). А есть и такие, которые никак не могут помириться – антонимы (слова противоположные по смыслу). Но неизменно то, что все они имеют форму трех родов – мужского, женского и среднего.

- Ребята, что вы знаете об имени прилагательном?

Имя прилагательное – это часть речи. Обозначает признаки и качества предметов. Бывают мужского, женского и среднего рода, единственного и множественного числа. В предложении являются определением (Слайд 20).

Прочитайте на карточках втрое задание и выполните его (Пустой слайд).

1 команда (Слайд 22-23).

- Подберите к именам прилагательным имена существительные с шипящими на конце. Запишите словосочетания. Определите род имен прилагательных.

Колючий…, лесная…, свадебный…, острый…, одиннадцатый…, непромокаемый…, родная…, черная…, белая…, серебряный…, детский…, неслыханная…, любимая…, победный…, городской…, весенний...

- Какие существительные вы записали? Что вы знаете о правописании существительных с шипящими на конце?

2 команда (Слайд 24).

К именам существительным подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные, вставьте пропущенные буквы. Определить род имен прилагательных.

Даны существительные:

Утро…, ветерок…, тропинка…, дорога…, сумка…, хлеб…, листва…, поляна…, дубок…, гвоздики…, море…,небо…, вечер…,  поле…

- У каких прилагательных нельзя определить род?

Слова для справок: п.хучий, ра..ий, з.леный, з.л.той, синий, л.сной, ле.кий, м.л.дой, ч.рный, мя.кий, у.кий, дальний, т.ж.лый, синий, поз…ний.

3 команда (Слайд 25-26).

К прилагательным подобрать антонимы.

Жесткое кресло –                Дневное светило -

Кривая линия –               Белый журавль -

Веселый рассказ –              Короткая дорога -

        Здоровый мальчик –                  Сытый волк -

- Выделите окончания имен прилагательных, определите род.

- Как определить род имен прилагательных?

- Оцените выполнение работы отметкой.

3. Глагол.

Мой городок самый необыкновенный. А знаменит он тем, что все его 3500 жителей постоянно совершают действия. У многих из них есть верная подружка приставка, с которой мои подданные никогда не расстаются. В моем городе вы сможете побывать не только в настоящем времени, но и заглянуть в прошедшее, побывать в будущем.

- Ребята, что вы знаете о глаголе?

Глагол – это часть речи. Обозначает действие предмета. Изменяется по числам, временам, в прошедшем времени – по родам. Бывает совершенного и несовершенного вида. В предложении является сказуемым. Частица не с глаголами пишется раздельно (Слайд 27).

Работа с текстом (Слайд 28).

- Вставить пропущенные буквы, объяснить их написание.

        В ст.пи.        

Ранн.. весенн.. утро. Степь весело п.стреет цв.тами.  Скромно с.неют к.л.кольчики. Б.леет п.хуч.. ромашка.

Всё радос.но пот.нулось к со.нцу. Степь проснулась и ож.ла.

Высоко в воздухе скоро з.тр.пещут жаворонки. Кузнечики поднимут свою тор.пливую тр.скотню.

- У глаголов определить время, вид, число, если можно, род (Слайд 29-31).

- Замените слова фразеологизмами (Слайд 32-33):

Дремать, запомнить, думать

- Глаголы, какой формы вы записали? С помощью каких суффиксов образуется неопределенная форма глаголов?

- Оцените выполнение работы отметкой.

IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия «Пальчики» (Слайд 34).

Обведите свою ладошку. Раскрасьте пальчики разными цветами: зелёный супер Знайка, желтый – почти Знайка и синий - Знайка. Большой палец – чистописание; указательный – определение склонений, подбор однокоренных слов; средний – имя существительное; безымянный – имя прилагательное; мизинец – глагол.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Тема урока:  Обобщение и систематизация знаний учащихся о частях речи (существительное, прилагательное, глагол).

Цели урока: 1. Повторить и обобщить знания морфологического разбора частей речи, синтаксического разбора предложений, разбора слов по составу; ввести понятия «лингвистика», «морфология», «грамматика» и объяснить их значение;

2. Способствовать совершенствованию орфографической зоркости и речевых умений и навыков;

3. Развивать воображение, творческие способности, долговременную и оперативную память, связную речь; умение делать логические заключения, концентрацию, переключение и распределение внимания;

4. Воспитание внимательного отношения друг к другу, чувства товарищества.

Оборудование: Использование ИКТ, индивидуальные карточки для работы в группах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Организационный момент.
  2. Фронтальная работа.
  3. Формулирование темы урока.

- Все вы любите сказки. А встретиться со сказочными героями и отправиться в путешествие по сказочному королевству – это уже просто здорово! Итак, сегодня у нас в гостях фея.

- Что помогает фее творить чудеса?

Наша гостья взмахнула своей волшебной палочкой, и мы с вами очутились в сказочном королевстве «Лингвиния».

- Ребята, вы слышали такое название?

И действительно, его вы не найдете ни на одной карте мира. Однако такое королевство действительно существует. Язык является могущественным и храбрым королем. Грамматика – строгой, любящей порядок королевой, у которой есть целая свита принцев и принцесс. Морфология – одна из прекраснейших принцесс этого королевства. Именно от нее зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги (самостоятельные и служебные части речи).

Лингвистика – наука о языке.

Грамматика – представляет собой собрание правил о сочетании слов в предложении.

Морфология – изучает принадлежность слова к различным частям речи.

О  слугах морфологии имени существительном, имени прилагательном и глаголе мы поговорим подробнее.

- Назовите тему сегодняшнего урока?

        

- Волшебная палочка.

Повторение и обобщение знаний о частях речи.

Познавательные:

Развивать умения

1) самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;

2) составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;

3) анализировать орфограммы, распределять слова по группам, применять правила.

Коммуникативные:

Развиваем умения

  1. Работать в

команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом);

  1.  вносить свой

вклад в работу для достижения общих результатов;

  1.  Активно

участвовать в обсуждении;

  1. Ясно

формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

  1. Ясно

формулировать вопросы и задания к пройденному на уроке материалу;

  1. Участвовать в

обсуждении, работая в паре;

  1. Ясно

формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;

  1. Не бояться

собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;

  1. Работать

консультантом и помощником для других ребят;

  1. Работать

консультантами и помощниками в своей группе.

Регулятивные:

Развиваем умения

  1. Принимать

участие в обсуждении и формулироввании цели конкретного задания;

  1. Принимать

участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);

  1. Выполнять

работу в соответствии с заданным планом;

  1. Участвовать в

оценке и обсуждении полученного результата.

Личностные:

  1. понимать и

оценивать свой вклад в решение общих задач;

  1. быть

толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

  1. не бояться

собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

II. Чистописание

Даны слова: дедушка, отъезд, книжный.

- Догадайтесь. Какие буквы мы будем писать на минутке чистописания?

Все они гласные: первая находится в приставке одного из слов, вторая – в суффиксе существительного, а третья – в корне прилагательного.

- Назовите буквы.

- Напишите  все возможные варианты закономерностей.

                     

- Когда так говорят?

 Ум хорошо, а два лучше.

- Запишите пословицу.

- В слове отъезд приставка –от-. Будем писать букву –о-.

- В существительном дедушка суффикс –ушк-. Будем писать букву –у-.

- В прилагательном книжный корень –книж-. Будем писать букву и. (оуи)

 

иоу  оиу  уио  уои иуо оуи  

Ответы детей.

Письмо пословицы в тетрадях.

Ш. Актуализация знаний.

Свой волшебный городок нас приглашает посетить имя существительное.

1. Имя существительное.

Выходит девочка в шапочке с надписью «Имя существительное» и рассказывает…

- Ребята, что вы знаете об имени существительном?

- Существительное приглашает вас посетить сказочный сад.

- Для вас задание: определить склонение каждого предмета.

- Что нужно знать, чтобы определить склонение имен существительных?

- Какие словарные слова вы записали?

- Найдите сложное слово.

- Образуйте от слова сад родственные слова

- Какими частями речи являются записанные вами слова?

На карточках записаны задания. У каждого ряда свое. Внимательно прочитайте первое задание и выполните его.

1 команда.

- Запишите слова в четыре  группы:

2 команда.

- Запишите. Вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова. Определите падеж существительных. Исключите лишнее.

- Как определить падеж имен существительных?

3 команда.

- Составить из слов предложение. Выполнить синтаксический разбор предложения. Указать части речи, выписать словосочетания.

Даны слова: листва, деревья, помолодевшие, украсились.

- Выполните морфологический разбор слова листвой.

2. Слово прилагательному

- Ребята, что вы знаете об имени прилагательном?

Прочитайте на карточках втрое задание и выполните его.

1 команда.

- Подберите к именам прилагательным имена существительные с шипящими на конце. Запишите словосочетания. Определите род имен прилагательных.

Что вы знаете о правописании существительных с шипящими на конце?

2 команда.

К именам существительным подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные. Определить род имен прилагательных.

- У каких прилагательных нельзя определить род?

3 команда.

К прилагательным подобрать антонимы.

- Как определить род имен прилагательных?

3. Слово глаголу.

- Ребята, что вы знаете о глаголе?

Работа с текстом.

- Вставить пропущенные буквы, объяснить их написание.

- У глаголов определить время, вид, число, если можно, род.

- Замените слова фразеологизмами: Дремать, запомнить, думать

- Глаголы, какой формы вы записали? С помощью каких суффиксов образуется неопределенная форма глаголов?

Рассказ ученицы.

Я приглашаю вас посетить мой городок. Еще первобытные люди знали о существовании моего города. В настоящее время в нем проживает более шести тысяч жителей – предметов и явлений. Среди них есть граждане собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. На улицах моего города вы встретите особ трех родов – мужского, женского и среднего, которые всегда рады склониться перед вами в первом, втором и третьем склонениях.

Ответы детей:

Существительное – это часть речи, обозначает, предметы и явления и отвечает на вопросы кто? или что? Существительные имеют форму трех родов мужского, женского и среднего. Бывают первого, второго и третьего склонений. Изменяются по падежам и числам. В предложении являются подлежащим, обстоятельством, дополнением.  

Ученики рассказывают правило о склонении имен существительных.

Яблоко, яблоня, ромашка.

Мухомор.

Садовник, садовод, пересадить, садик, садовый, рассада.

Определение частей речи записанных слов.

Творительный падеж:

Под рябиной, над полкой, с собакой.

Родительный падеж: около канавки,

для подруги, от речки.

Предложный падеж: на лужайке,

в сторожке, на лошади.

Дательный падеж: по дорожке,

к деревне, по площади.

Играли на площадке,

подъехали к дому, купался в реке.

Разъехались около вокзала,

 квартира без хозяйки,  цветок на подоконнике.

Осмотрел местность,  написал рассказ  раскрасил в альбоме.

Предложение: Листвой украсились помолодевшие деревья.

(Что?) Деревья – это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Деревья (что сделали?) украсились – это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами. Деревья (какие?) помолодевшие – это определение, подчеркиваем волнистой линией. Украсились (чем?) листвой – это дополнение, подчеркиваем пунктирной линией.

Словосочетания: Деревья (какие?) помолодевшие.

 Украсились (чем?) листвой.

Листвой – это существительное;

Начальная форма (что?) листва;

Неодушевленное, нарицательное;

Женский род, 1 склонение;

В творительном падеже, в единственном числе;

Является дополнением.

В самом названии моего города уже содержится намек на то, что он к чему-то «прилагается», «присоединяется». Кто же является моим лучшим верным товарищем? Конечно, спору нет, Существительное – главный город королевства «Лингвиния». Но, как беден был бы наш король Язык, если бы не существовало 2500 тысяч жителей моего города. Среди них есть слова очень дружные – синонимы (слова близкие по смыслу). А есть и такие, которые никак не могут помириться – антонимы (слова противоположные по смыслу). Но неизменно то, что все они имеют форму трех родов – мужского, женского и среднего.

Имя прилагательное – это часть речи. Обозначает признаки и качества предметов. Бывают мужского, женского и среднего рода, единственного и множественного числа. В предложении являются определением.

Колючий еж, ерш, лесная, тишь, глушь, свадебный марш, острый нож, одиннадцатый этаж, серебряный ключ, непромокаемый плащ, родная речь, черная тушь, белая ночь, детский плач, неслыханная ложь, любимая дочь, победный клич, городской пляж, весенний пейзаж

Раннее утро, легкий  ветерок, узкая тропинка, дальняя дорога, тяжелая  сумка, мягкий  хлеб, зеленая листва, лесная поляна, молодой дубок, пахучие гвоздики, Черное море, синее небо, поздний вечер, золотое поле.

- У прилагательных во множественном числе.

 

Жесткое кресло – мягкое                Дневное светило - ночное

Кривая линия – прямая               Белый журавль - черный

Веселый рассказ – грустный              Короткая дорога - длинная

Здоровый мальчик – больной                   Сытый волк - голодный

 Рассказ правила.    

Мой городок самый необыкновенный. А знаменит он тем, что все его 3500 жителей постоянно совершают действия. У многих из них есть верная подружка приставка, с которой мои подданные никогда не расстаются. В моем городе вы сможете побывать не только в настоящем времени, но и заглянуть в прошедшее, побывать в будущем.

Глагол – это часть речи. Обозначает действие предмета. Изменяется по числам, временам, в прошедшем времени – по родам. Бывает совершенного и несовершенного вида. В предложении является сказуемым. Частица не с глаголами пишется раздельно.

В степи.        

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветами.  Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка.

Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила.

Высоко в воздухе скоро затрепещут жаворонки. Кузнечики поднимут свою торопливую трескотню.

Пестреет – Н.в., несов. в., ед.ч.

Синеют – Н.в., несов.в., мн.ч.

 Белеет – Н.в., несов.в., ед.ч.

Потянулось – П.в., сов.в., ед.ч., ср.р.

Проснулась и ожила – П.в., сов.в., ед.ч., ж.р.

Затрепещут – Б.в., сов.в., мн.ч.

Поднимут – Б.в., сов.в., мн.ч.

 Клевать носом, зарубить на носу, ломать голову.

Рассказ правила о неопределенной форме глаголов.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Какие правила мы повторили на уроке.

-Кому урок понравился?

- Какие трудности возникли у вас на уроке?

Рефлексия – ладошка.

Ответы детей.

Раскрашивание пальчиков соответствующими цветами.



Подписи к слайдам:

Морфология – одна из прекраснейших принцесс
этого королевства.

Имя существительное -
предметы, явления, события
Кто? Что?
Род
Число падеж
Склоне-
ние
_______
_ _ _ _
∙ – ∙ – ∙

Первая команда
Творительный падеж
Под рябин
ой
Над полк
ой
С собак
ой
Родительный падеж
Около канавк
и
Для подруг
и
От речк
и
Предложный падеж
На лужайк
е
В сторожк
е
На лошад
и
Дательный падеж
По дорожк
е
К деревн
е
По площад
и
Третья команда
Жесткое кресло –
мя
г
кое кресло
Дневное светило -
н
о
чное светило
Кривая линия –
пр
я
мая линия
Белый журавль –
ч
ё
рный журавль
Веселый рассказ -
грус
т
ный рассказ
Короткая дорога -
дли
нн
ая дорога
Здоровый мальчик
б
о
льной мальчик
Сытый волк -
г
о
лодный волк
Листвой
– (чем?)
Начальная форма (что?) листва;
существительное;
неодушевленное, нарицательное;
женский род, 1 склонение;
в творительном падеже, в единственном числе;
является дополнением.
Неопределенная форма глагола
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?
Начальная форма образуется с помощью суффиксов -
ть
, -
ти
, -
чь

Язык

является могущественным и храбрым королем.

Грамматика

строгой, любящей порядок королевой, у которой есть целая свита принцев и принцесс.


Чистописание
Дедушка
, 
отъезд
, 
книжный


оуи
 
оиу
 
уио
 
уои
 
иоу
 
иуо



Ум
 
хорошо
, а 
два
 
лучше
.
 

Образуйте однокоренные слова
Сад – садик, садовник, садовод, пересадил, садовый, рассада
Вторая команда
утро
ветерок


тропинка
дорога
сумка
хлеб
листва
поляна
дубок
гвоздики
море
небо
вечер
поле
ра
нн
ее
лё
г
кий
у
з
кая
дальняя
т
я
ж
ё
лая
мя
г
кий
з
е
лёная
л
е
сная
м
о
л
о
дой
п
а
хучие
Ч
ё
рное
синее
поз
д
ний
з
о
л
о
тое

Заменить глаголы фразеологизмами.
Дремать –
Запомнить –
Думать –
ломать голову
зарубить на носу
клевать носом
Склонение
I
склонение: сущ. ж.р. и м.р. а я
II

склонение:
сущ. м.р.
с.р. о е
III
склонение: сущ. ж.р.
с
ь
на конце
Третья команда
Листвой украсились помолодевшие
деревья.


Деревья (какие?) помолодевшие.
Украсились (чем?) листвой.
~~~~~~~~~~~~~~~~~
В ст…пи.

Ранн

весенн
… утро. Степь
весело п…
стреет

цв

тами
.
Скромно с…
неют
к…л…
кольчики
.
Б...
леет
п…
хуч
… ромашка.
Всё
радос
... но пот…
нулось
к
со…
нцу
. Степь проснулась и
ож

ла
.
Высоко в воздухе скоро

з

тр...пещут
жаворонки. Кузнечики
поднимут тор…
пливую
тр…
скотню
.
е
ее
ее
е
е
и
о
о
е
т
я
л
и
а
е
о
е
а
ая
Лингвиния
Тема урока:
«Повторение и о обобщение знаний
о частях речи».
Ь на конце существительных после шипящих
Ь
ж.р. ед. ч.
Ь
м.р. ед.ч.
Р.п. мн.ч.
Вид глагола
Совершенный
что сделал?
что сделает?
Несовершенный
Что делает?
Что делал?
Что помогает фее творить чудеса?
I

c
клонение
II
склонение
III
склонение
Яблоня
Солнце
Ель
Ромашка
Ёжик
Мышь
Трава
Мухомор

Пчела
Лист
Кепка
Небо
Журавль

Ведро
Яблоко
Первая команда
Колючий
лесная
свадебный
острый
одиннадцатый
серебряный
непромокаемый
родная
черная
белая
детский
неслыханная
любимая
победный
городской
весенний
ёж, ёрш
тишь, глушь
марш
нож
этаж
ключ
плащ
речь
тушь
плач
дочь
пейзаж
ночь
ложь
клич
пляж
вид
спряжение
число
время
род у п.в.
лицо
что делать?
что сделать?
Глагол- действие предмето
в
ЧАСТИ РЕЧИ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
СЛУЖЕБНЫЕ
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Местоимение
Наречие
Числительное

Предлог
Союз
Частица
Междометие
Вторая команда
1. Играли на
пл

ща

ке
,
под…ехали к дому,
купался в р…
ке
.
2. Раз…
ехались
около во…зала,
кв…
ртира
без хозяйки,

цв
… ток на подоконнике.
3.
Осм

трел
мес…
ность
,

нап
…сал
расска
… ,
р…скрасил в альбоме.
-
о
е

ъ
д
е
а
к
ъ

о
т
и
з
а
Настоящее
что делает?
Прошедшее время
что делал?
что сделал?
Будущее время
что будет делать?
что сделает?
Времена глагола
сегодня
вчера
завтра

Автор:
Васильева
Елена Николаевна
МОУ «СОШ №55
г. Саратов
«
Части речи»
урок русского языка
3 класс
Лингвистика –
наука о языке.
Грамматика
– в переводе с греческого «буква», «написание» изучает закономерности образования и употребления форм слов.
Морфология
– грамматическое учение о слове, его структуре и формах, о принадлежности слова к различным частям речи.
Имя прилагательное – признаки и качества предметов
Род
Число
Падеж
~~~~~
Имя прилагательное
мужской
женский
средний
РОД
какой?
ой
ый

ий
какая?
ая

яя
какое?
ое
ее
Пестреет – Н.в., несов. в., ед.ч.
Синеют – Н.в., несов.в., мн.ч.
Белеет – Н.в., несов.в., ед.ч.
Потянулось – П.в.,
сов.в
., ед.ч., ср.р.
Проснулась и ожила – П.в.,
сов.в
., ед.ч., ж.р.
Затрепещут – Б.в.,
сов.в
., мн.ч.
Поднимут – Б.в.,
сов.в
., мн.ч.
Спасибо за урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс

Цели:         - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»;          -учить классифици...

План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.

данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.

Урок составлен в соответствии  с требованиями ФГОС,  показывает работу обучающихся  с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....

Проект урока по русскому языку тема "Закрепление знаний о частях речи"

ПредметРусский языкКласс3ПрограммаУМК «Гармония»УчебникСоловейчик М.Ю. Русский язык. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013Тема урокаОбобщение знаний о частях речиЦели и задачи урока  Обобщить сведен...