конспект урока по русскому языку по программе ПНШ по теме "Характеристика предложения и разбор слов , как части речи."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Носырева Анна Викторовна

На уроке используются групповые методы работы,взаимопроверка, фронтальный опрос. Используется дополнительный материал помимо материала учебника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  русского языка 4 класс.

Урок составила учитель начальной школы МБОУ СОШ№2 пгт Новозавидовский Носырева А. В.

Тема: « Характеристика предложения и  разбор слова, как части речи».

Тип урока:  урок объяснение нового материала.

Цель: уметь различать типы предложений, анализировать их , устанавливать связь между словами в предложении путем вопросов, составлять схемы предложений, производить морфологический разбор слов ( определять постоянные и непостоянные признаки).

Задачи:

1)  Определять тип предложения и характеризовать его

2) Устанавливать взаимосвязь слов  в предложении путём постановки вопросов.

3) Составлять схему предложения

4) Производить морфологический разбор слов

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

Постановка и решение задач. Знаково–символическое моделирование предложения, умение определять слова, как часть речи и давать характеристику существительному, прилагательному, глаголу, учитывая постоянные и непостоянные признаки.

Регулятивные УУД:

Пользоваться алгоритмом разбора и составления схемы предложения ; производить морфологический разбор слов.

Коммуникативные УУД:

Коммуникация как взаимодействие - учёт позиции собеседника.

Оборудование: ИКТ

Дидактические средства: учебник «Русский язык» 1ч. ООО Издательство « Академкнига/учебник»  М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова по программе ПНШ, конверты с заданиями ,карточки для словарной работы, сигнальные карточки

Этапы урока

Вид работы

Деятельность

учителя

Деятельность

детей

Цели этапов

Планируемые

результаты

I.Организационный

Момент

II.Орфографическая работа

III.Постановка задач урока

IV.Обобщение знаний о предложении

V.Объяснение нового материала

Физ. минутка

VI.Первичное

закрепление

VII.Закрепление

VIII.Рефлексия

IX. Домашнее задание.

Работа с карточками

(индивидуальная работа)

Проверка работы( устное комментирование по « цепочке»)

Зрительно-слуховой диктант

Взаимопроверка.

Анализ своей работы

Подведение к задачам  при вопросов

Слайд ( см. приложение)

Ответы на вопросы

Практическая работа

Обобщение

Практическая работа

Работа на доске

Работа в парах

Фронтальная проверка

Обобщение

Работа в группах

Проверка результатов групповой работы.

Вопросы

Здравствуйте, дети. Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь и поприветствуйте гостей.

Маша и Миша попросили у вас помощи. Перед вами лежат карточки. В карточках написаны слова( см. Приложение) Прочитайте  и исправьте ошибки, подготовьтесь объяснить их.

-Сколько ошибок нашли?

-А теперь проверим.

Учитель диктует слова , а ребята записывают.

-Кто не допустил ошибок?

- Кто допустил одну ошибку? Две? На какую орфограмму?

Учитель просит прочитать тему урока в учебнике .

-Как вы думаете, исходя из темы урока, чему мы будем учиться на уроке?

(Задачи проецируются на интерактивной доске.)

-Что такое предложение? Какие бывают предложения по цели высказывания?

-Как это оформляется на письме?

Прочитайте стихотворение Лермонтова Ю.М. (стихотворение записано на доске).

-Сколько в нём предложений?

- Какие предложения по цели высказывания? Прочитайте его ещё раз с выражением.

- Запишите первое предложение.

-Что вы можете сказать о нём?

-Теперь надо составить схему предложения.

-Как вы думаете, с чего надо начать?

-Найдите и подчеркните основу предложения.

-Что теперь надо сделать?

-Что поможет установить эту связь?

А теперь мы это предложение изобразим схематично. Мне нужен помощник. (Учитель приглашает  ученика, который помогает  начертить схему ).

- А теперь сверьте со схемой в учебнике на стр 84.

Учитель показывает на схеме слово, а ученик называет его .

-Итак, что мы сейчас составили? Сложно ?

Проверьте по учебнику на стр. 84. Совпадают схемы?

Давайте вспомним, какие действия мы производили прежде , чем составили схему?

Учитель показывает на схеме слово. Дети его называют и записывают в тетрадь.

-Что вы можете рассказать об этом слове? Давайте это всё запишем. (Учитель показывает на доске как  оформить разбор слова).

-Вы сейчас назвали морфологические признаки данной части речи.

-А какие бывают признаки?

- А какая часть речи не имеет постоянных признаков? Почему?

 Такой разбор называется морфологический.

 

-Сколько разборов мы можем произвести в этом предложении?

(Учитель вызывает  учеников по- одному  к доске для разбора слов

Проводят  разбор 3-4 слов из предложения)

-Дети, сколько ещё предложений осталось?

-Охарактеризуйте их. Спишите и подчеркните основу. Сделайте разбор глаголов( устно)

Опрос детей

-Как произвести морфологический разбор слова?

 -С чего мы начинаем?

Каждой группе раздаётся конверт со словами ( см. Приложение).

Дети из слов составляют предложение, составляют его схему и производят морфологический разбор одного слова( в каждой группе своё слово).

Два ученика выходят  к доске  и составляют из карточек предложение. Чертят с объяснением схему предложения. Затем каждая группа  называет морфологические признаки того слова, которое  было указано у них на карточках.

-Какие задачи ставили на уроке?  

-Выполнили мы эти задачи?

-Кто  считает, что он работал в полную силу, поднимите  зелёный карандаша. Кто мог работать лучше -красный.

- Кто всё понял?

ТПО стр 41 № 43

Дети здороваются и садятся на места.

Ребята читают слова про себя и исправляют ошибки.

 

Дети называют количество ошибок.

  Дети читают слова по «цепочке» и называют орфограммы. Если ответ правильный и все согласны -хлопают. Если кто-то не согласен – объясняет свою позицию

Пишут под диктовку

Ребята обмениваются тетрадями и сверяют с карточками.

Отвечают на вопросы

Дети называют  свои  версии

Характнризовать предложения,

составлять схемы предложений, учиться разбирать слова, как части речи

Дети читают  стихотворение с учетом  того, что предложения разные по цели высказывания

-Оно повествовательное и распространенное.

 -Надо найти основу.

-Установить связь между словами.

_Вопросы.

Дети стрелками устанавливают связь в предложении

Дети то же делают в своих  тетрадях.

                           

Дети находят схему и сравнивают  со своей.

Дети повторяют алгоритм действий.

Дети называют часть речи и признаки слова.

Постоянные и непостоянные.

Прилагательное. Оно берёт признаки у существительного , от которого зависит.

Шесть

Дети письменно проводят разборы слов этого предложения .

Списывают в тетрадь предложения

Дети советуются друг с другом при разборе слов.

Устно называют признаки частей речи. Проверяют правильность разбора.

Дети называют порядок разбора слова, как части речи.

Дети работают в группах.

Следят за ходом

Объяснения и сверяют со своей работой.

Поднимают сигнальные карточки

Поднимают руку

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.

контроль и самооценка деятельности

анализ, сравнение, формулировка выводов

оценивание результатов

Подготовка в уроку

 Умение «видеть» орфограммы

Формирова

ние

навыка

проверять свою работу и исправлять ошибки

Из полученной информации сделать правильные выводы

Приложение:

1.Карточки для орфографической работы.

Исправь ошибки, подготовься писать под диктовку.

Дышыться  лехко, неслышыт песни, изчезает втимноте, дарога, помощ,шепчется камышь,красивая брош, лисная глуш, видет ябланьки, приходит врачь.

2. Составь из слов предложение и начерти его схему.

В свежем3 воздухе3 кружилась3 лёгкая паутинка3.

Слайд:

Задачи:

1) Характеризовать предложения .

2) Составлять схему предложения.

3) Разбор слова как части речи( морфологический разбор слова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: "Изменение и правописание частей речи"

Конспект подходит для проведения уроков русского языка в 4 классе....

Урок русского языка по УМК "Школа -2100" по теме "Разбор местоимения как части речи"

Конспект  и презентация урока русского языка в 3 классе по теме "Разбор местоимения как части речи" предназначен для учителей, работающих по УМК "Школа - 2100"....

Конспект к уроку русского языка «"Ь" после шипящих на конце основы в словах разных частей речи» «Существительные»

Конспект урока по русскому языку на тему:«"Ь" после шипящих на конце основы в словах разных частей речи»«Существительные»Цели деятельности учителя: Систематизировать знания учащихся о правилах пр...

Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа .Характеристика предложения и разбор слова как части речи.4 класс

Русский язык №13.3. Характеристика предложения и разбор слова как части речи.Тип урока: Открытия новых знаний ОНЗ   Цель – систематизировать сведения о членах предложения и на примере ...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Личное местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи

Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, их значений и употребления в речи.Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое личные местоимения; их значение; где личные ...

Конспект урока по русскому языку "«Ь» после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Существительные. Прилагательные. Краткая форма" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: закрепление у обучающихся знаний о правописании мягкого знака в разных частях речи после шипящих.Планируемые результатыПредметные:     • Знать:...