Рабочая программа по русскому языку, 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Бариданова Виктория Сергеевна

Рабочая программа по русскому языку для 2  класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373, Основной образовательной программой начального общего образования МОУ Гурульбинская СОШ и Положением о рабочей программе МОУ Гурульбинская  СОШ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_3_chasa_2a.docx50.46 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 2  класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373, Основной образовательной программой начального общего образования МОУ Гурульбинская СОШ и Положением о рабочей программе МОУ Гурульбинская  СОШ. 

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

     Цели и задачи обучения

Изучение русского языка на ступени начального основного общего образования направлено  на достижение следующих целей:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

 • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

   Основными задачами реализации содержания курса являются:

 — формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

 — развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

 — развитие коммуникативных умений;

 — развитие нравственных и эстетических чувств;

 — развитие способностей к творческой деятельности. 

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

 • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

 • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

 • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умение правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

 • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Данная рабочая программа ориентирована на использование   учебника «Русский язык. 2 класс   для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2016 г.  – (Школа России».)

                                                 Место учебного предмета в учебном плане

          Согласно учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение  русского языка во 2 классе отводится 170 часов из расчёта 5 часов в неделю.

          Данная рабочая программа по русскому языку для 2 класса рассчитана на 102  часов из расчёта 3 часа  в неделю. Федеральный стандарт выполняется за счет объединения и уплотнения тем.

Содержание рабочей программы рассчитано на один год обучения.

Основное содержание тем (102часа)

Наша речь

 Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

Текст

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте. Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей. Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения. Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя. Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя. Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.

Предложение

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.

Слова, слова, слова…

 Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов). Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем. Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы.

 Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях. Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем. Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА

 Буквосочетания ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный Ь.

Части речи.

 Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами. Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

Повторение

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностными результатами изучения русского языка являются: 
-  осознание языка как основного средства человеческого общения; 
-   восприятие русского языка как явления национальной культуры; 
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; 
-  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- умение осознавать и определять свои эмоции; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.

Метапредметными результатами изучения русского языка являются:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; 
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; 
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; 
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка являются:
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; 
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; 
- умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть

„слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

В результате изучения русского языка во втором классе дети научатся:

понимать, что предложение - это основная единица речи;

понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);

оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: (точка,вопросительный и восклицательный знаки);

различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

различать главные члены предложения;

понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

различать словосочетание и предложение;

понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;

понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога, местоимения;

понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);

использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;

различать деление слов на слоги и для переноса;

понимать влияние ударения на смысл слова;

различать звуки [и] и [й'] и буквы, их обозначающие;

различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

понимать роль разделительного мягкого знака в слове;

верно употреблять прописную букву.

В результате изучения русского языка во втором классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

выразительности, грамматической правильности речи, развития активного словаря;

составления предложений на заданную тему;

употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;

оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);

самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);

орфографической грамотности речи учащихся;

проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова с помощью изменения числа и подбора однокоренных слов;

деления слов на слоги и переноса слов;

правильного написания слов с буквой Й;

обозначения мягкости согласных на письме;

написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;

употребления прописной буквы в именах собственных;

работы со словарём (использование алфавита);

каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;

письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.

       

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

(раздел)

Кол-во

часов

02.09.

НАША  РЕЧЬ  (3 Ч.)Знакомство с учебником. Какая бывает речь?

1

03.09.

Что можно узнать о человеке по его речи?

1

05.09.

Как отличить диалог от монолога?

1

08.09.

ТЕКСТ ( 4 Ч.)

Что такое текст?

1

09.09.

Что такое тема и главная мысль текста?

1

10.09.

Части текста

1

12.09.

Входной диктант

1

16.09.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ  ( 10 Ч.)

Работа  над ошибками.

Что такое предложение?

1

17.09.

Как из слов составить предложение?

1

18.09.

Главные члены предложения

1

23.09.

Второстепенные члены предложения.

1

24.09.

Подлежащее и сказуемое -главные члены предложения.

1

25.09.

Распространён-ные и нераспространённые предложения.

1

30.09.

Как установить связь слов в предложении?

1

1.10.

Контрольный диктант

1

2.10

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА  (16 Ч.)

Работа  над ошибками.

Лексическое значение слова.

Тематические группы слов.

1

07.10.

Однозначные и многозначные слова.

1

08.10

Прямое и переносное значение слова

1

10.10.

Синонимы.

1

13.10.

Антонимы.

1

14.10.

Контрольное списывание.

1

15.10.

Работа  над ошибками.

Родственные слова.

1

17.10.

Корень слова. Однокоренные слова.

1

21.10.

Какие бывают слоги?

1

22.10.

Ударение. Как определить ударный слог?

1

24.10.

Перенос слова.

1

11.11.

Проверочная работа по теме: «Слово»

1

12.11.

ЗВУКИ И БУКВЫ  (53 Ч.)

Работа  над ошибками.

Звуки и буквы.

1

14.11.

Алфавит

1

18.11.

Слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Самостоятельная работа

1

21.11.

Гласные звуки.

1

24.11.

Правописание слов с безударным гласным в корне.

1

25.11.

Правописание слов с безударным гласным в корне.

1

26.11.

Правописание слов с безударным гласным в корне.

1

28.11.

Правописание слов с безударным гласным в корне.

1

01.12.

Правописание слов с безударным гласным в корне.

1

02.12.

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне.

1

03.12.

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне.

1

08.12.

Проверочная

 работа по теме: «Безударные гласные в корне»

1

09.12.

Работа  над ошибками.

Как определить согласные звуки?

1

10.12.

Согласный звук [Й] и буква И краткое.

1

12.12.

Слова с удвоенными согласными.

1

16.12.

Работа  над ошибками.

Слова с удвоенными согласными.

1

19.12.

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1

22.12.

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

1

23.12.

Итоговая контрольная работа

1

24.12.

Работа  над ошибками.

Правописание мягкого знака.

1

13.01.

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

1

14.01.

Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

1

15.01.

Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

1

20.01.

Звонкие и глухие согласные.

21.01.

Правописание слов с парным по

глухости-звонкости согласным

на конце слова или перед со-

гласным.

1

22.01.

Проверка парных согласных в корне.

1

27.01.

Проверка парных согласных.

1

28.01.

Правописание парных звонких и глухих согласных.

1

29.01.

Правописание парных звонких и глухих согласных.

1

3.02.

Правописание парных звонких и глухих согласных.

1

4.02.

Правописание парных звонких и глухих согласных.

1

5.02.

Правописание парных звонких и глухих согласных.

1

10.02.

Диктант по теме: «Правописание звонких и глухих согласных»

1

11.02.

Работа  над ошибками.

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

12.02

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

17.02.

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

18.02.

Разделительный мягкий знак.

1

19.02.

Контрольное списывание.

1

24.02.

ЧАСТИ  РЕЧИ  (41 Ч)

Работа  над ошибками.

Части речи.

1

25.02.

Употребление частей речи в тексте.

1

26.02.

Имя существительное как часть

речи: значение и употребление

в речи.

1

2.03.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

3.03.

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

4.03.

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

9.03.

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

10.03.

Заглавная буква в написании кличек животных.

1

11.03.

Заглавная буква в географических названиях.

1

16.03.

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.

1

17.03.

Диктант по теме: «Написание слов с заглавной буквы».

1

18.03.

Работа  над ошибками.

Единственное и множественное число имён существительных.

1

Единственное и множественное число имён существительных.

1

Число имён существительных.

Имена существительные, употребляющиеся только в одном  числе: единственном или множественном.

1

Диктант по теме: «Имя существитель-ное»

1

Работа  над ошибками.

Глагол как часть речи.

Значение глаголов в речи.

1

Значение глаголов в речи.

1

Глагол. Признаки глагола

1

Единственное и множественное число глаголов.

1

Единственное и множественное число глаголов.

1

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».

1

Работа  над ошибками.

Имя прилагательное как часть

речи: значение и употребление в

речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

1

Связь имени прилагательного с именем существительным.

1

Прилагательные близкие и противоположные по значению.

1

Единственное и множественное число прилагательного.

1

Общее понятие о предлоге. Роль предлогов в речи.

1

Раздельное написание предлогов со словами.

1

Диктант по теме «Предлог»

1

Работа  над ошибками.

Местоимение как часть речи:

значение и употребление в речи.

1

Значение местоимений в речи.

1

Местоимение.

1

Закрепление по теме: «Части речи».

1

Контрольный диктант по теме: «Части речи».

1

ПОВТОРЕНИЕ (9 Ч.)

Повторение изученного материала по теме «Текст»

1

Итоговая контрольная работа.

1

Работа  над ошибками.

Повторение по теме «Предложение»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...