Рабочая программа по родному языку для 2 класса
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» для 2 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, реализуется средствами предмета «Русский язык» на основе авторской программы В.Г.Горецкого, В.П. Канакиной. Программа «Родной (русский) язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_russkiy_yazyk_2klass.docx | 37.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
к основной образовательной программе
начального общего образования МБОУ «Южная СОШ»
на 2020-2021 учебный год
Приказ директора от "28" мая 2020 г. № 62-ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ "РУССКИЙ (РОДНОЙ) ЯЗЫК"
2 КЛАСС
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Составитель Зайцева Т.А. учитель начальных классов первая квалификационная категория Смирнова Е.А. учитель начальных классов | |
2020 г.
Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» для 2 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, реализуется средствами предмета «Русский язык» на основе авторской программы В.Г.Горецкого, В.П. Канакиной. Программа «Родной (русский) язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Общая характеристика учебного предмета «Русский родной язык»
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.
Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане
Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и рассчитана во 2 классе на общую учебную нагрузку в объеме 17 часов (0,5 часов в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностями.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
- Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемики), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- адекватного восприятия звучащей речи взрослых и сверстников, детских передач, аудиозаписей и др.
- работы со словарями
- соблюдения орфоэпических норм
- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей тематике
- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
Содержание тем учебного предмета
- Развитие речи
Устная речь (слушание, говорение)
Сохраняются все направления работы, обозначенные в программе 1 класса. Продолжается уяснение взаимосвязи между содержанием и формой высказывания. Осознание значения средств устной речи для выражения мысли. Анализ чужой устной речи: прослушивание пластинок, магнитофонных записей, речи учителя и товарищей, просмотр видеофильмов. Осознание собственной устной речи: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, высказывание, слушание. Ситуационные различия в произношении и интонировании высказывания, в использовании мимики, жестов, культура разговора по телефону, поведение в общественных местах.
Практическое овладение устным монологическим высказыванием по определенной теме. Словесный отчет о выполненной работе.
Письменная речь (чтение, письмо)
Ознакомление с типами текста: описание, повествование, рассуждение. Практическое ознакомление с текстами разговорного и книжного стиля (научного, делового, художественного). Определение темы текста, подбор заглавия. Последовательность предложений в тексте. Средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы). Главное в тексте. Части текста: вступление, основная часть, заключение. Последовательность частей текста. Представление о плане текста. Составление текстов малых форм: письмо (в т.ч. sms - сообщения, электронные письма), записка, объявление и пр. (в течение 2-4 класса). Первые опыты собственных сочинений (репродуктивных и творческих). Представление работы одноклассникам. Выражение собственного мнения с его обоснованием. Редактирование сочинений. Восстановление деформированных текстов (по сравнению с 1 классом увеличивается количество предложений и их распространенность). Оформление диалога. Осуществление проекта «Лучшее время года».
- Система языка
Фонетика и орфоэпия
Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания (различение гласных-согласных, гласных однозвучных и йотированных, согласных звонких - глухих, шипящих, мягких - твердых; слогоделение, ударение).
Определение качественной характеристики звука: гласный-согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Звукобуквенный разбор (алгоритм см. в учебнике).
Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (см. «Справочник произношения» в учебнике).
Графика
Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ъ и ь; в словах с непроизносимыми согласными (на уровне ознакомления).
Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац.
Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
Овладение первичным навыком клавиатурного письма.
Лексика
Наблюдение внутреннего единства слова, его значения, грамматических признаков и звуков (букв). Расширение представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, фразеологизмах (наблюдения за использованием в тексте), расширение словаря учащихся. Работа со словарями, учебной и справочной литературой. Закладывается умение пользоваться библиотечным каталогом.
Состав слова (морфемика)
Практическое ознакомление со словообразованием и словоизменением. Подбор родственных (однокоренных) слов. Представление о значимых частях слова: корень, окончание, приставка, суффикс. Представление о роли частей слова в образовании разных слов и разных форм одного и того же слова. Различение предлога и приставки. Морфология
Части речи. Имя существительное: значение и употребление в речи. Умение определять начальную форму; опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного.
Глагол: значение и употребление в речи. Наблюдение изменения глаголов по родам и числам (в форме прошедшего времени).
Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений, числительных и служебных слов.
Синтаксис
Различение предложений по цели высказывания. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего, сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (без дифференциации последних). Предложения распространенные, нераспространенные. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. На практическом уровне установление роли форм слов и служебных слов для связи слов в предложении.
Расширение наблюдений над смысловой зависимостью содержания высказывания от использованных языковых средств: форм слов, служебных слов, интонационных средств, порядка слов.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов. Восстановление деформированных предложений.
- Орфография и пунктуация
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря (в т. ч. справочника в учебнике).
Применение правил правописания:
- написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
- отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные в корне (ознакомление);
- непроверяемые гласные и согласные
в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных (перечень слов в учебнике);
- разделительные ъ и ь;
- знаки препинания (.?!) в конце предложения;
- ь после шипящих в конце имен существительных (рожь- нож, ночь-мяч) (ознакомление).
Тематическое планирование
№ | Наименование тем | Всего часов |
1. | Что нужно для общения | 1 |
2. | Речь начинается со звуков и букв | 1 |
3. | Правописание удвоенных согласных в корне слов | 1 |
4. | Что такое родственные слова и формы слов | 5 |
1) | Корень. Окончание | 1 |
2) | Приставка. Суффикс | 1 |
3) | Разделительные ь и ъ | 1 |
4) | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слов | 1 |
5) | Правописание парных согласных в корне слов | 1 |
5. | Какие бывают в грамматике группы слов | 5 |
1) | Части речи | 1 |
2) | Имя существительное | 1 |
3) | Имя прилагательное | 1 |
4) | Глагол | 1 |
5) | Правописание непроизносимых согласных в корне слов | 1 |
6. | Как образуются предложения | 2 |
1) | Главные члены предложения | 1 |
2) | Служебная части речи. | 1 |
7. | Каждому слову свое место | 3 |
1) | Сочетания слов по смыслу | 1 |
2) | Многозначные слова. Синонимы. Антонимы | 1 |
Всего: | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по родному языку 2 класс
Рабочая программа предназначана для 2 класса по родному языку....
Рабочая программа по родному языку, 4 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по родному языку 2 класса
Рабочая программа по родному языку 2 класса...
Рабочая программа по Родному языку 3 класс
Үөрэх дьылын бүтүүтэ үөрэнээччигэ ирдэбиллэр:· Тылы састаабынан ырытар (олоҕо + сыһыарыылара);·...
Рабочая программа по Родному языку 4 класс
4 кылааска саха тылын уруогун программата Т.И.Петрова, Л.В.Захарова, Л.К.Избекова онорбут Сахалыы оскуола программатыгар тирэ5ирэн оноьулунна....
Рабочая программа по родному языку 1 класс
Программы по родному языку для национальных общеобразовательн средних школ с родным языком обучения, утвержденная Министерством образования Республики Саха (Якутия).- Примерные учебные пла...
Рабочая программа. Русский (родной) язык, 4 класс
Рабочая программа. Русский (родной) язык, 4 класс...