«Три склонения имён существительных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
«Три склонения имён существительных»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка | 47.05 КБ |
Технологическая карта урока | 38.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Разрешаю________________
Допускаю________________
Оценка за урок: ___________
План-конспект
урока по русскому языку,
проведенного в 4 «А» классе
Плисовой Анастасии
25. 11.2020г.
Консультация методиста________________
Консультация учителя__________________
Конспект урока русского языка
УМК «Школа России» 4 класс
(В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, Русский язык: 2 класс 1 ч. стр. 89-90)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 25.11.2020 г.
Место: МАОУ СОШ № 3 г. Черняховска
Класс: 4 «А»
Целевой компонент урока:
Тема: «Три склонения имён существительных».
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: организация деятельности обучающихся для первичного усвоения знаний о трёх склонениях имён существительных.
Задачи:
Образовательные:
-ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
-учить находить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;
-учить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме.
Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее полученные знания, развитию словесно-логического мышления, памяти, произвольного внимания; способствовать развитию орфографической и пунктуационной грамотности; развивать устную и письменную речь.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к русскому языку, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, бережное отношение к родному языку; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности; прививать навыки самостоятельной работы.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: умение принимать учебные цели, проявлять желание учиться; ценностное отношение к себе через создание условий для целенаправленной познавательной деятельности; формирование ученической компетентности, стремление к получению новых знаний; осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности, проявлять интерес к русскому языку.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение находить наиболее эффективные способы решения учебных задач, анализировать, сравнивать, обобщать; умение применять имеющиеся знания; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме, владеть общим приёмом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение ставить перед собой задачи; самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи, искать и выделять необходимую информацию, анализировать объекты с целью выделения признаков, умение осуществлять саморегуляцию; оценивать, контролировать результат своей деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.
Предметные: умение видеть и определять три склонения существительных; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Основные образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 4 класс, часть 1, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Содержательный компонент урока:
Ход урока
I. Организация начала урока.
1) Приветствие
У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь.
2) Проверка готовности к уроку
У: Посмотрите, все ли у вас готово к уроку, проверьте порядок на рабочем столе.
3)Мотивация к учебной деятельности.
У: «Хорошо учиться всегда пригодится».
У: Как вы понимаете смысл этой пословицы?
О: Чтобы хорошо учиться, нужны знания. Знания пригодятся в жизни.
II. Актуализация умений и знаний.
Откройте тетради, отступите от предыдущей работы 4 клетки. Запишите число, сегодня 25 ноября, и классная работа.
Словарно-орфографическая работа
Восток, четверг, герой, снегирь, вторник, мороз.
У:Я вам буду показывать ребусы, а ответы на них вы записываете себе в тетрадь. (2 обучающихся работают у доски).
- (Восток)
1=В
- День недели, который идёт после среды. (Четверг)
- В сказке главный персонаж,
Положительный типаж.
Враг разбит и пир горой,
Побеждает зло? (Герой)
- Любо-дорого взглянуть,
Птичка — красненькая грудь!
Дом родной ее Сибирь,
Как зовут ее? (Снегирь)
- День недели перед средой. (Вторник)
- Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка ...
(Мороз)
- Восток: Корень-восток. Можем ли мы проверить гласные в корне? Можем проверить только вторую гласную - восточный. Слoвo «восток» oтнocитcя к cлoвapным.
- Четверг: Поставьте ударение. Какой конень? Корень-четверг.Что мы слышим-чИтверг, а пишем чЕтверг. Это словарное слово.
- Герой: Как слышим это слово? ГИрой. Корень герой. Можем ли мы проверить первую гласную? Нет. Слово словарное.
- В слове "снегирь" орфограммой является буква -е (слышим -и, пишем -е). Словарное слово. Правописание данного слова можно проверить с помощью проверочного слова: снег.
- Вторник: Словарное слово.
- Мороз – Словарное слово.
Проверка фронтальная.
Критерии оценивания на доске.
Критерии оценивания: (1 ученик у доски)
0 ошибок - «5» баллов
1-2 ошибки - «4» баллов
3-4 ошибки - «3» баллов
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Откройте учебники на странице 89.
У: Прочитайте тему сегодняшнего урока.
О: Три склонения имён существительных.
IV. Открытие новых умений, знаний.
Показ схемы.
Три склонения имён существительных | ||
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение |
Существительные ж.р. и м.р. | Существительные м.р. и с.р. | Существительные ж.р. |
-а, -я. |
|
|
Работа с учебником. Упражнение 153(с.89)
У: Прочитайте слова.
У: Как вы думаете, что значит просклонять имя существительное?
О: Просклонять существительное - значит, изменить его по падежам.
У: Просклоняйте письменно группы слов. Один ученик работает у доски.
1 склонение
И.п.- лиса, сестра, папа.
Р.п.- лисы, сестры, папы.
Д.п.- лисе, сестре, папе.
В.п.- лису, сестру, папу.
Т.п.- лисой, сестрой, папой.
П.п. о лисе, сестре, папе.
2 склонение
И.п.- стол , окно, гнездо.
Р.п.- стола, окна, гнезда.
Д.п.- столу, окну, гнезду.
В.п.- стол , окно, гнездо.
Т.п.- столом, окном, гнездом.
П.п.- о столе, об окне, о гнезде.
3 склонение
И.п.- степь , рожь , глушь .
Р.п.- степи, ржи, глуши.
Д.п.- степи, ржи, глуши.
В.п.- степь , рожь , глушь .
Т.п.- степью, рожью, глушью.
П.п.- степи, ржи, глуши.
Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы заметили? (Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных других групп.)
Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!»
Сколько групп склонений в русском языке?(Три).
Что для них характерно? (Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам).
Показ схемы.
Критерии оценивания: (1 ученик у доски)
0 ошибок - «5» баллов
1-2 ошибки - «4» баллов
3-4 ошибки - «3» баллов
Три склонения имён существительных | ||
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение |
Существительные ж.р. и м.р. | Существительные м.р. и с.р. | Существительные ж.р. |
-а, -я. |
|
|
Работа с учебником. Упражнение 154 (с.89)
Земля (ж.р.), волна (ж.р.), дядя (м.р.), тётя (ж.р.), страна (ж.р.), Ваня (м.р.), Миша (м.р.), башня (ж.р.), капля (ж.р.), сестра (ж.р.).
Различия: это существительные женского и мужского рода.
Сходства: в именительном падеже, имеют одинаковые окончания –а/-я.
Критерии оценивания: (1 ученику доски)
0 ошибок - «5» баллов
1-2 ошибки - «4» баллов
3-4 ошибки - «3» баллов
V. Физминутка
Упражнение для мобилизации внимания:
И.п. - стоя, руки вдоль туловища.
1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс,
3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо,
5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх,
7 - 8 - хлопки руками над головой,
9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо,
11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс,
13 - 14 - хлопки руками по бедрам.
Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 – медленный
VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение).
Работа с учебником. Упражнение 155 (стр.90)
К 1-му склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями -а/-я в именительном падеже.
Это существительные 1-го склонения, т.к. они мужского или женского рода с окончаниями –а/-я в именительном падеже:
Юноша (м.р.), весна (ж.р.), Серёжа (м.р.), Маша (ж.р.), квартира (ж.р.), слива (ж.р.), Илья (м.р.), статья (ж.р.), Ваня (м.р.), Катя (ж.р.), вишня (ж.р.), песня (ж.р.).
Илья и л`й`а - 2 слог, 4 буквы,4 звука.
И {и}- звук гласный, безударный;
л{л`}- звук согл., непарный, звонкий, мягкий;
ь{-}-
я{й`}- звук согл., непарный, звонкий, мягкий;
{а}-звук гласный, ударный.
Критерии оценивания: (1 ученик у доски)
0 ошибок - «5» баллов
1-2 ошибки - «4» баллов
3-4 ошибки - «3» баллов
Работа с доской.
Определите род и склонение имён существительных.
Мама, жена, бабушка, тётя, тёща, внучка, девушка, женщина, корова, дорога, красота, река, книга, лиса.
Папа, дедушка, прадедушка, старшина, мужчина, юнга, юноша, судья, дядя, владыка, воевода, слуга.
Критерии оценивания: (1 ученик у доски)
0 ошибок - «5» баллов
1-2 ошибки - «4» баллов
3-4 ошибки - «3» баллов
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
Критерии оценивания:
20-19 - «5» баллов
18-17 - «4» баллов
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
У: - Откройте дневники и запишите домашнее задание. Страница 90, упражнение 156.
У: - Урок окончен! До свидания!
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. Плисова Анастасия Владимировна
Тема урока: «Три склонения имён существительных».
Класс: 4
Цель урока: организация деятельности обучающихся для первичного усвоения знаний о трёх склонениях имён существительных.
Задачи урока:
Образовательные:
-ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
-учить находить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;
-учить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме.
Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее полученные знания, развитию словесно-логического мышления, памяти, произвольного внимания; способствовать развитию орфографической и пунктуационной грамотности; развивать устную и письменную речь.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к русскому языку, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, бережное отношение к родному языку; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности; прививать навыки самостоятельной работы.
Здоровьесберегающие: создание положительного эмоционального микроклимата; применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами; проведение физкультминуток в соответствии с требованиями, прописанными в СанПиНах; чередование видов деятельности, а также применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные | ||||||||
Организационно-мотивационный | Словесный: беседа. Наглядный: наблюдение. Приём «Начало урока с пословицы». | 1.Приветствует обучающихся. Настраивает их на активную и продуктивную работу на уроке. 2.Проверка готовности к уроку. 3.Организует работу по анализу пословицы, с целью (по смыслу пословицы, поговорки, ситуации) позитивного отношения к предмету. | 1.Приветствуют учителя. Настраиваются на активную и продуктивную работу на уроке. 2.Организуют своё рабочее место. 3.Анализируют пословицу. | Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Плакат с пословицей | Контроль учителя | П.: осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Р.: организовывать своё рабочее место. К.: Умение приветствовать учителя; слушать и понимать речь других. | Осознавать потребность в обучении, позитивное отношение к изучению данной темы. | ||
Актуализация знаний и умений. 1.Проверка домашнего задания. 2.Работа по карточкам. 3.Каллиграфическая минутка. 4.Словарно-орфографическая минутка. | Актуализация ранее изученных умений и знаний. | Словесный: объяснение. Практический метод: письмо. | 1.Организует каллиграфическую минутку. 2.Организует работу по проверке домашнего задания. 3. Словарно-орфографическая работа. | 1.Выполняют каллиграфическую минутку: девочки мальчики мячики. 2.Проверяют домашнее задание. 3. Выполняют словарно-орфографическую работу. | Фронтальная работа, индивидуальная работа. | Рабочая тетрадь, карточки, интерактивное оборудование, таблица с критериями оценивания. | Контроль выполнения каллиграфической минутки. Взаимоконтроль. | Умение ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно выделять и структурировать знания, осознано и произвольно выстраивать произвольную речь. | П.: Умение выполнять определенные действия. К.: Умение аргументировать свое мнение и позицию. Умение слушать и вступать в диалог. Р.: умение анализировать, корректировать, знания и умения по планированию изучаемого материала. Способность к волевому усилию, к мобилизации сил. | Формирование личностного смысла учения, развитие самостоятельности, осознание значимости изучения предмета. Положительное отношение к процессу познания. |
Открытие новой темы. Целеполагание. (Постановка ученой задачи). | Учить открывать тему урока, ставить цель, учебные задачи урока. | Словесные:беседа, наглядный, практический: практическая работа или упр. | 1.Организует прочтение темы, с которой сегодня будут знакомиться. 2.Предлагает сформулировать задачу на урок. Создает ситуацию затруднения. Организует работу обучающихся с целью выявления затруднения.
Работа с учёбником стр.89 упражнение 153. Организует работу по анализу схемы. | 1.Читают название темы. 2.Предлагают варианты ответов. 2 вариант Открывают и формулируют тему, выявляют затруднение: в чем сложность, что именно создает затруднение (проблемы). Поиск противоречия Выполняют упражнение. Анализируют схему. | Фронтальная. Фронтальная | Учебник. Критерии оценивания Схема-таблица | Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя. Самоконтроль, сверяются с доской. | Умение ориентиро-ваться в своей си-стеме знаний, самостоятельно выделять и структурировать зна-ния, осо-знано и произвольно выстра-ивать речевые выска-зывания, выстраи-вать логическую цепочку рас-суждений. | П.: Умение самостоятельно формулировать познавательные задачи, осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Выстраивать логическую цепочку рассуждения. Р.: Целеполагание, умение ставить для себя новые задачи в обучении и познавательной деятельности. Планирование, умение определять последовательность действий, составлять план. Волевая саморегуляция. К.: умение слушать и вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие. Корректировать и оценивать действия партнера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Смыслообразование, формирование личностного смысла учения. Проявление познавательной инициативы. |
Первичное открытие новых умений и знаний (учебное действие: поиск путей решения учебной задачи, решение учебной задачи). | Учить уметь определять три склонения имён существительных. | Словесный, практический. | Организует и управляет действиями обучающихся по разработке плана по выходу из создавшегося затруднения, поиску оптимального решения. Организует работу обучающихся по реализации разработанного (выбранного) плана. Работа с учебником стр.89 упражнение 154 | Разрабатывают план по выходу из создавшегося затруднения, предлагают варианты по поиску оптимального решения. Выполняют задания по реализации выбранного (разработанного) плана. Выполняют упражнение | Фронтальная, индивидуальная Фронтальная | Учебник, рабочие тетради, карточки с разноуровневыми заданиями. Критерии оценивания, схема-таблица. | Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя. Критерии оценивания, схема-таблица. | Различать имена существительные разных стклонений, уметь определять имена существительные первого склонения | Р.: Умение определять план и способ действия, оценивать собственную деятельность и деятельность других; способность к волевому усилию и мобилизации сил. К.: умение осуществлять учебное сотрудничество, участвовать в коллективном осбуждении, строить продуктивное взаимодействие, корректировать и оценивать свои действия и действия партнера. П.: умение ориентироваться в своей системе знаний, самостоятельно выделять и структурировать знания, осознано и произвольно строить речевые высказывания, умение выбирать наиболее эффективные способы решения орфографических задач. | Формирование личностного смысла учения, формирование положительного отношения к иному мнению, проявление познавательной инициативы. Формирование нравственно-этических качеств посредством содержания текстов учебника. |
Физминутка. Первичная проверка понимания открытых знаний и умений, первичное закрепление. (Продолжение решения учебной задачи). Выполнение упр. Итог урока. Рефлексия. Инструктаж по выполнению домашнего задания. | Продолжение решения учебной задачи. Выполнение упр. Учить определять три склонения имён существительных | Словесный: беседа. Практический: упр. Наглядный:показ. Словесный: беседа. Наглядный: показ, наблюдение. Практический: упр. Словес-ный: бе-седа. Нагляд-ный: по-каз, наблю-дение. Практи-ческий: практическая работа. | Организует смену видов деятельности, организует проведение физминутки. Организует учебную деятельность обучающихся по первичному закреплению новых знаний и умений. Корректирует и регулирует правильность выполнения заданий. Осуществляет проверку и корректировку выполненных работ. Работа с учебником стр.90 упражнение 155. Работа по индивидуальным карточкам Организует ситуацию оценки результатов. Организует и инициирует рефлексивную деятельность обучающихся. Определяет ценность задания, мотивирует. Домашнее задание: стр.90 упражнение 156. | Внимательно слушают учителя и выполняют упр. Учатся понимать информацию, применять алгоритм. Выполняют задания по алгоритму. осуществляют самопроверку и взаимопроверку. Корректируют выполненную работу. Выполняют упражнения Выполняют карточки. Оценивают совместную деятельность по критериям. осуществляют рефлексивную деятельность, высказывают и аргументируют свое мнение Слушают информацию о домашнем задании. (задают вопросы). | Фронтальная работа. Фронтальная, индивидуальная работа. Фронтальная работа Индивидуальная Фронтальная, индивидуальная. | Учебник, критерии оценивания, рабочие тетради. Учебник, критерии оценивания, рабочие тетради. Карточки для индивидуальной работы Сигнальные карточки. | Самоконтроль, взаимоконтроль и контроль учения. Самоконтроль, сверяются с доской. Взаимопроверка | Нахо-дить имена существительные первого склонения. | П.: умение выбирать наиболее эффективный способы решения орфографических задач. Строить логическую цепочку рассуждений. Выполнять аналитико-синтетическую работу. Осознано и произвольно строить речевые высказывания. Р.: умение определять план, последовательность и способ действия, оценивать собственную деятельность, корректировать выполненные задания. Способность к волевому усилию, мобилизации сил. К.: умение осуществлять учебное сотрудничество, участвовать в коллективном обсуждении. Строить продуктивное взаимодействие, корректировать и оценивать свои действия и действия партнера. П.: рефлексия способов и усло-вий дей-ствия, контроль и оценка процесса и ре-зультатов деятельно-сти. Струк-турирование знаний. Р.: умение оце-нивать собствен-ную дея-тельность, сравни-вать ее с плани-руемыми резуль-татами. К.: умение с доста-точной полно-той и точно-стью выражать свои мысли, участвовать в коллек-тивном обсуждении учебной деятельности. | Формирование личностного смысла учения, проявление познавательной инициативы, активности. Формирование уважительного отношения к иному мнению. Формирование нрав-ственно-этических качеств посред-ством со-держания текстов учебника. Формирование личностного смысла учения, способность к самооценке и оцениванию других на основе критериев успешкности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Три склонения имён существительных. Упражнения в определении склонения имён существительных.
Конспект с презентацией....
Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.
Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...
Закрепление по теме "Склонение имён существительных. Признаки склонения имён существительных"
Обобщение знаний о грамматических признаках имён существительных....
Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.
Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен сущес...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".
Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....
Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"
Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"предназначена для учащихся 4 класса на этапе знакомства с данной темой....
Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных
Дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками имён существительных 1- го склонения; учить распознавать имена существительные 1-го ...