Конспект урока русского языка в 4 классе Тема: «Правописание -ться и -тся в глаголах»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Симухина Наталья Сергеевна

Цели урока: 

- познакомить с правописанием  глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться;  научить задавать вопросы к глаголам;

- развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму; 

- воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

Метапредметные:

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; 

Регулятивные  УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.

Предметные:  обучающиеся научатся правильно писать безударные окончания -тся и -ться в глаголах

Оборудование: ноутбук, презентация по теме, карточки (с разноуровневыми заданиями),  плакат - тся  , -ться (на доске).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4 классе

Тема: «Правописание -ться и -тся в глаголах»

Цели урока: 

- познакомить с правописанием  глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться;  научить задавать вопросы к глаголам;

           - развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму; 

- воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

Метапредметные:

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; 

Регулятивные  УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.

Предметные:  обучающиеся научатся правильно писать безударные окончания -тся и -ться в глаголах.

Тип урока; открытия нового знания.

Форма работы: фронтальная,  прах, индивидульная.

Оборудование:   карточки (с разноуровневыми заданиями),  плакат - тся  , -ться (на доске), напечатанные тексты для работы в парах.

Ход урока

1. Организационный момент.Этап мотивации.

Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!

Продолжите фразу:

«Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу….(запись на доске)

( лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, хорошо смогу  выполнить задания ВПР, интересно рассказывать…)

2. Чистописание

3. Подготовка к ВПР. (Выполнение заданий из ВПР)

- Запишите слова и поставьте ударение: магазин, понял, статуя, начала. Проверка.

-  Запишите предложение  и охарактеризуйте:

Летом мама, бабушка и я часто ходим в лес.

(Повествовательное, невосклицательное, простое с однородными подлежащими)

У нас лес рядом. Кто ходил летом в лес? Зачем ходили в лес?

2.Актуализация знаний

- Какую часть речи мы изучаем? (глагол)

- Что называется глаголом ? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что делал?, что делает?, что сделает?, что сделать? и т.д,  и обозначает действие предмета. Н-р: стоял, стоит, постоят, стоять)

- Что такое неопределённая форма глагола? (Это начальная неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола, отвечает на вопросы  что делать? или что сделать?, и имеют ^ –ть или  ^ –ти. Н-р: везти, писать)

- А сейчас работаем в парах по карточкам. Прочитайте текст. Найдите глаголы. Определите морфологические признаки. ( карточки на партах)

Апрель

Апрель – месяц весенний. Весело звенит вешняя капель. На дворах сверкают лужи. Скоро прилетят с юга дикие утки. В голубой вышине зазвенит весёлая песня жаворонка.

 Проверка.

         Звенит – н.вр., 3л, ед.ч, 2 спр; сверкают – н.вр., 3л, мн.ч, 1 спр;

        прилетят – б.вр., 3л, мн.ч, 2 спр., зазвенит – б.вр., 3л, ед.ч.,2 спр

- Какие глаголы называются возвратными?  (Глаголы с  ^ -ся наз-ся возвратными глаголами. Они отвечают на вопросы что делать?, что сделать?.Н-р: купаться, радоваться)

3.Выявление места и причины затруднения

1) Работа с пословицей  ( с доски)

- Прочитайте пословицу:

Тот труда не бои(т…ся),

Кто умеет труди (т…ся).

- Спишите пословицу, вставляя пропущенное сочетание букв.

- Взаимопроверка

- Сравните свои работы.

- Что же получается? (Мы по-разному написали слова с пропущенными буквами)

- Задание было одно, а вы его выполнили по-разному. Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем? (Мы ещё не знаем, когда пишется  -тся или  -ться)

- Какой будет тема нашего урока? (Правописание  -тся и  -ться в глаголах)

-тся                             -ться              ( Вывешивается на доску)

2)Сообщение темы и целей урока

- Тема урока «Правописание  -тся и  -ться в возвратных глаголах». На уроке я помогу вам познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на  -тся и –ться;  задавать вопросы к глаголам; развивать дальнейшее умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму.

- Какую вы поставили перед собой цель учебной деятельности?

(Я хочу научиться определять нахождение ь знака перед ^ -ся в возвратных глаголах; объяснять написание   -тся и  -ться в глаголах; применять правило правописания  -тся и  -ться в возвратных глаголах)

4.Построение проекта выхода из затруднения

1) -Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы проверки и решить её.

- Прочитайте слова 1 столбика (одеваться, стучаться, промчаться)

- Что их объединяет? (глаголы)

- На какой вопрос они отвечают? (что делать? , что сделать?)

- В какой форме стоят? (неопределённая форма)

- Прочитайте слова 2 столбика (одевается, стучится, промчится)

- Что их объединяет? (глаголы)

- На какой вопрос они отвечают? (что делает? , что сделает?)

- В какой форме стоят? (3-е л., ед.ч., наст. и буд. вр.)

- Прочитайте слова 3 столбика (одеваются, стучатся, промчатся)

- Что их объединяет? (глаголы)

- На какой вопрос они отвечают? (что делают? , что сделают?)

- В какой форме стоят? (3-е л., мн.ч., наст. и буд. вр.)

- Итак, в каком случае пишется -ться? (Если глагол стоит в неопределённой форме, отвечает на вопрос что делать? или  что сделать? перед ^- ся пишется ь знак)

- В каких случаях пишется – тся? ( Если глагол стоит в з-е лице ед. или мн. числа, отвечает на вопросы что делает? , что сделает?, что делают? , что сделают?, то пишется –тся)

2) Работа с учебником

- Сравните  наше открытие с правилом в учебнике на стр. 104- 105.

- Прочитайте 1 часть правила, 2 часть правила.

3)Составление алгоритма- на доске- коллективная работа

                                                        Глагол

                                                  -тся        -ться

                                                     Поставь вопрос

                                                          Если

          что (с) делать?                                   что делает? , что сделает?,

                                                                      что делают? , что сделают?

неопределённая форма                                 3-е лицо, ед. или мн.ч

    в вопросе есть ь знак,                                 в вопросе нет ь знака,                              

         то пиши -ться                                                то пиши -тся

4) Дальнейшая работа над пословицей

- Вернёмся к пословице. Проверьте ещё раз.

5.Первичное закрепление

- Прочитайте слова. Запишем их в тетрадь в два столбика –тся, -ться, подчёркивая орфограммы. (1 ученик на доске)  

Он  хвалит…ся, вращат…ся, качат…ся, она боит…ся, они нравят…ся, прощат…ся.

Проверка.  

-тся                      -ться

 он хвалится                вращаться

она боится                качаться

они нравятся                прощаться

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

- Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физкультминутки? (Потянуться, поклониться, )

- Запишем их в столбик

- Что вы заметили? (Все глаголы в неопределённой форме)

- Измените глаголы, поставив их в 3-е л. ед.ч.

Потянуться – потянется

Поклониться – поклонится

нагнуться – нагнется

разогнуться - разогнется

6.Закрепление (продолжение)

1)Работа по учебнику стр. 105 упр. 219

- А сейчас я вам предлагаю выполнить упр. 219 по вариантам.  

1 вариант – 1и 2 предложения,

2 вариант – 3 предложение.

- Самопроверка по образцу.

1в.   Рано утром на рассвете умываются мышата.

     Надо, надо умываться по утрам и вечерам.

        2в.   Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

       Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

2)Самостоятельная работа с самопроверкой Сла

- А сейчас я предлагаю вам выполнить дифференцированные задания с правом на выбор 3 уровней.

- Возьмите карточку. Внимательное послушайте условие её выполнения.

- Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте 1 уровень.

- Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор 2 уровень.

- Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш выбор 3 уровень.

1 уровень.  Вставь в  пословицы  изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени
(что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно
(что делать?) не  учит…ся
За всё 
(что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.

2  уровень.  Вставь в  пословицы  изученную орфограмму

Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

3 ур. Подбери возвратные глаголы на изученное правило

Проявлять стремление – ….

Они испытывают  волнение -…..  

Допускать ошибки -……            

Он испытывает радость-  …… 

7.Итог урока

- Какую цель ставили перед собой на  начало урока?

- Кто считает, что достиг поставленных целей?

- За что бы вы себя похвалили?

- В каких случаях мы пишем перед  ^–ся  ь знак?

- В каких случаях мы не пишем перед  ^–ся  ь знак?

8. Домашнее задание. 

- Дом. задание я предлагаю вам на выбор:

1) упр. 220 стр. 105,

2) придумать и записать  3 предложения со словами (глголами) на изученное правило.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Если мы будем хорошо знать язык, то сможем …

Слайд 2

Магазин, понял, статуя, начала. Запишите слова и поставьте ударение:

Слайд 3

Магази́н , по́нял , ста́туя , н ачала́ .

Слайд 4

Прочитайте предложение и охарактеризуйте: Летом мама, бабушка и я часто ходим в лес.

Слайд 5

Работа в парах по карточкам. Прочитайте текст. Найдите глаголы. Определите морфологические признаки. Апрель Апрель – месяц весенний. Весело звенит вешняя капель. На дворах сверкают лужи. Скоро прилетят с юга дикие утки.

Слайд 6

Звенит – н.вр ., 3л, ед.ч , 2 спр ; сверкают – н.вр ., 3л, мн.ч , 1 спр ; прилетят – б.вр ., 3л, мн.ч , 2 спр ., Проверка:

Слайд 7

Проблемный вопрос Какие глаголы называются возвратными? Выскажите свои гипотезы.

Слайд 8

1) Работа с пословицей Тот труда не бои(т… ся ), Кто умеет труди (т… ся ).

Слайд 9

«Правописание – ться или – тся в глаголах.» Тема урока:

Слайд 10

1. Одеваться , стучаться , промчаться 2. Одевается , стучится , промчится 3. Одеваются , стучатся , промчатся

Слайд 12

Он хвалит… ся , вращат … ся , качат … ся , она боит … ся , они нравят … ся , прощат … ся .

Слайд 13

- тся - ться он хвалится вращаться она боится качаться они нравятся прощаться

Слайд 14

1)Работа по учебнику стр. 105 упр. 219 1в. Рано утром на рассвет.. Умывают.ся мышата. Надо, надо умыват.ся по утрам и в.ч.рам . 2в . Дуб дождя и ветра вовсе не боит.ся . Кто сказал, что дубу страшно простудит.ся .

Слайд 15

1 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму: Друзья (что делают?) познают… ся в беде. Трус своей тени (что делает?) боит … ся . Не стыдно не знать, стыдно(что делать?) не учит… ся . За всё (что делать?) брат… ся – ничего не сделать. 2 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму: Кто на уроке старает … ся , У того всё получает… ся . Если не будешь стремит… ся , Нечем будет гордит … ся ! 3 уровень. Подбери возвратные глаголы на изученное правило: Проявлять стремление – …. Они испытывают волнение -….. Допускать ошибки -…… Он испытывает радость- ……

Слайд 16

Домашнее задание ( по выбору): 1) упр. 220 стр. 105, 2) придумать и записать 3 предложения со словами на изученное правило.

Слайд 17

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту урока . Русский язык 4 класс. Тема "Личная форма глагола"

Презентация к конспекту урока по русскому языку 4 класс. Образовательная программа 2Школа 21 века"...

Конспект урока Русский язык 2 класс Тема: "Закрепление. Правописание слов со звонкими и глухими согласными"

Конспект урока   Русский язык  2 класс Тема: "Закрепление. Правописание слов со звонкими и глухими согласными"Тип урока: закрепление с использованием краеведческого материала...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка, 2 класс. Тема урока: Правописание суффиксов : -ик-, -ек- в именах существительных (УМК "Начальная школа XXIвека")

Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-....

Конспект урока русского языка 4 класс Тема: ,,Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.\'\' УМК ,,Школа России\'\'

Урок с использованием ИКТ. Првавописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени....

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Правописание частицы не с глаголами. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголом.Планируемые результаты:Предметные:знать: частица не с глаголами пишется раздельноуметь: писат...