Занятия по речевому этикету
план-конспект по русскому языку
Занятия по речевому этикету
Цели: раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми; дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя; упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_rechevomu_etiketu.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ
Цели: раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми; дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя; упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.
Занятие 1.
Обсуждение темы занятия.
Внимательно прочтите название темы занятия и два высказывания, которые можно считать эпиграфами нашего разговора. Напоминаю, что эпиграф – фраза (цитата), которая поясняет основной замысел, идею произведения, в нашем случае – занятия по этической грамматике.
– О чём пойдёт речь на занятии? (Дети обсуждают название темы, объясняют смысл записанных предложений.)
Приятная речь для слуха –
своего рода музыка.
Аристотель
Слово дано человеку,
животным – немота.
Народная пословица
Упражнение в умении здороваться.
Дети встают в круг, берутся за руки.
- Этот обычай имеет древнейшую историю. Уклониться от приветствия или не ответить на него у всех народов во все времена считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь слова приветствия означают: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился». С чего начинаем каждое занятие? (Со слов приветствия, пожелания друг другу здоровья.) Вот что обозначает простое, обыкновенное «здравствуйте». Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение. Прочтите его.
– Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
– Здравствуйте!
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
– А как нужно здороваться, чтобы «на капельку солнца прибавилось в мире»? (Использовать мимику, жесты, интонацию; здороваться, глядя в глаза человеку.)
Скажем друг другу «Здравствуйте!», что означает «Будьте здоровы!», и пройдём к своим местам.
О б с у ж д е н и е с и т у а ц и й.
С и т у а ц и я 1.
Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, и если надо, то как. Проиграем ситуацию.
С и т у а ц и я 2.
– Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»? В каких случаях? Проиграем ситуацию.
О б о б щ е н и е о т в е т о в.
Обсуждая и проигрывая предложенные ситуации, вы пользовались определёнными правилами поведения, которые все вместе называются красивым словом ЭТИКЕТ (фр. – установленный порядок поведения где-либо). Нам предстоит постичь эту мудрость, чтобы достойно жить среди людей.
Наблюдения за красотой, ёмкостью, выразительностью родной речи.
Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха».
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт.
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт.
– Почему с этих строк начинаем разговор о речевом этикете?
Обобщение ответов.
Поэзия С. Есенина – образец чистой русской речи. Его стихи красивы и музыкальны. С древнейших времён люди заметили, что приятная для слуха речь – «своего рода музыка».
– Перечитайте последние четыре строки. Какую картину вы представляете себе? (Словесное рисование.)
– Как удаётся автору изобразить песенку ручья? (Дети вспоминают, что на уроках чтения знакомились с приёмом аллитерации – повтором согласного или группы согласных, усиливающих звуковую выразительность художественной речи, и указывают на звуки [ч], [кр], [гр].)
– Перечитайте название темы занятия. Почему в названии есть слово ручеёк?
Ручеёк, речка, речь.
– Можно ли найти что-то главное, что роднит эти слова?
О б о б щ е н и е о т в е т о в.
Чтобы речка текла плавно, была полноводной, ничто не должно мешать её течению, засорять поток.
А что необходимо, чтобы речь человека текла плавно?
Необходимо, чтобы поток речи не засорялся мусором ненужных, бессмысленных слов, которые не украшают, а портят нашу речь. Попробуем уяснить, от чего надо очистить нашу речь, чтобы она так же приятно и чисто журчала, как ручеёк в лесу.
Чтение учащимися стихотворения С. Михалкова.
Живёт на свете Саша
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка, не овсянка
На сладком молоке.
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва,
И звуки он глотает,
И целые слова.
– О какой каше идёт речь?
(Каша (в переносном значении) – невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зёрнышки в каше.)
– Какой вывод сделаем для себя? Напоминаю: мы очищаем нашу речь от всего ненужного.
В ы в о д: говорить надо, чётко выговаривая слова, следя за темпом, интонацией, жестами, громкостью своей речи (с данными понятиями знакомимся на предыдущих занятиях по речевому этикету).
Занятие 2.
Знакомство с понятием «речевая гимнастика».
Знаете ли вы, что человеку нужно заниматься специальной речевой гимнастикой, чтобы голос слушался его? Прежде всего нужно научиться речевому дыханию, ведь звук нашей речи рождается на выдохе. В момент речи очень важно следить за своей осанкой. Доказано и проверено, что мы свободно дышим и говорим, если правильно стоим, не напрягаем мышцы плеч и шеи, прямо держим голову и свободно, естественно управляем своими руками.
У п р а ж н е н и я.
∙ Расправьте плечи, поднимите голову и поупражняйтесь в речевом дыхании:
вдох через нос – выдох через рот;
краткий глубокий вдох – медленный выдох;
медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.
∙ Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержите дыхание, на выдохе считайте от 1 до 10, старайтесь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.
∙ На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук: гудок приближается и удаляется: М-М-М, Н-Н-Н… , шум ветра: В-В-В-В… , жужжание пчелы: Ж-Ж-Ж-Ж… ; звук поддерживайте свободно, без усилий.
∙ На одном выдохе произнесите 5–10 звуков [ф], делая короткие промежутки между звуками: Ф! Ф! Ф! Ф!.. Ф! Ф! В! Ф! В! Ф! В! В!..
∙ Прочитайте шутливое стихотворение на едином дыхании:
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Хомка хочет сильным стать!
(Подробнее о речевой гимнастике в книге Л. Г. Антоновой «Развитие речи. Уроки риторики». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.)
Занятие 3.
Упражнения в речевом дыхании.
Работа над звукопроизношением.
Кроме занятий речевой гимнастикой необходимо следить за чистотой своей речи.
– Что значит «чисто» говорить? (Чётко выговаривать слова, правильно произносить звуки, «не спотыкаться» на трудных звуковых сочетаниях, не «комкать» концы слов и фраз, не «проглатывать» отдельные звуки и слова.)
В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен (оратор – тот, кто произносит речь). Его речи играли большую роль в жизни его народа. А в детстве Демосфен был косноязычным (то есть очень плохо говорил). Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей-логопедов тогда не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам он уходил к морю, чтобы никому не мешать, клал себе в рот камешки и упражнялся в правильном и отчётливом произношении слов и фраз. Затруднение, которое он сам себе устроил, – камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчётливо. Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция (отчётливое произношение), и это помогло ему стать одним из замечательных ораторов Древней Греции.
– Зачем я рассказала вам эту историю?
Обобщение ответов: чтобы научиться чисто говорить, необходимо потренироваться. И на помощь вам придут скороговорки (чистоговорки). В этих маленьких текстах очень много «трудных» мест для произнесения, но благодаря многократному повторению вы добьётесь чистоты выговора.
ВНИМАНИЕ! Объявляется конкурс скороговорок!
Победит тот, кто чисто и грамотно произнесёт скороговорку. (Дети произносят скороговорки, победителю предлагается проговорить: «Нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить, и тогда так заговоришь, словно реченька, зажурчишь».)
– Почему так часто речь человека сравнивают с журчанием ручья, речки? Вспомните строчки А. С. Пушкина: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит».
Упражнение в выразительности речи.
З а д а н и е: произнесите фразу «Скоро каникулы» в соответствии со смысловым заданием.
А) Спрашивает, удивляясь (?).
Б) Восхищаетесь, радуетесь (!).
В) Огорчаетесь.
Г) Грустите, потому что долго не увидитесь с ребятами, учителем.
Д) Спрашиваете и просите одновременно.
Е) Спрашиваете, чтобы уточнить, скоро каникулы или просто выходные, праздничные дни?
З а д а н и е: прочтите реплики литературных персонажей, передавая душевное состояние героя, отмеченное автором.
Р е п л и к а 1.
«И она ещё спрашивает? И она ещё осмеливается спрашивать?! Неисправимая притворщица!» – кричала и даже взвизгивала Мачеха, размахивая руками, как ветряная мельница своими крыльями. (Ш. Перро.)
Р е п л и к а 2.
«Имей в виду: я на тебя нисколько не сержусь! Клянусь! – сказал он таким весёлым голосом, что у меня словно камень упал с души. (В. Драгунский.)
Р е п л и к а 3.
«Хорошо иметь брата…» – шумно вздохнул солдат, которого никто никогда не навещал. (Е. Кононенко.)
Обобщение.
– Какой совет вы хотели бы дать человеку, который хочет стать талантливым собеседником?
СОВЕТ: упражняйтесь в речевом дыхании, учитесь говорить чисто, выразительно.
Занятие 4.
Повторение.
– Чему посвящена тема занятий?
– Чему научились на предыдущих занятиях?
– Занимались ли вы дома речевой гимнастикой?
– Какие советы вы хотели бы дать человеку, захотевшему стать талантливым собеседником?
Разыгрывание речевых ситуаций (игра-тренинг).
Продолжаем знакомиться с речевым этикетом.
Р е ч е в а я с и т у а ц и я 1.
Г е р о и: Лёня, Коля.
– Привет, Коля! Ну, значит, пойдём в бассейн?
– Слушай, Лёня, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов «ну» и «значит». Это слова-сорняки, они засоряют речь.
– Ну а кто всё время говорит «ну»?
– Да ты только что сказал «ну»!
– Ну что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся!
– Опять говоришь так!
– Ну как же с тобой говорить?
– Без «ну» и без «значит».
– Ну, значит, буду говорить так, как ты мне советуешь.
– Чем недоволен Коля?
– Замечает ли Лёня в своей речи «лишние» слова?
– Как их называют? Почему? (Слова-сорняки; они засоряют нашу речь.)
– Какой вывод можно сделать, понаблюдав за разговором мальчиков? Какой совет дадим будущим ораторам?
СОВЕТ: не употребляйте в своей речи лишние, сорные слова, не имеющие никакого значения, а лишь мешающие людям понимать друг друга.
Р е ч е в а я с и т у а ц и я 2.
Г е р о и: дед Каширин, бабушка, Алёша.
Отрывок из повести М. Горького «Детство».
– Ну-ка, ты, пермяк солёны уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?
– Буки.
– Попал! Это?
– Веди.
– Врёшь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?
– Добро.
– Попал! Это?
– Глаголь.
– Верно! А это?
– Аз!
Вступилась бабушка:
– Лежал бы ты, отец, смирно…
– Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей! Земля! Люди! Это?
– Земля!
– Попал! Это?
– Буки!
– Это?
– Добро!
– Мать, ты гляди как взвился, а? Ах, лихорадка астраханская, чего ты орёшь, чего?
– Это вы кричите…
– Чем изобилует речь деда Каширина? (Он по-разному называет внука. Эти выражения сродни обзыванию. Речь его груба.)
– Известны ли вам обидные, грубые выражения нашей речи?
– Как называются такие слова? (Плохие, скверные, нецензурные.)
Интересна история слова скверна. Слово это древнее, и в языках разных славянских народов, в том числе и древнерусском, означало следующее: нечистоты, грязь, мерзость, нечисть, пятно, порок. Зная это, можете ли вы объяснить значения современных слов сквернословить, сквернословие, сквернослов?
– Понимают ли люди-сквернословы, что речь их нехороша, неприятна для окружающих?
– Обратимся ко второму эпиграфу наших занятий по речевому этикету. (Слово дано человеку, животным – немота.) Почему народ сложил такую пословицу? Рассуждая, обратите внимание на противопоставления в этой короткой фразе: слово – немота, человек – животное.
– Какой совет следует из ваших рассуждений?
СОВЕТ: никогда не используй в своей речи скверные слова.
Занятие 5.
Поговорим о том, какие слова не помешают, а только украсят нашу речь. Знаете ли вы такие слова?
Упражнения в выборе лексики. Работа в тетради.
– Попробуйте заполнить таблицу, вспомнив, о чём шёл разговор на предыдущих занятиях.
Употребляй в речи:
РЕДКО | ЧАСТО | НИКОГДА |
Вот Так сказать Теперь Значит Ну В принципе Это, это самое Кажется | Извините Прошу Благодарю Пожалуйста Разрешите Здравствуйте Будьте добры Спасибо | Плохие (скверные) слова, обидные выражения, прозвища, нехорошие высказывания по поводу национальности, цвета кожи, языка, умственных способностей и тому подобное |
Обменяйтесь своим речевым опытом. Подарите друг другу красивые слова русского языка и активно используйте их в своей речи. (Дети читают слова из среднего столбика.)
Тест – выбор правильного ответа (ситуации разыгрываются, дети фиксируют в тетрадях вариант ответа).
С и т у а ц и я 1.
Вы звоните по телефону и хотите поговорить с подругой (другом). Выберите наиболее вежливую форму выражения просьбы.
А) Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу.
Б) Здравствуйте, позовите Машу!
В) Здравствуйте, извините, Маша дома?
С и т у а ц и я 2.
Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Ваш вариант просьбы?
А) Можно войти?
Б) Я войду?
В) Извините, можно войти?
С и т у а ц и я 3.
Вы едете в автобусе и хотите пройти к выходу. Ваш вариант обращения к окружающим?
А) Пропустите меня, я выхожу.
Б) Разрешите пройти.
В) Извините, можно пройти?
С и т у а ц и я 4.
Вам вручают подарок.
Автор. Приходили к мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки непростые –
В них застёжки золотые.
Вы его принимаете и отвечаете:
А) Что за чудные сапожки!
Где вы их достали, блошки?
Буду их всю жизнь носить
И весь век благодарить.
Б) У меня уж есть сапожки.
И получше этих, блошки.
Их отдам своей сестре,
Что живёт на той горе.
В) Вам спасибо, мои блошки,
За прекрасные сапожки,
Ох, какое будет горе,
Если мне они не впору.
Упражнение в использовании речевых средств.
Предлагаю провести конкурс на лучший способ попросить о чём-либо, используя только речевые средства.
Коллективно выбираем ситуацию: например, необходимо убедить родителей посвятить выходной день семейной прогулке по городу (в музей, театр, за город). Проводим игру-тренинг, выявляем победителя.
– Чем понравилась речь нашего победителя?
– Каков будет совет будущим ораторам?
СОВЕТ: украшайте свою речь добрыми, «волшебными» словами, почаще говорите человеку приятное (не льстя при этом).
Обобщение знаний.
Каждый образованный человек в своём разговоре соблюдает общепринятые правила. Но речь каждого человека оригинальна, неповторима. Быть хорошим рассказчиком – большое искусство. Всю жизнь человек учится красиво и правильно говорить на родном языке. Помогают ему в этом не только правила речевого этикета, но и лучшие образцы художественной литературы.
Звучит аудиозапись вступления «Слова о полку Игореве».
– Почему наш разговор о речевом этикете мы начали чтением стихотворения С. Есенина, а заканчиваем прослушиванием этой записи?
С р а в н и т е: С. Есенин – XX век; «Слово о полку Игореве» – XII век.
– Что общего?
– Сохранены ли традиции языка?
Вам продолжать эти традиции, бережно хранить и передать своим потомкам.
В заключение звучит стихотворение И. А. Бунина.
СЛОВО
Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у них иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"
Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...
Разработка урока по русскому языку на тему « Речевой этикет: Использование слов при обращении. Имена собственные
Цель урока: создать условие для формирование навыков культурного поведения.Задачи урока:- Образовательные: актуализировать знания о вежливых словах, их употреблении в разговоре, закр...
КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Проблема исследования культуры речевого поведения является актуальной, так как в настоящее время в нашем обществе крайне низок уровень поведенческой культуры, процветает грубость, насилие и жест...
Занятия по речевому этикету
5 занятий по речевому этикету, где в доступной форме раскрывается мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми; дается понятие, что к...
Занятие по речевому этикету "Чистый ручеёк нашей речи"
Материал содержит презентацию и конспект занятия. Может быть использовано как в рамках внеурочной деятельности (риторика), а также для проведения Недели русского языка....
Конспект занятия элективного курса "Речевой этикет" во 2 классе по теме "Слова-приветствия"
Конспект занятия элективного курса "Речевой этикет" во 2 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Слова-приветствия"...
Урок по обучению чтению (чтение) УМК "Перспектива" Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.
Урок по обучению чтению (чтение) УМК "Перспектива" Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении....