Технологическая карта
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Тема урока: Правописание приставок и предлогов
ФИО автора Сукнева Светлана Петровна
Должность и место работы: учитель начальных классов МБОУ «Хонхолойская НОШ»
Предметная область: русский язык Класс: 3 Учебник: Русский язык УМК Школа России В П Канакина Тип урока: урок освоения новых знаний
Цель | Создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами. |
Задачи | Образовательные: Формирование умения различать приставки и предлоги на письме . Расширение словарного запаса. Совершенствовать умение разбирать слова по составу. Развивающие: способствовать развитию связной речи, орфографической зоркости, мышления, памяти, внимания. Воспитательные: содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения. Формировать УУД: Регулятивные УУД: определять и формулировать учебную задачу, корректировать, оценивать свою работу. - Коммуникативные УУД: вести учебный диалог с учителем и одноклассниками, работать в парах, группе, выражать свои мысли, выступать перед аудиторией. - Познавательные УУД: формулировка проблемы, гипотезы; моделирование; анализ объектов; составление устных и письменных высказываний, обобщать свои знания по теме. - Личностные: способность к оценке своих учебных достижений. |
Технология обучения | Технология проблемного обучения; в урок взяты элементы технологии системно – деятельностного обучения. |
Методы обучения | Проблемное изложение, частично - поисковый метод, исследовательский метод, самостоятельная работа, письменное упражнение, творческая работа. |
Оборудование Для учителя Для учащихся | Доска, экран или интерактивная доска. Презентация к уроку. Путеводитель - Карточки с заданиями.
|
Информационные источники | |
Технологическая карта урока
Этапы урока, цели | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Примечания |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цель: организовать начало урока, мотивировать детей на работу. | -Урок русского языка. На нашем уроке присутствуют гости. Повернулись лицом к гостям и поздоровались. - Какое у вас настроение? - Ребята, улыбнитесь друг другу, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе. Сегодня у нас интересный урок. Вас ожидает много заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание и находчивость. | Приветствуют гостей, вступают в диалог с учителем и настраиваются на работу | Личностные Восприятие речи учителя и ученика. Регулятивные Концентрация внимания Умение организовать рабочее место. | |
II. Постановка цели урока. (2 мин) Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности для включения в учебную деятельность. III. Решение учебной задачи (15 мин) Цель: организовать проблемный диалог и подвести к формулировке правила. IV. | Чистописание -Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? (Да). Тогда начнём: - Возьмите тетрадь. Положите парту, возьмите ручку, запишите тетради дату. - Всё понятно? Можно ли выполнить? - Почему выполнить не можете задание? (Пропущено слово.) - Догадайтесь, какое слово я пропустила? (На, в.) - Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах. Как они называются? (Предлоги.) На слайде1: Возьмите тетрадь. Положите на парту, возьмите ручку, запишите в тетради дату. - А сейчас напишите сегодняшнее число,… На слайде 2: Десятое декабря. Классная работа.( на доске) На слайде 3: На, по, в, за, до, к, про, для, у ,через, под. (на доске) Запишите данную строку. - Посмотрите внимательно на эту строку. Что написано? ( предлоги и приставки) Проблема возникла: предлоги или приставки, а теперь обратите внимание на экран. На слайде 4: Хорошее слово до сердца дойдёт. - Что написано на этой строке? (пословица) - Объясните смысл данной пословицы. Смысл: Если сказать человеку что-то приятное, похвалить его, то это слово "дойдет" ему до сердца, ему будет приятно, надолго запомнит. - На что нужно обратить внимание при написании данной пословицы? (На то, что предлоги пишутся раздельно, а приставки слитно). - Кто сможет сказать ,где приставка ,а где предлог? Какая опасность может возникнуть при их написании? ( можем не отличить) Хорошее слово до (до чего?) сердца дойдет. Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово. Хорошее слово до щедрого сердца дойдет. Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока? ( Правописание приставок и предлогов) - Какую задачу предстоит нам решить на этом уроке? ( Будем учиться различать предлоги и приставки) Для чего нужно уметь различать их? ( чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи, правильно оформлять их на письме) - С какой частью речи употреблен предлог в данной пословице? (Имя существительное). - Я хочу вам открыть небольшой секрет. В русском языке предлоги никогда не употребляются с глаголами. Надеюсь, этот секрет вы будете помнить всегда. - Запишите данную пословицу, выделите приставку и предлог. Предлог подчеркиваем, а приставку сверху обозначим. – Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.) – Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме, пишется слитно.) – Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении.) – Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.) Физкультминутка. Положите руки на стол Положите руки под стол. Поднимите руки вверх, похлопайте над головой. Поднимите правую руку, поднимите левую руку. А теперь все дружно встали Покружились, наклонились вперед, назад, влево, вправо. И друг другу улыбнулись.
- Какие предлоги и приставки вы услышали на физминутке? (На, под, над; в, по) - Пальцы в замок, повертели, покружили, ладошки растираем и к щекам прикладываем. Садимся. Спасибо! | Вступают в диалог с учителем. Записывают число, "Классная работа". Самоооценка. Анализируют сочетания, предложенные учителем; формулируют тему урока. | Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог. Использование речевых средств. Познавательные Выделение существенных признаков предлогов и приставок Высказывание предположений. Обсуждение проблемного вопроса Регулятивные Умение определять тему и цели урока. Познавательные Умение наблюдать, сравнивать, анализировать. Решение проблемного вопроса. Познавательные Умение анализировать изучаемые языковые объекты | |
V. Первичное закрепление нового материала. (7мин) Работа по учебнику. Цель: организовать работу по применению правила на письме. | Работа по учебнику с.131. Упр 25- 1 столбик - Прочитайте задание. - А что такое словосочетание? (Слова, связанные по смыслу) - составляем словосочетания, подбираем по смыслу имена существительные. Чем отличается группа слов справа от группы слов слева 2. Приставки пишутся слитно, предлоги раздельно. 3. Предлоги никогда не употребляются с глаголами. 4. Предлог это часть речи, а приставка – часть слова. 5. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово, а между приставкой и корнем - нельзя. Например, докажите: Доехал до (чего?) города Доехал до большого города. | Регулятивные Планирование учебных действий для решения задачи. Выдвижение версий. Познавательные Строят рассуждения, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные Умение строить устное высказывание | ||
VI. Систематизация полученных знаний. Цель: организовать работу в парах по применению правила на письме, выявление качества усвоения правила. VII. Групповая работа. Цель: обобщить и систематизировать полученные знания. | - Предлагаю поработать в парах. -У вас на столах карточка со словами. Ваша задача - составить пары слов. Какие правила соблюдаем при работе в парах? Выделить приставку и предлог. На это вам 2 минуты. ( с) мёл по дороге (на) шли (с) крыльца (по)ехал (в) класс (в) ходить (на) поляне
На слайде 8: Смёл с крыльца Нашли на поляне Поехал по дороге Входить в класс
- Оцените свою работу в паре. Если все верно как на слайде – поставьте +, если возникли вопросы - ! Групповая работа. - Сейчас я вам предлагаю работу в группах. У каждой группы на столах лежат карточки, на которых написаны устойчивые сочетания слов .( фразеологизмы) Ваша задача – выделить в словах приставки , подчеркнуть предлоги, объяснить значение каждого фразеологизма. 1 группа: Как с неба свалился. - неожиданно 2 группа: Сгорать от стыда. – покраснеть 3 группа: Зарубить на носу - запомнить | Выполняют упражнения устно на интерактивной доске. По цепочке комментируют написание слов. Обозначают орфограмму. | Коммуникативные Умение строить высказывание, слушать одноклассников, принимать верное решение. Познавательные Выделение существенных признаков предлогов и приставок. Регулятивные Умение проверять свою работу и корректировать её. Личностные Деловое сотрудничество. Сравнение разных точек зрения. Выдвижение версий. Коммуникативные Использование речевых средств. Познавательные Высказывание предположения. | |
VIII. Итог урока. (5 мин) Цель: обобщить знания, полученные на уроке. | Составление кластера - Сейчас я вам предлагаю составить в группах кластеры по нашей теме урока. У каждой группы на столах лежат фразы, распределите их так, чтобы получилась сравнительная таблица. Можете использовать фломастеры, выделять главное, подчеркивать. После один ученик будет защищать свой кластер у доски. На это вам 2 минуты. (Защита кластера) На слайде Предлагаю данные кластеры сохранить как памятку. Предлог Приставка 1. часть речи 1. часть слова 2. пишу раздельно 2. пишу слитно 3. не употребляется с глаголами 3. с разными частями речи 4. для связи слов 4. образует новые слова | Применяют правило на письме, объясняют значение каждого фразеологизма. Оцените свою работу | Познавательные Обсуждение проблемного вопроса. Моделирование | |
IX. Рефлексия. (3 мин) Цель: создать условия для рефлексии | Возьмите в руки мордочки, которые лежат на ваших столах. - Теперь дорисуем нос: ! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справились с заданием, ? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы. Теперь дорисуем рот: - урок понравился и вы довольны своей работой, - урок не понравился, я не очень доволен своей работой | Обобщают полученные знания. Составляют кластер. Делают вывод. Оцените свою работу | Регулятивные Способность к самооценке на основе критерия успешности. | |
. X. Домашнее задание. Цель: создать условия для выбора домашнего задания. | Задание на выбор: Учебник: упр. 260 с.132 или упр262 с.133 Спасибо вам! Я вами довольна.. | Оценивают свою работу на уроке. | Познавательные Обобщение полученных знаний. | |
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи
| Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Тема урока:
Ф.И. ученика (цы)________________________________
Оценивание от 0 до 5 баллов
№ п/п | Виды работ | Моя оценка | Оценка учителя | |
1. | Минутка чистописания (от 0 до 5 баллов) | |||
2. | Работа в тетради (от 0 до 5 баллов) (аккуратность, безошибочное письмо) | |||
3. | Самостоятельная работа (за каждый верный ответ -1 балл)-9 баллов | |||
4. | Работа в парах | |||
Работа в группе (от 0 до 5 баллов) | ||||
Максимальное количество баллов - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...