Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих в глаголах"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Представленный материал содержит технологическую карту урока усвоения новых знаний по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих в глаголах". Разработано для учащихся 4 класса, обучающихся по учебнику «Русский язык. 1 часть» С.В. Иванов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_2.docx | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО студента | Волкова Любовь Романовна. | ||||||||||
Дата | 12.11.2020 года | ||||||||||
Школа, класс | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия им. академика Н.Г. Басова при Воронежском государственном университете, 4 «Г» класс. | ||||||||||
Тема урока | Мягкий знак после шипящих в глаголах. | ||||||||||
Место урока в разделе | 11 урок в разделе «Глагол» | ||||||||||
Тип урока | Урок усвоения новых знаний. | ||||||||||
Цели урока | Формирование навыков правописания мягкого знака после шипящих в глаголах. | ||||||||||
Задачи урока |
| ||||||||||
Планируемые результаты изучения темы | |||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||
Ученик научится:
| Познавательные УУД Ученик получит возможность научиться:
Регулятивные УУД Ученик получит возможность научиться:
Коммуникативные УУД Ученик получит возможность научиться:
| Ученик получит возможность формирования:
| |||||||||
Ресурсы | |||||||||||
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ, ЦОР | |||||||||
Учебник «Русский язык. 4 класс, 1 часть» С.В. Иванов; пособие «Комментарии к урокам. Русский язык. 4 класс» С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. | Карточки с заданиями к самостоятельной работе, карточки для рефлексии, памятки с правилом и алгоритмом правописания мягкого знака после шипящих в глаголах. | Презентация «Мягкий знак после шипящих в глаголах», мультимедийное оборудование, интернет ресурсы: 1) https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-v-4-klassie-miagh.html, 2) https://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-po-teme-myagkiy-znak-posle-shipyaschih-v-glagolah-527279.html. | |||||||||
Межпредметные связи | Присутствуют связи с литературным чтением. | ||||||||||
Организация пространства | Классическое расположение мебели учебного кабинета, наличие мультимедийного оборудование, соответствие нормам САНПИНа. | ||||||||||
Этапы урока | |||||||||||
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |||||
1. | Организационный этап (1мин.) | Активизировать учащихся и включить их в учебную деятельность. | Приветствие: - Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть! Меня зовут Любовь Романовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Надеюсь у вас хорошее настроение и мы сможем продуктивно поработать. | Словесные методы, фронтальная форма работы. | Приветствуют преподавателя. Настраиваются на рабочий лад. | Коммуникативные: Ученик получит возможность научиться осуществлять учебное сотрудничество | |||||
2 | Актуализация знаний (8 мин) | Подготовить учащихся к восприятию нового материала; развивать интерес к учебному предмету. Активизировать учащихся и включить их в учебную деятельность. Возбудить мыслительную активность учеников. | - Послушайте стихотворение и определите, о какой части речи в нем рассказывается. Интересная часть речи В русском языке живет: Кто, что делает – расскажет, Чертит, пишет иль поёт. Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит, Все расскажет нам … - Верно, это глагол. Глагол – это самая живая часть речи, которая обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий. - Что вы можете рассказать мне о глаголе? - Откройте ваши тетради, отступите 2 линеечки, запишите число, классная работа. Заполните одну строчку также как это написано на доске. жьшьщьчь. Постарайтесь писать аккуратно и красиво, не забывайте о правильной посадке. - Какую особенность вы заметили в этом ряду букв? - Запишите под диктовку словарные слова и определите, какой частью речи они выражены. Ужин, прекрасный, сверкать, хороший, гореть. - Какие из этих слов глаголы? | Словесные, наглядные и практические методы. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Проверка пройденного материала через стихотворную загадку с перечислением признаков. Организация минутки чистописания, связанной с предстоящей темой урока. | Слушают стихотворение. - Глагол. - Глагол - част речи, которая называет действие или состояние (знать, любить). Глаголы отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Значение действия или состояния выражается глаголом с помощью грамматических признаков: вида (делать, сделать), времени (делал, делаю, буду делать), наклонения (делаю, делал бы, делай), лица (делаю, делаешь, делает), числа (делаю- делаем, делал – делали), рода (делал, делала, делало) Выполняют записи. - Все шипящие, через одну стоит мягкий знак. - Ужин (сущ.), прекрасный (прил.), сверкать (гл.), хороший (прил.), гореть (гл.). - Сверкать и гореть. | Познавательные: Ученик получит возможность научиться: осуществлять анализ и синтез объектов. Коммуникативные: Ученик получит возможность научиться: включаться в диалог с учителем и сверстниками; осуществлять учебное сотрудничество. Личностные: Ученик получит возможность формирования: формирование личностного смысла учения. Предметные: Ученик научится: грамотно записывать глаголы с шипящими звуками в окончании. Регулятивные: Ученик получит возможность научиться: планировать свои действия в соответствии с задачей. | |||||
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (3 мин) | Обеспечить готовность детей к восприятию материала; сконцентриро-вать внимание учеников на изучаемом вопросе. | - Вставьте данные глаголы в предложения. 1) Как много на тебе украшений Ты просто … ! 2) У тебя такая высокая температура. Ты весь … ! - Что изменилось в глаголах, когда вы вставили их в предложение? - Вы уже догадались, какова тема нашего урока? | Словесные, наглядные и практические методы. Фронтальная и индивидуальная формы работы. | - Как много на тебе украшений Ты просто сверкаешь! У тебя такая высокая температура. Ты весь горишь! - На конце появились буквы ш, ь. - Мягкий знак после шипящих в глаголах. | Познавательные: Ученик получит возможность научиться: осуществлять анализ и синтез объектов; определять учебную задачу при помощи учителя. | |||||
4 | Первичное усвоение новых знаний. (10 мин) | Дать учащимся конкретные представления об основной теме изучаемого материала; обеспечить правильную организацию восприятия, понимания и воспроизведе-ния нового материала. | - Откройте учебник на странице 94. Прочитайте пословицы. Скажите, как вы понимаете данные пословицы. Семь раз отмерь, один отрежь. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Тише едешь – дальше будешь. Без теста пирога не испечёшь. Важно беречь платье снову, а честь смолоду. - Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят. – Что интересного вы заметили в написании глаголов? - Какой вывод мы можем сделать? - Запишите этот вывод в памятке, лежащей у вас на столе. Физкультминутка. - Давайте немного отдохнем. Встаньте со своих мест и повторяйте движения. Движения демонстрируются в видеоролике «Физическая разминка» на экране. - Отдохнули, теперь садимся на свои места. | Словесные, наглядные и практические методы. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Для изучения учебного используются пословицы, расширяющие кругозор учащихся. При разборе пословиц развиваются речевые навыки обучающихся. Использование ИКТ в целях осуществления здоровьесберега-ющих технологий. | Читают пословицы. Объясняют их значение. - Отмерь – глаг., повелит. накл., отрежь - глаг., повелит. накл., погонишься– глаг., 2 л, ед. ч., не поймаешь.– глаг., 2 л, ед. ч., едешь -глаг., 2 л, ед. ч., будешь -глаг., 2 л, ед. ч., не испечёшь - – глаг., 2 л, ед. ч., беречь – н.ф.. - На конце после шипящих пишется ь. - Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак. Выполняют физическую разминку. | Предметные: Ученик научится: грамотно записывать глаголы с шипящими звуками в окончании. Познавательные: Ученик получит возможность научиться: осуществлять анализ и синтез объектов; определять учебную задачу при помощи учителя. Регулятивные: Ученик получит возможность научиться: осуществлять самоконтроль и самооценку; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | |||||
5 | Первичная проверка понимания. (11 мин) | Установить уровень усвоения новых знаний и выявление причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях; сформировать у детей навыки правильного воспроизведе-ния своих знаний и умений. | - Давай те разработаем алгоритм правописания мягкого знака после шипящих в глаголах. Заполняем памятку далее. Что мы сначала делаем? К каждому слову мы будем применять этот алгоритм (подсказка: или только там где есть шипящий звук на конце)? Что мы делаем дальше? Как мы узнаем, что это глагол? Что мы сделаем, если это глагол? - Выполним упражнение 1. Запиши слова в 3 столбика. В 1 – глаголы в начальной форме, во 2 – глаголы в форме 2-го лица, единственного числа, в 3 –глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ. Не забывайте писать «ь» после шипящих. | Словесные, наглядные и практические методы. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Составление памяток с алгоритмом правописания мягкого знака после шипящих в глаголах. | - Алгоритм. 1. Читаем слово с шипящим на конце. 2. Задаем вопрос, определяем часть речи. 3. Если это глагол, то после шипящего пиши мягкий знак. - 1 столбик: стричься, беречь, испечь, помочь, прилечь. 2 столбик: идешь, учишь, говоришь, сидишь, поёшь, кричишь. 3 столбик: не плачь, съешь, поешь, отрежь, намажь. | Предметные: Ученик научится: определять необходимость написания мягкого знака после шипящих; составлять алгоритм правописания мягкого знака после шипящих в глаголах. Познавательные: Ученик получит возможность научиться: определять учебную задачу при помощи учителя. | |||||
6 | Первичное закрепление. (8 мин) | Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им на дальнейших уроках | Самостоятельно выполните работу в карточках. За выполнение данных заданий вы получите оценки. Самостоятельная работа по карточкам. 1 уровень Подчеркни орфограмму «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов» Век без ошибки нет проживёшь. Быль не сказка: из неё слово не выкинешь. Шила в мешке не утаишь. В окно всего света не увидишь. За ум возьмёшься – до дела доберёшься. За большим погонишься – и малого не увидишь. 2 уровень. Сделай буквенную запись. Не забывай про ь! [с п р′ а ч′] , [а б ж э ч′] , [с т а и ш] , [г а в а р′ и ш] , [п а д ж э ч′] , [с′ и д′ и ш], [б′и ж ы ш] , [с т р′ и ч′] , [и д′ о ш] , [п а й′ о ш] , [л′ и т′ и ш] , [к р′ и ч′ и ш] , [л′ й′ о ш] , [п а м о ч′] | Словесные, наглядные и практические методы. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Организация самостоятельной работы на оценку по карточкам с двумя уровнями сложности. | Самостоятельная работа по карточкам. 1 уровень Век без ошибки нет проживёшь. Быль не сказка: из неё слово не выкинешь. Шила в мешке не утаишь. В окно всего света не увидишь. За ум возьмёшься – до дела доберёшься. За большим погонишься – и малого не увидишь. 2 уровень. Спрячь, обжечь, стоишь, говоришь, поджечь, сидишь, бежишь, стричь, идёшь, пойдёшь, летишь, кричишь, льёшь, помочь. | Предметные: Ученик научится: составлять буквенную запись по транскрипции. Регулятивные: Ученик получит возможность научиться: осуществлять самоконтроль и самооценку; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: Ученик получит возможность формирования: интереса к изучению темы. | |||||
7 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1 мин) | Разъяснить учащимся методику выполнения домашнего задания | Дома вам нужно будет выполнить упражнение 4 на странице 95. Необходимо списать текст, вставить в слова пропущенные орфограммы, а в предложения – подходящие глаголы, которые вы найдете в словах для справок. | Словесные методы. Фронтальная работа. | Записывают домашнее задание. Запоминают инструкцию по его выполнению. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. | |||||
8 | Подведение итогов урока. Рефлексия. (3 мин) | Повторить и обобщить новую информацию; формировать у ребенка осмысление результатов собственной деятельности. | Итак, о чем мы сегодня говорили? Что вы узнали? Возьмите карточки, лежащие у вас на столе. Подчеркните то, что вы считаете верным. 1. На уроке я работал активно / пассивно. 2. Своей работой на уроке я доволен / недоволен. 3. Урок показался мне коротким / длинным. 4. За урок я не устал / устал. 5. Материал урока для меня был… понятен / непонятен, интересен / скучен. | Словесные, наглядные и практические методы. Фронтальная и индивидуальная формы работы. Подведение итогов с помощью вопросов. Рефлексия через заполнение карточек. | - О правописании мягкого знака после шипящих в глаголах. Что во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак. Заполняют карточки. | Личностные: Ученик получит возможность формирования: адекватной, позитивной самооценки; осознания собственной успешности при изучении темы. |
Подпись учителя: Дата:
Подпись методиста: Дата:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК "Начальная школа 21 века". Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"
Учителям начальной школы, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" (3 класс)...
Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".
На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....
Приложение к уроку русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих"
Приложение включает в себя лист оценивания, тест....
Конспект урока русского языка "Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Тема: «Употребление мягкого знака после шипящих в конце существительных женского рода» Цели деятельности учителя расширение умений в правописании Ь знака на конце имен существительны...
Технологическая карта урока русского языка «Обозначение фонемы «о» после шипящих в безударных личных окончаниях» (УМК «Эльконина-Давыдова», 3 класс)
Цель урока: формирование представлений об обозначении фонемы <о> после шипящих в личных окончаниях глаголов.Задачи урока:Дидактические: вспомнить правило правописания окончаний имён существитель...
Технологическая карта урока русского языка на тему "Гласные после шипящих, буквосочетания чк,чн, чт, щн, нч" (3 класс, УМК "Перспектива")
Тех.карта урока...
конспект урока русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих"
Целью урока является обобщить полученные знания о правописании мягкого знака после шипящих в разных частях речи. Урок составлен в соответствии с ФГОС, предполагает групповую, парную работу, а также вы...