Технологическая карта по русскому языку "Связь слов в предложении"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Технологическая карта по русскому языку "Связь слов в предложении" для 4 класса. УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_slov_v_predlozhenii.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по  русскому языку  (4 класс)

Тема урока

Связь слов в предложении

Место урока в разделе

Язык как средство общения

Тип урока

Открытие нового материала

Цель урока

Формирование умения устанавливать связь слов в предложении

Задачи урока

Образовательные: научить устанавливать связь слов с помощью вопросов.

Развивающие: развивать  навык распознавания  главных  и второстепенных  членов предложения.

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, взаимопомощь, аккуратность.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Ученик научится:

определять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос от главного слова к зависимому.

 Познавательные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

раскрывать значение понятий «грамматическая основа предложения» и использовать их в активном словаре;  определять грамматическую основу простого предложения и обосновывать своё мнение.

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

 выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять действие в соответствии с планом;  ориентироваться в разных способах выполнения задания;  соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения; приходить к единому мнению при взаимном контроле; действовать по правилам сотрудничества.

 Ученик получит возможность формирования:

интереса  к изучению темы;

понимания успешности при освоении темы

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Учебник для 4 класса по русскому языку в 2 ч.  Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.

Учебник для 4 класса по русскому языку в 2 ч.Ч.2/Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.

Презентация

Межпредметные связи

Литературное чтение

Этапы урока

 

Этапы,

Продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы

Деятельность учеников

Планируемые результаты

1.

Организационный этап

3 мин

Эмоционально настроить детей на работу.

Приветствует учеников.

Прозвенел и смолк звонок.

Пришла пора начать урок.

Теперь садитесь за парты стройно,

Работать старайтесь, ребята, достойно.

Проверьте, готово ли ваше место к работе.

На столе должны быть учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш и дневник.

Если всё готово, покажите свою готовность правильной посадкой.

Метод: словесный.

Форма: фронтальная.

Приём: стихотворение.

Приветствуют учителя.

Слушают стихотворение.

Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

 выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять действие в соответствии с планом;  ориентироваться в разных способах выполнения задания;  соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

2.

Актуализация знаний

7 мин

Повторить умение вставлять пропущенную букву.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Орфографическая разминка.

Возьмите карточки. Ученик С. Прочитай слова.

К_мандир к_рабля, положил в к_нверт, школьный к_р_дор, л_ловый свит_р, пр_ятный _р_мат, прокатился в эк_паже, прибежал к фин_шу, рагадал кр_ссворд, пр_глашение на прогулку.

Что вы можете сказать про эти слова? Если вы забыли, как пишется слово, что придет вам на помощь? К какому словарю вы будете обращаться?

Вставьте пропущенные буквы.

Обменяйтесь карточками, проверьте работы, если сомневаетесь, сверьте с эталоном на слайде.  

Поставьте в карточке отметки.

Кто не допустил ни одной ошибки – 5, одну -4, Две- три -3, более трёх – 2.

Сдайте карточки.

Метод: практический.

Форма: фронтальная.

Приём: карточка.

Записывают в тетрадях дату, классная работа.

 

 

Отвечают на вопросы.

Выполняют упражнение

 

Производят взаимопроверку по эталону

Оценивают работы.

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

 выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять действие в соответствии с планом;  ориентироваться в разных способах выполнения задания;  соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения; приходить к единому мнению при взаимном контроле; действовать по правилам сотрудничества.

3.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной     деятельности учащихся.

9 мин

Определить тему и цель урока.

Мы с вами повторили словарные слова.

В какую единицу речи входят слова?

В какую единицу речи мы можем включить словосочетание?

Составьте предложение из слов.

Послышался, печальный, в, крик, журавлиный, небо.

Ученик В. Назови предложение, которое ты составил.

Запишите предложение в тетрадь.

Назовите грамматическую основу предложения.

Что будет являться подлежащим, а что сказуемым? Подчеркните подлежащее и сказуемое.

Какими частями речи они выражены?

Докажите связь подлежащего и сказуемого, поставьте вопрос от слова к слову.

Найдите второстепенные члены, которые поясняют подлежащее.

Поставьте вопрос от главного слова к зависимому.

Обозначьте связь графически.

Найдите второстепенные члены, которые поясняют сказуемое.

Поставьте вопрос от главного слова к зависимому.

Обозначьте связь графически.

Как связаны слова в предложении?

Какую роль играют главные члены предложения?

Какую роль играют второстепенные члены предложения?

Может ли быть предложение без главных членов?

А без второстепенных членов?

Почему?

Скажите, мы можем сделать вывод, что все слова в предложении взаимосвязаны?

Предположите, о чем будем говорить сегодня на уроке?

Тема сегодняшнего урока: Связь слов в предложении.

Давайте попробуем сформулировать цель урока.

Физ. минутка  

Пальчиковая гимнастика. Раз, два, три, четыре, пять, Вышли зайчики гулять.      Этот зайчик гриб нашел, Этот пальчик чистит стол, Этот резал, Этот ел, Ну а этот лишь глядел. 

Метод: практический.

Форма: фронтальная, индивидуальная.

Приём: работа с предложением; наводящие вопросы.

Словосочетание

В предложение

Отвечают

 

В небе послышался печальный журавлиный крик.

Выполняют работу в тетрадях.

Послышался крик.

Подлежащее-крик, а сказуемое-послышался.

Глаголом и существительным

Крик что сделал? Послышался. Послышался что? Крик.

Печальный и журавлиный.

Крик какой? Печальный. Крик чей? Журавлиный.

В небе.

Послышался в чём? В небе.

Слова связаны между собой по смыслу, грамматически( от главного слова задаётся вопрос зависимому)

Главные члены предложения-это основа всего предложения.

Они поясняют и дополняют главные члены предложения.

Нет

Да, может.

Потому что главные члены предложения-это основа, где находиться главный смысл предложения.

Да


Связь слов в предложении.

Научиться определять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос от главного слова к зависимому.

Поочередно загибают каждый пальчик на руках.

Познавательные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

раскрывать значение понятий «грамматическая основа предложения» и использовать их в активном словаре;  определять грамматическую основу простого предложения и обосновывать своё мнение.

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

 выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять действие в соответствии с планом;  ориентироваться в разных способах выполнения задания;  соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

4.

Первичное усвоение новых знаний.

6 мин

Составить алгоритм.

Сейчас давайте составим алгоритм, который будет помогать нам  устанавливать связь слов в предложении.

Что мы будем делать 1 шагом? 2 шагом? И т.д.  

Работа с предложением.

Перепишите предложение с доски.

Звонкие ручейки бегут по лесным тропинкам.

Ученик К., разбери предложение по составленному алгоритму.

•Находим в предложении подлежащее и сказуемое.  •Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.  

•Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.

Метод: практический.

Форма: фронтальная, индивидуальная.

Приём: составление алгоритма.

•Находим в предложении подлежащее и сказуемое.  •Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.  

•Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

Ученик получает отметку.

Ученик научится:

определять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос от главного слова к зависимому.

Познавательные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

раскрывать значение понятий «грамматическая основа предложения» и использовать их в активном словаре;  определять грамматическую основу простого предложения и обосновывать своё мнение.

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

 выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять действие в соответствии с планом;  ориентироваться в разных способах выполнения задания;  соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

5.

Первичная проверка понимания

7 мин

Проверить первичное усвоение материала.

Откройте упражнение 100 на с.56.

Н., прочитай задание.

С., прочитай текст.

Кто вспомнил название сказки, из которой взят отрывок?

Спишите текст.

Подчеркните главные члены предложения в каждом предложении. Укажите падежи имён существительных.

У., прочитай выделенные предложения.

К., назови словосочетания из первого предложения.

Задай вопрос.

Запиши у доски найденные словосочетания вместе с вопросами. Остальные записывайте в тетрадь.

Т., назови словосочетания из второго предложения. Задай вопрос.

Запиши  найденные словосочетания вместе с вопросами.

Молодцы ребята, вы хорошо справились  с упражнением.

Метод: практический.

Форма: фронтальная, индивидуальная.

Приём: работа с упражнением.

Открывают упражнение.

Выполняют указания учителя.

Ученик записывает у доски словосочетание, получает отметку.

Ученик записывает у доски словосочетание, получает отметку.

Познавательные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

раскрывать значение понятий «грамматическая основа предложения» и использовать их в активном словаре;  определять грамматическую основу простого предложения и обосновывать своё мнение.

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

 выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять действие в соответствии с планом;  ориентироваться в разных способах выполнения задания;  соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Ученик получит возможность формирования:

интереса  к изучению темы;

понимания успешности при освоении темы

6.

Первичное закрепление материала

6 мин

Закрепить полученный теоретический материал практической деятельностью.

Откройте упр. 101.

Выпишите из упражнения первые три предложения.

Подчеркните в них грамматическую основу. Укажите части речи, которыми она выражена. Приступаем. На работу отведено 7 минут.

Ученик В., назови грамматическую основу в 1 предложении. Какими частями речи выражено подлежащее и сказуемое?

Ученик М., назови грамматическую основу во 2 предложении. Какими частями речи выражено подлежащее и сказуемое?

Ученик Д., назови грамматическую основу в 3 предложении. Какими частями речи выражено подлежащее и сказуемое?

Метод: практический.

Форма: фронтальная, индивидуальная.

Приём: работа с упражнением.

Выполняют упражнение.

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

раскрывать значение понятий «грамматическая основа предложения» и использовать их в активном словаре;  определять грамматическую основу простого предложения и обосновывать своё мнение.

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

 выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять действие в соответствии с планом;  ориентироваться в разных способах выполнения задания;  соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

7.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3 мин

Пояснить выполнение домашнего задания.

Дома из оставшихся  предложений  упр. 101.

Выпишите  грамматическую основу и укажите части речи, которыми она выражена.

Метод: словесный.

Форма: фронтальная.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

 выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять действие в соответствии с планом;  ориентироваться в разных способах выполнения задания;  соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

8.

Рефлексия

4 мин

Анализировать свою работу.

Какая была тема нашего урока?

Какую цель мы ставили?

Достигли ли мы с вами цели?

Что нового было сегодня на уроке?

Закончите предложения:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

Ребята, мне очень понравилось с вами работать.

Метод: словесный.

Форма: фронтальная, индивидуальная.

Приём: неоконченное предложение.

Вспоминают тему и цель урока.

Определяют свои возможности.

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

 выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять действие в соответствии с планом;  ориентироваться в разных способах выполнения задания;  соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Главные члены предложения (основа предложения)" 2 класс УМК "Школа России"

Базовый учебник:  В. П. Канакина, В. Г. Горецкий      Тема урока: Главные члены предложения (основа предложения)Тип урока: изучение нового материала (постановка учебной задачи)Зада...

Технологическая карта урока русского языка "Главные члены предложения"

Технологическая карта урока русского языка "Главные члены предложения"...

Технологическая карта урока русского языка "Слово, предложение и текст в речевом общении" УМК "Перспектива"

Технологическая карта урока русского языка "Слово, предложение и текст в речевом общении" УМК "Перспектива" 2 класс...

Технологическая карта урока русского языка "Текст и предложение"

Урок формирует представление о тексте и предложении как единицах речи;углубляет  знания детей о правилах оформления предложений на письме....

Технологическая карта урока русского языка "Второстепенный член предложения – обстоятельство"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Второстепенный член предложения – обстоятельство". Цель урока: закрепить знания о второстепенном члене предложения &ndash...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Слово и предложение» (УМК «Перспектива», 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о предложении и его функциях.Задачи урокаДидактические:1.познакомить обучающихся с понятием предложение;2.формировать навык составления предложений...