Технологическая карта урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка.
ФИО учителя: Зубкова Анна Владимировна
УМК: «Начальная школа 21 века»
Предмет: русский язык
Тема. «Корень слова. Однокоренные слова»
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: познакомить с понятием «корень», «однокоренные слова», «родственные слова»
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
сформировать умение находить и выделять корень в однокоренных, родственных словах; подбирать группу родственных слов; расширить словарный запас учащихся | освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. | освоение умения подбирать однокоренные слова и выделять корень; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям | формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их. | осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности |
Ход урока.
Этап урока | Цель | Содержание взаимодействия с учащимися | Методы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Ну-ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»? | – | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве. Словарно-орфографическая работа. | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | На доске написаны слова круж…во ..рех р… цепт м… нета н… деля леб… дь | Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока | Дописывают на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Минутка чистописания. | Выход на тему урока | 1) – Составьте и запишите цепочки из букв, которые вставили в слова. | Наблюдение. | Указывает объект наблюдения | Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания | Регулятивные: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
Самоопределение к деятельности | - Что общего между словом и деревом? (На доске висит изображение дерева) - Вспомните и назовите, из каких частей состоит дерево. Корень, ствол, крона: ветви с листьями. - А только у деревьев такие части? Нет, у всех растений. - А без какой самой главной части растения не смогли бы выжить, которая питает растение удерживает и его в земле? Так и в словах есть главная часть, без которой они не могут обойтись. И называется она – корень слова. Так что же общего между словом и деревом? Ответы учащихся. Корень слова – тема нашего урока. Кто сформулирует цель урока? Чему будем учиться? А почему нужно знать, что такое корень, уметь находить его в словах? Если мы будем знать, что такое корень слова и уметь находить его и
Где вам это пригодится? Если мы будем знать, что такое корень и уметь его находить и подбирать слова, то… | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.), Предположения детей. Корень, ствол, крона: ветви с листьями. Нет, у всех растений. Корень Узнаем, что такое корень, потренируемся находить и выделять его в словах, подбирать слова с одинаковым корнем. …(ответы) | |||
Проверка понимания способа действия. | Коллективное выполнение упражнения. (Как-то много лет назад Посадили дивный сад Не был этот сад фруктовым Был он только словом. Это слово, слово – корень Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новым слов. Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом. А вот садовод Иль садовник к нам идёт. Очень – очень интересно Погулять в саду словесном ! - Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково) | Доказательство | Дает образец короткого доказательства | Объясняют написания слов, делают выводы. | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. | |
Прочитаем вопрос урока с. 61 учебника. - Выполнение упражнения № 84. Почитайте группы слов. Почему слова так записаны? Докажите, что в первой группе слова родственные. Докажите, что во второй группе слова родственные. Спишите любую группу родственных слов. Как обозначим общую часть? Взаимопроверка. Оценивание работы. Прочитайте правило самостоятельно и скажите, как называется общая часть родственных слов. Почему корень – главная часть родственных слов? - Расскажите правило друг другу. | . | Организует работу по теме урока в соответствии с планом. | Работают в соответствии с составленным планом Дом, слон – одинаковая часть в словах. Общая часть – дом, все слова близки по значению: домик – маленький дом, домище – большой дом, домишко – небольшой плохой дом.
(Ответы детей) Корень. В нём лексическое значение всех родственных слов | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция. Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества | ||
Первичное закрепление нового материала | Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова, | На листах Игра «Выбери пару». | Самостоятельная работа, рефлексия, контроль. | Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями | По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Производят взаимопроверку, рефлексию | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Выявление однокоренных слов | Испугались медвежонка Ёж с ежихой и ежонком, Чиж с чижихой и чижонком, Стриж с стрижихой и стрижонком. Разбежались кто куда, Приведи-ка их сюда! | Работа с учебником (№87, стр 62) | Помещает слова | Читают хором с учебника, дополнительно – с листов групповой работы | Регулятивные: - умение адекватно воспринимать оценки; Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; Личностные: - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия; Коммуникативные: - управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий); - владение монологической и диалогической формами речи родного языка. | |
Физминутка | ||||||
Самопроверка | Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень. У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________. Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики. | Игра «Редактор», Диктовка, самопровер- ка, самооценка | Диктует слова | Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями | Коммуникативные: - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. | |
Гимнастика для глаз. | Снятие усталости с глаз | Мульдимедийная презентация | Просмотр презентации | Организует выполнение гимнастики для глаз | Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации | |
Включение в систему знаний | Игра «Копилка русского языка» Работа в группе (по рядам). Собрать как можно больше родственных слов с корнем вод-, сад-, рыб-. Выделить корень - Проверка задания. Вывод. Что нужно сделать, чтобы правильно определить корень в слове? | Работа в группе | Организует выполнение творческого задания | Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение. | ||
(На столах лежат карточки с заданиями.) Найти среди слов только родственные слова, выделить в них корень. Зачеркнуть лишнее слово. Объяснить по какому признаку вы его зачеркнули. Карточка: Белка, беленький, белить Водяной, вода, водить Лист, лиса, лисёнок Лось, лоскут, лосёнок Горный, горка, городок Пёс, песочный и песок | Работа в группе | Организует рефлексию | Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение. | Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||
Подведение итогов. Рефлексивно-оценочный этап. | Обеспечение позитивного настроя на получение знаний | - Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её? - Что такое корень слова? - Как правильно определить корень в слове? - Какие слова называются однокоренными? - Каковы признаки однокоренных слов? | Рефлексия, КОД | Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроке русского языка | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме " Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки" 2 класс ПНШ с использованием ЭОР
Технологическая карта урока русского языка с использованием ЭОР...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"
Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...
Технологическая карта урока русского языка "Сложные слова. Образование сложных слов".
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе Занкова "Сложные слова. Образовние сложных слов"...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Признаки однокоренных слов" 2 класс Занков Л.В.
технологическая карта урока "Признаки однокоренных слов" 2 класс Занков...
Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"...
технологическая карта урока.Русский язык. Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.
Технологическая карта урока...
технологическая карта урока.Русский язык. Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.
Конспект урока по русскому языку.Суффиксы слов, называющих предметы и признаки...