Технологическая карта урока "Имя прилагательное" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Проворных Нина Александровна

Тема урока: Имя прилагательное

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с новой частью речи – именем прилагательным (1/3)

Учебные задачи: 

  1. Называют признаки имени существительного и глагола
  2. Называют признаки имени прилагательного
  3. Находят имя прилагательное в словосочетаниях
  4. Подбирают имя прилагательное

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekh_karta_2_pril.docx51.37 КБ
Файл imya_prilagatelnoe.pptx600.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Проворных Нина Александровна

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тип урока: Изучение нового материала (открытый урок)

Тема урока: Имя прилагательное

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с новой частью речи – именем прилагательным (1/3)

Планируемые результаты:

Личностные

Подбирать вежливые слова.

Предметные

Перечислять признаки имени существительного, глагола и имени прилагательного. Перечислять способы определения прилагательного(критерии). Находить имя прилагательное в словосочетаниях. Соотносить имя прилагательное с именем существительным. Подбирать имя прилагательное.

Метапредметные

Регулятивные: высказывать предположения, выполнять  известный алгоритм при  самооценке, оценивать себя.

Познавательные: соотносить картинку и название предмета, изображённого на ней; соотносить написанное слово с образцом, отличать новое от уже известного, выявлять ошибки.

Коммуникативные: оформлять мысли в устной форме.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Организационный

(Слайд 2)

Создает эмоциональный настрой на урок

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вашему вниманию мы представляем урок на тему «имя прилагательное», он является 1 уроком из 3 возможных.

Все мы знаем, что первый этап урока-организационный, где дети настраиваются на работу. На этом этапе мы создаем эмоциональный настрой на урок, предлагаем вам улыбнуться соседу и пожелать удачи.

После этого обычно дети открывают тетради и пишут показ букв. Что такое показ букв? Мы заранее прописываем в тетрадях буквы или сочетания букв, дети должны продолжить ряд и выбрать самую удачную букву, на их взгляд. Обвести ее в кружок. После того, как эта тетрадь будет сдана, учитель оценивает их работу.

После этого дети записывают число и классную работу с доски.

Настраиваются на работу (улыбнуться соседу и пожелать удачи). Пишут «показ» букв и записывают число.

Подбирать вежливые слова.

Актуализация знаний

(Слайды 3-8)

Словарная работа.

Показывает картинки и направляет детей. (Яблоко, заяц, ворона, береза, русский.)

Предлагает сравнить слова с образцом. Предлагает оценить себя  по известному алгоритму  определить уровень усвоения знаний, оценить себя.

-А сейчас поведем небольшую словарную работу. Я буду показывать картинки, а вы называть слово, и его записывать.

-Смотрим на слайд. Что вы видите? (Яблоко)правильно записываем его в тетрадь. Записали? Молодцы! И тд. На следующем слайде вам нужно быть очень внимательными и хорошо подумать. Что вы видите на слайде. Как можно назвать человека, который изображён на нём? Какой он? (Русский)

-Подчеркните изученные орфограммы в словах.

-А теперь предлагаю вам сравнить слова с образцом на слайде и исправить ошибки, если они есть. Как будите готовы дайте условный знак. Поставьте ручки на локоток. Все готовы, молодцы. Теперь я предлагаю вам оценить себя. По готовности дайте условный знак.

Угадывают картинки и записывают слова в тетрадь.

Сравнивают с образцом

Оценивают себя

Соотносить картинку и название предмета, изображённого на ней.

Соотносить написанное слово с образцом.

Выявлять ошибки.

Выполнять  известный алгоритм при  самооценке

Оценивать себя.

(Слайд 9)

Для самооценивания детей мы используем прием «Шкала» или «Линейка». Дети уже с ним знакомы. На шкале отмечается 5 равных частей, так как в словарной работе было 5 слов. В соответствии с образцом дети оценивают себя. Если все верно, то ставится крестик на самом верху, чем больше у ребенка ошибок, тем значение шкалы уменьшается.

На следующем этапе урока мы будем работать с детьми по известным критериям определения части речи-это вопрос и обозначение.

Постановка учебной задачи

-Посмотрите внимательно и скажите какое слово здесь лишнее.

-По каким критериям вы определили, что данные слова относятся к имени существительному?

-Да, вы правы это слово не существительное, а какую часть речи мы изучили с вами еще? (Глагол) По каким критериям мы можем сказать, что это глагол?

- Да, вы молодцы, и исходя из вышесказанного, мы можем сказать об этом слове? (Слово русский не относится ни к одной из изученных частей речи.)

-Значит это слово является какой-то новой частью речи, о которой мы еще не знаем.

-Что мы будем делать сегодня на уроке?

Да, вы правы. Сегодня мы познакомимся с новой частью речи. Узнаем, что она обозначает и на какие вопросы отвечает.  

Дети делают вывод о том, что среди имён существительных есть одно лишнее.

Дети делают вывод, что неизвестное слово является новой частью речи, которую мы сегодня будем изучать.

Находить имена существительные

Выявлять незнакомую часть речи

Делать вывод о новой части речи.  

Физминутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп

И тд.

Открытие нового знания

(Слайд 10)

Знакомит детей с новой частью речи.

Спрашивает способы определения имени прилагательного.

Предлагает поставить вопросы к прилагательным.

-Та часть речи которую мы с вами будем изучать называется имя прилагательное. Своё название — это часть речи получила потому что она прилагается к имени существительному, связана с ним.

-Теперь мы с вами попробуем заполнить критерии, по которым мы с вами узнаем о новой части речи. –Какой первый критерий? (Первый критерий - это вопрос). Нам нужно выяснить на какие вопросы отвечает имя прилагательное. Для этого у вас на столах лежат карточки с заданием. Посмотрите пожалуйста. (Карточка 1)

Посмотрите на слова что вы можете сказать о словах, выделенных крестиком.

- Да, это имя существительное, именно от него мы будем задавать вопрос к прилагательному.

-Прочитайте, пожалуйста, первое словосочетание. От какого слова будите задавать вопрос. Запишите ваш вопрос над стрелочкой.  Что мы можем сказать о первом критерии? (Имя прилагательное отвечает на вопросы: Какой? Какая? И тд.).

- Давайте перейдём к следующему критерию. Чтобы понять, что же обозначает имя прилагательное я прошу вас ответить на вопрос, что обозначает слово красный, а слово круглая, сладкая. (Цвет, форма…).

-Всё правильно. Всё что мы с вами сейчас причислили - это признаки предметов.

-А теперь мы можем с вами сказать, что же обозначает имя прилагательное.  

Перечисляют способы: вопрос и обозначение.

Задают вопросы к словам от существительного.

Перечисляют вопросы имени прилагательного

Называют значение данных прилагательных

Перечислять способы определения прилагательного(критерии)

Задавать вопросы к прилагательным от существительного.  

Перечислять признаки прилагательных

Сейчас мы с вами работали с картой понятий. Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» темы.

Первичное закрепление.

(Слайд 11)

Наша карта понятий заполнена, и теперь я предлагаю вам самостоятельно сформулировать правило, смотря на нашу схему.

Молодцы. Теперь давайте закрепим наши знания и выполним упражнение в паре, задание с карточками у вас на столах. (Карточка 2)

-Прочитайте внимательно задание.

-Обратите внимание на образец выполнения задания. Давайте его разберем.

-  По готовности дайте условный знак.

Давайте проверим. Назовите словосочетание, от какого слова задавали вопрос, какой вопрос?

Молодцы. Теперь я предлагаю вам оценить себя.

Читают правило. работают в паре. Подбирают прилагательные.

Оценивают себя.

Воспроизводить определение имени прилагательного

Подбирать подходящие имена прилагательные

Оценивать себя

     (Слайд 12)

     Дети себя оценивают двумя шкалами по двум критериям: вопрос и обозначение. Вопрос они оценивают в зависимости от того, правильно ли она задали вопрос, а обозначение, правильно ли указали стрелочки.

     Верхняя точка – это высший уровень, который достигается, если задание выполнено максимально приближенно к образцу. На полях тетради ученик рисует «линеечку» и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг. При проверке тетрадей учитель ставит крестик красного цвета в то место, где, по его мнению, он должен находиться.

     На следующем этапе урока мы должны проверить, как дети усвоили тему, поэтому им предлагается выполнить самостоятельную работу, а так как уровень у них разный, задания будут дифференцированные.

Самостоятельная работа с проверкой

      Предлагаю выбрать задания разного уровня. Если вы уверенны в своих силах и достаточно хорошо поняли тему, то можете выбрать задание посложнее, если недостаточно усвоили новую тему и в чем-то сомневаетесь, то для вас у нас есть задание полегче. (Карточки 3)

По готовности ручки на локоток.

(Слайд 13)

     Предлагаю вам сверить свою работу со слайдом и оценить себя.

Выполняют задания. Оценивают себя.

Низкий уровень:

Узнавать прилагательное, задавать вопрос

Высокий:

Соотносить имя прилагательное с именем существительным

(Слайд 14)

     Внизу задания есть небольшая таблица с самооценкой ученика и отметкой учителя. Детям по окончанию проверки по образцу предлагается использовать прием «Солнышко» или «Смайлик», где зеленый улыбающийся кружок-всё сделано без ошибок, желтый – допущено 1-2 ошибка, и красный – более 3 ошибок.

Ребенок выбирает нужный круг и обводит. После дети сдают листы, учитель проверяет и ставит отметку.

Рефлексия.

Вы ребята молоды! Все сегодня очень хорошо поработали. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили на уроке. Для этого предлагаю дополнить фразы на ваших листочках.

Молодцы.

До свидания.

Дети заканчивают фразы

Я узнал…

Мне понравилось…

Было трудно…

Выбирают нужный цвет листика и клеят на дерево

Анализировать свою работу на уроке

На этапе рефлексии дети используют технику «Незаконченные предложения»

Прочитайте, что у вас получилось.

Д/З

Стр. 87, упр. 151

Приложение:

№1 Поставить и записать вопрос к имени прилагательному от имени существительного

        х        х        х                х

Большой мяч, сладкое яблоко, красные цветы, круглая ваза.

№2 Соединить стрелочкой имя существительное с именем прилагательным, записать вопрос. См. образец.

Дом

красивая

Девочка

кирпичный

Игрушки

чистое

Дед

мягкие

  какой?

Окно

старый

№3 Найти имя прилагательное и записать вопрос

Н. уровень

Мама, приехал, светлое, дочь, красивый, капуста, яркая, санки, пушистый, ручка, писать, синий, добрый, ножка, ехать, морозное.

Самооценка

Отмека учителя

C:\Users\inna_\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\153830-3x2-original.jpg

№3 Соединить стрелочкой имя существительное с именем прилагательным, подписать вопрос.

В. уровень

красный

Стакан

деревянный

Карандаш

интересные

Книги

яркое

Солнце

приехал

Стол

пушистая

Кошка

пришла

Бабушка

стеклянный

Игра

добрая

настольная

        Самооценка

Отмека учителя

C:\Users\inna_\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\153830-3x2-original.jpg

Источники:

1)«Русский язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2014г.

2)Формирование оценочных умений младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО (Техники и приемы), Красноярск, 2018г.

3)https://yandex.ru/images/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Имя прилагательное» 2 класс Проворных Нина Александровна Тулюля Инна Сергеевна

Слайд 2

Тип урока : изучение нового материала Цель : познакомить учащихся с новой частью речи – именем прилагательным Учебные задачи: Называют признаки имени существительного и глагола Называют признаки имени прилагательного Находят имя прилагательное в словосочетаниях Подбирают имя прилагательное

Слайд 7

Ябл о к о , за я ц, б е рёза, ру сс кий.

Слайд 9

Части речи Имя существительное Глагол Имя прилагательное Предмет Действие предмета Признак предмета Кто? Что? Что делать? Что сделать? Что делают? Какой? Какое? Какие? Какая?

Слайд 10

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

Слайд 11

Вопрос Обозначение

Слайд 12

какое? Мама , приехал, светлое, какой? дочь , красивый, капуста, какая? какой? яркая , санки, пушистый, какой? ручка , писать, синий, какой? добрый , ножка, ехать, какое? морозное . красный какой? Стакан деревянный какие? Карандаш интересные какое? Книги яркое Солнце приехал какая? Стол пушистая Кошка пришла какой? Бабушка стеклянный какая? Игра добрая какая? настольная к акой?

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федотова В.А. Технологические карты для 1 класса

Данный материал может быть использован при диагностике ЗУН первоклассников. В таблицах в графах ежемесячно отмечается уровень развития формируемых умений и навыков (В – высокий, С – средний, Н – низ...

Мониторинг. Технологические карты ОУУН 1 класс ФГОС

Мониторинг. Технологические карты ОУУН 1 класс ФГОС...

Корень.Технологическая карта урока. 2 класс

Урок русского языка.  2 класс. Технологическая карта....

Технологическая карта урока 1 класс

Полная технологическая карта урока обучение грамоте по УМК "Гармония". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки"....

Технологические карты уроков 1 класс

Технологические карты уроков 1 класс...