Технологические карты уроков 1 класс
план-конспект занятия (1 класс) по теме
Технологические карты уроков 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 223.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологические карты уроков чтения
Условные обозначения; Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: – У-1, с. 3-5 ; Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Хрестоматия. – Х. с. 4-5; Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс – Т. С.3-4.
Те- ма уро- ка | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности уч-ся Возможные формы контроля | ||||
Предметные | Личностные УУД | Метапредметные | ||||
Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникатив ные УУД | ||||
1. Начало пути: волшебные предметы и помощники (У. с. 3-5, Т. с. 3-4). Первичное предъявление новых знаний | Подготовительная работа по пониманию логики сказочного жанра. Соотнесение логики знакомых детям сюжетов волшебных сказок с логикой построения учебника | Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются (Помоги Маше…); через обращение к читательскому опыту школьников (какие сказочные сюжеты им знакомы, Т. №3). | Подведение под понятие: формирование понятия «докучная сказка» через анализ контекстных словоупотреблений глагола «докучать». Чтение дидактических иллюстраций с размещенными внутри словами и словосочетаниями (У. с.4-5). Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного (Выбери правильный ответ…). Развитие способности к осмысленному и внимательному чтению (Т. №4,5). | Умение следовать точной инструкции учителя и условным обозначениям учебника и тетради. | Умение слушать и вступать в диалог, высказывать свою точку зрения (Как ты думаешь?.. Почему?..). Умение строить монологическое высказывание (Помоги Маше объяснить Коту это слово). | Читают, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, рассматривают иллюстрации, соединяют карандашом картинки, подчеркивают строчки по инструкции. |
2-3. Законы докучной сказки (У. с. 6-9, Т. с. 5-6). Первичное предъявление новых знаний и овладение новыми умениями | Знакомство с докучной сказкой на материале сказок «Про белого бычка» и «Про сороку и рака». Повторы как одна из важнейших особенностей жанра докучной сказки. Сюжетно-композиционные особенности жанра докучной сказки. | Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются (У. с.9, Кто поможет Маше..? Кто поможет Мише..?; Т. №4, Помоги Маше и Мише…). | Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение докучных сказок с целью выделения повтора как жанровой основы. Установление причинно-следственных связей: между наличием повторов в жанрах устного народного творчества и выводом: «Эти тексты легко запомнить». Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Чтение дидактических иллюстраций для связи круговой композиции докучной сказки со зрительным образом круга (Т. №3). | Умение следовать точной инструкции учителя и условным обозначениям учебника и тетради. | Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке или по ролям: докучная сказка (с.9). Умение строить монологическое высказывание (Объясни…, Сочините сказку…). Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности. | Читают, отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, рассматривают иллюстрации, сочиняют сказки, разыгрывают сказки по ролям. Работают в парах. Раскрашивают. Рисуют иллюстрации к сказкам по инструкции. |
4. Секреты считалок (У. с. 10-11, Т. с. 6-7). Первичное предъявление новых знаний | Практическое различение малого жанра фольклора – считалка. Создание условий для самостоятельного выявления наиболее существенных особенностей считалок: их предназначения, сюжетно-композиционного построения, наличия зашифрованных слов | Мотивация учебной деятельности через использование игрового момента (Посчитайтесь и вы со своим соседом по парте), через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются (Помоги Маше и Мише…). | Работа с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками: считалки. Анализ группы считалок с целью обнаружения жанровых признаков: повторяющегося в разных текстах общего слова обрядового происхождения и приема шифрования чисел. Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного (Т. №2). Развитие способности к осмысленному и внимательному чтению (У. с.10, Т. №2). | Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Маша и Миша догадались. А ты?) | Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.10-11). | Читают, отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, рассматривают иллюстрации, сравнивают тексты считалок. Работают в парах. Делят стихотворение на две части по инструкции. |
5. Древние считалки (У. с. 12-13, Т. с. 7-8). Овладение новыми умениями | Знакомство с текстами старинных считалок. Обнаружение при помощи системы вопросов черт, свидетельствующих о древнем происхождении самого жанра считалки. Умение сравнивать между собой произведения одного фольклорного жанра | Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются (У. с.13, Помоги Мише, Т. №2, Помоги Маше и Мише…). | Анализ группы считалок с целью выявления жанрового признака: значимых слов должно быть 10 (десять). Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями (У. с.12). Развитие способности к осмысленному и внимательному чтению (У. с.12, Т. №2,3). | Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (На своем ли месте оно стоит?). Умение следовать точной инструкции учителя (Т. №3). | Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке. Умение видеть разницу между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них (…Миша нашел три слова, Маша четыре. А вы сколько нашли?). | Читают, отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, рассматривают иллюстрации, сравнивают тексты считалок. Подчеркивают слова и выражения по инструкции. |
6. Тайны загадок (У. с. 14-17, Т. с. 9-10). Первичное предъявление новых знаний | Практическое различение и освоение (сочинение) малого жанра фольклора – загадка Формирование представлений о действенно-игровом характере загадок. Олицетворение (без использования термина) как важный художественный прием. | Мотивация учебной деятельности через отгадывание загадок; через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются (Т. №3, Помоги Маше и Мише…). | Поиск и выделение необходимой информации из иллюстраций: поиск и подстановка нужных слов (У. с.14-15, Т. №2,3). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение одной из жанровых особенностей загадок - использование приема олицетворения (У. с.16-17, Т. №2, 3). Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). | Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности («Некоторые загадки чуть-чуть похожи на дразнилки, - сказал Миша. Ты согласишься с Мишей?»). Умение следовать точной инструкции учителя (Т. №3). | Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения: «Некоторые загадки чуть-чуть похожи на дразнилки, - сказал Миша. Ты согласишься с Мишей?». | Читают, отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, рассматривают иллюстрации. Отгадывают загадки. Рисуют иллюстрацию к стихотворению. |
7. Как устроена загадка (У. с. 17-19, Т. с. 11-12). Первичное предъявление новых знаний и овладение новыми умениями | Представление о двучастности как особенности структурного построения жанра загадки. Практическое освоение приемов сравнения и олицетворения (без использования терминов). | Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются (Чтобы помочь Маше и Мише…). | Поиск и выделение необходимой информации из иллюстраций: поиск и подстановка нужных слов (У. с.18-19, Т. №4). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение одной из жанровых особенностей загадок - использование приема олицетворения. Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Развитие способности к осмысленному и внимательному чтению (У. с.18-19). | Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Т. №3, Миша сказал… А ты видишь..?) | Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения (Т. №3, Миша сказал… А ты видишь..?) | Читают, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают. Отгадывают загадки. Соединяют карандашом рисунки парами. Придумывают загадки, рисуют иллюстрации к ним. |
8. Заклички: обращение к Природе (У. с. 20-21, Т. с. 13-14). Первичное предъявление новых знаний | Практическое различение малого жанра фольклора – закличка. Осознание обрядового характера жанра заклички (природу уговаривают и упрашивают). Развитие навыка чтения путем постоянного перечитывания текстов по разным основаниям. | Ценностное отношение к природному миру (почему человек уговаривал природу). | Поиск и выделение необходимой информации из текста, иллюстраций (поиск и подстановка нужных слов). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение жанровых признаков заклички: ее обрядовой природы и прикладного характера. Установление причинно-следственных связей между наличием в фольклорном тексте обращения-призыва к природному явлению с целью заручиться его помощью и понимания жанровой принадлежности текста. Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Развитие способности к осмысленному и внимательному чтению (У. с.20-21, Т. №2-5). Проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного (Т. №5). | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при постоянном перечитывании одних и тех же текстов закличек. | Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке. Учет чужой точки зрения (сочинение своей заклички по правилам). | Читают, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, рассматривают иллюстрации. Распределяют заклички по группам. Придумывают заклички. Вписывают недостающие слова в закличку. Определяют жанр произведения (загадка или закличка). |
9. Трудности скороговорок (У. с. 22-23, Т. с. 15-16, Х. с. 14-19). Первичное предъявление новых знаний и овладение новыми умениями | Совершенствование навыков чтения. Осознание специфики жанра скороговорки; понимание причин трудностей, возникающем при быстром произнесении текста. | Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач (Помогите Маше и Мише…, У. с.23; …помоги Мише, Х. с.15). | Поиск и выделение необходимой информации (поиск нужных частей текста, Т. №2,3,5). Установление причинно-следственных связей между характером текста и манерой его чтения (как читать скороговорки, У. с.23). Работа с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками (У. с.23). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: выяснение секрета (общих черт) скороговорок (У. с.23, Т. №3). Умение работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия). | Контроль, самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результата учебной деятельности (У. 23, Т. №4, Х. 14-19). | Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке. Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.23). | Читают скороговорки, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, работают с хрестоматией. Подчеркивают. Сравнивают стихотворные тексты, распределяют их по жанрам для выполнения заданий (Х. с.14-19). Работают в парах. |
10. Хвосты слов (У. с. 24-25, Т. с. 17). Первичное предъявление новых знаний | Пропедевтика понимания рифмы (не называя термин) на материале текста Г. Остера «Эхо». | Мотивация учебной деятельности через объяснение нового понятия в игровой форме (У. с.24-25, Т. №4); через действие интриги (главный секрет Пещеры Эхо). | Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями (У. с.24). Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Анализ слов с целью выделения в них «хвостов». | Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (У. с.25) | Инициативное сотрудничество: чтение по ролям (У. с.25). | Читают, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, рассматривают иллюстрации. Подчеркивают и рисуют (Т. №4). |
11. Созвучные хвосты слов (У. с. 26-27, Т. с. 18-19). Первичное предъявление новых знаний и овладение новыми умениями | Дальнейшее освоение понятия «рифма» путем постепнного обогащения этого понятия (не называя термина) за счет его постоянно изменяемого повторения (уточнения и незаметной подмены некоторых слов): хвосты – двойные хвосты – созвучные хвосты – созвучные хвосты слов (на материале стихотворения Д. Хармса и Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог»). | Мотивация учебной деятельности через введение задания занимательного характера (дополнить стихотворение У. с.26). | Поиск и выделение необходимой информации: поиск созвучных концов слов (У. с.26). Установление причинно-следственных связей между обнаружением созвучных концов строчек и выводом о том, что они рифмуются, что это стихи (У. с.26). Подведение под понятие: поэтапное формирование понятия «рифма» через систему замен: двойные хвосты слов, похожие хвосты слов, созвучные хвосты слов, созвучные хвосты слов в концах строчек, «говорить складно» – «говорить в рифму» (У. с.26-27). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение парной и перекрестной рифмы (У. с.26). Умение читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями (У. с.27). Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). | Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (У. с.27, Т. №3,4). | Коммуникация как взаимодействие: учет позиции собеседника (А как ты думаешь?, У. с.26). | Читают, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, рассматривают иллюстрации. Отгадывают загадки (Т. №2). Подчеркивают. Раскрашивают (Т. №2). Соединяют друг с другом созвучные концы слов. Соединяют стрелками тексты с названиями жанров (Т. №3,4). |
12-13. Рифмы и смысл (У. с. 28-31, Т. с. 19-21). Овладение новыми умениями | Дальнейшее рассмотрение понятия рифмы и введение понятия «рифма» (на материале отрывка из текста Н. Носова «Приключения Незнайки»). Подведение к выводу, что рифма - это и есть созвучные концы слов. Пропедевтика понимания поэзии как способа по-другому увидеть мир. | Мотивация учебной деятельности через чтение текста занимательного характера (У. с.28-30). | Поиск и выделение необходимой информации (поиск нужных частей текста). Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с.31). Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного (Т. №3,4). Анализ текста с целью определения его жанра (Т. №3,4). | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при перечитывании текста по цепочке, по ролям, выразительно. | Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке (У. с.28-31). Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.31). | Читают по цепочке согласно маркированию, читают по ролям, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, рассматривают иллюстрации. Работают в парах. Соединяют созвучные слова. Подчеркивают слова, помогающие определить жанр текста. Придумывают название стихотворению. |
14-15. Шуточные стихи (У. с. 32-34, Т. с. 22-23). Первичное предъявление новых знаний и овладение новыми умениями | Осознание, что рифма – это созвучные концы слов в конце строчек на материале стихотворений И. Пивоваровой «Кулинаки-пулинаки», А. Дмитриева «Шлагбаум» и Д. Ривза «Рифма». Определение шуточного (юмористического) характера произведения. Совершенствование навыков чтения на материале шуточных текстов. | Мотивация учебной деятельности через чтение текстов шуточного характера. | Работа с маркированными в тексте строчками (У. с.33). Поиск и выделение необходимой информации (поиск нужных слов (У. с.32-33, Т. №2), частей текста (Т. №2)). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: анализ концов стихотворных строк с целью обнаружения парной и перекрестной рифмы: «говорить складно» - «говорить в рифму» (У. с.34). Установление причинно-следственных связей: между обнаружением созвучных концов строчек и выводом о том, что они рифмуются, что это стихи (У. с.32, 33, 34). Уметь работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). | Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Миша сказал так… Маша сказала по-другому… А ты как думаешь? У. с.34). | Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке Учет позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения (Ты согласишься с Машей?; У. с. 34). Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.33). | Читают по цепочке, читают по ролям согласно маркированию, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, рассматривают иллюстрации. Работают в парах. Находят рифмующиеся слова. Соединяют рифмующиеся слова (Т. №2). Подчеркивают нужное. Вписывают в рамочки нужные слова (Т. №3). |
16-17. Сказка-цепочка (У. с. 35-38, Т. с. 24-26, Х. с. 76, 62-75). Первичное предъявление новых знаний и овладение новыми умениями | Знакомство с композиционными особенностями кумулятивной сказки (построенной по принципу накопления персонажей или эпизодов), называя ее сказкой-цепочкой. | Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются; через обращение к читательскому опыту школьников (Знаете такие сказки? У. с.35; Вспомни эти сказки. Т. №2). | Подведение под понятие: формирование понятия «сказка-цепочка» через анализ фрагментов-«звеньев» текста и изучение дидактических иллюстраций. Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с.36, 38, Т. №2,3). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее, обогащенное очередным новым элементом. Сравнительный анализ докучной и кумулятивной сказок с целью обнаружения сходства (повтор) и различий (круг и вектор – разные композиционные основы). Умение работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия). | Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Маша объяснила: «В одном домике живет несколько сказок» Назови те сказки, которые знаешь ты. У. с.38). | Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке (У. с. 36-37) Учет позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения (Миша сказал… Маша добавила… А ты как думаешь? У. с.37). | Читают по цепочке согласно маркированию, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, рассматривают иллюстрации. Работают с хрестоматией. Рассказывают сказку-цепочку по иллюстрациям. Сравнивают сказки-цепочки и докучные сказки. Подписывают названия сказок. Изображают ход сказки в виде цепочки. |
18. Звучащие стихи (У. с. 39-41, Т. с. 26-27, Х. с. 45, 11-14). Первичное предъявление новых знаний | Знакомство с новым художественным приемом выразительности – звукопись на материале поэтических текстов Е. Благининой, А. Усачева, Д. Ривза. Обнаружение различных вариантов его использования. Подготовка детей к пониманию того, что поэты изучают малые фольклорные жанры и используют их особенности в своих произведениях. | Умение оказывать помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач (Помоги Мише… У. с.41). Мотивация учебной деятельности через опору на имеющиеся знания (заклички, считалки, скороговорки). | Установление причинно-следственных связей: между характером текста (жанром, к которому он принадлежит) и манерой чтения этого текста: как читать стихи, содержащие звукопись. Умение работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия). Поиск и выделение необходимой информации (поиск нужных слов (Т. №2), частей текста (Т. №3)). | Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Ответ в скобках «Ночная считалка», Т. №3). | Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке и работа в парах. Учет позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения (Миша уверен… Маша говорит… А ты с кем согласишься? Т. №3). | Читают по цепочке, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, рассматривают иллюстрации. Работают с хрестоматией. Подчеркивают нужные строки, слова (Т. №2,3). |
19-20. Звукопись в поэзии и прозе (У. с. 42-44, Т. с. 28-29, Х. с.7, 12, 13, 45). Овладение новыми умениями. Применение знаний, умений и навыков | Обнаружение присутствия звукописи в прозаическом и поэтическом текстах, понимание смысла использования этого литературного приема. Совершенствование навыков чтения вслух и выработка умения внутреннего чтения на материале рассказа М. Горького «Воробьишко» и стихотворения А. Усачева «Буль-буль». | Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач (Помоги Маше и Мише…, Т. №29). | Поиск и выделение необходимой информации: поиск нужных частей текста (У. с.42-43). Работа с маркированными в тексте словами и строчками (У. с.43,44). Умение работать с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия). | Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (отгадка в названии стишка-загадки, Т. №3). | Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке, работа в группах. Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.42-44). | Читают по цепочке, читают хором, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, рассматривают иллюстрации. Работают в группах. Вставляют пропущенное слово. Работают с хрестоматией. Подчеркивают нужные слова. |
21. Считалка, скороговорка или дразнилка (У. с.45 -47, Т. с. 30). Применение знаний, умений и навыков | Идентификация малых жанров фольклора (считалка, скороговорка, дразнилка). | Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач (Помоги Мише…, У. с.46; Помоги Маше и Мише…, У. с.47). | Поиск и выделение необходимой информации: перечитывание текста с различными заданиями (Т. №2). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение сюжетных признаков дразнилки (У. с.47). Установление причинно-следственных связей между использованием в малых фольклорных формах имен собственных в шуточном контексте и выводом о том, что это дразнилки (У. с.46-47). Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). | Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Что это за текст: «Архип – охрип»? Миша сказал, что это дразнилка, а Маша сказала, что это скороговорка. А вы как думаете, ребята? У. с.47). | Понимание разных оснований для оценки одного и того же текста: один и тот же текст можно считать и дразнилкой и скороговоркой (У. с.47). | Читают, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, рассматривают иллюстрации. Подчеркивают нужные буквосочетания, нужное мнение (Т. №2). |
22. Чувство юмора в поэзии (У. с. 48-51, Т. с. 30-31). Первичное предъявление новых знаний | Определение серьезного и шуточного характера произведения (на материале стихотворений Т. Собакина «Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды» и Б. Заходера «Где поставить запятую?»). Чувство юмора как наиболее доступная возрасту форма эстетического чувства. | Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач (Помоги прочитать название… У. с.48); через чтение текстов юмористического характера. | Работа с маркированными в тексте словами и строчками (У. с.51). Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с.50-51). Установление причинно-следственных связей между характером текста (жанром, к которому он принадлежит) и манерой чтения этого текста: как читать стихи, содержащие звукопись (У. с.48). Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение сюжетных признаков считалки, скороговорки, небылицы (Т. №2). | Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (У. с.51). | Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке. Учет позиции собеседника («А следующая часть стихотворения похожа на считалку» - сказал Миша. Подчеркни одной чертой слова, на которые обратил внимание Миша. Т. №2). | Читают по цепочке, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, рассматривают иллюстрации. Подчеркивают нужные слова (Т. №2). |
23. Стихи про девочек и мальчиков (У. с. 51-53, Т. с. 32 №1, Х. с. 30-35). Овладение новыми умениями | Знание жанровых особенностей стихотворений (на материале стихотворений В. Лунина «Целыми днями…», Э. Успенского «Разгром»). Совершенствование техники чтения с помощью различных типов заданий (чтение по цепочке, чтение по ролям). | Создание условий для процесса социализации и нравственного взросления школьников средствами литературы (текст посвящен тайне особого зрения (способности видеть не глазами, а сердцем)). Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач (Помоги Маше… Х. с.30). | Работа с маркированными в тексте строчками (У. с.53). Умение работать с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия). | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при перечитывании текста по цепочке, по ролям, выразительно. | Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке и по ролям. Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.52-53, Х. с.33,34). | Читают по цепочке, читают по ролям, читают выразительно, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, рассматривают иллюстрации. Работают с хрестоматией. Работают в парах. |
24. Фантазия в поэзии (У. с. 54-55, Т. с. 32). Первичное предъявление новых знаний и овладение новыми умениями | Фантазия как важная особенность поэтического взгляда на мир. Обсуждение поэтических образов, созданных Ю. Заходером в стихотворениях «Рапуны» и «Приятная встреча». Подготовка восприятия стихотворения И. Токмаковой «В одной стране…». | Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий с опорой на фантазию школьников (У. с.54; Т. №3). | Поиск и выделение необходимой информации – перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла текста по его названию, поиск и оценка нужных частей текста (У. с.55). Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Установление причинно-следственных связей между правописанием слова (с заглавной или строчной буквы) и его ролью в тексте (У. с.55). | Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Хотите убедиться? Нарисуйте Рапунов в тетради по-своему. Потом сравните, что у вас получилось. У. с.54). | Инициативное сотрудничество: работа в парах. Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.55). | Читают по цепочке, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, рассматривают иллюстрации. Работают в парах. Рисуют, опираясь на собственные представления, и сравнивают рисунки (У. с.54, Т. №3). |
25-26. Особый взгляд на мир (У. с. 56-59, Т. с. 33). Первичное предъявление новых знаний и овладение новыми умениями | Средства выражения авторского отношения к изображаемому (тайна особого зрения) на материале стихотворений И. Токмаковой «В одной стране…», С. Козлова «Туман», М. Бородицкой «Вечер». Развитие навыков осмысленного и выразительного чтения, навыков внутреннего чтения. | Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: подведение к мысли, что именно поэты и художники открывают нам привычные вещи с новой стороны, потому что они смотрят на мир с любовью и удивлением, изменяют его силой своего воображения. | Поиск и выделение необходимой информации – перечитывание текста с разными задачами: поиск и оценка нужных частей текста (У. с.59, Т. №2). Работа с маркированными в тексте строчками (У. с.58). Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с.56-59). Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). | Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (маркирование цветом, У. с.58-59) | Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке, работа в группах. | Читают по цепочке, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, рассматривают иллюстрации. Обводят нужные строки (Т. №2). |
27-28. Что видит и слышит поэт (У. с. 60-64, Т. с. 34-36). Овладение новыми умениями. Применение знаний, умений и навыков | Тайна особого зрения. Освещение проблемы истинного слуха и истинного зрения на материале прозаического текста С. Воронина «Необыкновенная ромашка» и стихотворений И. Токмаковой «Разговор синицы и дятла», «Разговор Лютика и Жучка» и Г. Горбовского «Что знал подсвечник». | Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: особое восприятие мира, характерное для поэтов, а также для всех людей, которые любят и чувствуют природу. | Установление причинно-следственных связей: между характером текста и манерой его чтения (как читать скороговорки) (У. с.64); между правописанием слова (с заглавной или строчной буквы) и его ролью в тексте (У. с.55). Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с.60-61, Т. №3). Поиск и выделение необходимой информации – перечитывание текста с разными задачами: поиск и оценка нужных частей текста (Т. №3). Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при перечитывании текста по цепочке, по ролям. | Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке, по ролям (У. с.60-64). | Читают по цепочке, по ролям, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, рассматривают иллюстрации. Подчеркивают нужные слова и строчки (Т. №3). Письменно расшифровывают картинки (Т. №4). |
29. Прибаутка и небылица (У. с. 65-66, 73, Т. с. 37-38). Первичное предъявление новых знаний | Знакомство с малыми жанрами фольклора – прибаутки и небылицы (закономерность-наличие повторов). Сопоставление живописных и литературных образов для лучшего представления специфики фольклорных жанров. | Мотивация учебной деятельности через использование иллюстраций. | Поиск и выделение необходимой информации: перечитывание текста с разными заданиями (поиск нужных частей текста) (У. с.66, Т. №2). Работа с маркированными в тексте словами и строчками (У. с.66). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение сюжетных признаков небылицы, сказки-цепочки (У. с.66, Т. №2). Сравнительный анализ текста и иллюстрации с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров (У. с.66, 73). Подведение под понятие: формирование понятия «прибаутка» через анализ родственных слов (баять, баюн, байка), значения которых объяснены (У. с.65); формирование понятия небылица посредством привлечения антонима (быль – небылица) (У. с.66). Установление причинно-следственной связи между фольклорным текстом и художественной иллюстрацией к нему (У. с.66, 73). Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). | Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Порядок такой…У. с.65). | Учет позиции собеседника: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста: один и тот же текст можно считать и прибауткой и небылицей. | Читают, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, рассматривают иллюстрации. Обводят нужные фрагменты текста (Т. №2). Подчеркивают нужные слова (Т. №2). |
30. Дразнилка, прибаутка или небылица? (У. с. 67-68, 74-75, Т. с. 38-40). Обобщение и систематизация ЗУНов | Развитие умения распознавать жанровую принадлежность текста (дразнилка, прибаутка, небылица) и обнаруживать в одном тексте приметы разных фольклорных жанров. Формирование умения находить парную рифму как самую распространенную в малых жанрах фольклора, в детском фольклоре. Формирование действенно-практического представления о различиях фольклорной и авторской литературы. | Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач (Помоги Маше и Мише… Т. №2). | Поиск и выделение необходимой информации – перечитывание текста с разными задачами: поиск нужных частей текста, нужных строчек (У. с.67, Т. №2,3). Работа с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками (У. с. 67-68). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение сюжетных признаков небылицы, дразнилки, прибаутки (У. с.67,68, Т. №2,3). Установление причинно-следственных связей: между фольклорным текстом и художественной иллюстрацией к нему (У. с.67, 74; 68,75). Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с.67). Сравнительный анализ текста и иллюстрации с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров (У. с.67, 74; 68,75). Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). | Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Маша сказала: «Это прибаутка и небылица». А ты как думаешь?, У. с.67). | Учет позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения («Это дразнилка», - сказал Миша. Можешь подтвердить ответ Миши?, У. с.67). Понимание разных оснований для оценки одного и того же текста: один и тот же текст можно считать и прибауткой и небылицей (У. с.67). | Читают, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, рассматривают иллюстрации. Обводят нужные слова (Т. №2,3). Определяют жанр текста (Т. №2,3). Рисуют иллюстрации к текстам, учитывая их жанровые особенности (Т. №4). |
31. Искусство иллюстрации: что видит художник (У. с. 69-71, 76-78, Т. с. 40-41). Овладение новыми умениями | Формирование умения видеть фольклорные тексты как живые игровые организмы, которые влияют друг на друга, вбирают разные жанровые структуры. Выявление закономерностей выстраивания своей картины мира художником, средств выражения авторского видения | Мотивация учебной деятельности через чтение текстов шуточного характера. | Поиск и выделение необходимой информации: поиск и подстановка нужных слов (У. с.69, 70); оценка прагматики текста (Так говорить неправильно!, У. с.70). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнительный анализ текста и иллюстрации с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров (небылицы, дразнилки, сказки-цепочки, заклички) (У. с.69, 76; 70, 77; 70-71, 78). Работа с маркированными в тексте словами и строчками (У. с. 70). Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). Установление причинно-следственных связей: между фольклорным текстом и художественной иллюстрацией к нему (У. с.69, 76; 70, 77; 70-71, 78). | Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности (Миша робко предположил…Маша возразила… С кем ты согласишься?, У. с.70). | Коммуникация как взаимодействие: учет позиции собеседника, обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения (Миша робко предположил…Маша возразила… С кем ты согласишься?, У. с.70). Понимание разных оснований для оценки одного и того же текста: один и тот же текст можно считать и дразнилкой и небылицей (У. с.69). | Читают, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, рассматривают иллюстрации. Строят рассказ по иллюстрации (У. с.70, 77; 71,78). Подставляют свое имя в стихотворение (У. с. 69). |
32-33. Рифмующиеся слова и изображения (У. с. 71-72, 79-80, Т. с. 41-43). Овладение новыми умениями | Общее представление о малых жанрах фольклора (окружают ребенка с детства, носят игровой и практический характер, изучаются и используются поэтами). Наличие повторов как особенность фольклорной культуры. | Мотивация учебной деятельности через оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач (Помоги Маше и Мише… Т. №2); через чтение текстов шуточного характера (У. с.71-72). Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: осознание важности изучения НАРОДНЫХ произведений фольклора. | Поиск и выделение необходимой информации – перечитывание текста с разными задачами: поиск нужных частей текста, нужных строчек (У. с.71,72, Т. №3,4); поиск и подстановка нужных слов (Т. №4). Работа с дидактическими иллюстрациями (У. с. 71,72,79,80). Установление причинно-следственных связей: между фольклорным текстом и художественной иллюстрацией к нему (У. с.71, 79; 72, 80). Работа с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками (У. с. 71-72). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнительный анализ текста и иллюстрации с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров (У. с.71, 79; 72, 80, Т. №3,4). Умение работать с двумя источниками информации (учебник, тетрадь). | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при перечитывании текста по цепочке, по ролям, по заданиям. | Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке, по ролям. Умение договариваться о распределения ролей в совместной деятельности (У. с.71). | Читают, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, рассматривают иллюстрации. Работают в парах. Подчеркивают повторяющиеся слова (Т. №3). Обводят нужные слова (Т. №3,4). Вписывают пропущенные слова (Т. №4). |
34. Л. Толстой «Косточка». Характер литературного героя (Х. с. 52-53). Применение знаний, умений, навыков. | Понимание главной мысли текста. Сопоставление разных читательских позиций и высказывание собственной точки зрения на проблему. Умение давать характеристику литературному герою. | Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: текст, посвященный тайне особого зрения (способность видеть не глазами, а сердцем) | Установление причинно-следственных связей: между поступком человека и реакциями на него (собственной реакцией и реакцией окружающих). | Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Апеллирование к тексту для подтверждения того ответа, с которым соглашается обучающийся. | Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке. Коммуникация как взаимодействие: учет позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения. | Читают, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, рассматривают иллюстрации. |
35-36. Структура сказки-цепочки «Три медведя», «Маша и медведь» (Х. с. 67-71). Применение знаний, умений, навыков. | Понимание сюжетно-композиционных особенностей кумулятивной сказки как сказки-цепочки и докучной сказки | Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: умение фантазировать. | Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнительный анализ текста и иллюстрации с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров (сказка-цепочка, докучная сказка) | Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. | Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке. | Читают, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, рассматривают иллюстрации. |
37. Стихи И. Токмаковой (Х.с. 47 - 48). Применение знаний, умений, навыков. | Иметь общее представление о стихотворном произведении | Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: стихотворные тексты раскрывающие красоту слова. | Поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрацией): оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных строчек | Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. | Инициативное сотрудничество: чтение по ролям. Коммуникация как взаимодействие: учет позиции собеседника, обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения. | Читают, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, рассматривают иллюстрации. |
38-39. Сказка, которая нравится Знайке: Б.Заходер «Серая звездочка» (Х. 26. 35, 48. 53). Обобщение и систематизация ЗУНов | Обратить внимание на логику сказочной истории с одной стороны, и на этический смысл сказки – с другой. | Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: проблемы взаимоотношений | Поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрацией): перечитывание текста с разными задачами. | Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. | Инициативное сотрудничество: чтение по цепочке. Коммуникация как взаимодействие: учет позиции собеседника. | Читают, отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают предположения, слушают, рассматривают иллюстрации. |
40. Разгадываем секреты литературы. Задания клуба «Ключ и заря» (Т. с.45-48). Контрольный урок | Общее представление о малых жанрах фольклора, о стихотворном и прозаическом произведениях | Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Работа с двумя источниками информации. | Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности. Концентрация воли для преодоления интеллектуальных трудностей. Самоконтроль. | Коммуникация как взаимодействие: понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Задавать вопросы для организации собственной деятельности. | Читают, отвечают на вопросы, пишут письма, оформляют конверт. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта урока "Класс миллионов. Класс миллиардов"
Технологическая карта урока "Класс миллионов. Класс миллиардов"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/28/picture-1003175-1517160020.jpg)
Технологическая карта урока. Класс: 1 Предмет: Окружающий мир. УМК: «Школа России» Тема раздела: «Кто и что?»
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. УРОК ПО ТЕМЕ: "КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ?" Цель: познакомить с птицами как представителями животного мира, выделить их существенные и отличительные признаки.Задачи:1.Научить ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/04/picture-1487944-1696423269.jpg)
Технологическая карта урока. Конструктор урока: инструмент проектирования технологической карты урока деятельностной направленности»
конструкор урока представен в программе Microsoft Word...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/19/picture-469205-1408452444.jpg)
Технологическая карта урока классе окружающего мира во 2 классе " Заглянем в кладовые Земли"
урок окружающего мира во 2 классе " Заглянем в кладовые Земли"...