Методическая разработка по русскому языку "Орфограммы приставок"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Птицына Валентина Ивановна

На уроке повторяем правописание групп приставок (с-, на-,з-/с-, пре-/при- и т.д.), объясняем их написание, проводим дифференцируемую работу со словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx33.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока: Орфограммы приставок.

Цель урока: повторить правописание групп приставок (с-, на з-/с-, при-/ пре- и т.д.)

Задачи урока:

  • Повторить орфограммы приставок.
  • Отработать умение находить слова с приставками, объяснять их написание.
  • Расширить словарный запас учащихся.
  • Развивать внимание, наблюдательность, интерес к изучаемому материалу.

Оборудование:

  • Учебник “Русский язык”. 4 класс. Авторы С. В. Иванов, М.И.Кузнецова
  • Рабочая тетрадь “Пишем грамотно”. 4 класс. М.И.Кузнецова
  • Схемы-памятки о правописании приставок
  • Карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к занятию.

        Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них.

        Вдохните  в себя свежесть  утра. Я желаю вам хорошего настроения.                   Я надеюсь, хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.

А  на уроке нам предстоит  выполнять различные  задания, давать полные ответы, грамотно и красиво писать, внимательно слушать мои вопросы  и ответы товарищей, помогать друг  другу  в сложных ситуациях.

    2. Проверка домашнего задания.

        У вас на столе карточки. Вставьте пропущенные местоимения  в стихотворение,  подчеркните местоимения-прилагательные. Ученикам раздаются карточки  с  пропусками.

    Бор  сосновый  в  стране одинокой  стоит;

    В нём ручей  меж  деревьев  бежит и журчит.

    Я люблю  тот ручей, я  люблю ту страну,

    Я  люблю  в том  лесу вспоминать старину. 

Обменяйтесь карточками, оцените друг друга.

 

     3. Чистописание.

Напоминание об осанке;                                                                                                                                 Запись даты;  (Десятое октября.  Классная работа.)

Запись поговорки: Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня.

Как  вы понимаете смысл этой поговорки?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 4. Словарная работа.                                                                                                                      1. Повторение написания словарных слов. На доске  слова с пропущенными буквами.

       А…етит,  з…бавный,  …бида,  м…нута, р…шать,   ж…лание.

Ученики по два человека от каждого ряда выходят к доске, вставляют пропущенную букву, называют орфограмму. (Непроверяемая безударная гласная в корне и удвоенная согласная, написание этих слов надо запомнить)

2. Дифференцированная работа со словарными словами. (на карточках) Ребята, подберите и запишите к данным словам родственные слова. Те ученики, у которых розовые карточки, подбирают родственные слова к словам: забавный, минута.

Слова для справок:  позабавить, минутный, поминутный,  забава

Те, у кого голубые карточки, подберите родственные слова  к словам:  решать, желание . 

Слова для справок: перерешать, желать, дорешать, пожелать, решение.

3. Проверка.

 Прочитайте слова, которые вы подобрали.

- Какие части слова помогли образовать новые слова? (приставка) Выделите их.

- Как называется часть слова, стоящая перед корнем?

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

5. Сообщение темы урока.

-  Как вы думаете, почему у нас зашёл разговор, именно о приставках?  

-  Кто сформулирует тему урока? Сегодня на уроке мы вспомним приставки, которые изучали  в  3 классе.

6. Повторение изученного материала. Актуализация знаний учащихся.

- Какие приставки вы знаете? А теперь проверим ваши ответы, найдите в классе карточки, на которых  написаны приставки. Распределите приставки по колонкам. (дети находят приставки и прикрепляют их к магнитной доске).

Приставки, которые             Приставки, которые        Приставки, которые

оканчиваются на  з-, с-         оканчиваются на о-, а- и      оканчиваются на и-, е-

другие об-, от-, под-,

 над-, в-, пере-.

без-, бес-, из-, ис-, раз-, рас-,  с-, по-, про-, до-,о-,  на-, за-, пре-, при-  

- В русском языке множество приставок, часть из них мы изучаем в начальной школе.  Что вы знаете о правописании  данных  приставок?

- Значит, на какие группы мы можем разделить данные приставки?

1 группа – написание приставок зависит от того, с какого звука начинается корень слова: без-/бес-, из-/ис-, раз-/рас-.

2 группа – приставки, которые всегда пишутся одинаково, независимо от их произношения: за-, на-, о-, по-, про- до-, с-.

3 группа – приставки, правописание которых зависит от смысла: пре- и  при-, с этими приставками вы познакомитесь в старших классах.

- Сформулируйте цель нашего урока?  Повторить правила написания приставок                   в словах.

7. Закрепление правописания приставок.

1. Закрепление правописания приставки с- и приставок на з-/с-.

Распределите слова в три столбика,  в первый записывайте слова с приставкой с-, во второй слова с приставкой оканчивающей на с-, в третий столбик слова с приставкой оканчивающие на з-. (работа в парах по карточкам)

Сделать, разгибать, сбросить, здесь, изменить, изводить, исписать, разжать, бесполезный, сбить, разбросать, здание, раскраска, здоровье.

- Что получилось? Какие слова лишние? (здесь, здание, здоровье)

- Почему они лишние? (это не приставки, а часть корня, и в русском языке нет приставки з-)

- Внимательно посмотрите на слова, в которых вы отметили приставки. Назовите слова, в которых приставки оканчиваются на з-/с- (ученики называют слова)

Отчего зависит написание букв з-/с- в приставках. (дети проговаривают правило: если корень начинается с глухого согласного – пиши в приставке с-, если корень начинается со звонкого согласного – пиши в приставке з-.

Физминутка- игра.

Я  буду называть слова с приставками заканчивающими на с- и з-. Если в слове приставка заканчивается на с- присаживаемся, если приставка заканчивается на з- поднимаем руки высоко.

         разделся                                        исписать

         развод                                           бесполезный

         разбить                                         рассказ

         безветренный                               исправление    

       

2. Закрепление правописания приставок  которые оканчиваются на о-, а- и       другие  об-, от-, под-, над-, в-, пере-.

Упр.2, стр.48 – запишите к каждому слову родственные слова с приставками, которые входят во вторую колонку. (у доски)

Морской -  заморский

Работать - заработать, доработать, отработать, наработать

Водный - надводный, подводный

Лететь - полететь, залететь, долететь, отлететь

Ходить - находить, заходить, отходить, переходить

Говорить -  проговорить, заговорить, обговорить

Делать - доделать, проделать, заделать

- Что мы должны помнить об этих приставках? (Их надо запомнить и писать правильно)

8. Повторение пройденного материала.

  Нам необходимо прочно усвоить знания  о правописании приставок. Для этого прошу объединиться в группы, для выполнения следующего задания. Вставьте пропущенные буквы в словах,  выделите приставку. Объясните написание приставок. Работайте в карточках. Поучите друг друга, посовещайтесь. Подайте сигнал, когда будете готовы.

Один человек из группы выступает и делает вывод.  

    Н…ступила весна. Ра…таял снег. Все луга  з…топило водой. С  юга  п…тянул теплый ветерок, н…гоняя сизые тучи. Они з…крыли всё небо, п…шёл первый дождь. Капли дождя бе…шумно падали на землю.

    Но вот  п…светлело.  З…пели  птицы. На небе стало пр…глядывать солнышко.

9. Итог урока.

- Сформулируйте цель нашего урока?  Повторить правила написания приставок                   в словах.

- Какие группы приставок мы повторили?

- О чем должны помнить, записывая слова с приставками?

10.  Рефлексия.

- Хочется, чтобы мы расстались с вами с добрыми чувствами,  добрыми словами: спасибо дети!

8. Домашнее задание.

Уч.с.49, упр.4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Методическая разработка по русскому языку для четвертого класса Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

Знакомство с учебником русского языка. Развитие речи. Знакомство с мудрыми высказываниями о нашем языке....

Методическая разработка по теме: "Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы -ик, -ек"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России"...

Методическая разработка по русскому языку на тему: «Тест по русскому языку по разделу «Синтаксис». 4 класс. Начальная школа ХХI века»

Тест состоит из 24 вопросов трёх уровней сложности по разделу "Синтаксис". Задания на выбор ответа.Цели: проверка усвоения материала по изученным темам раздела. ...

Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Методическая разработка урока  русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение»    включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...