Конспект урока по русскому языку "Правописание суффиксов -ик, -ек".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме "Правописание суффиксов -ик, -ек" разработан в соответствии со всеми стандартами ФГОС. В занимательной форме учащиеся 3 класса исследуют проблему правописания слов с суффиксами -ик, -ек, делают выводы, закрепляют изученный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_3_klass.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока:
I. Организационный момент. ( 1мин)
Мотивация к учебной деятельности.
Необычный день у нас
И гостями полон класс
Что гостям сказать нам надо?
( - Видеть Вас мы очень рады!)
Все за парты тихо сели.
На меня все посмотрели
Пожелайте успехов глазами
И вперёд, за новыми знаниями!
- Сегодня мы с вами вновь отправляемся в путешествие по удивительной стране Орфографии.
- Вспомните, что такое орфография? (раздел науки о языке, изучающий правила написания слов, наука о правописании).
1 слайд
- Посмотрите на карту нашего маршрута. Там много интересных станций. Думаю, что все трудности, которые нам встретятся на пути, мы будем дружно преодолевать.
II. Проверка домашнего задания. ( 3 мин)
- Мы отправляемся в наше путешествие со станции «Домашняя».
Давайте проверим домашнее задание, которое вы выполняли по группам. (озвучивают, проверяем цепочкой) – 2 и 3 группа – эксперты, слушают, если нужно - исправляют ошибки.
1 группа – записать слова с приставками, приставки выделить:
Побежал, облетел, подметал, прочитал, додумал, написал, перелистал, пришёл.
- Что такое приставка?
2 группа - записать слова с суффиксами, суффиксы выделить:
Радость, маленький, учитель, школьник, машинист, переводчик, зёрнышко, подсолнечник.
- Что такое суффикс?
3 группа – записать однокоренные слова к слову снег, выделить корень.
Снег, снежинка, снеговик, снежный, снегурочка, снежок.
- Какие слова называются однокоренными?
- Оцените себя, как вы справились с домашней работой.
(обратить внимание на памятку на доске).
III Актуализация знаний учащихся. ( 1 мин)
- Итак, мы выехали со станции «Домашняя» и прибыли на станцию «Интеллектуальная».
- Русский язык богат на правила. Мы с вами изучили много орфограмм. Сейчас проверим, готовы ли вы покорять новые вершины знаний. Отвечаем очень быстро!
1) жи-ши пиши…
2) имена собственные пишутся…
3) ча-ща пиши…
4) гласная ё всегда…
5) мягкий знак звук или буква?
6) чк-чн пишется…
7) сколько в слове гласных… Оцените свою работу!
- Молодцы! Отправляемся к следующей станции «Чистописание».
IV. Минутка чистописания (5 мин)
- Вспомните наши правила чистописания.
КРАСИВО
АККУРАТНО
ЧИСТО
БЫСТРО
- Запишите число и классная работа (дежурный работает у доски).
- Прочитайте предложение на доске:
НЕ ударить в грязь лицом.
- Что это за предложение? (фразеологизм).
- Объясните его смысл. (успешно справиться с делом, не опозориться)
- Как мы должны работать на уроке, чтобы не ударить в грязь лицом?
- Запишите фразеологизм, подчеркните орфограммы, которые в нём встретили. Проверяем (сигнальными карточками). Оцените свою работу на этой станции.
V. Создание проблемной ситуации.
Постановка учебной задачи. (7 мин)
- Прибываем на станцию «Угадай-ка».
- Сегодня на уроке мы с вами узнаем еще один секрет русской орфографии. Хотите?
- Составьте слово из букв на доске. ( СФКСФИУ)
- О какой же части слова пойдёт речь на уроке?
- Что вы знаете о суффиксе?
2 слайд
- Внимание на экран. Прочитайте слова, запишите их, выделите в них суффикс.
Школьник, учитель, реченька, орешек, птенчик. (Проверяем, сигнализируем)
- Написание каких суффиксов вызвало затруднение? Почему? (знаний не хватает, не знаем правила). - Сформулируйте тему нашего урока.
3 слайд
- Что же мы должны узнать сегодня на уроке? ( когда пишется суффикс –ик, когда –ек)
- Чему должны научиться? (правильно писать слова с этими суффиксами).
4 слайд
- Чтобы достигнуть цели урока можно идти разными путями:
5 слайд
Путь 1 – взять готовое правило.
Путь 2 – самим изобрести это правило.
- Каким путём пойдем? Почему?
- Мы пойдём вторым путём. Оцените свою работу на этом этапе.
-И прибываем на станцию «Трудовая».
- Вам надо будет хорошо потрудиться, чтобы сделать правильные выводы.
- Откройте учебники на стр. 125, найдите упр.242. Прочитайте пары слов.
- В каком суффиксе при изменении формы слова гласный звук сохраняется? (-ик) Запишите 2 пары слов по выбору, выделите суффиксы.
Сформулируйте вывод.
Если при изменении формы слова суффикс не выпадает – пишется –ик, выпадает – пишется –ек.
Если гласная сбежала
Это е была сначала
Если гласная осталась
То, конечно, оказалось
Это и, а суффикс –ик
Знает каждый ученик.
- Давайте проверим, совпадают ли наши выводы с правилом в учебнике. Прочитайте правило мудрой Совушки на стр. 125. (выводы сделали правильные)
Оцените свою работу на этой станции.
- Физкультминутка. ( 3 мин)
- Вы уже немного устали в путешествии. И мы прибываем на станцию «Отдыхай-ка!»
Ехали медведи на велосипеде (крутят педали)
А за ними кот задом наперёд (спиной)
А за ним комарики на воздушном шарике ( руки вверх, летают)
Зайчики в трамвайчике (прыгают)
Волки на метле (летают на метле)
Едут и смеются, пряники жуют (прыгают, смеются, хлопают в ладоши).
- Назовите автора и произведение, если вы узнали.
(К.И.Чуковский «Тараканище»)
VII. Работа с алгоритмом и по учебнику в парах. (7 мин)
- Отдохнули, и снова отправляемся в путь. И прибываем на станцию «Дружная»
- А что мы обычно составляем, чтобы правило было легче запомнить? (алгоритм)
- У вас на столах лежат листочки, в которые вам нужно вставить пропущенные слова, чтобы получился алгоритм. Посоветуйтесь и вставьте слова, которых не хватает в алгоритме.
Алгоритм правописания суффиксов –ик, -ек.
Да Нет ↓ ↓ пиши _____ пиши _________ |
- Давайте проверим, какой алгоритм правописания суффиксов –ик, -ек у вас получился. ( Один ученик читает, остальные сигнализируют).
- Алгоритм поможет вам при выполнении следующего задания.
6 слайд
Откройте учебники на стр. 126 и найдите упр. 243. Работаете в парах. Запишите с опорой на алгоритм слова, вставляя пропущенные буквы, суффикс выделите. Договоритесь, кто будет выписывать слова с суффиксом –ик, а кто с суффиксом –ек.
- Какой оттенок значения вносят эти суффиксы? (уменьшительно-ласкательный)
- Проверяем (работают сигнальные карточки). Оцените свою работу.
VIII. Закрепление изученного материала. (10 мин)
- – Прибываем на станцию «Игровая». ( 5 мин)
Ребята, скоро ваш самый любимый праздник – Новый год. И, конечно в этот праздник все ждут подарков, игр, веселья. Вот и мы с вами поиграем, а подарки мы подарим нашим героям Медвежонку и Пёсику. В классе спрятаны слова, которые вам нужно найти и разложить по мешочкам героев. Только будьте внимательны, чтобы не огорчить их. (Ищут слова, доказывают, почему положат в этот мешочек)
носоч.к |
рот.к |
горош.к |
нос.к |
кусоч.к |
дожд.к |
- Молодцы, вы очень внимательные!
2) – Прибываем на станцию «Групповая». (5 мин)
Работаем в группах. У каждой группы набор слов. Вы должны составить из слов предложение, записать его, найти слово с изученной орфограммой, вставить букву и доказать, почему вы её написали.
1 группа – летний, Стоял, тёплый, денёч.к.
2 группа – понесла, бабушке, Красная Шапочка, масла, горшоч.к.
3 группа – в, Тропинка, спускалась, овраж.к.
4 группа – На, выбежал, дорожку, ёж.к.
5 группа – Он, свернулся, в, клубоч.к, и, лесоч.к, покатился.
6 группа – Красная Шапочка, на, поднялась, бугороч.к.
- Проверяем. Какое слово встретилось на изученное правило. Какую букву написали? Почему?
- Из какого произведения этот отрывок? Кто автор?
IX. Подведение итогов. Домашнее задание. Выставление оценок ( 5 мин)
- Мы снова на станции «Домашняя».
- Какова была тема урока?
- Чему научились? Что узнали нового?
- Запишите домашнее задание: стр. 130, упр.255. Чтобы его сделать, нужно будет воспользоваться алгоритмом.
X. Рефлексия (3 мин)
- Ребята, хотя пришла зима, но снега еще нет. У вас на столах лежат снежинка и сосулька. Если вам всё понравилось на уроке, вы уходите удовлетворённые своей работой – приклейте при выходе на дверь снежинку. Если нет – сосульку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Суффиксы. Значение суффиксов"
Урок предназначен для детей 2 класса, которые учатся по ОС "Начальная школа XXI века.". Урок построен на основе деятельностного подхода к обучению....
Конспект урока по русскому языку 2 класс по программе 21 век "Роль суффикса в слове. Определение суффикса"
Открытый урок по данной теме имел хорошие отзывы методистов. Пусть им воспользуются в своей практике другие учителя....
Конспект урока по русскому языку: "Суффиксы повелительной формы глагола" 4 класс
quot;Суффиксы повелительной формы глагола" 4 класс...
Конспект урока по русскому языку "Суффикс"
Конспект урока по русскому языку "Суффикс"...
Конспект урока по русскому языку «Суффикс» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цель деятельности учителя: продолжить формировать представление учащихся о суффиксе как значимой части слова; показать роль суффикса в передаче оттенков знания слова и образовании новых слов; по...
Конспект урока по русскому языку + презентация Презентация Значение суффиксов 2 класс УМК Начальная школа «XXI век». Тема урока:Значения суффиксов.
познакомить учащихся с группой суффиксов ,упражнять в нахождении суффикса в слове, составлении слов из заданных морфем,закрепить знания детей о корне слова и окончании, отрабатывать алгоритм нахождени...